Особенности управления в инертной среде организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме управления в условиях инертной среды в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ИНЕРТНОЙ СРЕДЕ……………………………………………………………....8
Понятие среды управления и её классификация………………………....8
Особенности управления в инертной среде управления……………….17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СРЕДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ВЫРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ИНЕРТНОЙ СРЕДЕ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МДОУ №1 «СКАЗКА»……… 20
2.1. Основные особенности управленческой деятельности в МДОУ №1 «Сказка»……………………………………………………………………… 20
2.2. Предложения по корректировке стратегии управления в инертной среде управления МДОУ №1 «Сказка»…………………………………………….... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа содержит 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ_В_ИНЕРТНОЙ_СРЕДЕ_ДЕТСКИЙ_САД_ЧИСТОВ 1.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

     Согласно  одному из положений инновационного менеджмента, любая достаточно долго  функционирующая система приобретает  инерцию, которую бывает сложно преодолевать, если возникает необходимость изменения параметров самой системы, а также параметров результата её функционирования. В дошкольной образовательной системе инерция проявляется в стереотипах мышления и восприятия целей деятельности, в традициях, в отношениях – практически во всех аспектах структуры и содержания.

     Инерция в широком смысле – это свойство функциональных систем сохранять своё состояние при внешних воздействиях, присущее как динамичным (подвижным, развивающимся), так и статичным (неподвижным) системам. Таким образом, инерция может проявляться как в активности, так и в бездеятельности. Следовательно, в случае стагнации или стабильного функционирования при отсутствии развития имеет смысл говорить об инертности системы как об «инерции бездействия», свойстве, снижающем восприимчивость системы к новым способам функционирования.

     Инертность  как общенаучное понятие –  это противоположность активности, неподвижность. В социальных науках инертность понимается как бездеятельность  или косность деятельности, затрудняющая приспособление системы к новым условиям. Поэтому преодоление инертности социальных систем является необходимым условием их успешной инновационной деятельности.

     Способами управления в инертной среде могут  быть: социальное прогнозирование, социальное планирование, социальное регулирование. Каждый из них включает в себя набор различных методов, их реализация зависит от: ресурсов внешней среды (ее потенциала), потенциала самого учреждения.

     Социальное  прогнозирование - определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование - это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений.

   Типы  действий руководителя для организации эффективного взаимодействия с факторами внешней среды:

  1. Следует расширять зону собственного устойчивого влияния, захватывая все новые и новые сегменты, ранее относившиеся к «внешней среде» (расширение организации не должно носить формальный характер, а должно отражать качество взаимодействия руководителя с подчиненными, подчиненных с клиентами и т. д.).
  2. Руководитель должен анализировать соответствие собственных целей целям внешней среды (Собственные цели должны формироваться и формулироваться так, чтобы в них проявлялось и социальное значение любой организационной деятельности). Например — организация элитных форм досуга на фоне низкого уровня жизни большинства населения. Руководителю предстоит преодолевать очевидные столкновения интересов через разъяснение собственных интересов оппонентам, расходы на рекламу, на поддержку в СМИ, на приобретение политической поддержки.

     ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СРЕДЫ УПРАВЛЕНИЯ И ВЫРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ИНЕРТНОЙ СРЕДЕ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МДОУ №1 «СКАЗКА»

     2.1. Основные особенности управленческой деятельности в МДОУ №1 «Сказка» (ЗАТО  г. АЛЕКСАНДРОВСК)

     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – это социально-педагогическая, открытая, взаимодействующая с внешней средой система, в то же время она является составляющей единицей муниципальной, региональной, республиканской и федеральной образовательной системы.

     МДОУ находится в городе, где население преимущественно имеет среднее специальное образование, а также имеет неблагополучный социальный статус.

     Миссия  МДОУ:

  1. По отношению к социуму и внешнестоящим организациям: быть конкурентоспособным МДОУ, предоставляющим доступные качественные образовательные и коррекционные услуги,  удовлетворяющие потребностям социума.
  2. По отношению к коллективу МДОУ: создание условий для профессионального и культурного роста сотрудников, обеспечение комфортного нравственно-психологического климата.
  3. По отношению к детям: обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья, освоения образовательных и коррекционных программ по возрастам, ориентируясь на общечеловеческие ценности для успешного обучения в школе.

