Отечественный и зарубежный опыт социальной работы в производственной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение основ социальной работы на предприятии, её необходимость, основные формы.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность, основные элементы социальной работы в производственной сфере;
2. Рассмотреть вопрос формирования социальной службы непосредственно на предприятии;
3. Рассмотреть зарубежный и отечественный опыт социальной работы в производственной сфере;

Содержание

Введение ………………………………… 2
Глава I
Социальная работа в производственной сфере:
1.1 История направления «Социальная работа в производственной сфере» ………..…. 4
1.2 Цель и задачи социальной работы в
производственной сфере …………… 7
1.3 Формы социальной защиты трудящихся ….. 10
1.4 Социальная служба организации ………….. 16
Глава II
Отечественный и зарубежный опыт социальной работы в производственной сфере:
2.1 Зарубежный опыт социальной работы в производственной сфере ………….. 21
2.2 Отечественный опыт социальной работы в производственной сфере ………….. 23
Заключение ………….. 27
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Социальная работа в производственной сфере.doc

— 161.50 Кб (Скачать)


План:

                                                                                                                                                          Стр.

Введение             …………………………………                                   2             

Глава I

Социальная работа в производственной сфере:

              1.1 История направления «Социальная работа в                             производственной сфере»                                          ………..….                            4

              1.2 Цель и задачи социальной работы в              

              производственной сфере                                          ……………                            7

              1.3 Формы социальной защиты трудящихся …..                            10

              1.4 Социальная служба организации              …………..                            16

Глава II

Отечественный и зарубежный опыт социальной работы в производственной сфере:

              2.1 Зарубежный опыт социальной работы в               производственной сфере                                            …………..                            21

              2.2 Отечественный опыт социальной работы в               производственной сфере                                          …………..                            23

Заключение                                                                                                  …………..                            27

Список литературы                                                                      …………..                            29

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Традиционно главное внимание органов социальной защиты населения направлено на решение проблем пенсионеров, инвалидов, неполных семей и других социально уязвимых категорий населения. Однако немаловажным фактором общественной стабильности, как подтверждает мировая практика, остаётся социальная защищенность самой активной части населения – трудящихся. Актуальность развития социальной работы в производственной сфере состоит в том, что значительную часть своей жизни человек проводит на работе, отдавая профессиональное мастерство и талант выполнению задач, которые решает организация. Положение, занимаемое на работе, оказывает воздействие на психологическое состояние работников (предопределяя психологический комфорт или дискомфорт – в зависимости от успешности их трудовой деятельности) и членов семей, находящихся у них на иждивении, обеспечивает их экономическое благосостояние, влияет на их положение в обществе (социальный статус).

Объект исследования - работники производственной сферы .

Предмет исследования – спектр проблем, возникающий у работников в процессе их жизни и возможное их разрешение при продуманной поддержке предприятия.

Целью данного исследования является изучение основ социальной работы на предприятии, её необходимость, основные формы.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1.      Определить сущность, основные элементы социальной работы в производственной сфере;

2.      Рассмотреть вопрос формирования социальной службы непосредственно на предприятии;

3.     Рассмотреть зарубежный и отечественный опыт социальной работы в производственной сфере;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I . Социальная работа в производственной сфере

 

1.1 История направления «Социальная работа в производственной сфере».

Взаимосвязь между социальным обеспечением и производством берет своё начало ещё в средние века. Средневековые гильдии имели фонды для оплаты пособий при несчастных случаях, старости, разорении или смерти, а средства на выплаты ссуд молодым работникам накапливались из выплачиваемых членами гильдии налогов. Обложение членов гильдии налогом вскоре было отменено законом, но гильдии продолжали содержать школы и богадельни и являлись наряду с церковью центральным институтом социального обеспечения членов гильдии и их семей в средние века и даже вплоть до принятия в 1601 году законов о бедных. В начале 1800-х годов многие крупные фабриканты Англии и Шотландии стали обеспечивать подобные пособия, а к концу 1800-х годов большая часть немецких компаний и трудовых союзов последовали этому примеру…[1]

По сути, каждая страна имеет определенный опыт в области социальной работы в производственной сфере. Свою специфику имеет и российский опыт. Этот опыт не следует отвергать только потому, что он накапливался, в основном, в советский период.

Разрыв с прошлым неизбежно ослабляет устойчивость системы, лишает ее динамизма, уводит в сторону от магистрального направления общественного процесса. Давным-давно сказано: «стреляя в прошлое, убивают будущее».[2]

              Вторая половина XIX века - начало XX века в России характеризуется бурным развитием предпринимательского движения, становлением капиталистического производства. В эти годы и создается национальный опыт работы с персоналом. Так, в августе 1917 г. был принят закон об организации правительственных бирж труда, который аккумулировал тридцатилетний опыт функционирования бирж труда в крупных городах России. Предприниматели и многие исследователи России начинают живо интересоваться проблемами управления, анализируя различные направления организации управления за рубежом, особо выделяя «новую школу» научного управления Ф. Тейлора.

В 1911 г. Вышла  в свет работа «Принципы научного управления» Ф.У. Тейлора (1856 – 1915), в которой он предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференцированная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента. Резюмируя суть своей системы, Тейлор писал: « Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально допустимой его производительности и максимального благосостояния»[3].             

