Особенности медико-социальной работы в учреждениях образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Цель нашей работы – изучить особенности медико-социальной работы в учреждениях образования.
Объект - медико-социальная работа.
Предмет - особенности медико-социальной работы в учреждениях образования.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать медико-социальную работу, ее специфику.
2. Определить особенности социально-медицинской работы в организациях и учреждениях образования.
3. Рассмотреть социально-медицинские функции в ДОУ и общеобразовательных школах.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика медико-социальной работы 4
2. Социально-медицинская работа в организациях и учреждениях образования 7
3. Характеристика социально-медицинских функций в ДОУ и общеобразовательных школах 11
Заключение 19
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

соц мед в учр обр.doc

— 107.50 Кб (Скачать)
 
 
 

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Здоровье  населения является важной составляющей социального, культурного и экономического развития страны. В настоящее время растет понимание роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества. Медико-социальная работа рассматривается учеными, как одно из направлений социальной работы и в то же время как важный компонент социальной медицины, имеющий выраженный прикладной характер. Концепция и базовая модель медико-социальной работы в нашей стране были разработаны профессором А. В. Мартыненко.1 Медико-социальная помощь – представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий. Медико-социальная помощь является одним из направлений медико-социальной работы, а оказание медико-социальных услуг – одним из видов этой помощи. Медико-социальную работу можно рассматривать как стратегию развития медико-социальной помощи населению в современных условиях, а инновационные технологии медико-социальной работы определяем как методы решения основных задач, стоящих как перед здравоохранением, так и перед социальной защитой.

     Цель  нашей работы – изучить особенности  медико-социальной работы в учреждениях  образования.

     Объект - медико-социальная работа.

     Предмет - особенности медико-социальной работы в учреждениях образования.

     Задачи работы:

     1. Охарактеризовать медико-социальную работу, ее специфику.

     2. Определить особенности социально-медицинской работы в организациях и учреждениях образования.

     3. Рассмотреть социально-медицинские функции в ДОУ и общеобразовательных школах.

     1. Характеристика медико-социальной работы

     Социально-медицинская работа как направление в социальной работе включает разнообразную специализацию. Социальная медицина в системе социальной работы соединяет такие науки как медицину, социологию, антропологию, гигиену, и ряд других. Как предмет исследования она определилась с  1903 г., когда в Германии А. Гротьян основал журнал, а в 1905 г.   научное общество по социальной гигиене.2

     Социальная  медицина – наука об общественном здоровье  как социальном феномене, следует выяснить ее взаимосвязь с другими направлениями, разработать специализированные технологии.

     Социальная  природа здоровья зависит от экологических, генетических, экономических, профессиональных и других факторов. Как и сама система здравоохранения является социальным институтом и частью социальной системы. Что обуславливает взаимопроникновение социологии и медицины.

     Согласно  положению устава Всемирной организации  здравоохранения, состояние здоровья населения обусловлено физическим, психическим и социальным благополучием. Широкое толкование здоровья требует интегрального подхода  к здоровью как социальному феномену.

     Объектом  социальной медицины выступают как  отдельные люди, так и группы населения - престарелые, инвалиды, девианты больные (диабетики, аллергики, астматики и пр.) и все остальные члены общества, так как наличествуют факторы, имеющие глобальный характер.3

     Медицина  не должна ограничиваться констатацией наличия или отсутствия и человека конкретной болезни или физических дефектов, а рассматривать пути профилактики болезней, адаптации и реабилитации  людей, перенесших операции и заболевания, пострадавших от техногенных, стихийных или вооруженных бедствий.

     Объектом  социальной медицины, таким образом, являются люди, нуждающиеся в охране и укреплении здоровья. Такую помощь не всегда может оказать врач практического здравоохранения. Необходимы специальные знания и иные технологии помощи. В принятой ВОЗ «концепции здоровья для всех к 2000 г», основными показателями здоровья в национальных масштабах считаются: процент валового национального продукта, расходуемого на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи, в том числе мало мобильным; охват населения безопасным водоснабжением, процент лиц, подвергнутых иммунизации против основных шести инфекционных болезней; степень квалифицированного обслуживания женщин в период беременности и при родах; состояние детского питания, процент детей родившихся с малым весом, уровни детской смертности и продолжительности жизни.4

     Красный Крест, территориальные центры с социально-медицинской реабилитацией, профилактории и диспансеры гериатрического профиля, центры реабилитации инвалидов, не входящие непосредственно в систему здравоохранения.

     Социальный  работник, оказывающий социально-медицинские  услуги является своего рода социальным врачом (лечение словом), его клиенты больные, находящиеся в социальной нужде.

     Социальный  врач добивается, чтобы его пациенты, имеющие проблемы не только медицинские, но и материальные, социальные и  прочие – обеспечили себе условия жизни необходимые для нормального существования и были насколько это возможно интегрированы в общество.

