Особенности медико-социальной работы в учреждениях образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Цель нашей работы – изучить особенности медико-социальной работы в учреждениях образования.
Объект - медико-социальная работа.
Предмет - особенности медико-социальной работы в учреждениях образования.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать медико-социальную работу, ее специфику.
2. Определить особенности социально-медицинской работы в организациях и учреждениях образования.
3. Рассмотреть социально-медицинские функции в ДОУ и общеобразовательных школах.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика медико-социальной работы 4
2. Социально-медицинская работа в организациях и учреждениях образования 7
3. Характеристика социально-медицинских функций в ДОУ и общеобразовательных школах 11
Заключение 19
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

соц мед в учр обр.doc

— 107.50 Кб (Скачать)
"justify">     - Правовое – правовое просвещение и представление интересов учащихся в судебных инстанциях.

     В г. Мурманске существует Центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психо-педагогической и медико-социальной помощи при коррекционной школе №32. Цель работы центра – повышение психологической защищенности детей и подростков общеобразовательных школ города и социально-психологической компетенции педагогов и родителей, а также оказание методической помощи психологическим службам учреждений образования города и коррекция их деятельности.

     Среди задач центра есть такие:

     - осуществление индивидуально-ориентированной психологической, педагогической помощи детям;

     - посттравматическая психологическая реабилитация детей и повышение психологической грамотности их родителей (законных представителей);

     - обеспечение совместной работы врачей и психологов для решения наиболее сложных диагностических, лечебно-профилактических и коррекционных задач.

     В Центре работают специалисты различного профиля и осуществляют коллегиальное  консультирование каждого обратившегося за помощью. В Центре оказывается помощь детям, имеющих следующие проблемы:

     - затруднения в учебе;

     - социальная дезадаптация;

     - конфликтные отношения в семье, со сверстниками, педагогами;

     - трудности в общении, нарушения коммуникативной сферы;

     - неврозы, депрессии, страхи; 
 
 
 
 
 
 

     3. Характеристика  социально-медицинских функций в  ДОУ и общеобразовательных школах

     Методика  социально-медицинской работы в  учреждениях образования включает в себя:8

     - анализ социально-гигиенического состояния субъектов образовательного процесса,

     - социальная диагностика, консультирование,

     - гигиеническое воспитание и обучение,

     - содействие в решении проблем медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера.

     Рассмотрим  некоторые из этих направлений работы подробнее. Проведение профилактических мероприятий направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях осуществляется в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

     Наблюдение  за состоянием здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях осуществляется на основе результатов плановых профилактических медицинских осмотров.

     Профилактический  медицинский осмотр обучающихся  включает следующие этапы:

     - доврачебный (проводится средним медицинским персоналом ежегодно);

     - врачебный (проводится врачом-педиатром - ежегодно, врачами специалистами - в сроки установленные действующими нормативными правовыми документами, включает также лабораторно-инструментальные и функциональные исследования).

     - специализированный (проводится по медицинским показаниям и включает обследование у врачей-специалистов, лабораторно-инструментальные и функциональные исследования в амбулаторно-поликлинических, больничных учреждениях здравоохранения).

     Врач  педиатр, осуществляющий медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждение, ежегодно, на основании результатов проведенного профилактического медицинского осмотра обучающегося, включающего все вышеперечисленные этапы, делает комплексное заключение о состоянии здоровья ребенка, в котором указывает: заключительный диагноз (в том числе основной и сопутствующие заболевания), оценку физического развития, физической подготовленности, нервно-психического развития, группу здоровья, медицинскую группу для занятий физической культурой, медицинский допуск к трудовому обучению, медицинскую оценку по профессиональному выбору и годности к военной службе, соответствующие рекомендации по режиму дня, питанию, организации учебных и внеучебных занятий, физическому воспитанию, иммунизации, медицинскому (профилактическому и диспансерному) наблюдению, дополнительному обследованию и восстановительному лечению ребенка.

     Результаты  медицинского профилактического осмотра  заносятся в медицинскую карту  ребенка для образовательных  учреждений и в карту диспансеризации ребенка.

     Традиционная  организация учебного процесса при  доминировании сидячей рабочей  позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений  опорно-двигательного аппарата:9

     - контроля подбора мебели, соответствующей длине тела учащихся;

     - контроля за позой учащихся во время занятий; контроля веса ранца с ежедневным учебным комплектом;

     - проведения физкультминуток на уроках;

     - создания благоприятного двигательного режима для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.

     Для оздоровления учащихся с нарушениями  опорно-двигательного аппарата целесообразно  создание в общеобразовательных  учреждениях специальных групп  с расширением элементов корригирующей гимнастики. Занятия в этих группах, после предварительной подготовки, проводит преподаватель физкультуры. Необходимо рекомендовать детям выполнение физических упражнений в виде «домашних заданий» с предварительным их разучиванием на уроках в общеобразовательном учреждении и последующей регулярной проверкой их выполнения.

     Продолжительность таких занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем  попрыгать на носках через скалку – на одной и двух ногах.

     К числу основных причин, обуславливающих  в настоящее время заболеваемость учащихся, снижение их умственной и  физической работоспособности относятся  острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Приступая к занятиям после  болезни, учащиеся - реконвалесценты сразу включаются в учебный процесс и несут полную и даже повышенную учебную нагрузку, связанную с пропусками занятий. Это нагрузка часто не соответствует функциональным возможностям организма ребенка, поскольку клиническое выздоровление не совпадает с биологическим, которое наступает лишь спустя 3-6 недель после болезни и характеризуется полным восстановлением нарушенных функций и адаптивных возможностей организма. Определяя основные направления оздоровительных мероприятий у учащихся в восстановительный период, следует подчеркнуть, что основой их выполнения и важнейшим условием эффективности является правильная организация режима дня. Различные компоненты режима (длительность занятий, питание, сон), общая физиологическая регламентация и чередование различных видов деятельности учащихся оказывает тонизирующее и общеукрепляющее воздействие, способствуя повышению иммунобиологических функций организма.

