Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 16:46, контрольная работа
Питирим Сорокин – один из самых крупных представителей науки второго типа. Он – теоретик Великой русской и Всемирной цивилизационной революции ХХ в. И вовсе не потому, что он был революционером. Совсем наоборот – вряд ли кто-либо ненавидел революцию больше него. Но в то время, как одни интеллектуалы восхваляли революцию, а другие – проклинали, он сделал ее объектом глубинных основ человеческого поведения и механизмов трансформации социально-экономических систем.
Введение 3
1. Социально-научный портрет П.А.Сорокина 4
2. Социология революций П.А.Сорокина 6
3. «Социальная стратификация и мобильность» П.А.Сорокина 9
4. Концепция социокультурной динамики и кризиса конца II тысячелетия 12
5. Теория альтруизма 16
Заключение 17
Список литературы 18
Федеральное агенство по образованию
Южно-Уральский государственный университет
Филиал
в г. Златоусте
Контрольная работа.
По дисциплине: «Социология».
На тему:
П.А.Сорокин – основатель интегральной
социологии ХХ века.
Златоуст
2006
Содержание
Введение
1. Социально-научный
портрет П.А.Сорокина
2. Социология
революций П.А.Сорокина
3. «Социальная
стратификация и мобильность»
П.А.Сорокина
4. Концепция
социокультурной динамики и
5. Теория
альтруизма
Заключение
Список
литературы
Введение:
Есть два типа общественной науки (и два типа ученых) – наука (ученые) штиля и наука (ученые) шторма. Первая изучает объект в состоянии относительного равновесия, в ходе спокойных, медленных эволюционных изменений. Вторая имеет дело с эпохой, когда разломы обнаруживают скрытые структуры, когда обнажаются корни общественных систем.
Ученые штиля концентрируют внимание на обмене веществ в системе, ее функционировании, роли в ее эволюции инкрементных, маржинальных изменений. Ученые шторма исследуют прежде всего структуру общества, ее противоречия, причины кардинальных сдвигов в ее основах.
Питирим
Сорокин – один из самых крупных
представителей науки второго типа. Он
– теоретик Великой русской и Всемирной
цивилизационной революции ХХ в. И вовсе
не потому, что он был революционером.
Совсем наоборот – вряд ли кто-либо ненавидел
революцию больше него. Но в то время, как
одни интеллектуалы восхваляли революцию,
а другие – проклинали, он сделал ее объектом
глубинных основ человеческого поведения
и механизмов трансформации социально-экономических
систем.
Социально-научный портрет П.А.Сорокина.
Сорокин Питирим Александрович (21.1.1889, Турья, СССР, - 10.2.1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США), русско-американский социолог. Окончил Петербургский университет. Лидер правого крыла партии эсеров. После Февральской революции 1917 секретарь А.Ф. Керенского и главный редактор газеты «Воля народа» (1917). С 1919 профессор Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1923 в США, в 1930 принял американское гражданство. В 1930-64 профессор, а затем заслуженный профессор Гарвардского университета, где организовал и возглавлял факультет социологии. Сорокин рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистической концепции Сорокина – идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, по Сорокину, есть флуктуация типов культур, каждый из которых есть специфическая целостность и имеет в основе несколько главных филосовских посылок (представление о природе реальности, методах ее познания). Сорокин выделяет три основных типа культуры: чувственный – в нем преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический – здесь господствует интуитивный метод познания. Тип культуры определяется господствующим мировоззрением, выраженным в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смена которых происходит в результате кризисов, воин, революций. Кризис современного буржуазного общества Сорокин связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религиозной «идеалистической» культуры. Сорокин – один из родоначальников буржуазных теорий социальной мобильности и социальной стратификации.
П.А.Сорокин
написал – при самом грубом
подсчете – около 50 томов сочинений.
Будучи страстным пропагандистом и
популяризатором
«Четырехтомное исследование П.А.Сорокина «Социальная и культурная динамика» (каждый том объемом более 700 страниц) – одна из самых грандиозных попыток построить всеобъемлющую систему социологии, предпринятых в ХХ веке. Первые три тома (на английском языке, разумеется) были изданы в США в 1937 г., четвертый, в связи с начавшейся Второй мировой войной, несколько задержался и вышел только спустя четыре года». [7.c48] На этой книге были воспитаны несколько поколений американских социологов, в том числе и многие ученики самого Сорокина, например, Т.Парсонс, А.Дэвис, Э.Тириакьян и другие, ставшие в последствии видными учеными. Они не во всем разделяли взгляды учителя, но его научные заслуги в Дале превращения американской социологии из сугубо прикладной эмпирической дисциплины в теоретическую науку признавали все.
