Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:17, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение основ социальной работы на предприятии, её необходимость, основные формы.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность, основные элементы социальной работы в производственной сфере;
2. Рассмотреть вопрос формирования социальной службы непосредственно на предприятии;
3. Рассмотреть зарубежный и отечественный опыт социальной работы в производственной сфере;
Введение ………………………………… 2
Глава I
Социальная работа в производственной сфере:
1.1 История направления «Социальная работа в производственной сфере» ………..…. 4
1.2 Цель и задачи социальной работы в
производственной сфере …………… 7
1.3 Формы социальной защиты трудящихся ….. 10
1.4 Социальная служба организации ………….. 16
Глава II
Отечественный и зарубежный опыт социальной работы в производственной сфере:
2.1 Зарубежный опыт социальной работы в производственной сфере ………….. 21
2.2 Отечественный опыт социальной работы в производственной сфере ………….. 23
Заключение ………….. 27
Список литературы
План:
Стр.
Введение ………………………………… 2
Глава I
Социальная работа в производственной сфере:
1.1 История направления «Социальная работа в производственной сфере» ………..…. 4
1.2 Цель и задачи социальной работы в
производственной сфере …………… 7
1.3 Формы социальной защиты трудящихся ….. 10
1.4 Социальная служба организации ………….. 16
Глава II
Отечественный и зарубежный опыт социальной работы в производственной сфере:
2.1 Зарубежный опыт социальной работы в производственной сфере ………….. 21
2.2 Отечественный опыт социальной работы в производственной сфере ………….. 23
Заключение ………….. 27
Список литературы ………….. 29
Приложение
Введение.
Традиционно главное внимание органов социальной защиты населения направлено на решение проблем пенсионеров, инвалидов, неполных семей и других социально уязвимых категорий населения. Однако немаловажным фактором общественной стабильности, как подтверждает мировая практика, остаётся социальная защищенность самой активной части населения – трудящихся. Актуальность развития социальной работы в производственной сфере состоит в том, что значительную часть своей жизни человек проводит на работе, отдавая профессиональное мастерство и талант выполнению задач, которые решает организация. Положение, занимаемое на работе, оказывает воздействие на психологическое состояние работников (предопределяя психологический комфорт или дискомфорт – в зависимости от успешности их трудовой деятельности) и членов семей, находящихся у них на иждивении, обеспечивает их экономическое благосостояние, влияет на их положение в обществе (социальный статус).
Объект исследования - работники производственной сферы .
Предмет исследования – спектр проблем, возникающий у работников в процессе их жизни и возможное их разрешение при продуманной поддержке предприятия.
Целью данного исследования является изучение основ социальной работы на предприятии, её необходимость, основные формы.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность, основные элементы социальной работы в производственной сфере;
2. Рассмотреть вопрос формирования социальной службы непосредственно на предприятии;
3. Рассмотреть зарубежный и отечественный опыт социальной работы в производственной сфере;
Глава I . Социальная работа в производственной сфере
1.1 История направления «Социальная работа в производственной сфере».
Взаимосвязь между социальным обеспечением и производством берет своё начало ещё в средние века. Средневековые гильдии имели фонды для оплаты пособий при несчастных случаях, старости, разорении или смерти, а средства на выплаты ссуд молодым работникам накапливались из выплачиваемых членами гильдии налогов. Обложение членов гильдии налогом вскоре было отменено законом, но гильдии продолжали содержать школы и богадельни и являлись наряду с церковью центральным институтом социального обеспечения членов гильдии и их семей в средние века и даже вплоть до принятия в 1601 году законов о бедных. В начале 1800-х годов многие крупные фабриканты Англии и Шотландии стали обеспечивать подобные пособия, а к концу 1800-х годов большая часть немецких компаний и трудовых союзов последовали этому примеру…[1]
По сути, каждая страна имеет определенный опыт в области социальной работы в производственной сфере. Свою специфику имеет и российский опыт. Этот опыт не следует отвергать только потому, что он накапливался, в основном, в советский период.
Разрыв с прошлым неизбежно ослабляет устойчивость системы, лишает ее динамизма, уводит в сторону от магистрального направления общественного процесса. Давным-давно сказано: «стреляя в прошлое, убивают будущее».[2]
Вторая половина XIX века - начало XX века в России характеризуется бурным развитием предпринимательского движения, становлением капиталистического производства. В эти годы и создается национальный опыт работы с персоналом. Так, в августе 1917 г. был принят закон об организации правительственных бирж труда, который аккумулировал тридцатилетний опыт функционирования бирж труда в крупных городах России. Предприниматели и многие исследователи России начинают живо интересоваться проблемами управления, анализируя различные направления организации управления за рубежом, особо выделяя «новую школу» научного управления Ф. Тейлора.
В 1911 г. Вышла в свет работа «Принципы научного управления» Ф.У. Тейлора (1856 – 1915), в которой он предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференцированная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента. Резюмируя суть своей системы, Тейлор писал: « Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально допустимой его производительности и максимального благосостояния»[3].