     В работе социального работника общего профиля и социально-медицинского специалиста имеется много общего. И те, и другие решают вопросы  улучшения показателей жизни своих клиентов - слабо защищенных слоев населения, нуждающихся в помощи. Но имеются и узкие профильные задачи по оказанию социально-медицинских услуг: оказание первичной медико-социальной помощи, услуги по уходу за больными и одинокими, как на дому, так и в условиях стационара с дневным пребыванием или пребыванием в реабилитационных, восстановительных отделениях и отделениях медицинской профилактики. Например, госпитали ветеранов ВОВ.5

     Таким образом, социально-медицинская работа – одно из направлений деятельности лечебно-профилактических учреждений. Специализация внутри социально-медицинских работников на лечащих врачей и врачей занимающихся профилактикой. Появление новых специализаций- семейный врач, врач - реабилитолог, санитарный врач, доверенный врач.

     Служба  социально-медицинской работы включает специалистов трех уровней с высшим, средне специальным образованием и  добровольного персонала, занимающегося  уходом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Социально-медицинская работа в организациях и учреждениях образования

     Огромна социально-медицинская работа, проводимая учреждениями образования. Учреждения образования в г. Мурманске делятся на несколько видов:

     - Областная психолого-медико-педагогическая консультация;

     - Центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психо-педагогической и медико-социальной помощи;

     - дошкольные образовательные учреждения (ДОУ);

     - общеобразовательные школы;

     - специальные (коррекционные) школы  и школы-интернаты и др.

     Социально-медицинские  функции в ДОУ и общеобразовательных школах сводится преимущественно к следующему:6

     - санитарно-просветительской работе;

     - профилактической деятельности;

     - психокоррекции;

     - выявлению детей для психиатрического освидетельствования и определения форм обучения в психолого-медико-педагогической консультации.

     Особенно  велика роль социально-медицинской  работы в специализированных (коррекционных) школах и школах-интернатах. В этих заведениях проходят обучение и социализацию дети-инвалиды. В каждом таком учреждении совместно трудятся:

     - педагоги-дефектологи;

     - врачи;

     - педагоги-психологи;

     - социальные работники.

     Направление детей в такие школы осуществляется комиссионно специалистами психолого-медико-педагогических центров. Существует восемь видов специализированных школ:

     I вид – школы для глухих детей;

     II вид – школы для слабослышащих  детей;

     III вид – школы для слепых детей;

     IV вид – школы для слабовидящих  детей;

     V вид – школы для детей с  речевыми расстройствами;

     VI вид – школы для детей с  отклонениями в опорно-двигательном  аппарате;

     VII вид – школы для детей с задержкой психического развития;

     VIII вид – школы для умственно-отсталых  детей;

     К сожалению, с каждым годом увеличивается  число умственно отсталых детей, и существующие в г. Мурманске коррекционные школы VIII вида не могут вместить всех нуждающихся в специализированном обучении. Поэтому в общеобразовательных школах города по программе коррекционно-развивающего обучения (КРО) сформировано еще  классы коррекции, которые бывают двух видов:

     - классы компенсирующего обучения, где обучаются соматически ослабленные дети и социально-педагогически запущенные дети с нарушением школьных навыков;

     - коррекционно-развивающие классы (выравнивания), где обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР).

     Выполнение  распоряжения правительства, направленного на секвестирование бюджета и закрытие малокомплектных классов с 1 сентября 2004 года, станет непоправимой ошибкой для системы образования нашей страны и социализации детей, нуждающихся в индивидуальном подходе, а значит и для всего нашего общества.

     В специализированных коррекционных школах обучается обычно по 8-12 человек в классе. Дети находятся в школе в течение всего дня, там они получают трехразовое питание, обеспечиваются необходимыми канцелярскими принадлежностями, предметами первой необходимости и одеждой. В подавляющем большинстве – это дети из социально-неблагополучных семей. Первая половина посвящена обучению. Причем программа девятилетнего обучения коррекционной школы соответствует программе начальной общеобразовательной школы. Зато огромное влияние при обучении уделяется социализации воспитанников. На протяжении девяти лет обучения они изучают предмет «Социально-бытовая ориентация». С каждым ребенком индивидуально работает логопед. Трудовое обучение занимает приоритетное место. В девятом классе дети занимаются уроком труда 16 часов в неделю.7 Выходя из стен школы, они имеют доступные для умственно-отсталых людей специальности:

     - швея;

     - токарь;

     - столяр и др.

     Коллектив специализированных коррекционных  школ работает по пяти направлениям [3]:

     - Диагностико-прогностическое – изучение медико-психологических возрастных личностных особенностей, способностей, интересов, отношения к школе, учебе, поведения, круга общения и выявление позитивных и негативных влияний в структуре личности ребенка.

     - Коррекционно-образовательное и социокультурное – обеспечение помощью в тех случаях, когда социальные, национальные, культурные и другие барьеры мешают учащемуся реализовать свои потенциальные возможности.

     - Функционально-организационное – помощь в овладении знаниями о жизни, определение (трудовое, на инвалидность, на дальнейшую учебу в лицеи) после окончания школы.

     - Профилактическое – это умение предотвращать и улаживать конфликтные ситуации и социальную изолированность.

Информация о работе Особенности медико-социальной работы в учреждениях образования