     Стратегическая цель:

     Формирование  успешной здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, способной к дальнейшему обучению.

     Научно-методическая тема МДОУ:

     «Познавательно-речевое развитие дошкольников».

     Основные  задачи МДОУ №1 «Сказка» на 2010-2011уч. год.

  1. Подготовить детский сад к процедуре аттестации и аккредитации.
  2. Создать  эффективную систему имиджевой политики на основе интеграции деятельности всех систем в  МДОУ.
  3. Повышение качества формирования знаний у детей на 15 % через применение методов интерактивного обучения.
  4. Формирование у детей основ нравственности через все виды деятельности.
  5. Повышение уровня знаний у детей по познавательно-речевому развитию на 20% через разнообразие форм обучения.
  6. Развитие системы взаимодействия трёх участников педагогического процесса (ребёнок, семья, МДОУ) через активное внедрение разнообразных форм работы с семьёй.
  7. Знакомство дошкольников с историей и культурой разных народов доступными детскому восприятию средствами этнографии.
  8. Развитие интереса к прошлому своей родины, воспитание чувства привязанности к родным местам средствами этнопедагогики.
  9. Приобщение ребенка к нравственным, моральным, этическим чувствам и отношениям между разными народами через совместное участие  в разных видах деятельности и социальных контактах.
  10. Снизить заболеваемость детей МДОУ на 0,5% через внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
  11. Формирование мотивации здорового образа жизни у детей МДОУ и их родителей путём привлечения их к практической оздоровительной деятельности.
  12. Формирование осознанного отношения к укреплению своего здоровья у детей, а также потребности в ежедневной активной двигательной деятельности  через закрепление положительных эмоций в процессе занятий физическими упражнениями.
  13. Повышение уровня квалификации педагогических кадров на 25% через прохождение аттестации, квалификационных курсов.
  14. Повышение уровня исследовательской и инновационной деятельности педагогов МДОУ на 20% на основе внедрения программы стимулирования и мотивации.
  15. Разработать и утвердить план мероприятий по укреплению материально—технической базы МДОУ.
  16. Подготовить аккредитацию детского МДОУ.
  17. Повысить эффективность использования имеющихся ресурсов.
  18. Определить необходимые правовые, управленческие условия внедрения нормативного финансирования и схему движения бюджетных средств.
  19. Найти дополнительные источники финансирования.
  20. Укрепить материальную базу МДОУ.

Анализ  среды управления на примере работы МДОУ №1 «Сказка».

          Теоретические аспекты, изложенные в главе 1 и 2 возможно подтвердить посредством проведения анализа деятельности данного образовательного учреждения методами социометрии.

     Особенности управленческой деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении №1 «Сказка» особо ярко проявились в ходе анализа внешних и внутренних проблем учреждения (Приложение Б),  а так же проведенного swot –анализа (Приложение А).

     Данные  факты являются признаками инертной среды управления, которая характеризуется:

  1. Наличием формальной организации деятельности и отношений в среде управления.
  2. Деятельность среды управления инициируется распоряжениями и требует наличия формального контроля исполнения, отношение к работе организации безразличное, безответственное и безынициативное.
  3. Уровень информированности невысок, доступность информации низкая как в силу формальных ограничений, так и по причине слабости и неразвитости технической базы обращения к информации и ее распространения.
  4. Неэффективность решений относительно внутренних переменных при изменениях внешней среды.
  5. Медленная адаптация к изменениям, происходящим во внешнем окружении.
 

2.2. Предложения по корректировке стратегии управления в инертной среде управления МДОУ №1 «Сказка» 
 

     Проанализировав среду управления  МДОУ «Сказка» мы можем с уверенностью отметить характерные особенности проявления инертной среды управления. Состояние среды обуславливает и цель управленческого действия – достижение стабильности.

       Цели, заданные состоянием среды, конкретизируются в:

  1. Целях-заданиях, отражающих объективные требования рынка и поручения, задаваемые организации более широкой организационной системой;
  2. Целях-ориентациях, фиксирующих общие и индивидуальные интересы работников;
  3. Целях системы, т.е. совокупности целей по обеспечению стабильности, равновесия, целостности.

