Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:35, курс лекций
В 1950 - 1980-е гг. у интеллектуалов и на Западе, и на Востоке были чрезвычайно сильны технократические
иллюзии. Вера в возможности научной реорганизации общества, в ликвидацию неквалифицированного
физического труда была огромной. И действительно, доля традиционных отрядов рабочего класса во всех
индустриальных странах резко падала. Столь же быстро росла доля занятых в сфере услуг, служащих и
работников умственного труда.
активность; 3) наследуемый культурный капитал, связанный с получением хорошего образования; 4)
высокая оценка семьи как ценности. В кругах социологов либеральной ориентации этот подход к оценке
признаков среднего
класса получил широкое
Уорнеру и Ланту принадлежит и первое сравнительно отчетливое разграничение между высшим и низшим
средними классами.
К первому они отнесли
высоким уровнем дохода, ориентированных на карьерный рост, принимающих активное участие в
общественной жизни, имеющих возможность устраивать детей в элитные колледжи и университеты и
живущих в престижных городских районах. Ко второму - государственных чиновников среднего и низшего
звена, квалифицированных служащих, мелких предпринимателей, торговцев, фермеров и других работников
нефизического труда ("белые воротнички"), имеющих среднее образование. Доминирующие ценности этого
класса таковы: договороспособность, уважение, почет, усиленный труд, экономность и порядочность в
отношениях (см., в частности, [Warner, Meeker, Eells, 2001; Тилкиджиев, 2002]).
Градуалистская линия, шедшая от Уорнера, стала мейнстримом американской социологии вплоть до наших
дней, проходя через все массовые издания, учебные пособия и т.д. В этом отношении характерна работа
авторитетного в 1960 - 1970-е гг. социолога Л. Райсмана, посвященная анализу изменений, произошедших в
самооценках наемных работников за 10 лет - с 1958 по 1968 г. В основе его расчетов лежали материалы
Исследовательского центра Мичиганского университета. В соответствии с ними, если в 1958 г. 46%
наемных работников идентифицировали себя как представителей рабочего класса, то в 1968 г. эта цифра
снизилась до 34%. При этом среди работников нефизического труда, включая все категории "белых
воротничков", доля относивших себя к рабочему классу упала с 27% до 21%. Среди рабочих физического
труда, казалось бы, со всей очевидностью являвшихся представителями классического рабочего класса,
считали себя членами такового в 1958 г. 63%, а 10 лет спустя - 47%. Райсман, опираясь на подобного типа
данные, заявлял, что США стала страной, в которой преобладает средний класс. Особое внимание он
обращал на включение представителей низших классов (работников физического труда) в культуру
американского среднего класса [Reissman, 1973, p. 43, 51 et al].
Эти ставшие популярными в 1950 - 1970-х гг. идеи о превращении американского общества, а вслед за ним
и других развитых капиталистических обществ, в общества сред-
стр. 54 него класса обычно
увязывались с концепцией открытого
характера американского
Стратификационная система США представлялась большинству американских социологов как социальная
иерархия, состоящая из множества уровней, не имеющих между собой четких границ. Например, в
популярной и многократно переиздававшейся книге В. Пэкарда "Претенденты на статус" (первое издание -
1959 г.) смешиваются понятия класса и статуса и утверждается, что стратификация в американском
обществе основана
на образовании и потреблении, которые
порождают и стимулируют
мобильность и достижение определенного статуса [Packard, 1959]. Социологи США упорно доказывают, что
американское общество - бесклассовое общество открытого типа в отличие, скажем, от английского как
классового и чопорного.
Итак, первоначально при оценке процессов взаимодействия рабочего и среднего классов евромарксистскому
включению в ряды рабочего класса служащих, работников умственного труда и т.д. противостояло
либерально-расширительное толкование границ среднего класса, в состав которого, особенно в 1950 - 1960-е
гг., американские исследователи включали рабочих квалифицированного физического труда. Все же такое
расширительное толкование, его оправданность, вызвали серьезные сомнения в среде европейских
либералов-социологов. Решающую роль в переосмыслении проблемы границ среднего класса, раскрытие
подлинных серьезных различий между "синими" и "белыми" воротничками сыграли работы Дж. Голдторпа,
Д. Россидеса и др.
Результаты фундаментального исследования, проведенного знаменитой кембриджской группой социологов
в составе Дж. Голдторпа, Д. Локвуда, Ф. Бечхофера, Дж. Платта в течение 1960-х гг., четко обосновали и
подтвердили на надежном эмпирическом материале суть характерологических различий между
работниками физического и умственного труда и развеяли сложившийся в конце 1950-х гг. миф о
сближении рабочего класса со средними слоями [Goldthorpe... 1968; 1969].
Утверждению этого мифа способствовала ставшая, можно сказать, общепризнанной идея о принятии
рабочими образа жизни и системы социальных норм и ценностей, присущих средним слоям, или, как тогда
зачастую писали и говорили, тезиса об "обуржуазивании" рабочего класса. Сами эти идеи получили
распространение в связи с ростом уровня жизни значительной части рабочих Великобритании, а также в
связи с успехами, достигнутыми консервативной партией в рабочих районах во время парламентских
выборов. Социологи, выдвигавшие тезис об "обуржуазивании", утверждали, что в современных условиях
учение Маркса о непрерывном углублении противоречий в капиталистическом обществе устарело, и вместо
неуклонной поляризации социальных сил происходит их постепенная интеграция. Вместо пролетаризации
"белых воротничков"
(служащих) идет постепенная ассимиляция
средним классом "синих
(рабочих), так как
по мере роста материального
благосостояния последних
изменения в их сознании, стремлениях, ожиданиях, образе жизни.
