Отечественный и зарубежный опыт социальной работы в производственной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение основ социальной работы на предприятии, её необходимость, основные формы.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность, основные элементы социальной работы в производственной сфере;
2. Рассмотреть вопрос формирования социальной службы непосредственно на предприятии;
3. Рассмотреть зарубежный и отечественный опыт социальной работы в производственной сфере;

Содержание

Введение ………………………………… 2
Глава I
Социальная работа в производственной сфере:
1.1 История направления «Социальная работа в производственной сфере» ………..…. 4
1.2 Цель и задачи социальной работы в
производственной сфере …………… 7
1.3 Формы социальной защиты трудящихся ….. 10
1.4 Социальная служба организации ………….. 16
Глава II
Отечественный и зарубежный опыт социальной работы в производственной сфере:
2.1 Зарубежный опыт социальной работы в производственной сфере ………….. 21
2.2 Отечественный опыт социальной работы в производственной сфере ………….. 23
Заключение ………….. 27
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Социальная работа в производственной сфере.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

              С другой – работодатели действуют автономно, создавая дополнительные формы и виды защиты для работников своих предприятий (учреждений, организаций). Возможности государства при финансировании и организации социальной защиты подвержены колебаниям: в условиях кризиса они существенно ниже, чем при подъеме и стабилизации экономики. Поэтому многие предприятия самостоятельно создают финансовые фонды социальной защиты. Как правило, это многоцелевые фонды, предназначенные для оказания помощи безработным, лицам предпенсионного и пенсионного возраста; улучшения жилищных условий, включая приобретение нового жилья; выплаты пенсий по инвалидности; организация бытовых услуг и др.

              Фонды социальной защиты на предприятиях формируются либо на основе отчислений из прибыли предприятия, либо за счет прибыли и взносов профсоюзов, либо – прибыли, взносов профсоюзов и самих работников. Последний вариант является наиболее распространенным.

              Все взносы в фонды являются возмездными. Это означает, что всем участникам, в конечном счете, возвращаются их взносы в виде социальной помощи. Однако возникает проблема возмещения затрат работодателей. Решение может быть двояким. Первое – Это включение таких затрат в цену продукта или услуги. Однако в этом случае предприятие может из-за высоких цен на свою продукцию потерять какую-то часть потребителей. Поэтому более распространенным является другой вариант. Свободные денежные средства фонда социальной защиты используются фирмой –организатором в хозяйственном обороте. И таким образом создание таких фондов становится выгодным для предпринимателей.[7]

              Роль работников в системе социальной защиты определяется их участием в управлении на предприятиях и в страховых организациях, а также в финансировании системы страхования и социального обеспечения через страховые взносы.

              Финансирование социальной защиты трудящихся может осуществляться двумя способами. Первый способ – финансирование с использованием страховых методов. Этот способ практикуется для определенных видов социальной защиты и имеет ряд преимуществ, но и не лишен недостатков. При этом подходе к финансированию система социальной защиты рассмартивается как социальное страхование и предполагает распределение материальной ответственности по компенсации рисков на максимально возможное число участников, то есть социальная защита приобретает формы организованной взаимопомощи субъектов рынка – государства, наемных работников, работодателей.

              Непосредственное участие в финансировании социальных рисков усиливает личную ответственность каждого субъекта и повышает солидарность как работников, так и работодателей, поскольку все они своими взносами оказывают друг другу солидарную материальную помощь.

              Социальное страхование в нашей стране – это гарантированная государством система мер материального обеспечения трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности; система мер поддержки материнства и детства, а также охраны здоровья членов общества. Средства социального страхования формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

По способу организации социального страхования различают обязательное и добровольное страхование.

Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить всем гражданам нашей страны независимо от их возраста, социального положения, места жительства, уровня доходов и т.п. равные возможности в получении определенного уровня квалифицированной медицинской помощи при возникновении потребности в ней.[8] Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет двух основных источников: бюджетного финансирования (страхование неработающих граждан) и взносов работодателей (страхование работающих граждан). Мы видим, что при обязательном медицинском страховании страхователями выступают только юридические лица.

