Согласно
одному из положений инновационного
менеджмента, любая достаточно долго
функционирующая система приобретает
инерцию, которую бывает сложно преодолевать,
если возникает необходимость изменения
параметров самой системы, а также параметров
результата её функционирования. В дошкольной
образовательной системе инерция проявляется
в стереотипах мышления и восприятия целей
деятельности, в традициях, в отношениях
– практически во всех аспектах структуры
и содержания.
Инерция
в широком смысле – это свойство
функциональных систем сохранять своё
состояние при внешних воздействиях,
присущее как динамичным (подвижным,
развивающимся), так и статичным
(неподвижным) системам. Таким образом,
инерция может проявляться как в активности,
так и в бездеятельности. Следовательно,
в случае стагнации или стабильного функционирования
при отсутствии развития имеет смысл говорить
об инертности системы как об «инерции
бездействия», свойстве, снижающем восприимчивость
системы к новым способам функционирования.
Инертность
как общенаучное понятие –
это противоположность активности,
неподвижность. В социальных науках
инертность понимается как бездеятельность
или косность деятельности, затрудняющая
приспособление системы к новым условиям.
Поэтому преодоление инертности социальных
систем является необходимым условием
их успешной инновационной деятельности.
Способами
управления в инертной среде могут
быть: социальное прогнозирование, социальное
планирование, социальное регулирование.
Каждый из них включает в себя набор различных
методов, их реализация зависит от: ресурсов
внешней среды (ее потенциала), потенциала
самого учреждения.
Социальное
прогнозирование - определение вариантов
развития и выбор наиболее приемлемого,
оптимального исходя из ресурсов, времени
и социальных сил, способных обеспечить
их реализацию. Социальное прогнозирование
- это работа с альтернативами, глубокий
анализ степени вероятности и многовариантность
возможных решений.
Типы
действий руководителя
для организации эффективного
взаимодействия с факторами
внешней среды:
- Следует расширять
зону собственного устойчивого влияния,
захватывая все новые и новые сегменты,
ранее относившиеся к «внешней среде»
(расширение организации не должно носить
формальный характер, а должно отражать
качество взаимодействия руководителя
с подчиненными, подчиненных с клиентами
и т. д.).
- Руководитель
должен анализировать соответствие собственных
целей целям внешней среды (Собственные
цели должны формироваться и формулироваться
так, чтобы в них проявлялось и социальное
значение любой организационной деятельности).
Например — организация элитных форм
досуга на фоне низкого уровня жизни большинства
населения. Руководителю предстоит преодолевать
очевидные столкновения интересов через
разъяснение собственных интересов оппонентам,
расходы на рекламу, на поддержку в СМИ,
на приобретение политической поддержки.
ГЛАВА
2. АНАЛИЗ СРЕДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ВЫРАБОТКА
НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ИНЕРТНОЙ
СРЕДЕ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МДОУ
№1 «СКАЗКА»
2.1.
Основные особенности
управленческой деятельности
в МДОУ №1 «Сказка» (ЗАТО
г. АЛЕКСАНДРОВСК)
Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
– это социально-педагогическая, открытая,
взаимодействующая с внешней средой система,
в то же время она является составляющей
единицей муниципальной, региональной,
республиканской и федеральной образовательной
системы.
МДОУ
находится в городе, где население преимущественно
имеет среднее специальное образование,
а также имеет неблагополучный социальный
статус.
Миссия
МДОУ:
- По отношению
к социуму и внешнестоящим организациям:
быть конкурентоспособным МДОУ, предоставляющим
доступные качественные образовательные
и коррекционные услуги, удовлетворяющие
потребностям социума.
- По отношению
к коллективу МДОУ: создание условий для
профессионального и культурного роста
сотрудников, обеспечение комфортного
нравственно-психологического климата.
- По отношению
к детям: обеспечение условий для сохранения
и укрепления здоровья, освоения образовательных
и коррекционных программ по возрастам,
ориентируясь на общечеловеческие ценности
для успешного обучения в школе.
Стратегическая
цель:
Формирование
успешной здоровой личности, ориентированной
на общечеловеческие ценности, способной
к дальнейшему обучению.
Научно-методическая
тема МДОУ:
«Познавательно-речевое
развитие дошкольников».
Основные
задачи МДОУ №1 «Сказка»
на 2010-2011уч. год.
- Подготовить
детский сад к процедуре аттестации и
аккредитации.
- Создать
эффективную систему имиджевой политики
на основе интеграции деятельности всех
систем в МДОУ.
