Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:13, реферат
Бурное развитие социологической науки в XX веке породило много течений, которые придерживались самых различных концепций, взглядов как по общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам.
В XX веке социология пошла «вширь» — она постепенно охватывала страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки. Сейчас практически нет ни одной страны в мире, где не была бы представлена социологическая наука в том или ином виде.
Введение
Особенности современной социологии
Основные направления и школы современной социологии
Заключение
Литература
Разрабатывая модель социального действия, Парсонс считает, что ее основными составляющими элементами являются деятель, ситуация, ориентация деятеля на ситуацию.
Предполагается,
что деятель (в этой роли
может выступать как отдельный
индивид, так и социальная
Окончательно
структуру социального
• система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного;
• принятие
индивидуальных решений о
• наличествующие средства и условия.
Таким образом,
формализованная модель
Развитие
общества носит, по Парсонсу, эволюционный
характер и описывается с
• примитивные,
в которых дифференциация
• промежуточные,
связанные с появлением
• современные,
характерной чертой которых
Но концепция
общественного развития в
В противовес
структурно-функциональным
• интеграция социальной структуры;
• сохранение солидарности внутри групп;
• укрепление межчеловеческих отношений;
• управление социальными изменениями3. В этом же русле развивает концепцию социального конфликта немецкий социолог Р. Дарендорф. Логика его рассуждении такова: социология занимается изучением поведения людей в точке пересечения общества и отдельного человека. При этом общество трактуется как любой вид социальной связи, от самой узкой (контактная группа) до самой широкой (человечество в целом). Основу взаимодействия в системе «индивид - общество» составляют нормы, которые задают ролевое поведение. Понятие «социальная роль» - очень важное понятие в социологии Дарендорфа, поскольку в нем фокусируется сразу несколько принципиальных моментов.
• Отдельному
индивиду роль предписывается, задается,
т. е. по отношению к нему
носит нормативно-
• И на уровне индивида, и на уровне общества существует иерархия ролей.
• Роль - это воплощение властных отношений на поведенческом уровне.
Неравенство ролей, порождаемое социальным неравенством (а градации социального неравенства проводятся по самым различным параметрам, таким как престиж, доход, уровень образования и т. д.), ведет к конфликту. Способами разрешения социального конфликта не могут быть ни его игнорирование, ни подавление. Конфликт вообще нельзя «разрешить», но на него можно воздействовать, его можно регулировать посредством переговоров, посредничества, арбитража и т. д.
Острота конфликта
и оперативность его
Таким образом,
наиболее адекватной для
социальных
конфликтов формой общества
В последние
10-15 лет заметно усилился интерес
к концепции социального
Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лук-манн) исходит из того положения, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те или иные события. Способ истолкования ситуации, определение того, что возможно, допустимо, а что абсолютно исключено, зависит от системы ценностей индивида, которую он усвоил в процессе социализации, от его жизненного опыта. Шюц подчеркивает, что разница ценностных и смысловых значений обусловлена спецификой социализации и зависит от принадлежности индивида к той или иной культуре, социальному слою, профессиональной группе. Социально нормированные «конструкции мира» очень вариативны.
Возникает вопрос: возможно ли в таком случае объективное понимание мотивов человеческих действий, т. е. их субъективного смысла? Если да, то на основе чего оно возникает? Возможность понимания, утверждает Шюц, заложена в самой основе повседневной жизни, в «мире повседневности». Именно это позволяет решить главную, по мнению Шюца, задачу социологии - понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта индивидов. Но социолог, создавая теоретическую модель жизненного мира, должен придерживаться следующих правил (Шюц называет их постулатами).
• Постулат
релевантности (
• Постулат адекватности. Социологическая модель и содержащиеся в ней знания, мотивы, планы, действия должны быть выстроены таким образом, чтобы с точки зрения здравого смысла они тоже воспринимались как «разумные и понятные».
• Постулат логической последовательности. Понятия, которыми пользуется социологическая наука, следует согласовывать друг с другом, и основанные на них высказывания не должны противоречить друг другу.
• Постулат
согласовать. Социолог не
Итак, феноменологическая
социология впервые
Одним из
наиболее интересных и
Главной характеристикой
человеческого действия
Общение посредством
жестов характеризуется тем,
Символически опосредованное взаимодействие, т. е. в первую очередь взаимодействие с помощью языка, характеризуется тем, что: а) порождает примерно одинаковые реакции при общении с любым индивидом; б) позволяет ставить себя на место другого; в) позволяет видеть себя глазами другого человека.
Возникновение
символически опосредованного взаимодействия
Мид объясняет функционально - необходимостью
координировать поведение людей, так как
у них нет надежных инстинктов, и антропологически
- способностью человека к созданию и использованию
символов.
Значимые символы могут выполнять свою координирующую функцию только в том случае, если они являются достоянием группы. Понятия «мать», «отец», «хорошо», «плохо» и т.д. в своем звучании и специфическом значении являются достоянием группы, откуда отдельный индивид эти значения и черпает. Человек становится членом общества по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия.[6]
Понятие «значимый
символ» относится прежде
человек осуществляет
деятельность в отношении
на основании тех значений, которые он им придает;
сами значения есть продукт социального взаимодействия;
значения
возникают и изменяются
Общество, по
Миду, - это сумма лиц, с которыми
индивид поддерживает
Описывая
реальное и идеальное общества,
Мид рассматривает их через
призму широты и качества