Размеры всех взносов на социальные виды страхования и порядок их уплаты определяются законом. Взносы большинства предприятий до 1991 года составляли 26 % фонда оплаты труда, затем они были повышены до 38%. Законодательно были утверждены следующие размеры взносов по отдельным видам социального страхования по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям: в пенсионный фонд – 28%, в фонд социального страхования (на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, по некоторым другим расходам) -5,4%, в государственный фонд занятости населения Российской Федерации – 2%, в фонд обязательного медицинского страхования – 3,6%.

Добровольное медицинское страхование является видом финансово-коммерческой деятельности, который регулируется Законом «о страховании», подписанным Президентом Российской федерации 27 ноября 1992 года.

Добровольное медицинское страхование призвано обеспечить более высокий уровень медицинской помощи по сравнению с обязательным медицинским страхованием и системой государственного и муниципального здравоохранения.[9] Оно реализуется за счет страховых взносов – как индивидуальных, так и коллективных, размеры которых устанавливаются страховыми медицинскими организациями самостоятельно и зависят от качества страхуемых рисков, правил страхования, принятых конкретным страховщиком, стоимости медицинских и других услуг, числа застрахованных и т.п. При добровольном медицинском страховании, таким образом, страхователи могут выступать граждане, то есть физические лица.

Социальная защита трудящихся осуществляется в соответствии с разными принципиальными подходами.[10] Один из возможных подходов предполагает реализацию принципа универсальности социальных программ, которые, при прочих разных условиях, охватывают максимально возможное число нуждающихся. Такой подход гарантирует широкий круг социальных услуг, особенно в области здравоохранения и образования, программы обеспечения доходов (пенсии, пособия по безработице, семейные выплаты, компенсации по болезни и инвалидности).

              Другой подход связан с реализацией принципа избирательности и требует выделения тех или иных социально-демографических групп населения, особо нуждающиеся в материальной и социальной поддержке (как правило, это молодежь, женщины, работающие пенсионеры и др.).

              Третий подход к социальной защите трудящихся основан на принципе так называемого «исследования среды» по целому ряду «факторов риска» (бедность, безработность, болезнь, отсутствие жилья и т.п.) и оказания соответствующей помощи каждому нуждающемуся в ней. Данное направление является разновидностью избирательного (адресного) подхода.

              Социальная защита трудящихся может рассматриваться с точки зрения разнообразия видов предоставляемой социальной помощи. В числе важнейших можно выделить следующие: материальная и консультативно-психологическая помощь.

Материальная помощь предоставляется как в денежной, так и в натуральной формах. Денежная форма представляет собой:

      выплату различных пособий, компенсаций;

      предоставление ссуд и льготных кредитов для начала самостоятельной экономической деятельности как основного источника дохода;

      выплата стипендий студентам государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

 

              Натуральная помощь может быть выражена, например, в предоставлении бесплатного питания, медицинских и коммунальных услуг и др.

Консультативно-психологическая помощь как вид социальной защиты включает прежде всего информацию граждан о их правах и имеющихся возможностях по преодолению сложившейся неблагоприятных обстоятельств, помощь в принятии решений и выборе наиболее оптимального варианта поведения на рынке труда.

 

1.4 Социальная служба организации.

 

Для достижения целей социальной работы в производственной сфере непосредственно на предприятии существуют различного рода социальные службы. На крупных европейских предприятиях, концернах и фирмах германии, Австрии действуют службы: социально-правовая, финансовая, кадровая, служба непрерывного обучения и повышения квалификации, служба социального обеспечения, служба работы с общественностью и средствами массовой информации и ряд других.[11] Все они взаимодействуют с целью сохранения и развития основного капитала предприятия – кадрового состава, выдвигая основным принципом деятельности социальное партнерство, благодаря которому удается добиться подъема экономики, социальной стабильности на каждом предприятии и в стране.

В Российской Федерации, как и во всем бывшем СССР, до недавнего времени на большинстве предприятий вместе с непременными отделами кадров, труда и заработной платы были управленческие службы, которые решали вопросы техники безопасности, медико-санитарного обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, рабочего снабжения, оказания бытовых услуг, организации соревнования и т.п. [12]

В настоящее время функционирование таких служб обусловливается, с одной стороны, формой собственности, масштабами, отраслевой принадлежностью и местоположением организации, а с другой стороны – количественной и качественной характеристикой её персонала, возросшей ответственностью предпринимателей и руководителей любого уровня за усложнившееся решение как производственно-хозяйственных, так и социальных задач.