Голдторп и его
коллеги преднамеренно
благоприятствовавших сторонникам тезиса об "обуржуазивании". Объектом изучения были рабочие трех
предприятий в Лутоне
- городе, который в то время считался
центром британского
высокой заработной платой и наилучшими жилищными условиями. Исследователи выявили, что, несмотря
на улучшение благосостояния представителей рабочего класса, стиль их жизни и отношение к работе
существенно не изменились. Можно было говорить лишь об адаптации рабочими своих жизненных норм к
новым материальным условиям, но никак не об их сущностной трансформации и сближении с нормами
средних слоев.
Оказалось, что у представителей рабочего класса отличные от "белых воротничков" трудовые мотивы. Ими
движут в основном лишь материальные факторы, а отнюдь не возможности карьерного роста, повышения
социального статуса или иные социально-психологические стимулы. Большинство рабочих заявили, что их
жизненная цель - заработать как можно больше денег, а затем перейти на более легкую работу или уйти на
покой. Чтобы добиться этой цели, они систематически брали сверхурочную работу, и лишь это позволяло
им достигать того уровня материального благосостояния, на кото-
стр. 55 ром находились "белые воротнички". Исследователи также выяснили, что в целом по сравнению со
служащими у представителей рабочего класса ниже шансы на продвижение и повышение уровня дохода в
будущем.
Стремление к материальному благополучию не приводило к появлению у рабочих соответствующих
социальных амбиций. В отличие от представителей среднего класса, они не были склонны к долгосрочному
планированию семейного бюджета, расширению и обогащению социального и культурного капиталов.
Исследователи отмечали чрезвычайную узость круга общения "синих воротничков" и практически полное
отсутствие у них склонности к его расширению. Многие рабочие стремились дать своим детям хорошее
образование, но руководствовались при этом не желанием повысить их социальный статус и ввести их в
"высший круг",
а надеждами обеспечить им
хороший заработок.
воротничков" менее активна и разнообразна, свое внерабочее время они в большей степени склонны
проводить в семейном кругу.
Рассматривая соотношение нового среднего класса и рабочих, Э. Гидденс подтвердил идею Голдторпа и его
соавторов относительно существенных различий между обеспеченной квалифицированной частью рабочего
класса и новым средним классом. Он выделил при этом два момента. Во-первых, традиционное
превосходство "белых воротничков" в отношении трудовых гарантий, которыми они обладали, по-прежнему
оставалось в силе. Во-вторых, две эти категории имели разные модели динамики трудовых доходов в
течение трудовой карьеры. Для рабочих характерна "понижающаяся" кривая доходов, в отличие от "белых
воротничков", которым зачастую был гарантирован ежегодный прирост доходов. В дополнение к этому,
количество рабочих часов в неделю было больше у работников физического труда - в 1966 г. в Британии оно
составляло 44 часа, в то время как для "белых воротничков" - 38 часов. В-третьих, значительно большая
доля работников умственного труда получала дополнительные льготы - пособия по болезни, пенсии; также в
большинстве стран они пользовались значительными налоговыми льготами [Giddens, 1995].
Согласно Гидденсу, если принять во внимание экономические выгоды, доступные работникам физического
и умственного труда, то следует отвергнуть идею о каком бы то ни было "слиянии" этих двух групп.
Возможное "наложение" ограничено, с одной стороны, профессиями, характеризующимися
высококвалифицированным трудом рабочих, и с другой - группой клерков и торговых работников. Главной
же чертой последних двух групп являлось то, что они повсеместно и все в большей степени
монополизировались женщинами. По мнению Гидденса, это очень важный факт при определении границы
между рабочим и средним классами [Giddens, 1995, р. 106 - 108].
Родовое неравенство между "белыми" и "синими" воротничками возникло с появлением крупных
предприятий. Оно подтверждалось самим существованием данных терминов, за которыми скрывалось
разделение на физический и умственный труд. Опираясь на исследования Д. Локвуда [Lockwood, 1958],
Гидденс отмечал, что заводской клерк в большей степени разделял условия труда, характерные для более
высоких менеджериальных позиций, нежели для цеховых рабочих. Такие служащие находились в "офисе",
который был отделен от цеха и зачастую расположен над ним - что буквально позволяло служащим
"смотреть сверху
вниз на рабочих". В то время
как рабочие выполняли
изматывающую работу в цехах, клерки трудились в относительно чистых помещениях, выполняя задачи,
связанные просто с манипулированием символами. Даже обычные клерки, далекие от менеджеров высшего
звена, практически не были связаны непосредственными контактами с рабочими - обычно в качестве
основного коммуникационного канала между офисом и цехом выступал начальник последнего. Конечно,
Информация о работе Особенности развития социальной работы в 1950-1970 гг