Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:14, курсовая работа
Данные о численности, размещении и составе населения относятся к
важнейшим статистическим показателям. Они играют важную роль в системе
показателей планового развития экономики, культуры, повышения материального
благосостояния людей, используются как для оценки достигнутого уровня
экономического роста, так и для текущего и перспективного планирования
размеров производства промышленной и сельскохозяйственной продукции,
трудовых ресурсов и т.д.
Введение………………………………………………………………2-4
1. Значение переписи населения.
1.1 История переписи населения…………………………………….5-16
1.2 Социально-экономическое значение переписи населения 2002 года..16-23
2. Особенности и проблемы переписи.
2.1 Подготовка, проведение Всероссийской переписи населения 2002 года.
2.2 Методологические особенности переписи 2002 года………..23-25
3. Результаты Всероссийской переписи населения 2002 года.
3.1 Окончательные результата переписи………………………….25-30
3.2 Демографическое чудо в одном отдельно взятом регионе……30-32
Вывод…………………………………………………………………..32-35
Список используемой литературы……………………………………36-37
Значительную часть населения любого региона нашей страны составляют люди пенсионного возраста. Перепись является единственным источником данных, дающим комплексную характеристику людей данной возрастной группы. Данные переписи позволяют судить о том, сколько людей пенсионного возраста проживает в семьях, а сколько одиноки, в каких отраслях экономики заняты те, кто, перейдя границу трудоспособного возраста, продолжает работать. По данным, существующим на сегодняшний день, старики просто вынуждены работать из-за мизерного размера пенсий, больше половины пенсионеров до 64 лет вообще не представляют себе, как бы они жили без дополнительного заработка. Данные переписи помогут в оценке числа семей, особо нуждающихся в социальной защите. Это позволит рассчитать объем средств, необходимых для реализации мероприятий по социальной поддержке малоимущих, и, что немаловажно, обеспечить их адресность.
Россия сегодня
нуждается в притоке
Обобщая все вышесказанное, можно с уверенностью заявить, что несмотря на отсутствие прямой связи между социально-экономическим развитием и изменениями в численности, составе, характере населения, эти звенья связи при наличии правильного политического и социально-экономического подхода могут служить взаимному укреплению, а эффективное использование человеческого потенциала может способствовать экономическому росту страны в целом.
2. Особенности и проблемы переписи.
2.1 Подготовка, проведение и некоторые качественные итоги Всероссийской
переписи населения 2002 года
Непосредственное финансирование ВПН-2002 началось в 2001 году. Общие
затраты бюджета на 2001-2003 гг. планировались, по разным сведениям, в
объеме от 4,0 до 4,2 млрд. рублей: в 2001 году большая часть средств
предназначалась на создание материальной базы переписи, в 2002 - на оплату
труда переписчиков, а в 2003 году - на обработку данных. Таким образом,
средние расходы на одного переписываемого закладывались в размере около 1
доллара на душу.
Позднее, государство немного "накинуло", так что общие затраты на
перепись составили порядка 180 миллионов долларов, или, в пересчете на душу
населения, - 1,3 доллара (ср. с 32 долларами в США).
Скромность и ограниченность бюджета ВПН-2002 не позволила совершить
качественный переход с метода непосредственного опроса населения счетчиками
на распространенные в развитых странах методы саморегистрации и сбора
данных по почте или даже по Интернету; отразилось это, конечно, и на
программе переписи. С самого начала было ясно, что удовлетворить все
возлагаемые на перепись надежды и потребности, - особенно со стороны науки,
- и на этот раз не удастся.
Постановление о проведении ВПН-2002 и о формировании соответствующей
Госкомиссии за №1064 было подписано В.В.Путиным 22.09.1999 г.
На своем первом же заседании, состоявшемся 14.03.2000 г. и посвященном
рассмотрению выдвинутого Госкомстатом Законопроекта о переписи, Комиссия
пришла к выводу, что в условиях добровольности участия в переписи проводить
ее бессмысленно, поскольку любая группа лиц в таком случае сможет легитимно
ее проигнорировать и просто-напросто сорвать. Госкомстату был дан еще один
месяц на доработку соответствующего Закона.
27.03. 2000 г. Госкомстат между тем утвердил первый вариант вопросника
ВПН-2002. Всего в программу переписи вошло 22 основных позиции, 14 из них
задавались всем постоянным жителям, а еще 8 - в каждом четвертом
домохозяйстве. Для лиц, находящихся на территории России временно, была
предусмотрена сокращенная программа - всего из 7 вопросов.
Наконец, 27 декабря 2001 года после многочисленных согласований Закон
"О Всероссийской переписи населения" за № 8-Ф был принят Госдумой и
25.01.2002 г. подписан
президентом В.Путиным. Так
законодательная база для проведения первой и всех последующих переписей в
постсоветской России.
