П.А.Сорокин – основатель интегральной социологии ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Питирим Сорокин – один из самых крупных представителей науки второго типа. Он – теоретик Великой русской и Всемирной цивилизационной революции ХХ в. И вовсе не потому, что он был революционером. Совсем наоборот – вряд ли кто-либо ненавидел революцию больше него. Но в то время, как одни интеллектуалы восхваляли революцию, а другие – проклинали, он сделал ее объектом глубинных основ человеческого поведения и механизмов трансформации социально-экономических систем.

Содержание

Введение 3

1. Социально-научный портрет П.А.Сорокина 4

2. Социология революций П.А.Сорокина 6

3. «Социальная стратификация и мобильность» П.А.Сорокина 9

4. Концепция социокультурной динамики и кризиса конца II тысячелетия 12

5. Теория альтруизма 16

Заключение 17

Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

Сегодня начался переход к новой культурной суперсистеме.

Умозрительная (идеациональная) культура характеризуется  следующими признаками:

1) реальность  по своей природе духовна, нематериальна,  скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, Дао, Брахма); она вечна и неизменна;

2) потребности  и цели людей в основном  духовны (спасение души, служение  Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности);

3) для  удовлетворения этих целей предпринимаются  усилия по освобождению личности  от чувственных соблазнов, повседневных  земных забот.

Отсюда  вытекают по меньшей мере два вывода: истина постигается лишь посредством  внутреннего опыта (откровения, медитация, экстаза, божественного вдохновения), и потому она абсолютно вечна.

Посылки второго типа (чувственной культуры) прямо противоположны:

1) реальность  по своей природе материальна,  доступна чувствам, она перемещается  и постоянно изменяется;

2) потребности  и цели чисто плотские, или  чувственные (голод и жажда,  секс, убежище, комфорт);

3)для  удовлетворения этих целей необходимо  использовать внешнее окружение.

Отсюда  также вытекают два вывода: истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер.

На основе этой типологии Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса. Принципом периодизации является смена  доминирующих типов культурного  менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.

П.А.Сорокин  считал, что в социокультурных  процессах можно вычислить ограниченное во времени линейное движение, а  также установить некоторое повторяющиеся ритмы смены одних социокультурных суперсистем другими. Доминирующее мировоззрение и обусловленные им основные принципы восприятия действительности постепенно исчерпывает свои возможности и заменяют одним из двух альтернативных мировоззрений. Соответственно сменяются и типы социокультурных суперсистем. Основные принципы изменения, согласно Сорокину, находятся в нутрии суперсистем. В качестве одного из важных источников изменений Сорокин называет по необходимости неполное состояние интеграции этих суперсистем.

Теория  культурно-исторических типов Сорокина принципиально отличается от теорий подобного типа О.Шпенглера и А.Тойнби. тем, что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии формирующейся цивилизации объединяющейся все человечество. В настоящие время эта идея о становлении единой цивилизации на всей нашей планете получила широкое распространение и развитие. Ее укреплению в национальном и в общественном сознании способствовало осознание глобализации социальных и культурных процессов в современном мире. 

«В отличие от Фрейда, Маркса, Парето и др. Сорокин рассматривал специфическую природу человека как «воплощение надорганической энергии, мысли, совести, сознания, рациональной воли» и считает «именно эти силы … творцами всех исторических событий и создателями культурных ценностей»». [8.c.79]

Итак, с  одной стороны человек – биологический  организм, с другой – «дитя Бога», и данное противоречие обусловливает  великие социокультурные циклы  человеческой истории. Преобладание в  обществе физического, чувственного начала каждый раз заводило его в кризисный тупик, и тогда оно сменялось односторонним преобладанием идеационального (религиозного) начала, которое подавляло материальные потребности – цикл возобновлялся. За три тысячи лет истории Запада такая смена произошла четыре раза. Кульминация кризиса очередного общества, построенного на преобладании чувственной культуры, пришлась на ХХ в. Еще в работах 20-30-х годов Сорокин вопреки мнению большинства западных обществоведов предсказывал, что «войны и революции не исчезают, а, напротив, достигнув в ХХ веке беспрецедентного уровня, станут неизбежными и более грозными, чем когда бы то ни было ранее…».

