Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:12, курсовая работа
Цель исследования,
выявить максимально эффективную модель социальной работы с жителями
сельской местности, полагаясь на опыт действующих экспериментальных
проектов проводимых центрами социальной защиты в различных регионах нашей
страны. А так же рассмотреть тенденции развития этой отрасли на ближайшее
будущее.
Введение: __________________________________________________стр.3 - 5
1. Сельский социум как объект социальной работы ______________стр.3 - 13
2. Организационно-правовые формы социальной работы на селе _стр. 13 - 22
Заключение: _____________________________________________стр. 22 - 23
Список используемой литературы ___________________________стр. 24 - 25
социальной работы, социальной защиты граждан еще не попавших в беду, т.е.
нуждающихся в квалифицированном совете, необходимой информации и
знаниях, психологической и юридической поддержке, она бесперспективна, ибо
к снижению числа
нуждающихся в помощи людей, а
скорее наоборот.
Профессиональная социальная работа предполагает оптимальное сочетание
\"профилактики заболевания\" с \"лечением\" социальных недугов. При этом
очевидно, что успехи в профилактике рано или поздно приведут к снижению
числа нуждающихся
в социальной помощи.
Все сказанное не плод кабинетных размышлений, а результат многолетней
работы во многих сельских регионах России. Существующей в России модели
управления системой социальной защиты населения характерны следующие
черты:
1. Высокая концентрация
властных полномочий по
защитой населения, финансовых и материальных ресурсов на федеральном
уровне;
2. Слабое участие
в управлении системой
негосударственных
страховых структур, институтов гражданского
общества;
3. Незавершенность
правового разграничения
государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления в области социальной защиты населения,
несбалансированность возложенных на них полномочий с ресурсами,
находящимися
в их распоряжении;
4. Дефицит ресурсов в бюджетах всех уровней для финансирования
мероприятий по социальной защите на фоне неэффективного и нецелевого
использования финансовых ресурсов, наличия высоких трансакционных
издержек и отсутствия действенного механизма контроля за социальными
трансфертами
на федеральном и региональном уровнях;
5. Высокая доля ответственности за социальные процессы государства и
практически полное отсутствие социальной корпоративной ответственности и
иных субъектов социального государства (семьи, церкви, благотворительных
общественных
организаций и т.д.);
6. Низкий уровень
перераспределения доходов,
объективными показателями, как коэффициент фондов (в России в 2004 году
составил 15 раз); децильный коэффициент (6,9 раз); коэффициент Джини (по
данным официальной
статистики - 0,407);
7. Отсутствие
в налоговой системе
подоходного налога;
8. Низкий уровень общественной (национальной) солидарности из-за наличия
в экономики России большой доли «теневых» отношений, что ведет к занижению
реальных данных о состоянии частного бизнеса и, как следствие, занижению
налогооблагаемой базы и объема страховых платежей либо полному уклонению
от налогов
и страховых платежей;
9. Высокая степень охвата социальными льготами и гарантиями значительной
части населения,
как правило, без учета уровня
доходов реципиентов;
10. Низкий уровень
предоставляемых услуг
защищенности граждан, что иллюстрируется следующими данными:
минимальная заработная плата ниже прожиточного уровня и составляет от него
потребительских цен в среднем на 6% в год; средний размер назначенных пенсий
ниже величины прожиточного уровня приблизительно на 20%; численность
населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
составляет более 25 млн. чел., что соответствует 17,8% от общей численности
населения России;
11. Превалирование
бюджетных механизмов
социальной защиты преимущественно на началах социального обеспечения
над механизмами
социального страхования и
Финансирование социальной защиты населения осуществляется в основном за
счет собираемых государством налогов и сборов, аккумулируемых в бюджетах
внебюджетных фондов. Причем бюджетные средства государство направляет не
только, на оказание социальной помощи, но и на покрытие дефицита бюджетов
государственных внебюджетных фондов, формирующихся за счет страховых
взносов;
12. Отсутствие
в нормативных актах, планах
и программах государства
принципов, норм, критериев и механизмов, направленных на построение
адекватной системы социальной защиты, способной обеспечить устойчивое
воспроизводство населения и высокое качество жизни, на уровне
международных
стандартов.
