Особенности и проблемы переписи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Данные о численности, размещении и составе населения относятся к
важнейшим статистическим показателям. Они играют важную роль в системе
показателей планового развития экономики, культуры, повышения материального
благосостояния людей, используются как для оценки достигнутого уровня
экономического роста, так и для текущего и перспективного планирования
размеров производства промышленной и сельскохозяйственной продукции,
трудовых ресурсов и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………2-4
1. Значение переписи населения.
1.1 История переписи населения…………………………………….5-16
1.2 Социально-экономическое значение переписи населения 2002 года..16-23
2. Особенности и проблемы переписи.
2.1 Подготовка, проведение Всероссийской переписи населения 2002 года.
2.2 Методологические особенности переписи 2002 года………..23-25
3. Результаты Всероссийской переписи населения 2002 года.
3.1 Окончательные результата переписи………………………….25-30
3.2 Демографическое чудо в одном отдельно взятом регионе……30-32
Вывод…………………………………………………………………..32-35
Список используемой литературы……………………………………36-37

Работа содержит 1 файл

план по демографии.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

При переписи населения 2002 г. впервые была получена информация о владении населением государственным языком страны - русским. Из общей численности населения им владеют 142,6 млн. человек (98%). Среди других языков наиболее распространенными являются английский (6,9 млн. человек, или 4,8%), татарский (5,3 млн. человек, или 3,7%), немецкий (2,9 млн. человек, или 2,0%), украинский (1,8 млн. человек, или 1,2%), башкирский (1,4 млн. человек, или 1%) и почти одинаковое число людей назвало владение чеченским и чувашским языками (по 1,3 млн. человек, или по 1%).

Впервые при  переписи населения были получены сведения о гражданстве населения России. Численность граждан Российской Федерации составила 142,4 млн. человек (98% всех жителей страны). Немногим более одного миллиона человек имеют гражданство других государств. Наиболее многочисленны граждане Украины (230 тысяч), Азербайджана (155 тысяч), Армении (137 тысяч), Узбекистана (71 тысяча), Казахстана (почти 70 тысяч), Таджикистана (64 тысячи), Грузии (53 тысячи), Молдавии (51 тысяча), Белоруссии (40 тысяч), Китая (31 тысяча) и Вьетнама (почти 23 тысячи). Лиц без гражданства учтено 0,4 млн. человек. Из общей численности граждан Российской Федерации 44 тыс. человек имеют двойное гражданство.

При переписи населения 2002 г. учтено 109,4 млн. человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование  основное общее и выше, что составляет 90,2% этой возрастной группы. По сравнению с 1989 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 18,3 млн. человек, или на 20%. На момент переписи 714 млн.человек получили профессиональное образование, из них: высшее (включая послевузовское образование) - 19,4 млн.человек (160 человек из каждой 1000 лиц в возрасте 15 лет и более), неполное высшее - соответственно 3,7 млн.человек (31 человек), среднее - 32,9 млн.человек (31 человек), начальное 15,4 млн.человек (127 человек). Общее образование имеют 473 млн.человек, в том числе: среднее (полное) - 21,3 млн.человек (175 человек), основное - 16,7 млн.человек (137 человек), начальное - 9,3 млн.человек (77 человек из каждой 1000 указанной возрастной группы). Уменьшилась доля неграмотного населения в возрасте 10 лет и более с 1,9% в 1989 г. до 0,5% в 2002 г. Дошкольным обучение охвачено 3,1 млн. детей в возрасте 3-6 лет (60% общего числа детей этого возраста. Среди детей и подростков в возрасте 7-15 лет перепись зафиксировала 277 тысяч, которые не посещают образовательные и дошкольные учреждения.

В ходе переписи были получены данные об источниках средств  к существованию, причем при переписи 2002 г. население могло указать  все имеющиеся у него источники  средств к существованию в  отличие от прошлой переписи, когда у населения выяснялось не более двух источников. В 2002 г. 28% населения имело более одного вида источника средств к существованию (26% имело два вида источника, 1,5% - три вида источника и 0,04% - четыре и более).

