Особенности и проблемы переписи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Данные о численности, размещении и составе населения относятся к
важнейшим статистическим показателям. Они играют важную роль в системе
показателей планового развития экономики, культуры, повышения материального
благосостояния людей, используются как для оценки достигнутого уровня
экономического роста, так и для текущего и перспективного планирования
размеров производства промышленной и сельскохозяйственной продукции,
трудовых ресурсов и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………2-4
1. Значение переписи населения.
1.1 История переписи населения…………………………………….5-16
1.2 Социально-экономическое значение переписи населения 2002 года..16-23
2. Особенности и проблемы переписи.
2.1 Подготовка, проведение Всероссийской переписи населения 2002 года.
2.2 Методологические особенности переписи 2002 года………..23-25
3. Результаты Всероссийской переписи населения 2002 года.
3.1 Окончательные результата переписи………………………….25-30
3.2 Демографическое чудо в одном отдельно взятом регионе……30-32
Вывод…………………………………………………………………..32-35
Список используемой литературы……………………………………36-37

Работа содержит 1 файл

план по демографии.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

Значительную часть населения любого региона нашей страны составляют люди пенсионного возраста. Перепись является единственным источником данных, дающим комплексную характеристику людей данной возрастной группы. Данные переписи позволяют судить о том, сколько людей пенсионного возраста проживает в семьях, а сколько одиноки, в каких отраслях экономики заняты те, кто, перейдя границу трудоспособного возраста, продолжает работать. По данным, существующим на сегодняшний день, старики просто вынуждены работать из-за мизерного размера пенсий, больше половины пенсионеров до 64 лет вообще не представляют себе, как бы они жили без дополнительного заработка. Данные переписи помогут в оценке числа семей, особо нуждающихся в социальной защите. Это позволит рассчитать объем средств, необходимых для реализации мероприятий по социальной поддержке малоимущих, и, что немаловажно, обеспечить их адресность.

Россия сегодня  нуждается в притоке квалифицированной  рабочей силы, в то же время, миграционные процессы существенно влияют на социальную и экономическую ситуацию во многих регионах и часто вызывают обоснованное беспокойство руководителей. Причины тому разные - от присутствия на территории региона большого количества вынужденных переселенцев или иностранных рабочих до выезда людей заграницу на постоянное место жительства. Огромной проблемой, не имеющей пока в современных экономических условиях скорого решения, является так называемая "утечка мозгов", которая непосредственно влияет на изменение демографической ситуации в нашей стране. К сожалению, как и многие другие трудности России, эта проблема решится лишь после наступления экономической стабильности в стране. А пока мы можем только прогнозировать, как распределятся жители по территории региона, откуда они приезжают и куда уедут, сколько людей живут на территории одних населенных пунктов, а работают - в других. Эти сведения являются важнейшим элементом информационной поддержки решения проблем миграции и мигрантов, а поможет их сформировать предстоящая перепись.

Обобщая все  вышесказанное, можно с уверенностью заявить, что несмотря на отсутствие прямой связи между социально-экономическим развитием и изменениями в численности, составе, характере населения, эти звенья связи при наличии правильного политического и социально-экономического подхода могут служить взаимному укреплению, а эффективное использование человеческого потенциала может способствовать экономическому росту страны в целом.

2. Особенности  и проблемы переписи.

2.1 Подготовка, проведение и некоторые качественные итоги Всероссийской

переписи населения 2002 года

Непосредственное  финансирование ВПН-2002 началось в 2001 году. Общие

затраты бюджета  на 2001-2003 гг. планировались, по разным сведениям, в

объеме от 4,0 до 4,2 млрд. рублей: в 2001 году большая  часть средств

предназначалась на создание материальной базы переписи, в 2002 - на оплату

труда переписчиков, а в 2003 году - на обработку данных. Таким образом,

средние расходы  на одного переписываемого закладывались  в размере около 1

доллара на душу.

Позднее, государство  немного "накинуло", так что общие затраты на

перепись составили  порядка 180 миллионов долларов, или, в пересчете на душу

населения, - 1,3 доллара (ср. с 32 долларами в США).

Скромность и  ограниченность бюджета ВПН-2002 не позволила  совершить

качественный  переход с метода непосредственного опроса населения счетчиками

на распространенные в развитых странах методы саморегистрации  и сбора

данных по почте  или даже по Интернету; отразилось это, конечно, и на

программе переписи. С самого начала было ясно, что удовлетворить  все

возлагаемые на перепись надежды и потребности, - особенно со стороны науки,

- и на этот  раз не удастся.

Постановление о проведении ВПН-2002 и о формировании соответствующей

Госкомиссии за №1064 было подписано В.В.Путиным 22.09.1999 г.

На своем первом же заседании, состоявшемся 14.03.2000 г. и посвященном

рассмотрению  выдвинутого Госкомстатом Законопроекта  о переписи, Комиссия

пришла к выводу, что в условиях добровольности участия  в переписи проводить

ее бессмысленно, поскольку любая группа лиц в  таком случае сможет легитимно

ее проигнорировать  и просто-напросто сорвать. Госкомстату  был дан еще один

месяц на доработку  соответствующего Закона.

27.03. 2000 г. Госкомстат  между тем утвердил первый  вариант вопросника

ВПН-2002. Всего  в программу переписи вошло 22 основных позиции, 14 из них

задавались всем постоянным жителям, а еще 8 - в каждом четвертом

домохозяйстве. Для лиц, находящихся на территории России временно, была

предусмотрена сокращенная программа - всего из 7 вопросов.

