Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 21:39, контрольная работа
Об отношениях науки и религии спорят часто, но участникам таких дискуссий свойственно упрощать проблему. Упрощение – допустимый прием в рассуждениях, но только если держать это в уме и вовремя остановиться, чтобы посмотреть, соответствует ли реальности возникшая таким образом картина. Иначе создаются штампы. Одним из таких штампов мне кажется представление, будто наука в XVIII и XIX веке была слишком самонадеянна, и ее заявления были слишком громкими по сравнению с тем, чего она в принципе может достичь, а в наше время ученые примолкли и поумнели и больше не говорят о немедленном переустройстве мира и его окончательном познании. И наука нашего времени почти как блудное дитя Церкви вот-вот покается и признается в собственном бессилии понять мир и человека... Какая-то правда в этом есть – но не вся правда. Слишком уж лихо мы обобщаем, забывая о том, что не только в наши дни, но и в эпоху, казалось бы, стопроцентного торжества материализма наукой занимались разные люди, с разными религиозными и философскими воззрениями, что существовали разные учения, с разным отношением к религиозной доктрине. Например, кроме Дарвина, были и Ламарк, и Уоллес...
1.К вопросу об отношениях с бесконечностью 3
2. Опровергает ли наука религиозные взгляды? Гелиоцентрическая система мира (мешала ли Церковь вращаться Земле?) 9
3. Методологические проблемы изучения взаимодействия науки и религии 17
Список литературы 22
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Ивановская
государственная текстильная
Кафедра
философии
Контрольная работа по дисциплине:
«Политология и социология»
на тему:
«Отношения
науки и религии»
Выполнил Жовнерчук А.А.
«Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
код 097206
факультет ФДО
курс 2 группа ЭВ0927
Проверил к.ф.н.
Максимов Л.В.
Иваново 2010
Содержание
1.К вопросу об отношениях с бесконечностью | 3 |
2. Опровергает ли наука религиозные взгляды? Гелиоцентрическая система мира (мешала ли Церковь вращаться Земле?) | 9 |
3. Методологические
проблемы изучения |
17 |
Список литературы | 22 |
1.
К вопросу об отношениях
с бесконечностью
Об отношениях науки и религии спорят часто, но участникам таких дискуссий свойственно упрощать проблему. Упрощение – допустимый прием в рассуждениях, но только если держать это в уме и вовремя остановиться, чтобы посмотреть, соответствует ли реальности возникшая таким образом картина. Иначе создаются штампы. Одним из таких штампов мне кажется представление, будто наука в XVIII и XIX веке была слишком самонадеянна, и ее заявления были слишком громкими по сравнению с тем, чего она в принципе может достичь, а в наше время ученые примолкли и поумнели и больше не говорят о немедленном переустройстве мира и его окончательном познании. И наука нашего времени почти как блудное дитя Церкви вот-вот покается и признается в собственном бессилии понять мир и человека... Какая-то правда в этом есть – но не вся правда. Слишком уж лихо мы обобщаем, забывая о том, что не только в наши дни, но и в эпоху, казалось бы, стопроцентного торжества материализма наукой занимались разные люди, с разными религиозными и философскими воззрениями, что существовали разные учения, с разным отношением к религиозной доктрине. Например, кроме Дарвина, были и Ламарк, и Уоллес...
Когда же заходит речь об открытых конфликтах веры и научного познания, то в подавляющем большинстве случаев вспоминают два процесса – против Галилея и Джордано Бруно. Куда реже вспоминают врача и физиолога Мигеля Сервета, сожженного кальвинистами в 1553 году. Да и вообще у Церкви отношения с медиками складывалось куда хуже, чем с астрономами. Надо ли пояснять, что без анатомических исследований невозможно развитие медицины? А ведь вскрытие покойников до определенного времени строжайше запрещалось Ватиканом. Конечно, удар в первую очередь был направлен против оккультистов, но ведь и честным врачам досталось.