- Повышение
качества формирования знаний у детей
на 15 % через применение методов интерактивного
обучения.
- Формирование
у детей основ нравственности через все
виды деятельности.
- Повышение
уровня знаний у детей по познавательно-речевому
развитию на 20% через разнообразие форм
обучения.
- Развитие
системы взаимодействия трёх участников
педагогического процесса (ребёнок, семья,
МДОУ) через активное внедрение разнообразных
форм работы с семьёй.
- Знакомство
дошкольников с историей и культурой разных
народов доступными детскому восприятию
средствами этнографии.
- Развитие
интереса к прошлому своей родины, воспитание
чувства привязанности к родным местам
средствами этнопедагогики.
- Приобщение
ребенка к нравственным, моральным, этическим
чувствам и отношениям между разными народами
через совместное участие в разных
видах деятельности и социальных контактах.
- Снизить
заболеваемость детей МДОУ на 0,5% через
внедрение в воспитательно-образовательный
процесс здоровьесберегающих технологий.
- Формирование
мотивации здорового образа жизни у детей
МДОУ и их родителей путём привлечения
их к практической оздоровительной деятельности.
- Формирование
осознанного отношения к укреплению своего
здоровья у детей, а также потребности
в ежедневной активной двигательной деятельности
через закрепление положительных эмоций
в процессе занятий физическими упражнениями.
- Повышение
уровня квалификации педагогических кадров
на 25% через прохождение аттестации, квалификационных
курсов.
- Повышение
уровня исследовательской и инновационной
деятельности педагогов МДОУ на 20% на основе
внедрения программы стимулирования и
мотивации.
- Разработать
и утвердить план мероприятий по укреплению
материально—технической базы МДОУ.
- Подготовить
аккредитацию детского МДОУ.
- Повысить
эффективность использования имеющихся
ресурсов.
- Определить
необходимые правовые, управленческие
условия внедрения нормативного финансирования
и схему движения бюджетных средств.
- Найти дополнительные
источники финансирования.
- Укрепить
материальную базу МДОУ.
Анализ
среды управления
на примере работы
МДОУ №1 «Сказка».
Теоретические аспекты,
изложенные в главе 1 и 2 возможно подтвердить
посредством проведения анализа деятельности
данного образовательного учреждения
методами социометрии.
Особенности управленческой
деятельности в муниципальном дошкольном
образовательном учреждении №1 «Сказка»
особо ярко проявились в ходе анализа
внешних и внутренних проблем учреждения
(Приложение Б), а так же проведенного
swot –анализа (Приложение А).
Данные
факты являются признаками инертной
среды управления, которая характеризуется:
- Наличием
формальной организации деятельности
и отношений в среде управления.
- Деятельность
среды управления инициируется распоряжениями
и требует наличия формального контроля
исполнения, отношение к работе организации
безразличное, безответственное и безынициативное.
- Уровень информированности
невысок, доступность информации низкая
как в силу формальных ограничений, так
и по причине слабости и неразвитости
технической базы обращения к информации
и ее распространения.
- Неэффективность
решений относительно внутренних переменных
при изменениях внешней среды.
- Медленная
адаптация к изменениям, происходящим
во внешнем окружении.
2.2.
Предложения по корректировке
стратегии управления
в инертной среде управления
МДОУ №1 «Сказка»
Проанализировав
среду управления МДОУ «Сказка»
мы можем с уверенностью отметить
характерные особенности проявления инертной
среды управления. Состояние среды обуславливает
и цель управленческого действия – достижение
стабильности.
Цели, заданные состоянием среды, конкретизируются
в:
- Целях-заданиях,
отражающих объективные требования рынка
и поручения, задаваемые организации более
широкой организационной системой;
- Целях-ориентациях,
фиксирующих общие и индивидуальные интересы
работников;
- Целях системы,
т.е. совокупности целей по обеспечению
стабильности, равновесия, целостности.
Мы
можем выделить следующие стратегические
цели:
- Реализация
преемственности и открытости в сфере
образовательных подсистем, предоставляющих
каждому ребёнку индивидуальную сферу
деятельности, необходимую для его развития;
- Развитие
ресурсного, материально-технического,
кадрового, научно-методического обеспечения
воспитательно-образовательного процесса;
- Создание
эмоционально комфортного климата в учреждении
для всех участников образовательного
процесса (педагоги, дети, родители);
- Повышение
внутренней и внешней конкурентоспособности
педагогов учреждения на местном, районном
и краевом уровне.