                            При определении структуры социальных служб ныне должны приниматься во внимание социально-экономические последствия приватизации бывшего государственного имущества; изменения принципиального характера в системе вознаграждения труда, диктуемые утверждением рыночных отношений, коммерциализацией предоставления всё большего круга социальных услуг; реформирование различных видов социального страхования и социальной помощи. Приходится учитывать и то, что реальная забота о социальной сфере всё больше перекладывается на негосударственные, в первую очередь на муниципальные, органы и сами организации.[13]

              В  зависимости от конкретной ситуации управление социальным развитием осуществляется либо самой дирекцией организации, либо специально уполномоченными на то лицами, либо автономными подразделениями, которые являются элементами структуры управления персоналом, службами социального назначения. Типовой вариант организационной структуры предусматривает должность заместителя директора по персоналу с подчинением ему подразделений (отделов, секторов, групп) И отдельных специалистов, ведающих, в частности, вопросами регулирования трудовых отношений, безопасности и охраны труда, трудовой мотивации, социальной защиты, функционирования объектов социальной инфраструктуры.

              Поскольку социальная служба как субъект управления имеет дело исключительно с людьми, её первостепенная задача – сфокусировать внимание на человеке, его интеллектуальном и нравственном потенциале, культуре общения и взаимодействия работников. Обеспечивая желаемые перемены в социальной среде организации, специалисты социальной службы вынуждены не только преодолевать затруднения экономического и технического порядка, но и в основном заниматься социально-психологическими, духовно-нравственными проблемами, связанными с отношениями людей к природе, научно-техническим достижениям, труду и, само собой разумеется, друг к другу.

              От специалистов социальной службы на предприятии, в частности от специалистов по социальной работе, требуются предельная внимательность к человеку, максимальная забота о каждом работнике организации, удовлетворении его запросов, уважении его прав и достоинства. Они призваны, используя имеющиеся в их распоряжении средства, стимулировать интерес сотрудников к делу и высокопродуктивной работе, развивать социальную активность, стремление работников эффективно реализовывать свои знания, опыт и мастерство. Важно повышать уровень осознания людьми значимости дисциплины, творческой инициативы и самостоятельности, индивидуальной и коллективной ответственности за результаты совместного труда.

              Причастность к управлению социальными процессами сопряжена с заботой об улучшении условий труда и быта людей, с искренней отзывчивостью на просьбы сотрудников о содействии в решении житейских проблем, сколь бы малыми они не казались, с готовностью оказать необходимую помощь. В то же время нужна осмотрительность в предоставлении любых привилегий. Поблажки нередко разобщают коллектив, приводят к конфликтным ситуациям. Противопоказана, конечно, и слепая уравнительность.

              Социальная служба организации обязана обеспечивать полнообъемное выполнение социально-трудового законодательства. Имеется в виду неукоснительное соблюдение норм права, регулирующих в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, Конституцией и другими законами страны социально-трудовые отношения.[14]

Обязательна компетенция специалиста по социальной работе в области гражданского, трудового права, права человека на социальное обеспечение и т.п.; особый упор стоит делать на нормативные документы, принятые на региональном и местном уровнях, на устав конкретной организации, что даст возможность провести более точную, аргументированную консультацию работника по конкретному случаю.

К задачам социальной службы организации относится разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих социальное партнерство. Социальное партнерство – эффективный институт сближения интересов предпринимателей, лиц наемного труда, правительства на основе достижения компромиссных решений. Главная цель стабильного, устойчиво развивающегося обществ – это успешное определение точек соприкосновения между различными социальными группами. Координация интересов делает излишними такие радикальные методы при решении спорных вопросов, как, например, забастовки.[15]

Социальное партнерство рассматривается в двух аспектах: координация интересов и достижение компромисса на уровне общества в целом и на уровне отношений внутри предприятия, отрасли, между предпринимателями, лицами наемного труда. Социальное партнерство – эффективное средство поиска и достижения оптимальной координации действий противоположных сторон.

Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт социальной работы в производственной сфере