Наконец, 27 декабря 2001 года после многочисленных согласований Закон

"О Всероссийской  переписи населения" за №  8-Ф был принят Госдумой и

25.01.2002 г. подписан  президентом В.Путиным. Так была  создана первая

законодательная база для проведения первой и всех последующих переписей в

постсоветской России.

Однако принципиальные для появления законы моменты  в окончательной его

редакции были сформулированы весьма неутешительным образом: "ВПН проводится

с соблюдением  прав человека и гражданина на неприкосновенность частной

жизни и жилища…Участие в ВПН является общественной обязанностью человека и

гражданина".

Тем самым свое главное назначение - практически  разрешить конкретную

дилемму всеобщности  переписи и ее добровольности - Закон  так и не выполнил.

В словесном  сочетании с ни к чему не обязывающей "общественной обязанностью

человека и  гражданина", принцип добровольности перекочевал и в Закон.

Отсутствие же "правовой ответственности" в  законе не прописано, и это,

безусловно, сказалось  на ходе проведении переписи.

Приготовления к переписи заметно активизировались весной 2002 года:

12.04.02г. Касьянов  подписал 3 постановления о ВПН-2002: №231 - о ее

проведении в  октябре, №232 - о создании Комиссий по организации проведения

переписи в  федеральных округах, возглавляемых  двумя сопредседателями -

заместителем полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе

и заместителем председателя Государственного комитета РФ по статистике,

№233 - о порядке  определения степени защиты переписных листов и иных

документов переписи.

18 апреля, выступая  перед Федеральным Собранием РФ, В.В. Путин счел

уместным напомнить, что "…повсеместное и качественное проведение переписи

крайне необходимо стране. Принятие обоснованных управленческих решений

невозможно без  реального понимания ситуации, информации о составе

населения… Считаю организацию проведения переписи одной из первоочередных

задач и прошу  все уровни власти принять активное участие в ее подготовке, а

граждан нашей  страны отнестись к проведению переписи с пониманием

государственной значимости этого мероприятия".

В то же время  по целому ряду вопросов программы  ВПН-2002 все еще не

было единства, как не было и окончательной их редакции. И тогда чиновники

из Правового  управления Администрации президента сказали свое веское, но

довольно некомпетентное слово. Еще 20 апреля в вопросник были внесены

роковые коррективы, после чего в тот же день вопросник  был утвержден

распоряжением Правительства РФ №537-р за подписью М.М. Касьянова и даже

разослан Госкомстатом в регионы.

Сделано это  было без всякого согласования с  Государственной комиссией

по проведению Всероссийской переписи населения. Ее заседание состоялось 28

апреля. Выступая на ней, В.В. Путин подчеркнул: "Данные переписи населения

нужны не для  бюрократии, они нужны… для выверенных государственных шагов в

здравоохранении и образовании, в поддержке материнства и детства. Мы сможем

более четко  проводить региональную и национальную политику государства,

полнее учитывать  особенности территорий, полнее учитывать  их при

составлении государственных  программ. По итогам переписи мы получим

важнейшую информацию для формирования современной экономической  политики

государства".

Но, говоря о  переписи как о федеральном информационном ресурсе,

президент, по справедливому  замечанию В.А. Тишкова, явно не имел в виду

среди ее "заказчиков" ни само переписываемое российское общество, ни

независимую науку.

Кстати, на том  же заседании Комиссии А.П. Починок  заговорил об

анонимности как  о высшей форме обеспечения конфиденциальности, после чего

ответственные за перепись правительственные чиновники - не встретив

протеста со стороны Госкомстата - изъяли из вопросника указания имени и

фамилии опрашиваемого.

После заседания  Комиссии уже ничто не препятствовало тиражированию

переписных листов, и это заставило А.Г. Вишневского  и В.А. Тишкова 29

апреля обратиться к В.В.Путину с совместным письмом. В нем с тревогой и

аргументировано оспаривались те контрпродуктивные  корректуры, что были

приняты Комиссией  накануне: вопросы о родном языке, об анонимности

переписного листа, об устранении термина "домохозяйство" и о категории

"разведен".

2.2   Методологические особенности переписи 2002 года

С методологической точки зрения ВПН-2002 заметно отличалась от

предыдущих переписей  целым рядом особенностей и новшеств.

Необычным и  скорее неудачным был выбор октября  в качестве срока

проведения переписи. Ранее все переписи проводились  зимой, т.к. большинство

населения находится  дома, в связи с новогодними  праздниками. А осенью

многие ещё  уезжают или все ещё в отпусках, где нормальному человеку точно

не до переписи.

Но, пожалуй, главным отличием явился отказ от учета наличного

населения. Продиктованный скорее всего малым бюджетом (экономия на

переписывании на транспорте, в гостиницах, больницах  и т.д.), он был удобен

и в ряде других отношений и для благовидности  был освящен авторитетом

Научно-методического  совета Госкомстата России.

Учету в ВНП-2002 подлежало одно лишь постоянное население, причем

критерием постоянности являлась продолжительность проживания на данном

месте не менее  чем в один год.

Другим радикальным  новшеством, впрочем, отвечающим международным

Информация о работе Особенности и проблемы переписи