Впервые был  изучен статус населения в занятости. Из 61 миллионов занятых в возрасте 15 лет и более абсолютное большинство - 58 млн. человек (95%) являются работающими по найму, почти 1 млн. занятых (1,5%) - работодатели, привлекающие для осуществления своей деятельности наемных работников, и около 2 млн. человек (3%) являются индивидуальными предпринимателями.

При переписи были учтены и другие категории населения - 107 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся по долгу службы на дату переписи за рубежом, а также 239 тыс. человек, временно находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом. Из них 65% (156 тыс. человек) указали, что они приехали в Россию на работу, 11% - на отдых, лечение или в качестве туристов, 6% находятся в служебной или деловой поездке, 1% - мигранты, транзитом следующие через Россию. 

3.2 Демографическое чудо в одном отдельно взятом регионе

"Чеченцы отнеслись  очень ответственно к акции,  поэтому результат вышел

неожиданный".

(Из выступления  председателя облкомстата Ростовской области

В.Емельянова)

"Теперь же, в октябре, единая воля власти  федеральной, власти местной

и простых жителей  Чеченской Республики сотворили "демографическое  чудо". …И

как теперь доказать, что итоги переписи в остальных  субъектах Российской

Федерации получены без использования разного рода "чудес"?" (А.Черкасов)

Однако, самую  большую сенсацию и, если хотите, бомбу  преподнесла

перепись в  Чечне. Там произошло самое настоящее "демографическое чудо",

если не сказать "демографический взрыв".

"Благую весть" уже 14 октября принес ИТАР-ТАСС, со слов председателя

правительства Чечни и одновременно руководителя оргкомитета ВПН 2002 по

Чечне С.Ильясова сообщивший: "Теперь мы точно знаем, что в республике

проживают 1088816 человек… Теперь при планировании выделения бюджетных

средств данному  субъекту федерации, вероятно, будут  сделаны коррективы".

Председатель  облкомстата Ростовской области  В. Емельянов объяснил

такие итоги  переписи феноменально высокой рождаемостью у чеченцев, а также

тем, что для  участия в переписи в республику приезжала значительная часть

диаспоры, проживающей  в других регионах (что более странно, поскольку людей

должны были переписывать - по месту их фактического проживания при сроке

проживания от 1го года).

Достигнутый результат  настолько превзошел все самые "смелые ожидания",

что в его  в достоверности усомнился сам  федеральный Министр по

восстановлению  Чечни В. Елагин, высказавший осторожное предположение о том,

что данные этой переписи по Чечне "несколько завышены". Тем не менее, как

свидетельствует журналист, в правительстве Чечни - то есть, по-видимому, в

кругу тех самых "чеченцев, хорошо подготовившихся  к акции", - полагают, что

численность населения  лучше завысить, чем занизить, дабы не лишить

бюджетников пенсий и пособий, а республику - средств на восстановление. О

том, что есть и третья альтернатива, - не завышать и не занижать, - в этом

правительстве и не подозревали.

В.В. Путин, обсудив  предварительные итоги переписи, по поводу

чеченских цифр обронил: "С середины 90-х годов  рост населения Чечни

составил около  полумиллиона человек, смело можно  говорить о приросте в 400

тысяч человек".

Но практически  все независимые эксперты восприняли результаты по Чечне

как профанацию переписи и отреагировали практически  одинаково: "Этого не

может быть!".

Интересно, что  в ноябре 2002 года, то есть через месяц  после переписи,

Датский совет  по делам беженцев провел в Чечне  подворный обход для

планирования  поставок гуманитарной помощи и в  результате вышел на

численность населения  Чечни, равную 674 тысячи человек (заинтересованные в

поставках гуманитарной помощи главы сельских администраций  могли

способствовать  лишь завышению этого результата).