Развитие науки и культуры, рост материального и культурного уровня жизни населения в 60 – 70 гг. XX века обусловили значительное расширение спектра жизненных потребностей трудящихся, привели к качественным изменениям в структуре ценностей и мотивов поведения. В народное хозяйство пришла молодежь с относительно высоким уровнем образования, живущая в нормальных , достаточно обеспеченных семьях и имеющая отличную, по сравнению с предшествующими поколениями, систему трудовой мотивации (например, заметно снизилась стимулирующая роль заработной платы и возросла значимость престижности профессии, насыщенности и разнообразия жизни коллектива и т.д.). Большинство предприятий перешло на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями, что вызвало серьёзное внимание к проблеме рационального использования работниками и их семьями свободного времени. Не случайно в 60-е годы начали бурно развиваться экономика труда и промышленная социология, исследовавшие вопросы отношения к труду, текучести кадров, систему трудовых ценностей, мотивации и других социальных факторов производства. На предприятиях официально устанавливается должность социолога.

              На некоторых предприятиях появляются научно-исследовательские отделы и лаборатории, вплотную занимающиеся работай с кадрами (например, на Пермском телефонном заводе в 1964 г. создан отдел социологии и психофизиологии труда). А поскольку организация производства, планирование и управление в промышленности нашей страны были построены по отраслевому принципу, то появились отраслевые службы управления кадрами в министерствах. Их целью было обеспечение профессионального уровня работы в области социального планирования и управления социальным развитием производственных коллективов, повышение эффективности работы с кадрами.

             

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Цели и задачи социальной работы в производственной сфере.

 

Социальная работа на производстве проводится в зоне пересечения интересов работника и трудового коллектива, и социальный работник несет профессиональную ответственность и перед работником, и перед трудовым коллективом в целом. Исходя из такого двойственного назначения социальной работы на производстве, формируются две основные цели:

1.      Способствовать интеграции трудового коллектива;

2.      Содействовать адаптации людей в меняющемся мире.

Длительное время наша страна существовала в условиях планово-распределительного общества, где практически каждый, независимо от квалификации, таланта или трудового вклада, получал определенную долю материальных средств из общественных фондов потребления. В таком обществе структуры социального обеспечения и социального обслуживания существовали в усеченном, по сравнению с Западом, виде. Типичное для советского общества пренебрежение правами человека обусловливало малую информированность населения, его зависимость от бюрократического произвола. Принудительно насаждавшаяся во всех сферах жизни идеология и практика уравнительства  препятствовала естественной стратификации общества.[4]

Поставленные выше цели социальной работы в производственной сфере формируют основные обязанности социального работника на производстве[5]:

1.      Максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества работников, побуждая их к самостоятельным действиям и принятию личной ответственности за все, происходящее в их жизни.

2.      Консультирование и другие виды помощи попавшим в затруднительное положение работникам и служащим в связи с угрозой потери работы, например оказание им помощи по разрешению личных проблем и достижению или сохранению высокого уровня квалификации

3.      Консультирование по использованию системы социального обслуживания по месту жительства для удовлетворения потребностей клиента и установлению его связей с необходимыми программами

4.      Обучение передовой части персонала (представителей профсоюзов, мастеров, инспекторов) для того, чтобы они умели определять какие изменения в выполнении служебных обязанностей могут послужить основанием для обращения в подразделения социального обслуживания, а также правильно формулировать потребности работников и служащих

5.      Разработка и контролирование проводимых акций и управление информационной системой, которая будет регистрировать информацию по обслуживанию и данные по программам для их анализа.

6.      Четкое представление будущего развития программы, которое основывается на неудовлетворенных потребностях и существующих демографических тенденциях.

7.      Консультирование по рабочему процессу и управленческой деятельности лиц, принимающих решения по кадровой политике.

8.      Оказание помощи по вводу в действие программ социального обеспечения, здравоохранения, развлекательных и образовательных программ для работающих и пенсионеров.

9.      Оказание помощи по управлению структурой социальных пособий и здравоохранения, а также по становлению планов ввода в действие новых инициатив.

10. Консультирование по разработке соответствующих планов для женщин, этнических меньшинств и инвалидов, а также по управлению этими планами

11. Консультирование по корпоративному или трудовому построению союза, по организационным положениям, требующим принятия законодательных решений в области социального обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Формы социальной защиты трудящихся

 

              Мировое сообщество выработало основные принципы организации социальной защиты, формы и направления её осуществления, исходя из права человека на социальную защиту при наступлении различных случаев социальных и профессиональных рисков независимо от того, по чьей вине это произошло.

              Социальная защита обеспечивается всеми субъектами рынка труда – государством, работодателями и наемными работниками, которые на принципах социального партнерства могут действовать как совместно, так  и относительно независимо друг от друга.[6]

              Государство является наиболее надежным гарантом общественного положения большинства населения в обществе, эффективным защитником прав и выразителем их интересов. В функции государства входит формирование специальных социальных институтов, которые занимаются социальной защитой и поддерживают развитие социальной сферы и инфраструктуры в области охраны труда, здравоохранения, образования, профессиональной переподготовки, а также специальных структур государственной власти, контролирующих исполнение законов и уровень социальной защиты трудящихся.

              В развитых странах работодатели включены в систему социальной защиты двояким образом. С одной стороны, они наравне с другими субъектами рынка труда определяют эффективность функционирования общественной системы социальной защиты трудящихся, участвуют в формировании и финансировании общественных институтов поддержки населения при возникновении различных социальных рисков, покрывают основную долю финансовых затрат на социальную защиту, которая охватывает весь трудовой и послетрудовой период жизнедеятельности человека (страхование при безработице, пенсионное страхование, страхование в случае профессионального риска, банкротства и др.).

Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт социальной работы в производственной сфере