Особенности современной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:13, реферат

Описание работы

Бурное развитие социологической науки в XX веке породило много течений, которые придерживались самых различных концепций, взглядов как по общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам.
В XX веке социология пошла «вширь» — она постепенно охватывала страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки. Сейчас практически нет ни одной страны в мире, где не была бы представлена социологическая наука в том или ином виде.

Содержание

Введение
Особенности современной социологии
Основные направления и школы современной социологии
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

 Разрабатывая  модель социального действия, Парсонс  считает, что ее основными составляющими элементами являются деятель, ситуация, ориентация деятеля на ситуацию.

 Предполагается, что деятель (в этой роли  может выступать как отдельный  индивид, так и социальная группа) обладает активностью и способен  проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель (пусть не всегда реалистичную), определить способы и методы достижения этой цели. Ситуация - это разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны для субъекта в данный момент и от которых зависит его действие. При этом партнеры по взаимодействию ориентированы на ожидания друг друга и стремятся получить одобрение со стороны значимых других.

 Окончательно  структуру социального действия  определяют:

 • система  норм и ценностей, которая в  общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного;

 • принятие  индивидуальных решений о путях  достижения целей; 

 • наличествующие  средства и условия. 

 Таким образом,  формализованная модель системы  социального действия включает в себя четыре подсистемы: социальную, культурную, личностную, органическую. Социальная подсистема обеспечивает интеграцию действий множества индивидов. Культура содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний, т. е. смыслы, реализуемые в действии, и средства прочтения этих смыслов. Организм в этой схеме может рассматриваться как подсистема, обеспечивающая физическими и энергетическими ресурсами деятеля для взаимодействия со средой. Тем самым действие приобретает упорядоченный характер и освобождается от внутренних противоречий.

 Развитие  общества носит, по Парсонсу, эволюционный  характер и описывается с помощью  категорий «дифференциация» (неизбежно  возникающая и прогрессивно нарастающая  неоднородность внутри системы) и «интеграция» (рост целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями). Он различает три типа обществ:

 • примитивные,  в которых дифференциация выражена  незначительно;

 • промежуточные,  связанные с появлением письменности, социального расслоения, выделения  культуры в самостоятельную область  человеческой деятельности;

 • современные,  характерной чертой которых является  отделение правовой системы от  религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.[4]

 Но концепция  общественного развития в структурно-функциональном  анализе недостаточно подробно  проработана, поскольку Парсонс  считал, что «общая теория процессов изменения социальных систем невозможна при настоящем состоянии знаний».

 В противовес  структурно-функциональным теориям,  ориентированным на социальное  равновесие и рассматривающим  конфликт односторонне, как дисфункцию, как помеху или угрозу социальной системе, ряд современных исследователей (К. Миллс, Л. Козер, Р. Дарендорф и др.) видят в конфликте естественную и прогнозируемую составляющую социального организма . Л. Козер определяет социальный конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника2. При этом в качестве основных функций социального конфликта выделяются:

 • интеграция  социальной структуры; 

 • сохранение  солидарности внутри групп;    

 • укрепление  межчеловеческих отношений; 

 • управление  социальными изменениями3. В этом  же русле развивает концепцию  социального конфликта немецкий социолог Р. Дарендорф. Логика его рассуждении такова: социология занимается изучением поведения людей в точке пересечения общества и отдельного человека. При этом общество трактуется как любой вид социальной связи, от самой узкой (контактная группа) до самой широкой (человечество в целом). Основу взаимодействия в системе «индивид - общество» составляют нормы, которые задают ролевое поведение. Понятие «социальная роль» - очень важное понятие в социологии Дарендорфа, поскольку в нем фокусируется сразу несколько принципиальных моментов.

 • Отдельному  индивиду роль предписывается, задается, т. е. по отношению к нему  носит нормативно-принудительный  характер. «Социальные роли суть  принуждение отдельного человека, все равно, переживается ли оно им как оковы его частных желаний или как опора, дающая гарантии».

 • И на  уровне индивида, и на уровне  общества существует иерархия  ролей. 

 • Роль - это  воплощение властных отношений  на поведенческом уровне.

 Неравенство  ролей, порождаемое социальным неравенством (а градации социального неравенства проводятся по самым различным параметрам, таким как престиж, доход, уровень образования и т. д.), ведет к конфликту. Способами разрешения социального конфликта не могут быть ни его игнорирование, ни подавление. Конфликт вообще нельзя «разрешить», но на него можно воздействовать, его можно регулировать посредством переговоров, посредничества, арбитража и т. д.

 Острота конфликта  и оперативность его регулирования  зависят от типа социальной  структуры, степени ее открытости. Чем более жестким и закрытым является общество, тем меньше возможностей для социальной мобильности - как вертикальной, так и горизонтальной, - тем меньше, следовательно, вероятность конструктивного регулирования конфликта, тем выше потенциал социальной напряженности.

 Таким образом,  наиболее адекватной для регулирования

 социальных  конфликтов формой общества является  демократическое, открытое, высокомобильное  общество, в котором развертывание  и протекание конфликтов предельно  формализовано.

 В последние  10-15 лет заметно усилился интерес  к концепции социального конфликта,  особенно в США. Там интенсивно  развиваются новые подходы, учитывающие  многомерность, социальных отношений  и многоуровневость полей конфликта. 

