Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:43, контрольная работа
Цель нашей работы – изучить особенности медико-социальной работы в учреждениях образования.
Объект - медико-социальная работа.
Предмет - особенности медико-социальной работы в учреждениях образования.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать медико-социальную работу, ее специфику.
2. Определить особенности социально-медицинской работы в организациях и учреждениях образования.
3. Рассмотреть социально-медицинские функции в ДОУ и общеобразовательных школах.
Введение 3
1. Характеристика медико-социальной работы 4
2. Социально-медицинская работа в организациях и учреждениях образования 7
3. Характеристика социально-медицинских функций в ДОУ и общеобразовательных школах 11
Заключение 19
Список литературы 21
В г. Мурманске существует Центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психо-педагогической и медико-социальной помощи при коррекционной школе №32. Цель работы центра – повышение психологической защищенности детей и подростков общеобразовательных школ города и социально-психологической компетенции педагогов и родителей, а также оказание методической помощи психологическим службам учреждений образования города и коррекция их деятельности.
Среди задач центра есть такие:
- осуществление индивидуально-ориентированной психологической, педагогической помощи детям;
- посттравматическая психологическая реабилитация детей и повышение психологической грамотности их родителей (законных представителей);
- обеспечение совместной работы врачей и психологов для решения наиболее сложных диагностических, лечебно-профилактических и коррекционных задач.
В Центре работают специалисты различного профиля и осуществляют коллегиальное консультирование каждого обратившегося за помощью. В Центре оказывается помощь детям, имеющих следующие проблемы:
- затруднения в учебе;
- социальная дезадаптация;
- конфликтные отношения в семье, со сверстниками, педагогами;
- трудности в общении, нарушения коммуникативной сферы;
-
неврозы, депрессии, страхи;
Методика социально-медицинской работы в учреждениях образования включает в себя:8
- анализ социально-гигиенического состояния субъектов образовательного процесса,
- социальная диагностика, консультирование,
- гигиеническое воспитание и обучение,
- содействие в решении проблем медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера.
Рассмотрим некоторые из этих направлений работы подробнее. Проведение профилактических мероприятий направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях осуществляется в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
Наблюдение за состоянием здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях осуществляется на основе результатов плановых профилактических медицинских осмотров.
Профилактический медицинский осмотр обучающихся включает следующие этапы:
- доврачебный (проводится средним медицинским персоналом ежегодно);
- врачебный (проводится врачом-педиатром - ежегодно, врачами специалистами - в сроки установленные действующими нормативными правовыми документами, включает также лабораторно-инструментальные и функциональные исследования).
- специализированный (проводится по медицинским показаниям и включает обследование у врачей-специалистов, лабораторно-инструментальные и функциональные исследования в амбулаторно-поликлинических, больничных учреждениях здравоохранения).
Врач педиатр, осуществляющий медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждение, ежегодно, на основании результатов проведенного профилактического медицинского осмотра обучающегося, включающего все вышеперечисленные этапы, делает комплексное заключение о состоянии здоровья ребенка, в котором указывает: заключительный диагноз (в том числе основной и сопутствующие заболевания), оценку физического развития, физической подготовленности, нервно-психического развития, группу здоровья, медицинскую группу для занятий физической культурой, медицинский допуск к трудовому обучению, медицинскую оценку по профессиональному выбору и годности к военной службе, соответствующие рекомендации по режиму дня, питанию, организации учебных и внеучебных занятий, физическому воспитанию, иммунизации, медицинскому (профилактическому и диспансерному) наблюдению, дополнительному обследованию и восстановительному лечению ребенка.
Результаты медицинского профилактического осмотра заносятся в медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений и в карту диспансеризации ребенка.
Традиционная
организация учебного процесса при
доминировании сидячей рабочей
позы учащегося требует проведения
специальных мероприятий, направленных
на профилактику и коррекцию нарушений
опорно-двигательного аппарата:
- контроля подбора мебели, соответствующей длине тела учащихся;
- контроля за позой учащихся во время занятий; контроля веса ранца с ежедневным учебным комплектом;
- проведения физкультминуток на уроках;
- создания благоприятного двигательного режима для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.
Для оздоровления учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата целесообразно создание в общеобразовательных учреждениях специальных групп с расширением элементов корригирующей гимнастики. Занятия в этих группах, после предварительной подготовки, проводит преподаватель физкультуры. Необходимо рекомендовать детям выполнение физических упражнений в виде «домашних заданий» с предварительным их разучиванием на уроках в общеобразовательном учреждении и последующей регулярной проверкой их выполнения.
