Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 13:47, реферат
Парадигма в социологии - термин, введенный в науковедение американским историком науки и философии Куном и означающий признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Кун выступил против метафизической позитивистской концепции науки, лишавшей последнюю внутренней динамики и развития.
Введение.
1. Парадигмы в истории социологии…………………………………………..5
2. Понятие парадигмы и история социологии: критерии отбора………….8
3. Современные социологические парадигмы………………………………..13
4.Заключение………………………………………………………………………15
5.Список литературы……………………………………………………………...17
Парадигмы
не возникают в готовом виде, они
постепенно формируются, эволюционируют,
складываются в систему представлений,
с тем чтобы со временем смениться
другими парадигмами или быть
дополненными ими. Поэтому без изучения
тех стадий формирования и развития
научных представлений, когда они
еще или уже не являются парадигмами,
картина истории социологии будет
неполной. Кроме того, даже заведомо тупиковые
(с теперешней точки зрения) маршруты,
пройденные социологической мыслью в
стороне от магистральных дорог, могут
оказаться чрезвычайно важными и поучительными
для дальнейшего развития социологического
знания.
Понятие
парадигмы и история
социологии: критерии
отбора
Социология, будучи зрелой наукой, располагает
на сегодня целым рядом отраслевых научных
дисциплин, контурированных такими областями
знания как: теоретическая и эмпирическая,
фундаментальная и прикладная соции; социология
глобальных обществ, больших и малых групп
(макро и –микроуровни социального знания);
социология различных институтов и сфер
социальной жизни: морали, права, политики,
семьи, СМИ и т.п.; социология социальных
проблем: преступности, наркомании, этнических
и расовых конфликтов и т.д . В этом ряду
особым звеном выступает история социологии.
Именно
история социологии даёт представление
о движении общественной и индивидуальной
мысли, о путях изучения социального
и т.д. Совершенно очевидно, что история
социологии опирается на теретико-методологическую
базу общей социологии. В этом смысле
важно определение самой
Этот
понятийно-теоретический базис
Говоря
о парадигмах в истории социологии,
мы не имеем права прямого (формального)
использования понятия «
В
этой связи перед нами возникает
важнейшая критериальная
Думается,
что данная констатация выдающегося
отечественного социального учёного
в полной мере отвечает нашему запросу
на определение понятия «
Без
преувеличения можно сказать, что
при таком подходе к
Такого
рода разметка исследуемого социологического
пространства задаёт необходимую нам
структурацию смены парадигмы как
смену типов научности, которая,
согласно констатации Тахтарёва, может
протекать как революционным, так
и эволюционным путями.
Посмотрим
теперь на критерии отбора парадигм социологии
с иной стороны. В своей работе
«История социологии как область
знания» А.Б. Гофман предлагает систему
критериального отбора парадигм в социологии
посредством «просвечивания»
·
Онтологические критерии социологического
знания;
·
Эпистемологические критерии;
·
Этические критерии;
·
Институционально-
Через признаки рассмотренного динамического движения самого понятия парадигмы в истории социологии и критериев отбора, можно дать итоговый вывод, подчёркивающий своеобразие кратко рассмотренных вопросов, так, как они «работают» в социальной теории. Снова воспользуемся цитатой А.Б. Гофмана. «Парадигмы дают возможность отбирать наиболее существенные, «парадигмальные» имена, понятия, принципы, теории, школы, направления, методы и т.п., оставившие глубокий след в развитии науки. Они же служат критериями периодизации истории социологии, обозначая временные границы, начало и конец той или иной эпохи в развитии социологического знания»
В
заключении стоит сказать о том,
что адекватным языком выражения
как самих парадигм в истории
социологии, так и критериев отбора
выступают так называемые сквозные
уровни социологического знания: научная
картина мира, общая теория, частная
(специальная) теория, эмпирическое (фундаментальное)
исследование, прикладное исследование,
методология, методика и техника.