 Феноменологическая  социология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лук-манн) исходит из того положения, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те или иные события. Способ истолкования ситуации, определение того, что возможно, допустимо, а что абсолютно исключено, зависит от системы ценностей индивида, которую он усвоил в процессе социализации, от его жизненного опыта. Шюц подчеркивает, что разница ценностных и смысловых значений обусловлена спецификой социализации и зависит от принадлежности индивида к той или иной культуре, социальному слою, профессиональной группе. Социально нормированные «конструкции мира» очень вариативны.

 Возникает  вопрос: возможно ли в таком  случае объективное понимание  мотивов человеческих действий, т. е. их субъективного смысла? Если да, то на основе чего оно возникает? Возможность понимания, утверждает Шюц, заложена в самой основе повседневной жизни, в «мире повседневности». Именно это позволяет решить главную, по мнению Шюца, задачу социологии - понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта индивидов. Но социолог, создавая теоретическую модель жизненного мира, должен придерживаться следующих правил (Шюц называет их постулатами).

 • Постулат  релевантности (представительности). Модель социального мира должна учитывать только те моменты, которые фиксируют типичные связи и отношения исследуемого предмета, оставляя без внимания «избыточное» содержание, которое не связано непосредственно с изучаемой проблемой.

 • Постулат адекватности. Социологическая модель и содержащиеся в ней знания, мотивы, планы, действия должны быть выстроены таким образом, чтобы с точки зрения здравого смысла они тоже воспринимались как «разумные и понятные».

 • Постулат  логической последовательности. Понятия, которыми пользуется социологическая наука, следует согласовывать друг с другом, и основанные на них высказывания не должны противоречить друг другу.

 • Постулат  согласовать. Социолог не изобретает  мир заново, он строит свою  объяснительную модель таким образом, чтобы ее можно было эмпирически проверить1.

 Итак, феноменологическая  социология впервые рассматривает  повседневность как основу и  необходимую предпосылку исследования  в социальных науках и как  тему, предмет этого исследования.

 Одним из  наиболее интересных и продуктивных  течений в современной западной  социологии является символический  интеракционизм. Его основатель, американский  социолог Дж. Мид, вдохновленный  идеями Ч. Дарвина, пытается  создать специальную теорию человеческой эволюции. Для этого необходимо в первую очередь решить фундаментальный вопрос: что отличает человека от животных и что делает его личностью? По Миду, специфика человека определяется отсутствием у него развитой системы инстинктов как основных регуляторов поведения. Именно поэтому человек обладает способностью изобретать и применять символы, что является основой сознательного приспособления к окружающей среде, сознательного поведения и самонаблюдения.

 Главной характеристикой  человеческого действия является использование символов. Мид различает две формы или две ступени социального действия: ступень общения при помощи жестов и ступень символически опосредованного общения.

 Общение посредством  жестов характеризуется тем, что  оно представляет собой как  бы сокращенную, свернутую схему действия, когда по отдельному жесту (движению) можно восстановить действие в целом. Такого рода жесты, берущие на себя функцию координации поведения, представляют собой прообраз языка.

 Символически  опосредованное взаимодействие, т. е. в первую очередь взаимодействие с помощью языка, характеризуется тем, что: а) порождает примерно одинаковые реакции при общении с любым индивидом; б) позволяет ставить себя на место другого; в) позволяет видеть себя глазами другого человека.

 Возникновение символически опосредованного взаимодействия Мид объясняет функционально - необходимостью координировать поведение людей, так как у них нет надежных инстинктов, и антропологически - способностью человека к созданию и использованию символов.  

 Значимые символы могут выполнять свою координирующую функцию только в том случае, если они являются достоянием группы. Понятия «мать», «отец», «хорошо», «плохо» и т.д. в своем звучании и специфическом значении являются достоянием группы, откуда отдельный индивид эти значения и черпает. Человек становится членом общества по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия.[6]

 Понятие «значимый  символ» относится прежде всего  к языку. Мид отмечает, что на  самом деле партнеры по общению  никогда не говорят на совершенно одинаковом языке. Вследствие этого часто возникают ситуации недопонимания или ошибочного понимания, что приводит к нарушению взаимодействия. Эти нарушения (искажения) могут быть исправлены с помощью метакоммуникации, т. е. такого общения, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений. Отсюда вытекает, что:

 человек осуществляет  деятельность в отношении объектов

 на основании  тех значений, которые он им  придает; 

 сами значения есть продукт социального взаимодействия;

 значения  возникают и изменяются посредством  их интерпретации, переопределения. 

 Общество, по  Миду, - это сумма лиц, с которыми  индивид поддерживает отношения  взаимодействия и чьи позиции,  чье отношение являются для него основой самопонимания и планирования собственных поступков. Возникновение общества Мид объясняет в конечном счете физиологическими причинами - необходимостью удовлетворения определенных потребностей, прежде всего потребностей в питании и продолжении жизни. Но даже в удовлетворении физиологических потребностей индивид «завязан» на других людей.

 Описывая  реальное и идеальное общества, Мид рассматривает их через  призму широты и качества взаимодействия. Идеальное общество характеризуется  всеобщностью норм и вовлеченостью в процесс коммуникации всего человечества. Предпосылки возникновения идеального общества он видит в расширении мирохозяйственных связей, политических союзах государств, универсализации религий. При этом Мид подчеркивает

Информация о работе Особенности современной социологии