Да и дело Галилея... Пускай обвинение и не касалось его астрономических взглядов – но ведь Галилею было ничуть не легче. После приговора заниматься астрономией он уже не мог и жил до конца дней под домашним арестом. А ведь именно Галилей был человеком, сделавшим решающий шаг в формировании современного научного мировоззрения, которое в основе своей, безусловно, является христианским – однако не сводится ни к теологии, ни к религиозной философии, ни к мистической практике. Думаю, об этом необходимо рассказать подробнее.
Христианство кардинальным
От построений Галилея, от
Но тут крайне важно, что
для Галилея актуальная
Еще в сравнительно недавние
годы господствовал штамп,
Но это – дела давно минувших дней, а как же сейчас складываются отношения науки и религии? Что это очень разные сферы познания, понятно и так. Но есть ли между ними конфликт? Конфликт возникает там, где ущемляются чьи-то интересы, когда кто-то заходит на чужую территорию. Есть ли что делить науке и религии?
Например, чем можно, а чем нельзя заниматься науке? Традиционно считается, что наука не должна заниматься уникальными, невоспроизводимыми явлениями (которые верующие люди воспринимают как чудеса). Да, это вполне соответствует научной методологии – пока остается общим принципом. Но когда начинается конкретика... Надо же еще понять, какие именно процессы являются невоспроизводимыми. Большой Взрыв – тоже невоспроизводимый процесс, но это же не мешает астрофизикам его изучать. Я ничего не знаю о мироточении и верю, что этот процесс принципиально невоспроизводим. Но класс процессов, к которым применимы научные методы, постоянно расширяется. Процессы, которые казались принципиально неповторимыми, становятся вполне доступными исследованию – это связано, в первую очередь, с развитием теории информации и генетики. А с появлением компьютерных моделей этот класс процессов расширяется стремительно. Почему нет необходимости взрывать реальные ядерные заряды? Потому что взрыв можно смоделировать с любой степенью точности.
Другой пример области, в
Нередко звучат предложения "
Наука может быть полезна Православию только в том случае, если она будет свободно искать истину, искать теми средствами, которые ей одной доступны. Тогда она придет к тем вопросам и решениям, которые могут обогатить и религиозный взгляд на мир в том числе. И это неизбежно произойдет.
Ученые – о религии
Галилео Галилей (1564–1642), математик, физик и астроном:
"В
действиях природы Господь Бог
является нам не менее
Рене Декарт (1596–1650), философ, математик:
"...Но
я не пропущу случая затронуть
в моей физике некоторые
Карл Линней (1707-1778), биолог:
"Бог прошел мимо меня. Я не видел Его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в Его творениях, даже в самых мелких, незаметных".
Михаил Ломоносов (1711–1765), физик, химик, астроном:
"Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учителя. А в оной книге сложения видимого мира сего физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители".
Луи Пастер (1822–1895), биолог, химик, медик:
"Чем
более я занимаюсь изучением
природы, тем более
Чарльз Дарвин (1809–1882), биолог:
"В моменты чрезвычайного колебания я никогда не был безбожником в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога".
Андре-Мари Ампер (1775-1836), физик и математик:
"Познанием дел творения мы возвышаемся к Творцу и отчасти даже созерцаем Его Божественные свойства".
Макс Планк (1858–1947), физик:
"Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга".
Иван Павлов (1849–1936), физиолог, медик:
"Я
изучаю высшую нервную
Вернер Гейзенберг (1901–1976), физик:
"Первый глоток из сосуда естественных наук порождает атеизм, но на дне сосуда ожидает нас Бог".
Андрей Сахаров (1921–1989), физик:
"Я
не знаю в глубине души, какова
моя позиция на самом деле,
я не верю ни в какие догматы,
мне не нравятся официальные
церкви. В то же самое время
я не могу представить себе Вселенную
и человеческую жизнь без какого-то осмысленного
начала, без источника духовной "теплоты",
лежащего вне материи и ее законов. Вероятно,
такое чувство можно назвать религиозным".
2.
Опровергает ли наука
религиозные взгляды?
Гелиоцентрическая
система мира (мешала
ли Церковь вращаться
Земле?)