Развитие науки и культуры, рост материального и культурного уровня жизни населения в 60 – 70 гг. XX века обусловили значительное расширение спектра жизненных потребностей трудящихся, привели к качественным изменениям в структуре ценностей и мотивов поведения. В народное хозяйство пришла молодежь с относительно высоким уровнем образования, живущая в нормальных , достаточно обеспеченных семьях и имеющая отличную, по сравнению с предшествующими поколениями, систему трудовой мотивации (например, заметно снизилась стимулирующая роль заработной платы и возросла значимость престижности профессии, насыщенности и разнообразия жизни коллектива и т.д.). Большинство предприятий перешло на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями, что вызвало серьёзное внимание к проблеме рационального использования работниками и их семьями свободного времени. Не случайно в 60-е годы начали бурно развиваться экономика труда и промышленная социология, исследовавшие вопросы отношения к труду, текучести кадров, систему трудовых ценностей, мотивации и других социальных факторов производства. На предприятиях официально устанавливается должность социолога.
На некоторых предприятиях появляются научно-исследовательские отделы и лаборатории, вплотную занимающиеся работай с кадрами (например, на Пермском телефонном заводе в 1964 г. создан отдел социологии и психофизиологии труда). А поскольку организация производства, планирование и управление в промышленности нашей страны были построены по отраслевому принципу, то появились отраслевые службы управления кадрами в министерствах. Их целью было обеспечение профессионального уровня работы в области социального планирования и управления социальным развитием производственных коллективов, повышение эффективности работы с кадрами.
1.2 Цели и задачи социальной работы в производственной сфере.
Социальная работа на производстве проводится в зоне пересечения интересов работника и трудового коллектива, и социальный работник несет профессиональную ответственность и перед работником, и перед трудовым коллективом в целом. Исходя из такого двойственного назначения социальной работы на производстве, формируются две основные цели:
1. Способствовать интеграции трудового коллектива;
2. Содействовать адаптации людей в меняющемся мире.
Длительное время наша страна существовала в условиях планово-распределительного общества, где практически каждый, независимо от квалификации, таланта или трудового вклада, получал определенную долю материальных средств из общественных фондов потребления. В таком обществе структуры социального обеспечения и социального обслуживания существовали в усеченном, по сравнению с Западом, виде. Типичное для советского общества пренебрежение правами человека обусловливало малую информированность населения, его зависимость от бюрократического произвола. Принудительно насаждавшаяся во всех сферах жизни идеология и практика уравнительства препятствовала естественной стратификации общества.[4]
Поставленные выше цели социальной работы в производственной сфере формируют основные обязанности социального работника на производстве[5]:
1. Максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества работников, побуждая их к самостоятельным действиям и принятию личной ответственности за все, происходящее в их жизни.
2. Консультирование и другие виды помощи попавшим в затруднительное положение работникам и служащим в связи с угрозой потери работы, например оказание им помощи по разрешению личных проблем и достижению или сохранению высокого уровня квалификации
3. Консультирование по использованию системы социального обслуживания по месту жительства для удовлетворения потребностей клиента и установлению его связей с необходимыми программами
4. Обучение передовой части персонала (представителей профсоюзов, мастеров, инспекторов) для того, чтобы они умели определять какие изменения в выполнении служебных обязанностей могут послужить основанием для обращения в подразделения социального обслуживания, а также правильно формулировать потребности работников и служащих
5. Разработка и контролирование проводимых акций и управление информационной системой, которая будет регистрировать информацию по обслуживанию и данные по программам для их анализа.
6. Четкое представление будущего развития программы, которое основывается на неудовлетворенных потребностях и существующих демографических тенденциях.
7. Консультирование по рабочему процессу и управленческой деятельности лиц, принимающих решения по кадровой политике.
8. Оказание помощи по вводу в действие программ социального обеспечения, здравоохранения, развлекательных и образовательных программ для работающих и пенсионеров.
9. Оказание помощи по управлению структурой социальных пособий и здравоохранения, а также по становлению планов ввода в действие новых инициатив.
10. Консультирование по разработке соответствующих планов для женщин, этнических меньшинств и инвалидов, а также по управлению этими планами
11. Консультирование по корпоративному или трудовому построению союза, по организационным положениям, требующим принятия законодательных решений в области социального обеспечения.
1.3 Формы социальной защиты трудящихся
Мировое сообщество выработало основные принципы организации социальной защиты, формы и направления её осуществления, исходя из права человека на социальную защиту при наступлении различных случаев социальных и профессиональных рисков независимо от того, по чьей вине это произошло.
Социальная защита обеспечивается всеми субъектами рынка труда – государством, работодателями и наемными работниками, которые на принципах социального партнерства могут действовать как совместно, так и относительно независимо друг от друга.[6]
Государство является наиболее надежным гарантом общественного положения большинства населения в обществе, эффективным защитником прав и выразителем их интересов. В функции государства входит формирование специальных социальных институтов, которые занимаются социальной защитой и поддерживают развитие социальной сферы и инфраструктуры в области охраны труда, здравоохранения, образования, профессиональной переподготовки, а также специальных структур государственной власти, контролирующих исполнение законов и уровень социальной защиты трудящихся.
В развитых странах работодатели включены в систему социальной защиты двояким образом. С одной стороны, они наравне с другими субъектами рынка труда определяют эффективность функционирования общественной системы социальной защиты трудящихся, участвуют в формировании и финансировании общественных институтов поддержки населения при возникновении различных социальных рисков, покрывают основную долю финансовых затрат на социальную защиту, которая охватывает весь трудовой и послетрудовой период жизнедеятельности человека (страхование при безработице, пенсионное страхование, страхование в случае профессионального риска, банкротства и др.).
Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт социальной работы в производственной сфере