- Развитие
системы дополнительного образования
(платного и бесплатного) в разных формах
и видах деятельности детей.
- Реализация
компетентностного подхода в образовательном
процессе детского сада.
- Формирование
информационно-ресурсного фонда учреждения.
Выполнение
данной стратегии обеспечивается за счёт:
- Создания
условий повышения квалификации педагогических
кадров
- Создание
системы морального и материального стимулирования
качественного профессионального труда
- Создание
системы дополнительных образовательных
услуг, в т.ч. платных
- Развитие
материально-технической базы учреждения
Реализация
стратегии строится на следующих принципах:
- Компетентностного,
программно-целевого подхода, который
предполагает единую систему целеполагания,
планирования, рефлексии и своевременное
внесение корректив в работу учреждения;
- Преемственности
данной программы развития и образовательной
программы, выбранной педагогическим
коллективом МДОУ;
- Информационной
компетенции участников образовательного
процесса о происходящем в МДОУ;
- Вариативности,
которая предполагает осуществление различных
вариантов действий по реализации развития
МДОУ;
- Включение
в решение задач программы развития всех
субъектов образовательного пространства.
Для
управления реализации стратегии создаётся
Совет МДОУ №1 «Сказка» на основании Устава
МДОУ.
Одна
из значимых важных задач руководителя
МДОУ - помочь каждому педагогу найти в
себе силы и нереализованные возможности
для повышения своего профессионального
мастерства.
Стиль
работы руководителя, его деловые
и личностные качества оказывают
существенное воздействие на режим
и порядок работы МДОУ, на эффективность
и результативность его деятельности.
Поэтому управление в этом учреждении
должно опираться на личностное начало,
так как конечные результаты управленческой
деятельности достигаются не самим руководителем,
а всеми членами коллектива.
Сплочению
педагогов в коллектив способствует
проведение таких мероприятий, в
которых педагоги могут реализовать
свое творчество, например, педагогические
советы на тему: "Быть членом коллектива
- это значит...", "Педагогика сотрудничества
- как я ее понимаю", дискуссии "Моя
педагогическая профессия" и т.д. Создание
коллектива единомышленников - результат
эффективного управления и одновременно
залог эффективно организованного педагогического
процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив
научные труды, учебную литературу,
материалы периодической печати
по вопросу темы работы, проанализировав
результаты практического исследования
можно сделать выводы о том, что инертная
среда управления предполагает отсутствие
взаимопересекающихся и взаимосвязанных
целей субъектов взаимодействия.
Состояние
среды обуславливает цель управленческого
действия. Для инертной среды это
– стабильность;
Инертная
среда управления характеризуется:
- Наличием
формальной организации деятельности
и отношений в среде управления.
- Деятельность
среды управления инициируется распоряжениями
и требует наличия формального контроля
исполнения, отношение к работе организации
безразличное, безответственное и безынициативное.
- Интересы,
умения и отношения среды управления направлены
вовне организации.
- Уровень информированности
невысок, доступность информации низкая
как в силу формальных ограничений, так
и по причине слабости и неразвитости
технической базы обращения к информации
и ее распространения.
- Неэффективность
решений относительно внутренних переменных
при изменениях внешней среды.
- Медленная
адаптация к изменениям, происходящим
во внешнем окружении.
Таким
образом, главное правило управления в
инертной среде заключается в достижении
стабильности.
Структура
среды управления МДОУ характеризуется
стабильной внешней средой. Это выражается
в том, что данное образовательное учреждение
осуществляет свою деятельность непосредственно
через свои территориальные органы во
взаимодействии с другими образовательными
учреждениями под строгим контролем Министерства
образования области.
Все
вышесказанное дает возможность
говорить о том, что отношения организации
с внешней средой характеризуются как
взаимозависимость и стабильность.
Что
характерно для инертной среды управления.
Необходимо
в деятельности учитывать влияние
социального компонента среды (уровень
обеспеченности и защищенности населения,
степень маргинальности общества и т.д.).
Данный компонент в условиях экономических
и политических кризисов может препятствовать
достижению стабильности системы управления,
что естественно будем мешать достижению
основной цели управления в инертной среде.
Инертная среда управления предполагает
отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных
целей субъектов взаимодействия, что как
раз ярко и просматривается при анализе
влияния социального компонента на систему
управления. В этом ярко просматривается
отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных
целей субъектов, что также подтверждает
присутствие инертной системы управления.