Однако принципиальные для появления законы моменты в окончательной его
редакции были сформулированы весьма неутешительным образом: "ВПН проводится
с соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной
жизни и жилища…Участие в ВПН является общественной обязанностью человека и
гражданина".
Тем самым свое главное назначение - практически разрешить конкретную
дилемму всеобщности переписи и ее добровольности - Закон так и не выполнил.
В словесном сочетании с ни к чему не обязывающей "общественной обязанностью
человека и гражданина", принцип добровольности перекочевал и в Закон.
Отсутствие же "правовой ответственности" в законе не прописано, и это,
безусловно, сказалось на ходе проведении переписи.
Приготовления к переписи заметно активизировались весной 2002 года:
12.04.02г. Касьянов подписал 3 постановления о ВПН-2002: №231 - о ее
проведении в октябре, №232 - о создании Комиссий по организации проведения
переписи в федеральных округах, возглавляемых двумя сопредседателями -
заместителем полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе
и заместителем председателя Государственного комитета РФ по статистике,
№233 - о порядке определения степени защиты переписных листов и иных
документов переписи.
18 апреля, выступая перед Федеральным Собранием РФ, В.В. Путин счел
уместным напомнить, что "…повсеместное и качественное проведение переписи
крайне необходимо стране. Принятие обоснованных управленческих решений
невозможно без реального понимания ситуации, информации о составе
населения… Считаю организацию проведения переписи одной из первоочередных
задач и прошу все уровни власти принять активное участие в ее подготовке, а
граждан нашей страны отнестись к проведению переписи с пониманием
государственной значимости этого мероприятия".
В то же время по целому ряду вопросов программы ВПН-2002 все еще не
было единства, как не было и окончательной их редакции. И тогда чиновники
из Правового управления Администрации президента сказали свое веское, но
довольно некомпетентное слово. Еще 20 апреля в вопросник были внесены
роковые коррективы, после чего в тот же день вопросник был утвержден
распоряжением Правительства РФ №537-р за подписью М.М. Касьянова и даже
разослан Госкомстатом в регионы.
Сделано это было без всякого согласования с Государственной комиссией
по проведению Всероссийской переписи населения. Ее заседание состоялось 28
апреля. Выступая на ней, В.В. Путин подчеркнул: "Данные переписи населения
нужны не для бюрократии, они нужны… для выверенных государственных шагов в
здравоохранении и образовании, в поддержке материнства и детства. Мы сможем
более четко проводить региональную и национальную политику государства,
полнее учитывать особенности территорий, полнее учитывать их при
составлении государственных программ. По итогам переписи мы получим
важнейшую информацию для формирования современной экономической политики
государства".
Но, говоря о
переписи как о федеральном
президент, по справедливому замечанию В.А. Тишкова, явно не имел в виду
среди ее "заказчиков" ни само переписываемое российское общество, ни
независимую науку.
Кстати, на том же заседании Комиссии А.П. Починок заговорил об
анонимности как
о высшей форме обеспечения
ответственные за перепись правительственные чиновники - не встретив
протеста со стороны Госкомстата - изъяли из вопросника указания имени и
фамилии опрашиваемого.
После заседания Комиссии уже ничто не препятствовало тиражированию
переписных листов, и это заставило А.Г. Вишневского и В.А. Тишкова 29
апреля обратиться к В.В.Путину с совместным письмом. В нем с тревогой и
аргументировано оспаривались те контрпродуктивные корректуры, что были
приняты Комиссией накануне: вопросы о родном языке, об анонимности
переписного листа, об устранении термина "домохозяйство" и о категории
"разведен".
2.2 Методологические особенности переписи 2002 года
С методологической точки зрения ВПН-2002 заметно отличалась от
предыдущих переписей целым рядом особенностей и новшеств.
Необычным и скорее неудачным был выбор октября в качестве срока
проведения переписи. Ранее все переписи проводились зимой, т.к. большинство
населения находится дома, в связи с новогодними праздниками. А осенью
многие ещё
уезжают или все ещё в
не до переписи.
Но, пожалуй, главным отличием явился отказ от учета наличного
населения. Продиктованный скорее всего малым бюджетом (экономия на
переписывании на транспорте, в гостиницах, больницах и т.д.), он был удобен
и в ряде других отношений и для благовидности был освящен авторитетом
Научно-методического совета Госкомстата России.
Учету в ВНП-2002 подлежало одно лишь постоянное население, причем
критерием постоянности являлась продолжительность проживания на данном
месте не менее чем в один год.
Другим радикальным новшеством, впрочем, отвечающим международным