Вот что писал Т.Парсонс: «в сугубо эмпирической атмосфере американской социологии нашего времени наблюдается склонность отрицать значение таких важных проблем, как общие тенденции развития западного общества и культуры, проблемы соотношения Запада и великих цивилизаций Востока и тому подобных поблеем. Чрезвычайно большое значение при изучении этих проблем играет роль религии и ее отношение к социальным ценностям. На мой взгляд, громадная заслуга Сорокина заключается в том, что он настойчиво выдвигал решение этих проблем на передний план и ни в коей мере не удовлетворялся социологией, которой нечего сказать по их поводу. В этом основополагающем отношении Сорокин продолжает великую традицию западной социологической мысли».
Высказывание
Парсонса относится и ко всему
научному творчеству П.А.Сорокина, и
к любой его книге, но больше всего
– именно к «Социально культурной динамике».
Социология революций П.А.Сорокина
«Неужели моя смерть даст вам землю или наполнит
Восемь десятилетий назад, когда Россия оказалась в эпицентре мирового революционного разлома, она обладала мощными национальными школами в важнейших областях фундаментальной науки – физиологии, физике, математике, социологии, экономике и других. Питирим Сорокин – ученик и помощник великого русского социолога, академика М.Ковалевского, ученик и коллега нобелевского лауреата 1904 г., физиолога и психолога академика И.Павлова и основателя рефлексологии и социальной психологии профессора Вл. Бехтерева.
Синтезируя достижения российской социологии (опиравшейся, в свою очередь, на успехи истории, этнографии и философии), с одной стороны, и результаты, полученные учеными Психоневрологического института, созданного Бехтеревым, - с другой, П.Сорокин разработал концепцию, объясняющую общие основы человеческого поведения. В дальнейшем один из крупнейших экономистов России ХХ в. Н.Д. Кондратьев использовал ее в качестве отправного пункта при построении своей теории экономической статики, динамики и генетики.
Сорокин пришел к выводу, что человеческое поведение базируется на психофизических механизмах рефлекторного типа, а жизнь общества есть «бесконечная цепная реакция акций – реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса». При этом интегрирующим моментом выступает коллективный рефлекс. Так что механизмы акции – реакции действуют не только на индивидуальном, но и на групповом и общественном уровне.
Общество движется по схеме: нормальное развитие – революция – нормальное развитие. Однако революции – это вовсе не «локомотивы истории», а разрушительные взрывы, представляющие собой реакцию общества на нарушения им самим психофизических основ собственной жизнедеятельности. Сорокин решительно подчеркивает, что главной причиной и непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было усиливающееся подавление базовых инстинктов большинства населения.
К числу этих базовых инстинктов относятся: пищеварительный; собственнический; инстинкт самосохранения (как индивидуального, так и коллективного); половой; инстинкт свободы; инстинкт самовыражения унаследованных способностей. Иначе говоря, голод и обнищание, страх и принуждение, невозможность создать семью и найти занятие по способности – таковы главные «пусковые пружины» революции.
Сказанное сразу же порождает ряд вопросов.
Прежде всего, нет ли здесь «редукционизма», попытки сведения общественных явлений к физиологическим? Во-первых, заметим, что у Сорокина в данной связи речь идет о психофизических основах поведения людей, а не об общественном механизме в целом, к чему мы еще вернемся. Во-вторых, нелишне указать, что как отдельному человеку, так и всему обществу свойственно представлять себя более «продвинутым» на пути социального прогресса, чем об этом свидетельствуют реальная история вообще и история ХХ в. в частности.
«Инстинкты – сложные комплексы рефлексов, унаследованных или приобретенных, «автоматически» отражающих потребность организма и ориентирующих последствий на ее удовлетворение. Потребности, а следовательно, и инстинкты, могут «конкурировать» друг с другом. Подавлять друг друга, и здесь велика роль сознательной воли в выборе приоритетов. Но тем самым сознание лишь выбирает, какому господину служить в первую очередь. А не может ли сознание подавить все инстинкты? Может. Об этом свидетельствует мощи в подземных кельях Киево-Печерской лавры». [8.c.65]
Не все сознательные действия преднамеренны. Если человек исходя из своих потребностей намечает цель и идет к ней, но затем, движимый голодом или страхом, поворачивает и бежит в обратном направлении, то его бегство является вполне сознательным, хотя и непреднамеренным.
В нормальных
«цивилизованных» условиях человек
сознательно учитывает и
Информация о работе П.А.Сорокин – основатель интегральной социологии ХХ века