Особенности состояния российской системы образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 21:22, лекция

Описание работы

В настоящее время в России действуют новые стратегические факторы, которые во многом создают новый фон для управленческой деятельности, в том числе и в образовании. Это:
 нестабильность;
 неоднородность;
 ограниченность ресурсов.
Данные факторы будут действовать, очевидно, дли¬тельное время. Именно поэтому их необходимо учитывать в реальной управленческой деятельности. (Ушаков К. М.).

Работа содержит 1 файл

лекция Состояние российской системы образования.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Рекомендуемый ниже подход ориентирован на руководителей, склонных оценивать руководство организацией как руководство организмом, и на оценку ситуации как ситуацию с высокой скоростью изменений. Его позиции:

  • Для того чтобы успешно управлять организацией, необходимо, прежде всего, ответить на вопрос о том состоянии, в котором пребывают взрослые в школе, каковы их ожидания, представления, ценности и прочее.
  • Успешное управление организацией предполагает в качестве первого шага анализ представлений, ожиданий, ценностей первых лиц в организации, особенности их личностных позиций.
  • Осознанные и неосознанные представления руководителя организации о подчиненных достаточно однозначно определяют культуру и структуру организации.
  • Успешное управление организацией сегодня - это скорее управление группами, а не индивидуумами.
  • Характер и особенности взаимоотношений между членами и группами педагогического коллектива являются одним из факторов, определяющих тип учебного процесса, реализующегося в учебном заведении.
  • Не существует наилучшего способа управления школьной организацией: есть способы, адекватные и неадекватные обстоятельствам.
  • Ориентация в управлении школьной организацией на процесс ее функционирования продуктивнее, чем ориентация на определенные результаты деятельности.
  • Уровень профессионализма педагогов и руководителей определяется их способностью организовывать собственную работу (ориентация на самостоятельную работу, командную, под руководством и т. д.), уровнем мотивации и профессиональными знаниями, умениями и навыками в той предметной области, которую они преподают.

Среди теоретических построений, развивающих новые взгляды на организацию и методы управления, выделяются опирающиеся на современные естественнонаучные концепции – теорию диссипативных структур, синергетику, теорию катастроф, теорию самоорганизации вещества. В частности, в работе Комарова В. Н. и Морева И. А. (О возможности применения теории диссипативных структур в реформе системы образования // Проблемы региональной экономики, 2001. № 4 — 5. — С. 269 — 274) рассмотрена периодизация структурных перестроек и приведены рекомендации по управлению образовательной организацией. Они опираются на довольно неожиданные положения теории диссипативных структур (ТДС), развиваемой научной школой И. Р. Пригожина (Бельгия). Там же с естественнонаучных позиций обсуждены негативные последствия управления организацией исходящие из чрезмерной конкретизации целей.

 
 
  источники:

  1. Государственный Совет Российской Федерации. Доклад. Образовательная политика России на современном этапе. 2001 г. [http://gov.karelia.ru/gov/Power/Ministry/Education/gossovet.zip]
  2. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. - СПб, 1998.
  3. Третьяков П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998 — 288 с.
  4. Ушаков К. М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. - М., 1995.
  5. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Педагогическое общество России, 1999. 320 с.
  6. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.

Информация о работе Особенности состояния российской системы образования