     При организации щадящего режима дня  учащихся, перенесших ОРВИ, необходим  постоянный контакт медицинского персонала, педагогов и родителей, содружественными усилиями которых достигается наиболее значительный оздоровительный эффект. Щадящий режим дня должен быть дифференцированным и учитывать тяжесть и клинические особенности перенесенной респираторной вирусной инфекции. Степень щажения в каждом случае зависит от объективных клинико-физиологических признаков, степени нарушения и темпах восстановления физиологических функций детского организма. Продолжительность щадящего режима дня и оздоровительных мероприятий зависит от возраста учащихся, частоты и тяжести перенесенных ОРВИ, сопутствующих заболеваний. Следует подчеркнуть, что функциональные возможности организма и работоспособность у часто болеющих детей снижены в большей степени, чем у редко болеющих. 
При восстановлении нарушенных функций и работоспособности реконвалесцентов ведущим является принцип ступенчатого (постепенного) включения организма в режим возрастающих нагрузок.

     Врач  образовательного учреждения должен систематически контролировать течение восстановительных процессов у учащихся-реконвалесцентов и корректировать совместно с педагогами и родителями осуществление щадящего режима в зависимости от индивидуальных особенностей каждого учащегося.

     Существенное  место среди отклонений в состоянии  здоровья учащихся, занимают нарушения зрения, в первую очередь миопия. Очень важным является раннее выявление так называемых «групп риска» - учащихся с предмиопией и спазмом аккомодации. Кроме того, необходимо своевременное лечение детей с прогрессирующей миопией, т.к. по мере перехода учащихся из младших классов в старшие увеличивается не только количество близоруких, но и степень близорукости, достигая, как правило, средних степеней.10

     Одним из основных мероприятий, необходимых  для профилактики нарушений зрения, является соблюдение основных санитарных правил освещенности в классах, мастерских и других учебных помещениях. Немаловажное значение имеет также цветовое оформление дверей, окон и оснащения классных комнат.

     Не  менее важными факторами профилактики возникновения нарушений зрения является постоянный контроль за правильной посадкой учащихся во время занятий и использование удобной мебели, соответствующей росту.

     Проведение  комплексных профилактических и  оздоровительных мероприятий обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

     В период получения образования организм учащегося испытывает повышенные нагрузки, как умственные, так и физические, что связано с большим расходом энергии и с высоким потреблением пищевых веществ. Нарушение питания в этот период может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, костно-мышечной и центральной нервной систем, что напрямую связанно с нарушением рационального питания. 
Медицинскому персоналу общеобразовательных учреждений необходимо проводить систематическую санитарно-просветительную работу среди учащихся, их родителей и педагогов, посвященную основам рационального питания.

     Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности детям  и подросткам необходимо соблюдение режима питания. Учащимся общеобразовательных  учреждений требуется 4-5-разовый прием пищи в течение дня в зависимости от возраста, умственной и физической нагрузки. В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком, а на ужин – молочно-растительные продукты. В условиях общеобразовательных учреждений должна предусматривается организация двухразового горячего питания для учащихся, а также реализация готовых блюд и буфетной продукции (продуктов, готовых к употреблению промышленного производства, и кулинарных изделий для промежуточного питания учащихся) в достаточном ассортименте. Высокая стоматологическая заболеваемость детского населения остаётся одной из актуальных проблем отечественного здравоохранения.

     Одним из обязательных компонентов программы  профилактики является стоматологическое  просвещение, подразумевающее предоставление в доступной форме информации о факторах риска, причинах возникновения и методах профилактики стоматологических заболеваний.  
Конечной целью стоматологического просвещения являются не знания о предмете беседы или выступления врача, а сформированные убеждения и поступки учащихся в результате приобретения ими знаний по уходу за полостью рта и выборе средств гигиены, а также сознательного отношения к сохранению стоматологического здоровья.

     Современные методы профилактики болезней зубов  и десен у детей представляют комплекс медико-социальных мероприятий, практическая реализация которых возможна только при совместных усилиях медицинского персонала, педагогов и родителей.

     Иммунизация учащихся в общеобразовательных  учреждениях осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми и методическими документами: национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, инструкциями по применению медицинских иммунобиологических препаратов, санитарными правилами, методическими указаниями и рекомендациями.

     Ответственными  за организацию и проведение профилактических прививок являются врач-педиатр и  медицинский сестра осуществляющие медицинское обеспечение учащихся в общеобразовательном учреждение, в соответствии с приказом руководителя учреждения здравоохранения на территории обслуживания которого находится данное общеобразовательное учреждение.

     Для проведения профилактических прививок на территории Российской Федерации  используются медицинские иммунобиологические препараты (МИБП), разрешенные к применению в Российской Федерации в установленном порядке. Транспортировка, хранение и использование вакцин осуществляется при строгом соблюдении требований действующего санитарного законодательства (СП 3.3.2.1248-03 «Условия транспортировки и хранения медицинских иммунобиологических препаратов»).

     Для обеспечения своевременного проведения профилактических прививок врач-педиатр  составляет годовой и ежемесячный  планы профилактических прививок. Медицинская  сестра проводит профилактические прививки в соответствии с планом, под контролем  врача-педиатра.

     Профилактические  прививки должны проводиться при  строгом соблюдении санитарно-противоэпидемического  режима.

Информация о работе Особенности медико-социальной работы в учреждениях образования