     Мы  можем выделить следующие стратегические цели:

  1. Реализация преемственности и открытости в сфере образовательных подсистем, предоставляющих каждому ребёнку индивидуальную сферу деятельности, необходимую для его развития;
  2. Развитие ресурсного, материально-технического, кадрового, научно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
  3. Создание эмоционально комфортного климата в учреждении для всех участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители);
  4. Повышение внутренней и внешней конкурентоспособности педагогов учреждения на местном, районном и краевом уровне.
  5. Развитие системы дополнительного образования (платного и бесплатного) в разных формах и видах деятельности детей.
  6. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе детского сада.
  7. Формирование информационно-ресурсного фонда учреждения.

     Выполнение данной стратегии обеспечивается за счёт:

  1. Создания условий повышения квалификации педагогических кадров
  2. Создание системы морального и материального стимулирования качественного профессионального труда
  3. Создание системы дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных
  4. Развитие материально-технической базы учреждения

     Реализация стратегии строится на следующих принципах:

  1. Компетентностного, программно-целевого подхода, который предполагает единую систему целеполагания, планирования, рефлексии и своевременное внесение корректив в работу учреждения;
  2. Преемственности данной программы развития и образовательной программы, выбранной педагогическим коллективом МДОУ;
  3. Информационной компетенции участников образовательного процесса о происходящем в МДОУ;
  4. Вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации развития МДОУ;
  5. Включение в решение задач программы развития всех субъектов образовательного пространства.

     Для управления реализации стратегии создаётся Совет МДОУ №1 «Сказка» на основании Устава МДОУ.

     Одна из значимых важных задач руководителя МДОУ - помочь каждому педагогу найти в себе силы и нереализованные возможности для повышения своего профессионального мастерства.

     Стиль работы руководителя, его деловые  и личностные качества оказывают  существенное воздействие на режим  и порядок работы МДОУ, на эффективность и результативность его деятельности. Поэтому управление в этом учреждении должно опираться на личностное начало, так как конечные результаты управленческой деятельности достигаются не самим руководителем, а всеми членами коллектива.

     Сплочению педагогов в коллектив способствует проведение таких мероприятий, в  которых педагоги могут реализовать свое творчество, например, педагогические советы на тему: "Быть членом коллектива - это значит...", "Педагогика сотрудничества - как я ее понимаю", дискуссии "Моя педагогическая профессия" и т.д. Создание коллектива единомышленников - результат эффективного управления и одновременно залог эффективно организованного педагогического процесса.  
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Изучив  научные труды, учебную литературу, материалы периодической печати по вопросу темы работы, проанализировав результаты практического исследования можно сделать выводы о том, что инертная среда управления предполагает отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных целей субъектов взаимодействия.

     Состояние среды обуславливает цель управленческого действия. Для инертной среды это – стабильность;

     Инертная  среда управления характеризуется:

  1. Наличием формальной организации деятельности и отношений в среде управления.
  2. Деятельность среды управления инициируется распоряжениями и требует наличия формального контроля исполнения, отношение к работе организации безразличное, безответственное и безынициативное.
  3. Интересы, умения и отношения среды управления направлены вовне организации.
  4. Уровень информированности невысок, доступность информации низкая как в силу формальных ограничений, так и по причине слабости и неразвитости технической базы обращения к информации и ее распространения.
  5. Неэффективность решений относительно внутренних переменных при изменениях внешней среды.
  6. Медленная адаптация к изменениям, происходящим во внешнем окружении.

     Таким образом, главное правило управления в инертной среде заключается в достижении стабильности.

     Структура среды управления МДОУ характеризуется стабильной внешней средой. Это выражается в том, что данное образовательное учреждение осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы во взаимодействии с другими образовательными учреждениями под строгим контролем Министерства образования области.

      Все вышесказанное  дает возможность  говорить о том, что отношения организации с внешней средой характеризуются как взаимозависимость и стабильность.

     Что характерно для инертной среды управления.

     Необходимо  в деятельности учитывать влияние  социального компонента среды (уровень обеспеченности и защищенности населения, степень маргинальности общества и т.д.). Данный компонент в условиях экономических и политических кризисов может препятствовать достижению стабильности системы управления, что естественно будем мешать достижению основной цели управления в инертной среде. Инертная среда управления предполагает отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных целей субъектов взаимодействия, что как раз ярко и просматривается при анализе влияния социального компонента на систему управления. В этом  ярко просматривается отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных целей субъектов, что также подтверждает  присутствие инертной системы управления.

Информация о работе Особенности управления в инертной среде организации