П.А.Сорокин – основатель интегральной социологии ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Питирим Сорокин – один из самых крупных представителей науки второго типа. Он – теоретик Великой русской и Всемирной цивилизационной революции ХХ в. И вовсе не потому, что он был революционером. Совсем наоборот – вряд ли кто-либо ненавидел революцию больше него. Но в то время, как одни интеллектуалы восхваляли революцию, а другие – проклинали, он сделал ее объектом глубинных основ человеческого поведения и механизмов трансформации социально-экономических систем.

Содержание

Введение 3

1. Социально-научный портрет П.А.Сорокина 4

2. Социология революций П.А.Сорокина 6

3. «Социальная стратификация и мобильность» П.А.Сорокина 9

4. Концепция социокультурной динамики и кризиса конца II тысячелетия 12

5. Теория альтруизма 16

Заключение 17

Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

Федеральное агенство по образованию

Южно-Уральский  государственный университет

Филиал  в г. Златоусте 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа.

По дисциплине: «Социология».

На тему: П.А.Сорокин – основатель интегральной социологии ХХ века. 
 
 
 
 

                                                                                          Выполнил:

                                                                                                  студент 1 курса

                                                                                                    группы ЗЗМ-101

                                                                                                 Абаимов А.Ю.

                                                                                          Проверил:

                                                                                              Панков В.В.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Златоуст

2006

Содержание                                                                                                                                                                                    

Введение                                                                                                                   3 

1. Социально-научный  портрет П.А.Сорокина                                                    4

2. Социология  революций П.А.Сорокина                                                             6

3. «Социальная  стратификация и мобильность»  П.А.Сорокина                        9

4. Концепция  социокультурной динамики и кризиса  конца II тысячелетия   12

5. Теория  альтруизма                                                                                             16

Заключение                                                                                                             17

Список  литературы                                                                                                18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

Есть  два типа общественной науки (и два  типа ученых) – наука (ученые) штиля  и наука (ученые) шторма. Первая изучает объект в состоянии относительного равновесия, в ходе спокойных, медленных эволюционных изменений. Вторая имеет дело с эпохой, когда разломы обнаруживают скрытые структуры, когда обнажаются корни общественных систем.

Ученые  штиля концентрируют внимание на обмене веществ в системе, ее функционировании, роли в ее эволюции инкрементных, маржинальных изменений. Ученые шторма исследуют прежде всего структуру общества, ее противоречия, причины кардинальных сдвигов в ее основах.

Питирим Сорокин – один из самых крупных представителей науки второго типа. Он – теоретик Великой русской и Всемирной цивилизационной революции ХХ в. И вовсе не потому, что он был революционером. Совсем наоборот – вряд ли кто-либо ненавидел революцию больше него. Но в то время, как одни интеллектуалы восхваляли революцию, а другие – проклинали, он сделал ее объектом глубинных основ человеческого поведения и механизмов трансформации социально-экономических систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социально-научный  портрет П.А.Сорокина.

Сорокин Питирим Александрович (21.1.1889, Турья, СССР, - 10.2.1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США), русско-американский социолог. Окончил Петербургский университет. Лидер правого крыла партии эсеров. После Февральской революции 1917 секретарь А.Ф. Керенского и главный редактор газеты «Воля народа» (1917). С 1919 профессор Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1923 в США, в 1930 принял американское гражданство. В 1930-64 профессор, а затем заслуженный профессор Гарвардского университета, где организовал и возглавлял факультет социологии. Сорокин рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистической концепции Сорокина – идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, по Сорокину, есть флуктуация типов культур, каждый из которых есть специфическая целостность и имеет в основе несколько главных филосовских посылок (представление о природе реальности, методах ее познания). Сорокин выделяет три основных типа культуры: чувственный – в нем преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический – здесь господствует интуитивный метод познания. Тип культуры определяется господствующим мировоззрением, выраженным в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смена которых происходит в результате кризисов, воин, революций. Кризис современного буржуазного общества Сорокин связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религиозной «идеалистической» культуры.  Сорокин – один из родоначальников буржуазных теорий социальной мобильности и социальной стратификации.   

П.А.Сорокин  написал – при самом грубом подсчете – около 50 томов сочинений. Будучи страстным пропагандистом и  популяризатором социологического знания, ученый стремился донести до широких народных масс, справедливо пологая, что можно пить воду, не подозревая о том, что это Н2О, но нельзя, например, проводить выборы в Учредительное собрание, если ни избиратели, ни кандидаты не знают, что такое «общество», «государство», «власть», или что скрывается за популярными лозунгами «земля – народу», «мир любой ценной», «долой министров капиталистов» и т.д.

«Четырехтомное исследование П.А.Сорокина «Социальная и культурная динамика» (каждый том объемом более 700 страниц) – одна из самых грандиозных попыток построить всеобъемлющую систему социологии, предпринятых в ХХ веке. Первые три тома (на английском языке, разумеется) были изданы в США в 1937 г., четвертый, в связи с начавшейся Второй мировой войной, несколько задержался и вышел только спустя четыре года». [7.c48] На этой книге были воспитаны несколько поколений американских социологов, в том числе и многие ученики самого Сорокина, например, Т.Парсонс, А.Дэвис, Э.Тириакьян и другие, ставшие в последствии видными учеными. Они не во всем разделяли взгляды учителя, но его научные заслуги в Дале превращения американской социологии из сугубо прикладной эмпирической дисциплины в теоретическую науку признавали все.

