Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 21:39, контрольная работа
Об отношениях науки и религии спорят часто, но участникам таких дискуссий свойственно упрощать проблему. Упрощение – допустимый прием в рассуждениях, но только если держать это в уме и вовремя остановиться, чтобы посмотреть, соответствует ли реальности возникшая таким образом картина. Иначе создаются штампы. Одним из таких штампов мне кажется представление, будто наука в XVIII и XIX веке была слишком самонадеянна, и ее заявления были слишком громкими по сравнению с тем, чего она в принципе может достичь, а в наше время ученые примолкли и поумнели и больше не говорят о немедленном переустройстве мира и его окончательном познании. И наука нашего времени почти как блудное дитя Церкви вот-вот покается и признается в собственном бессилии понять мир и человека... Какая-то правда в этом есть – но не вся правда. Слишком уж лихо мы обобщаем, забывая о том, что не только в наши дни, но и в эпоху, казалось бы, стопроцентного торжества материализма наукой занимались разные люди, с разными религиозными и философскими воззрениями, что существовали разные учения, с разным отношением к религиозной доктрине. Например, кроме Дарвина, были и Ламарк, и Уоллес...
1.К вопросу об отношениях с бесконечностью 3
2. Опровергает ли наука религиозные взгляды? Гелиоцентрическая система мира (мешала ли Церковь вращаться Земле?) 9
3. Методологические проблемы изучения взаимодействия науки и религии 17
Список литературы 22
В XVI веке польский астроном
Николай Коперник (кстати говоря,
священнослужитель в сане
Однако ни Священное Писание,
ни христианская догматика
Теория Дарвина (страшна ли Церкви эволюция?)
Теория Дарвина, согласно
Однако важнее другое –
Механический детерминизм ("Большой Взрыв" науки возвращает Вселенной Творца?)
В первой половине XIX века, в эпоху расцвета ньютоновской физики, считалось, что Вселенная – это просто пустое пространство, в котором под действием силы тяготения движутся шарики разной величины – звезды и планеты. Все это движение можно полностью описать системой уравнений. Решая эти уравнения, можно в точности определить состояние Вселенной в любой момент времени – и в прошлом, и в будущем. С точки зрения ньютоновской физики, прошлое и будущее ничем друг от друга не отличаются. В этой системе просто нет места моменту творения, такой мир принципиально вечен. Сотворение мира из ничего казалось, в рамках таких представлений, глупостью. В такой картине мира нет места никакой свободе, в то время как христианство основано на представлении о свободе – и Божественной, и человеческой.
Во второй половине XIX века физика установила, что в замкнутой системе не убывает энтропия (то есть мера хаоса). Это означало, что прошлое и будущее – не одинаковы даже с точки зрения математической физики, что мир развивается, в нем происходят необратимые процессы, а значит, мир вполне мог иметь начало, мог возникнуть. В первой половине XX века возникла квантовая теория, физика микромира. Было установлено, что в мире элементарных частиц господствует фундаментальная неопределенность, то есть посчитать можно далеко не всё. Наконец, во второй половине XX века появилась "теория хаоса", обосновавшая неустойчивость больших систем к микроскопическим воздействием. Оказалось, что мир, вообще говоря, держится "на честном слове". Иными словами, в научные представления о мире проникла свобода, старые представления о том, что все во Вселенной предопределено, были опровергнуты.
Возраст Земли и возраст Вселенной (шесть дней, но не шесть суток)
Согласно современным научным представлениям, возраст нашей планеты оценивается несколько миллиардов лет, возраст Вселенной – в 10-20 миллиардов лет. Это, казалось бы, полностью противоречит утверждениям Библии о том, что мир был сотворен 7500 лет назад, причем, в течение шести суток.
Здесь мы вновь видим попытку понимать библейский текст с прямотой телеграфного столба. Время, о котором говорится в Книге Бытия, и время физическое – это разные вещи, их нельзя путать. Шесть дней, за которые сотворен мир – это шесть этапов, "эонов". Сколько они длились с физической точки зрения, Библия не говорит, потому что это совершенно непринципиально в контексте ее рассказа. Среди верующих людей тут нет единства мнений, но важно, что представления о физическом возрасте мира в христианстве не догматизированы. Это не вопрос веры, а сфера компетенции науки. Библейское Откровение следует понимать символически.
Люди Церкви – в науке
Протоиерей Сергей Булгаков (1871–1944).
