Особенности социальной работы в сельском социуме

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования,

выявить максимально эффективную модель социальной работы с жителями

сельской местности, полагаясь на опыт действующих экспериментальных

проектов проводимых центрами социальной защиты в различных регионах нашей

страны. А так же рассмотреть тенденции развития этой отрасли на ближайшее

будущее.

Содержание

Введение: __________________________________________________стр.3 - 5

1. Сельский социум как объект социальной работы ______________стр.3 - 13

2. Организационно-правовые формы социальной работы на селе _стр. 13 - 22

Заключение: _____________________________________________стр. 22 - 23

Список используемой литературы ___________________________стр. 24 - 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Особенности социальной работы в сельском социуме.docx

— 60.76 Кб (Скачать)

социальной работы, социальной защиты граждан еще не попавших в беду, т.е.

нуждающихся в  квалифицированном совете, необходимой  информации и 

знаниях, психологической и юридической поддержке, она бесперспективна, ибо

к снижению числа  нуждающихся в помощи людей, а  скорее наоборот. 

Профессиональная  социальная работа предполагает оптимальное  сочетание

\"профилактики  заболевания\" с \"лечением\" социальных недугов. При этом

очевидно, что  успехи в профилактике рано или поздно приведут к снижению

числа нуждающихся  в социальной помощи. 

Все сказанное  не плод кабинетных размышлений, а результат  многолетней

работы во многих сельских регионах России. Существующей в России модели

управления системой социальной защиты населения характерны следующие

черты: 

1. Высокая концентрация  властных полномочий по управлению  социальной

защитой населения, финансовых и материальных ресурсов на федеральном

уровне; 

2. Слабое участие  в управлении системой социальной  защиты профсоюзов,

негосударственных страховых структур, институтов гражданского общества; 

3. Незавершенность  правового разграничения полномочий  федеральных органов

государственной власти, органов государственной  власти субъектов РФ и органов

местного самоуправления в области социальной защиты населения,

несбалансированность  возложенных на них полномочий с  ресурсами,

находящимися  в их распоряжении; 

4. Дефицит ресурсов  в бюджетах всех уровней для  финансирования

мероприятий по социальной защите на фоне неэффективного и нецелевого

использования финансовых ресурсов, наличия высоких  трансакционных

издержек и  отсутствия действенного механизма  контроля за социальными

трансфертами  на федеральном и региональном уровнях; 

5. Высокая доля  ответственности за социальные  процессы государства и

практически полное отсутствие социальной корпоративной  ответственности и

иных субъектов  социального государства (семьи, церкви, благотворительных

общественных  организаций и т.д.); 

6. Низкий уровень  перераспределения доходов, характеризуемый  такими

объективными  показателями, как коэффициент фондов (в России в 2004 году

составил 15 раз); децильный коэффициент (6,9 раз); коэффициент Джини (по

данным официальной  статистики - 0,407); 

7. Отсутствие  в налоговой системе прогрессивной  шкалы по взиманию

подоходного налога; 

8. Низкий уровень  общественной (национальной) солидарности  из-за наличия

в экономики  России большой доли «теневых» отношений, что ведет к занижению

реальных данных о состоянии частного бизнеса  и, как следствие, занижению

налогооблагаемой  базы и объема страховых платежей либо полному уклонению

от налогов  и страховых платежей; 

9. Высокая степень  охвата социальными льготами  и гарантиями значительной

части населения, как правило, без учета уровня доходов реципиентов; 

10. Низкий уровень  предоставляемых услуг населению  и социальной

защищенности  граждан, что иллюстрируется следующими данными:

минимальная заработная плата ниже прожиточного уровня и  составляет от него

потребительских цен в среднем на 6% в год; средний  размер назначенных пенсий

ниже величины прожиточного уровня приблизительно на 20%; численность

населения с  денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

составляет более 25 млн. чел., что соответствует 17,8% от общей численности

населения России; 

11. Превалирование  бюджетных механизмов организации  и финансирования

социальной защиты преимущественно на началах социального  обеспечения

над механизмами  социального страхования и социальной самозащиты граждан.

Финансирование  социальной защиты населения осуществляется в основном за

счет собираемых государством налогов и сборов, аккумулируемых в бюджетах

внебюджетных  фондов. Причем бюджетные средства государство направляет не

только, на оказание социальной помощи, но и на покрытие дефицита бюджетов

государственных внебюджетных фондов, формирующихся  за счет страховых

взносов; 

12. Отсутствие  в нормативных актах, планах  и программах государства четких

принципов, норм, критериев и механизмов, направленных на построение

адекватной системы  социальной защиты, способной обеспечить устойчивое

воспроизводство населения и высокое качество жизни, на уровне

международных стандартов. 