Сорокин выступил против тех, кто видел суть кризиса «в противопоставлении либо демократии и тоталитаризма, либо капитализма  и коммунизма, либо национализма и интернационализма, деспотизма и свободы или же Великобритании и Германии.» И далее: « Исходя из такой оценки, эти диагносты назначают и соответствующее лечение – легкое или более радикальное изменение экономических условий, начиная с денежной реформы банковской системы и системы социального страхования, кончая уничтожением частной собственности».

Сорокин видел суть кризиса в «в распаде  основополагающих форм западной культуры и общества последних четырех  столетий», в том, что «одна форма культуры и общества (чувственная) исчезает, а другая форма лишь появляется».

Парадокс  общества, ориентированного на чувственные  ценности, заключается в том, что  оно оказывается не в состоянии  удовлетворить как духовные, так и материальные потребности большинства населения. «Только в некоторые периоды человеческой истории миллионы людей были такими же несчастными, незащищенными, голодными и обездоленными, как в настоящее время от Китая до Западной Европы».

Наука, принципы которой базируются на ценностях чувственной культуры, оказываются бессильной указать выход из тупика. «Чем больше экономистов вмешиваются в экономику, тем хуже она становится; чем больше политологов участвуют в реформировании государства, тем больше правительство нуждается в реформе…». То же относится к социологам, психологам, антропологам, юристам и т.д. «На кануне войны большинство ученых предсказывали мир; накануне краха и обнищания – «больше и лучше» процветания; накануне революций – стабильный порядок и закономерный прогресс. Часто пути и способы, рекомендуемые от имени науки для устранения нищеты, войны, тирании, эксплуатации и других социальных пороков, на самом деле способствовали их усилению…».

Мы далеки от того, чтобы излагать здесь либо анализировать грандиозную теорию социокультурной динамики П.А.Сорокина. Но и приведенного достаточно, чтобы определенно ответить на сформулированный выше вопрос о связи данной теории с концепцией базовых и условных инстинктов: согласно Сорокину, общество, сложившееся на основе ценностной чувственной культуры, является настолько антагонистичным, что оно подавляет базовые инстинкты больших масс людей, вызывает войны и революции, а наука такого общества способна лишь дезориентировать.

Выход из кризиса и, более того, из периодической  разрушительной смены социокультурных  циклов Сорокин видел в выработке  и усвоении интегральной системы  ценностей и основанной на ней  интегральной культуры, объединяющей идеациональную (религиозную), идеалистическую (полусветскую) и чувственную культуры. Интегральная система должна исходить из примата духовных ценностей над материальными, из гармонии индивидуальных интересов. Она устанавливает абсолютные общечеловеческие ценности, по существу, ориентирована на реализацию в общественном устройстве ценностей христианской этики.

Опиравшись  на собственные теоретические разработки прогнозы сделанные П.А.Сорокиным  еще в начале 20-х годов, в отношении  истощения психофизической энергии  масс и установлении диктатур и вскоре – о продолжении тура войн и революций полностью оправдались. Его общие выводы из теории социокультурной динамики удивительно близки стратегической линии реформирования западного общества после второй мировой войны.

Можно ли применить теории Сорокина для осмысления тех катастрофических процессов, которые продолжаются в нашей стране и обществе на протяжении почти полутора десятилетий? Если говорить не о формальных лозунгах, а о реальных отношениях, то, как нам представляется, это – понимание кризиса прежде всего как крушение определенной системы ценностей, которую Россия в 1917 г. противопоставила «чувственным» ценностям Запада. Причем вначале с почти общепризнанным успехом. Теперь становится ясно, что система ценностей госсоциализма – не лозунговая, а реально воплощенная – была неким суррогатом средневековой религиозной системы с поклонением троице – всезнающей, всемогущей и всеблагой Партии, всепожирающему Молоху гонки вооружений и Великим стройкам коммунизма. На этом и базировался централизованный хозяйственный строй госсоциализма. Главные символы веры системы оставались непоколебимыми до последних дней и опирались прежде всего на противопоставление западному Сатане в образе Империализма, Эксплуатации и Загнивания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теория  альтруизма.