Вот что  писал Т.Парсонс: «в сугубо эмпирической атмосфере американской социологии нашего времени наблюдается склонность отрицать значение таких важных проблем, как общие тенденции развития западного общества и культуры, проблемы соотношения Запада и великих цивилизаций Востока и тому подобных поблеем. Чрезвычайно большое значение при изучении этих проблем играет роль религии и ее отношение к социальным ценностям. На мой взгляд, громадная заслуга Сорокина заключается в том, что он настойчиво выдвигал решение этих проблем на передний план и ни в коей мере не удовлетворялся социологией, которой нечего сказать по их поводу. В этом основополагающем отношении Сорокин продолжает великую традицию западной социологической мысли».

Высказывание  Парсонса относится и ко всему  научному творчеству П.А.Сорокина, и  к любой его книге, но больше всего – именно к «Социально культурной динамике».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социология революций П.А.Сорокина

                                          «Я не когда не забуду эти лица в обезумевшей толпе.

                                          Они потеряли все человеческое, укрепив в себе лишь

                                          звериное начало. Толпа ревела, угрожала, потрясала

                                        кулаками… Сквозь этот гром голосов я прокричал:

                                          «Неужели моя смерть даст вам землю или наполнит

                                           ваши пустые желудки?»

                                                                                                     Питирим Сорокин.

                                                                                   Бойня: революция 1917 года.

Восемь  десятилетий назад, когда Россия оказалась в эпицентре мирового революционного разлома, она обладала мощными национальными школами в важнейших областях фундаментальной науки – физиологии, физике, математике, социологии, экономике и других. Питирим Сорокин – ученик и помощник великого русского социолога, академика М.Ковалевского, ученик и коллега нобелевского лауреата 1904 г., физиолога и психолога академика И.Павлова и основателя рефлексологии и социальной психологии профессора Вл. Бехтерева.

Синтезируя  достижения российской социологии (опиравшейся, в свою очередь, на успехи истории, этнографии и философии), с одной стороны, и результаты, полученные учеными Психоневрологического института, созданного Бехтеревым, - с другой, П.Сорокин разработал концепцию, объясняющую общие основы человеческого поведения. В дальнейшем один из крупнейших экономистов России ХХ в. Н.Д. Кондратьев использовал ее в качестве отправного пункта при построении своей теории экономической статики, динамики и генетики.

Сорокин пришел к выводу, что человеческое поведение базируется на психофизических  механизмах рефлекторного типа, а  жизнь общества есть «бесконечная цепная реакция акций – реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса». При этом интегрирующим моментом выступает коллективный рефлекс. Так что механизмы акции – реакции действуют не только на индивидуальном, но и на групповом и общественном уровне.

Общество движется по схеме: нормальное развитие – революция – нормальное развитие. Однако революции – это вовсе не «локомотивы истории», а разрушительные взрывы, представляющие собой реакцию общества на нарушения им самим психофизических основ собственной жизнедеятельности. Сорокин решительно подчеркивает, что главной причиной и непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было  усиливающееся подавление базовых инстинктов большинства населения.

К числу  этих базовых инстинктов относятся: пищеварительный; собственнический; инстинкт самосохранения (как индивидуального, так и коллективного); половой; инстинкт свободы; инстинкт самовыражения унаследованных способностей. Иначе говоря, голод и обнищание, страх и принуждение, невозможность создать семью и найти занятие по способности – таковы главные «пусковые пружины» революции.

Сказанное сразу же порождает ряд вопросов.

Прежде  всего, нет ли здесь «редукционизма», попытки сведения общественных явлений  к физиологическим? Во-первых, заметим, что у Сорокина в данной связи речь идет о психофизических основах поведения людей, а не об общественном механизме в целом, к чему мы еще вернемся. Во-вторых, нелишне указать, что как отдельному человеку, так и всему обществу свойственно представлять себя более «продвинутым» на пути социального прогресса, чем об этом свидетельствуют реальная история вообще и история ХХ в. в частности.

«Инстинкты – сложные комплексы рефлексов, унаследованных или приобретенных, «автоматически» отражающих потребность организма и ориентирующих последствий на ее удовлетворение. Потребности, а следовательно, и инстинкты, могут «конкурировать» друг с другом. Подавлять друг друга, и здесь велика роль сознательной воли в выборе приоритетов. Но тем самым сознание лишь выбирает, какому господину служить в первую очередь. А не может ли сознание подавить все инстинкты? Может. Об этом свидетельствует мощи в подземных кельях Киево-Печерской лавры». [8.c.65]

Не все  сознательные действия преднамеренны. Если человек исходя из своих потребностей намечает цель и идет к ней, но затем, движимый голодом или страхом, поворачивает и бежит в обратном направлении, то его бегство является вполне сознательным, хотя и непреднамеренным.

В нормальных «цивилизованных» условиях человек  сознательно учитывает и реализует  свои потребности, и связь между отдельными инстинктами и конкретными поступками чаще всего не очевидна. Инстинкты находятся как бы в латентном, дремлющем состоянии, образуя общий психологический фон и рамки для сознательных действий. Но стоит хотя бы одной важной потребности остаться неудовлетворенной в привычных размерах, как инстинкты пробуждаются и нервная система приходит в состояние направленного напряжения.

Информация о работе П.А.Сорокин – основатель интегральной социологии ХХ века