Сергей Николаевич Булгаков (впоследствии отец Сергий) – русский экономист, философ, теолог, один из авторов сборника "Вехи". Был приват-доцентом Московского Университета по кафедре политической экономии и профессором Московского Технического училища. В 1903 году выпустил известную книгу "От марксизма к идеализму". Под влиянием Владимира Сергеевича Соловьева переходит от легального марксизма к религиозной философии, затем становится православным богословом. В 1917 году Булгаков принимает участие в работе Всероссийского Поместного Православного Собора, восстановившего в нашей стране патриаршество. Год спустя он принимает сан священника. В 1922 году эмигрировал, организовал общество Святой Софии, был профессором богословского института в Париже (1925-1944). Основные сочинения: "Философия хозяйства" (1912), "О богочеловечестве. Трилогия"(1933-1945), "Философия имени" (издано в 1953 году).
Священник Павел Флоренский (1882–1937).
Ученый, религиозный философ, богослов.
В сочинении "Столп и
Архимандрит Иакинф (Бачурин) (1777–1853)
В миру – Никита Яковлевич
Бачурин. Крупнейший ученый-
За время своих путешествий в Китай Бичурин изучил язык, обычаи жителей Поднебесной, географию, собрал этнографические коллекции. Собранные им материалы легли в основу Восточного разряда Казанского университета, который готовил российских дипломатов для посольств во все азиатские государства.
Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский (Вениаминов) (1797–1879).
Просветитель народов Северо-
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877–1961).
В миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Хирург, доктор медицины. До 1917 года медик в ряде земских больниц средней России, позднее – главный врач Ташкентской городской больницы, профессор Среднеазиатского государственного университета. В начале двадцатых годов под именем Луки постригся в монахи, был рукоположен в сан епископа. Многократно подвергался арестам и административным ссылкам. Автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей. Наиболее известна его книга "Гнойная хирургия", выдержавшая три издания (1934, 1946, 1956 гг.). Избран почетным членом Московской Духовной академии в городе Загорске (ныне Сергиев Посад). За книги "Гнойная хирургия" и "Поздние резекции при огнестрельных ранениях суставов" (1946 г.) удостоен Сталинской премии первой степени. Умер Войно-Ясенецкий в сане Архиепископа Крымского и Симферопольского. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
Монахиня Игнатия (Пузик) (1903–2004)
В миру – Валентна Ильинична Пузик. Профессор, специалист по патоморфологии туберкулеза. Была монахиней в миру, церковным писателем. Ее духовный подвиг начался, когда в 1924 году она пришла в Высоко-Петровский монастырь и "случайно" попала на исповедь к старцу иеромонаху Агафону (позднее – преподобномученик Игнатий (Лебедев)). Валентина Ильинична закончила МГУ и в 1928 году приняла тайный постриг с именем Игнатия, получив послушание: каждый день вычитывать службы и не оставлять научно-исследовательскую деятельность. Проблема борьбы с туберкулезом стояла очень остро в 30-е, 40-е, 50-е годы и поэтому органы НКВД закрывали глаза на "церковность" выдающегося ученого Пузик. Благодаря исследованиям Института туберкулеза, где и работала матушка, было изобретено лекарство ПАСК, и туберкулез стал излечим. В конце 1970-х матушка завершила свою профессиональную деятельность и занялась гимнографией, печаталась в журнале "Альфа и Омега", писала книги о старчестве наших дней.
Митрополит Иоанн (Вендланд) (1909–1989)
В миру – Константин
В 1945 году монах Иоанн окончательно
решает посвятить себя службе
Богу и становится священником
Ташкентского кафедрального
В 1958 был рукоположен в епископы
и около десяти лет
В 1967 году владыка Иоанн вернулся
на Родину и в сане
Игуменья Серафима (Чёрная) (1914–1999)
В миру – Варвара Васильевна Чёрная. Внучка священномученика митрополита Серафима (Чичагова), расстрелянного в 1937 году. Училась в Институте тонкой химической технологии имени М. В. Ломоносова и работала лаборанткой в Военно-химической академии, затем в Институте органической химии АН СССР. В 1939 году окончила институт и заведовала центральной лабораторией на заводе "Каучук". В 1946 году ушла с завода, чтобы целиком посвятить себя научной деятельности. В 1951 году защитила кандидатскую, через десять лет – докторскую, получила профессорское звание. Работала в Институте резиновой промышленности, объектом ее научного интереса был все тот же синтетический каучук. Автор множества публикаций, сделавших ее ученым с мировым именем. Лауреат Государственной премии. Принимала участие в разработке скафандра, в котором Гагарин совершил первый космический полет.