Соответственно
этому, отвечая на известный и
всегда актуальный вопрос о том, «что
строит парадигму в истории
Итак, мы охарактеризовали в общем онтологические,
эпистемологические, этические и институционально-
Понятно,
что включить все это в историю
социологии невозможно, да и не нужно.
Поэтому, помимо проблемы критериев
отнесения того или иного знания
к социологии, необходимо решить, а
точнее, постоянно решать, проблему
критериев отбора тех или иных
форм знания для включения их в
историю социологии. Иными словами,
после того как мы определили, является
ли известное знание социологическим,
мы должны еще определить, следует
ли включать его в историю социологии.
Критерии
такого отбора, очевидно, должны базироваться
на том, что тот или иной факт,
имевший место в процессе развития
социологии, имеет или имел важное
научное значение. В этом случае он
становится историко-социологическим
фактом. Но как в развитии научного знания
отличить важное от неважного, существенное
от второстепенного?
Универсальных
правил и процедур, позволяющих это
сделать, по-видимому, существовать не
может. Очевидно, что значительное влияние
на отбор историко-социологических фактов
оказывает то, на какую из социологических
теорий ориентирован историк социологии,
какая из них выступает для него в качестве
образца.
Такого
рода влияния в какой-то степени
неизбежны. Но если историк социологии
ориентирован в своей работе не на какие-то
общие и более или менее признанные теоретические
представления, а жестко и целенаправленно
следует замкнутому и самодовлеющему
теоретическому эталону, то это может
приводить к предвзятым и искаженным описаниям
и объяснениям путей развития социологического
знания. История социологии становится
в таком случае не самоцелью, не самостоятельной
и самодостаточной сферой знания, а лишь
средством построения, обоснования или
подтверждения собственной теории социолога
или той, которая кажется ему предпочтительной.
В некотором смысле это уже не история
социологии, а проекция одной теории на
всю историю социологической мысли.
И
все-таки необходимы какие-то ориентиры,
позволяющие отбирать важное, с тем
чтобы включить его в историю
социологии. Для обозначения таких
ориентиров можно воспользоваться
широко распространенным в истории
науки понятием парадигмы. Парадигма
– это “признанные всеми
Современные
социологические
парадигмы
В современной
социологии, согласно Дж. Ритцеру, существуют
пять основных парадигм - исходных концептуальных
схем, объяснительных моделей, на которые
опираются различные концепции.
Они различаются в зависимости
от того, как авторы понимают социальную
реальность.
Парадигма социальных
фактов сводит социальную реальность
к двум группам социальных фактов
- социальным структурам и социальным
институтам, которые рассматриваются
в качестве реальных вещей. Ее возникновение
связано с именем Э. Дюркгейма. В
рамках этой парадигмы выделяются два
противоположных теоретических
направления - структурно-функциональный
анализ (функционализм) и теории конфликта.
Среди последователей данного направления
можно назвать таких известных
социологов, как П. Сорокин, Т. Парсонс,
Р. Мертон, Р. Дарендорф.
Парадигма социальных
дефиниций обязана своим
Парадигма социального
поведения опирается на психологическую
ориентацию в американской социологии
и выражается в бихевиористской
социологии и теории социального
обмена. Наиболее известным представителем
первой является психолог Б. Скиннер, второй
- Дж. Хоманс. Суть данной парадигмы
заключается в понимании
Парадигма психологического
детерминизма возникла на основе учения
австрийского психиатра З. Фрейда. Социальная
реальность здесь рассматривается
через призму извечного конфликта
индивида и общества. Такие исходные
постулаты фрейдизма, как доминирующая
роль бессознательного, гиперсексуализм,
эдипов комплекс, антропопсихологкческий
редукционизм, впоследствии претерпели
определенные изменения в теориях
неофрейдизма (Э. Фромм, Д. Рисмен) и
фрейдомарксизма (Г. Маркузе и Ф.
Райх).