Многие специалисты, работающие в сельском социуме, видят существующие в
социальной сфере проблемы, озабочены имеющимися в нем негативными
процессами. Нарастание
опасности экологической
тенденции развития аграрных регионов России, резкое сокращение жителей
села, негативные социальные последствия радикально - волюнтаристски
осуществляемых реформ экономики и управления привели сельские регионы
страны к опасной грани, за которой начинаются необратимые процессы
социальной деградации, деморализации населения, хозяйственного упадка,
запустения огромных территорий. Особенно тревожными для социального
развития села
являются такие тенденции, как:
- разрушение
социальной инфраструктуры
медицинских пунктов, школ, библиотек, домов культуры, клубов, интернатных
учреждений;
- деморализация
сельского населения, утрата
нравственных ценностей, составляющих основу не только образа жизни,
духовности сельских
жителей, но и населения страны в
целом;
- катастрофическое
падение уровня жизни
гарантий его социальной защищенности, произвольное занижение уровня
заработной платы работников сельского хозяйства, ее систематическая задержка,
ведущая к дальнейшей утрате значимости трудакак ценности жизни для всех тех,
кто живет на
селе;
- актуальной проблемой является улучшение демографической ситуации;
Увеличение случаев семейного неблагополучия, детской безнадзорности и
социального сиротства детей устрашает; большой проблемой является
отсутствие адресной социальной помощи беременным женщинам (беременные
женщины, проживающие в сельской местности, нуждаются в посещении врача
акушера-гинеколога центральных районных больниц; женские консультации
беременным женщинам необходимо посетить в период беременности в среднем 4
раза; для этого необходима материальная поддержка беременных женщин,
проживающих в сельской местности, в виде единовременного пособия на проезд
в пригородном транспорте в центральные районные больницы для наблюдения по
беременности).
- опасное снижение
ценностей образования в
сопровождаемое очевидным ограничением возможностей получить качественное
профессиональное образование детям из сельских семей в силу растущей
массовости платного
обучения в вузах;
- тенденция роста преступности, криминализация сельской среды, явное
увеличение здесь доли тех, кто уже отбыл наказание или ориентирован на
криминальное
поведение;
- очевидным стало снижение авторитета, социальной роли, влияния на селе
сельского учителя. Это заметно осложняет проблему социальной защиты и
самоподдержки тех, кто живет на селе, осуществление здесь
социально-педагогической
деятельности;
- новые проблемы для социальной работы на селе в России создает растущая
социальная дифференциация, расслоение сельского населения, появление здесь
очень богатых людей и массовой бедности работоспособного населения,
прогрессирующей
незащищенности \"слабых\" общественных
групп;
- в сельской
зоне России особенно
из ближнего
зарубежья, требующих специальных
мер социальной
защиты, обеспечения
адаптации к новым условиям;
- увеличивается число неблагополучных семей и социальное сиротство,
снижается здоровье населения и продолжительность жизни, велик рост числа
злоупотребляющих алкоголем, увеличивается число ВИЧ-инфицированных,
заболевших туберкулезом, и такой негативный фактор, как распространение
наркомании
- неразвитость
специальных сельских
отсутствие корпуса
кадров, способных оказывать
социальную помощь,
вести квалифицированную
комплексных мер в ее осуществлении, явно усугубляет ситуацию в российском
селе середины
1990-х годов.
В целом преобразования в социальной сфере села сдерживаются вследствие
недостаточной ресурсной обеспеченности, а направленность и масштабы
национальных проектов, федеральных целевых программ, международных
проектов социального профиля пока не в полной мере соответствуют перечню и
остроте отмеченных
проблем.
Озабоченность вызывает и существенное различие бюджетов в разрезе
субъектов Российской Федерации, направляемых на развитие социальной сферы,
что отражается в первую очередь на состоянии системы социального
обслуживания, вызывает рост неудовлетворенной потребности уязвимых групп
населения в социальных услугах. С введением 131 закона была нарушена
система социальной защиты в стране, ее согласованность и взаимодействие на
муниципальном
и региональном уровнях.
Противоречивость и ограниченность федеральных законов, регулирующих
социальное развитие, отношения между Центром и регионами, неразвитость
Информация о работе Особенности социальной работы в сельском социуме