Многие специалисты, работающие в сельском социуме, видят  существующие в

социальной сфере  проблемы, озабочены имеющимися в  нем негативными

процессами. Нарастание опасности экологической катастрофы, депопуляционные

тенденции развития аграрных регионов России, резкое сокращение жителей

села, негативные социальные последствия радикально - волюнтаристски

осуществляемых  реформ экономики и управления привели  сельские регионы

страны к опасной  грани, за которой начинаются необратимые  процессы

социальной деградации, деморализации населения, хозяйственного упадка,

запустения огромных территорий. Особенно тревожными для  социального

развития села являются такие тенденции, как: 

- разрушение  социальной инфраструктуры сельских  поселений, закрытие здесь

медицинских пунктов, школ, библиотек, домов культуры, клубов, интернатных

учреждений; 

- деморализация  сельского населения, утрата им  целого ряда традиционных

нравственных  ценностей, составляющих основу не только образа жизни,

духовности сельских жителей, но и населения страны в  целом; 

- катастрофическое  падение уровня жизни сельского  населения, явное ослабление

гарантий его  социальной защищенности, произвольное занижение уровня

заработной платы  работников сельского хозяйства, ее систематическая задержка,

ведущая к дальнейшей утрате значимости трудакак ценности жизни для всех тех,

кто живет на селе; 

- актуальной  проблемой является улучшение  демографической ситуации;

Увеличение случаев  семейного неблагополучия, детской  безнадзорности и

социального сиротства  детей устрашает; большой проблемой  является

отсутствие адресной социальной помощи беременным женщинам (беременные

женщины, проживающие  в сельской местности, нуждаются  в посещении врача

акушера-гинеколога центральных районных больниц; женские  консультации

беременным женщинам необходимо посетить в период беременности в среднем 4

раза; для этого  необходима материальная поддержка  беременных женщин,

проживающих в  сельской местности, в виде единовременного  пособия на проезд

в пригородном  транспорте в центральные районные больницы для наблюдения по

беременности). 

- опасное снижение  ценностей образования в сельских  поселениях страны,

сопровождаемое  очевидным ограничением возможностей получить качественное

профессиональное  образование детям из сельских семей  в силу растущей

массовости платного обучения в вузах; 

- тенденция роста  преступности, криминализация сельской  среды, явное

увеличение здесь  доли тех, кто уже отбыл наказание  или ориентирован на

криминальное  поведение; 

- очевидным стало  снижение авторитета, социальной  роли, влияния на селе

сельского учителя. Это заметно осложняет проблему социальной защиты и

самоподдержки тех, кто живет на селе, осуществление  здесь

социально-педагогической деятельности; 

- новые проблемы  для социальной работы на селе  в России создает растущая

социальная дифференциация, расслоение сельского населения, появление  здесь

очень богатых  людей и массовой бедности работоспособного населения,

прогрессирующей незащищенности \"слабых\" общественных групп; 

- в сельской  зоне России особенно многочисленной  становится доля мигрантов

из ближнего зарубежья, требующих специальных  мер социальной 

защиты, обеспечения  адаптации к новым условиям; 

- увеличивается  число неблагополучных семей  и социальное сиротство,

снижается здоровье населения и продолжительность  жизни, велик рост числа

злоупотребляющих  алкоголем, увеличивается число  ВИЧ-инфицированных,

заболевших туберкулезом, и такой негативный фактор, как  распространение

наркомании 

- неразвитость  специальных сельских учреждений  социальной защиты,

отсутствие корпуса  кадров, способных оказывать профессионально  эффективную

социальную помощь, вести квалифицированную социальную работу, отсутствие

комплексных мер  в ее осуществлении, явно усугубляет ситуацию в российском

селе середины 1990-х годов. 

В целом преобразования в социальной сфере села сдерживаются вследствие

недостаточной ресурсной обеспеченности, а направленность и масштабы

национальных  проектов, федеральных целевых программ, международных

проектов социального  профиля пока не в полной мере соответствуют  перечню и

остроте отмеченных проблем. 

Озабоченность вызывает и существенное различие бюджетов в разрезе

субъектов Российской Федерации, направляемых на развитие социальной сферы,

что отражается в первую очередь на состоянии  системы социального

обслуживания, вызывает рост неудовлетворенной потребности  уязвимых групп

населения в  социальных услугах. С введением 131 закона была нарушена

система социальной защиты в стране, ее согласованность  и взаимодействие на

муниципальном и региональном уровнях. 

Противоречивость  и ограниченность федеральных законов, регулирующих

социальное развитие, отношения между Центром и  регионами, неразвитость

Информация о работе Особенности социальной работы в сельском социуме