Разумеется, в  это число не входит несколько  десятков тысяч российских

военнослужащих  в Чечне, которых переписывали по месту нахождения. С их

учетом ВПН-2002 должна была выявить приблизительно 700 тысяч или несколько

больше, но никак  не задекларированные 1088 тысяч. Для  получения этой цифры,

полагает А. Черкасов, было бы недостаточно возвратить в Чечню всех

покинувших ее в 1990-е годы - вайнахов и невайнахов.

Так какова же природа "демографического чуда" Чечни, в  которое

нормальному человеку просто невозможно поверить? Обыкновенные, высосанные

из пальца приписки?

Верится, что все-таки нет. Можно предположить, что "ответственные

чеченцы", как  это уже бывало в истории, несколько  переиначили "под себя"

методологию переписи, отменив на своей территории 12месячный критерий для

постоянного населения. Так что, скорее всего, все вайнахские беженцы и

мигранты - да еще  с детьми - действительно на время  переписи возвратились в

Чечню, но не физически, а фиктивно. Иные могли переписаться и дважды - в

городе и в  селе.

Это же подтверждается и М. Юсуповым: "На инструктивных  семинарах…

чиновники говорили о всеобщей заинтересованности зафиксировать как можно

большее число  жителей. При этом подчеркивалось, что  бюджетный статус любого

населенного пункта будет зависеть на ближайшие 10 лет  от численности его

населения. Так, в г. Аргуне было заявлено: нельзя допустить, чтобы

население города оказалось меньше 25 тыс. человек. Судя по всему, на местах

следовали административным установкам…[Людей] включали в перепись на

основании сведений, имеющихся в администрациях". 

Информация о  численности населения отражается на межбюджетном

процессе, и размер перечислений из российского социального  бюджета в

местный напрямую зависит от численности местного населения. Поэтому местные

власти заинтересованы в завышении численности своего населения в надежде на

дополнительное финансирование по социальным статьям. Тем более это

справедливо для  негосударственной гуманитарной помощи, в распределении

которой государство  тоже участвует.

Остается только солидаризироваться с грустными  выводами А. Черкасова:

"Пока не  будет изжито "политическое" отношение к данным статистики, пока не

прекратятся попытки  повернуть финансовые потоки путем  искажения

действительности, мы так и не увидим объективную  картину демографии и

миграции в  этом конфликтном регионе". 
 
 
 
 
 
 

Вывод.

Перепись провели. Что имеет российское правительство, россияне да и

сама Россия, после её проведения? Первые: сомнительную информацию о

населении. Вторые: минимальную информацию о результатах  переписи и о том,

зачем её вообще проводили. Третья: сложно сказать, что  Россия имеет

качественные  изменения по способу проведения переписи населения. Ведь если

посмотреть на западные государства и Америку, то, очевидно, что наши

способы подготовки населения (да и переписчиков) и методы проведения самой

переписи и  близко не стоят со способами и методами этих стран.

Что же делать? На мой взгляд, решать эту проблемы надо, хотя бы

потому, что ВПН-2002- это высокобюджетное мероприятие. А при сегодняшнем

положении российского  государства (внешние долги), нельзя «спускать деньги

на ветер». Надо доступно объяснить всему населению, что от их

добросовестности  в первую очередь зависит благополучность  их жизни, от того

насколько ответственно каждый из нас подойдет к важным государственным

вопросам –  к вопросам о населении.

   В заключение своей работы я хотела бы отметить то, что дальнейшая

демократизация  нашего многонационального общества предполагает разработку и

осуществление в стране новой современной государтсвен6ной  национальной

политики. Концепцию  такой политики можно должным  образом обосновать,

располагая надежной информационной статистической базой, которую даст лишь

перепись. Её материалы  позволяют получить сведения не только о численности

Информация о работе Особенности и проблемы переписи