Альтруизм – нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека. Термин введен в этику французским философом О. Контом как противоположный по смыслу эгоизму. Принцип альтруизма восходит к древневосточным нравственным представлениям, формируется в христианстве («возлюби ближнего своего, как самого себя»), а в 17-18 вв. становится компонентом многих этических учений. В истории морального сознания человечества принцип альтруизма имел двоякое значение. С одной стороны, начиная с эпохи разложения первобытных общин, он выражал нормы взаимопомощи в рамках личных взаимоотношений индивидов, противодействуя влиянию частнособственнических интересов и других общественных тенденций, разделяющих людей, формировал сознание людей в духе бескорыстного служения друг другу. Альтруизм сохранил это значение вплоть до буржуазного общества, где распространяется на область частной благотворительности и личных услуг. С другой стороны, всякая попытка представить принцип альтруизма как путь преобразования антагонистического общества на внеэгоистических началах в конечном счете вела к идеологическому лицемерию, скрывала антагонизм классовых отношений. В условиях социализма принцип альтруизма сохраняет значение главным образом в области личных взаимоотношений между людьми, оказываясь недостаточным там, где люди служат «… не их «ближним», а «дальним», т.е всему обществу в целом…» (Ленин В.И., Полн. Собр. Соч. , 5 изд., т. 39, с. 22).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

В самом  кратком виде выводы П.А.Сорокина состоят  в следующем. У истории нет  конечной предопределенной цели, и  если такая цель есть, то мы «узнаем» ее, когда человеческая история закончится, «драма» будет сыграна до конца  и занавес опущен. Но и в этом случае «практической пользы» мы не получим. Следовательно, понятие «конечная цель» должно быть из науки «элиминировано», что сразу превращает такие понятия как «прогресс», «эволюция», «закон исторического развития» и т.п. в научные фикции. «Исторический процесс, - писал П.А.Сорокин в «Социальной мобильности» - скорее напоминает мне человека, который вращается в разных направлениях без определенной цели или пункта назначения». Итак, мы не можем знать, каким будет общество в долгосрочной перспективе. На первый взгляд может показаться, что этот вывод вообще уничтожает социологию как науку. Но это, однако, не так. В «Динамике» Сорокин вводит чрезвычайно важный в его системе «принцип ограничения», который, не отменяя общего положения об отсутствии «конечной цели» человеческой истории, значительно сужает сферу его действия и вытекающих из него следствий. В каких бы направлениях и как бы бесцельно ни «вращался» человек, он не может, например, оторваться от земли и вращаться в воздухе. И точно так же – общество в целом. Если мы не можем точно предсказать, куда идет общество и каким оно будет через определенный отрезок времени, мы все же можем точно знать, каким оно быть не может и куда оно никогда не придет.       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Социология: Курс лекций. А.А.Радугин К.А.Радугин Москва, 1996
  2. Социология: Курс лекций: Учебное пособие – Ростов-н/Д: Феникс, 1999
  3. Петров Г.О. Самыгин С.И.

    Социология: Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Издательский центр «Март» 2002.- с.320

  1. Кондауров В.И., Страданченков А.С.

    Социология: Курс лекций – М.: ИНФРА 2001. – 144с. (серия  «Высшее образование)

  1. Кравченко А.И. Социология. Учебник – М.: ПБО ЮЛ Григорян А.Ф.,

    2001 – 505с.

6.   Зиглина Т.С. «Кризис современного  западного общества в контексте                           

     теории социокультурной динамики П.А. Сорокина» Вестник Московского университета. Социология и политология – 1997 - № 1 – с. 107-117.

   7. «П. Сорокин. Кризис нашего времени» Человек – 1998 № 6 с. 51-58

   8. Ольсевич Ю. «Социология Питирина Сорокина и экономически             

         трансформации» Вопросы экономики 1999 - № 11 – с.63-81. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе П.А.Сорокин – основатель интегральной социологии ХХ века