Продолжительность таких занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скалку – на одной и двух ногах.
К
числу основных причин, обуславливающих
в настоящее время
При
организации щадящего режима дня
учащихся, перенесших ОРВИ, необходим
постоянный контакт медицинского персонала,
педагогов и родителей, содружественными
усилиями которых достигается наиболее
значительный оздоровительный эффект.
Щадящий режим дня должен быть дифференцированным
и учитывать тяжесть и клинические особенности
перенесенной респираторной вирусной
инфекции. Степень щажения в каждом случае
зависит от объективных клинико-физиологических
признаков, степени нарушения и темпах
восстановления физиологических функций
детского организма. Продолжительность
щадящего режима дня и оздоровительных
мероприятий зависит от возраста учащихся,
частоты и тяжести перенесенных ОРВИ,
сопутствующих заболеваний. Следует подчеркнуть,
что функциональные возможности организма
и работоспособность у часто болеющих
детей снижены в большей степени, чем у
редко болеющих.
При восстановлении нарушенных функций
и работоспособности реконвалесцентов
ведущим является принцип ступенчатого
(постепенного) включения организма в
режим возрастающих нагрузок.
Врач образовательного учреждения должен систематически контролировать течение восстановительных процессов у учащихся-реконвалесцентов и корректировать совместно с педагогами и родителями осуществление щадящего режима в зависимости от индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Существенное место среди отклонений в состоянии здоровья учащихся, занимают нарушения зрения, в первую очередь миопия. Очень важным является раннее выявление так называемых «групп риска» - учащихся с предмиопией и спазмом аккомодации. Кроме того, необходимо своевременное лечение детей с прогрессирующей миопией, т.к. по мере перехода учащихся из младших классов в старшие увеличивается не только количество близоруких, но и степень близорукости, достигая, как правило, средних степеней.10
Одним из основных мероприятий, необходимых для профилактики нарушений зрения, является соблюдение основных санитарных правил освещенности в классах, мастерских и других учебных помещениях. Немаловажное значение имеет также цветовое оформление дверей, окон и оснащения классных комнат.
Не
менее важными факторами
Проведение
комплексных профилактических и
оздоровительных мероприятий
В
период получения образования организм
учащегося испытывает повышенные нагрузки,
как умственные, так и физические,
что связано с большим расходом
энергии и с высоким
Медицинскому персоналу общеобразовательных
учреждений необходимо проводить систематическую
санитарно-просветительную работу среди
учащихся, их родителей и педагогов, посвященную
основам рационального питания.
Для
правильного развития организма, сохранения
высокой работоспособности
Одним
из обязательных компонентов программы
профилактики является стоматологическое
просвещение, подразумевающее предоставление
в доступной форме информации о факторах
риска, причинах возникновения и методах
профилактики стоматологических заболеваний.
Конечной целью стоматологического просвещения
являются не знания о предмете беседы
или выступления врача, а сформированные
убеждения и поступки учащихся в результате
приобретения ими знаний по уходу за полостью
рта и выборе средств гигиены, а также
сознательного отношения к сохранению
стоматологического здоровья.
Современные методы профилактики болезней зубов и десен у детей представляют комплекс медико-социальных мероприятий, практическая реализация которых возможна только при совместных усилиях медицинского персонала, педагогов и родителей.
Иммунизация учащихся в общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми и методическими документами: национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, инструкциями по применению медицинских иммунобиологических препаратов, санитарными правилами, методическими указаниями и рекомендациями.
Ответственными
за организацию и проведение профилактических
прививок являются врач-педиатр и
медицинский сестра осуществляющие
медицинское обеспечение
Для проведения профилактических прививок на территории Российской Федерации используются медицинские иммунобиологические препараты (МИБП), разрешенные к применению в Российской Федерации в установленном порядке. Транспортировка, хранение и использование вакцин осуществляется при строгом соблюдении требований действующего санитарного законодательства (СП 3.3.2.1248-03 «Условия транспортировки и хранения медицинских иммунобиологических препаратов»).
Для обеспечения своевременного проведения профилактических прививок врач-педиатр составляет годовой и ежемесячный планы профилактических прививок. Медицинская сестра проводит профилактические прививки в соответствии с планом, под контролем врача-педиатра.
Профилактические
прививки должны проводиться при
строгом соблюдении санитарно-
Информация о работе Особенности медико-социальной работы в учреждениях образования