Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:38, контрольная работа
Марксисткое учение стало одним из наиболее влиятельных в XX столетия .При этом оно существовало как в радикальном варианте, сторонники которого особое значение придавали его революционным аспектам(насильственный захват государственной власти,слом старой государственной машины,установление диктатуры пролетариата, полная ликвидация частной собственности и т. п.),так и в более умеренном,реформистком виде(стремление сохранить сложившиеся в западном обществе демократические иституты,постепенное реформирование экономики и других сфер жизни общества,отказ от разжигания классовой борьбы).
Борьба за укрепление
самодержавия, за упразднение некоторых
сохранившихся еще боярско-
В середине XVI в. происходящие
социально-экономические и
Иван Грозный (1530-1584)
видел законность в утверждении
правомерности неограниченной монархии.
В своей политико-правовой теории
большое внимание уделяет происхождению
и сущности власти. Он говорит о
наследственном происхождении власти
как единственно законной. Царский
трон наследуется не путем наследия,
а исключительно путем
Иван IV не признает никаких
ограничений при реализации властных
полномочий: каждый подданный должен
находиться в его безраздельной
власти, в том числе и вельможи.
Недопустимы никакие
Политическое учение Ивана IV было направлено на оправдание его собственных действий, направленных на создание тиранически-политического режима.
Развитие феодальной зависимости и рост эксплуатации крестьянства в XVII в. привели к восстаниям Восставшие крестьяне требовали уничтожения феодального произвола, кабалы и бесправия. Их стремление к освобождению порой сопровождалось надеждами на помощь “доброго царя”. В названный период это было характерно для идеологии восстания (1606–1609 гг.) Ивана Болотникова и крестьянской войны под руководством Степана Разина, начавшейся в 1667 г.
На рубеже XVII и XVIII вв. русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия.
Для нее характерны следующие признаки:
• вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;
• наличие профессионального бюрократического аппарата;
• создание сильной постоянной армии;
• отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.
Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:
• абсолютизм в России складывался в условиях развития Крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;
• социальной опорой
российского абсолютизма были крепостническое
дворянство и служилое сословие, в
то время как европейский
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.
Преодоление отсталости страны осуществлялось свойственными абсолютизму методами административного вмешательства во все стороны жизни подданных, всесторонней опеки, полицейского надзора и принуждения.
В результате очередного переворота, осуществленного дворянской гвардией, в 1762 г. на российском престоле оказалась Екатерина II. Ее правление – период “просвещенного абсолютизма”, для которого характерны активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой.
В целом для эпохи
и идеологии “просвещенного абсолютизма”
характерно противоречие между словом
и делом, попыткой воспринять передовые
для того времени идеи и стремлением
укрепить и усилить реакционные
феодально-крепостнические
Укрепление в России феодально-крепостнического строя, обострение порожденных этим общественных противоречий обусловили развитие политико-правовой идеологии. Твердо определилась характерная и для последующего времени программная проблематика этих учений; центральными стали проблемы крепостничества и самодержавия. На основе разного отношения к этим проблемам идеологов различных сословий сложилось несколько течений политико-правовой идеологии. По способам общетеоретического обоснования программных требований политико-правовая мысль России прочно включилась в мировой процесс борьбы рационализма и религии, юридического и теологического мировоззрений.
По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией.
Во главе государственного аппарата стоял император, наделенный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятельности по управлению государством царь опирался на разветвленный чиновничий аппарат.
В качестве высшего совещательного органа до 1801г. действовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801—1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титулованной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской Империи.
Правительство Александра
I, напуганное ростом крестьянских выступлений
в XVIII веке, решило провести ряд реформ
центрального государственного аппарата.
Правительство предпринимало
На рубеже XIX–XX веков в России сложилась ситуация, повлекшая за собой судьбоносные события 1917 года.
Путь к конституционной монархии Россия проделала уже к концу 1905 г. 17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» объявлялся переход страны к новому строю — конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.[3]
Внутренняя политика строилась на великодержавных принципах. Нарастала социальная напряженность, обусловленная быстрым развитием новых экономических форм. Углублялся конфликт между помещичьим и крестьянским секторами экономики. Пореформенная община уже не могла сдержать социальной дифференциации крестьянства.
Крепнущая российская буржуазия претендовала на политическую роль в обществе, встречая противодействие дворянства и государственной бюрократии. Главная опора самодержавия - дворянство - теряла монополию на власть.
Самодержавие с трудом шло на политические уступки, переходя от реформ к репрессиям. Система высших органов власти и управления была призвана укрепить власть императора.
19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии.
В июле 1914 г. Совет
министров был наделен
Правительство проводило
курс на победу в войне и мобилизацию
капитала. Сложившаяся ситуация определила
милитаризацию экономики
Учреждалась военная
цензура, устанавливался перечень сведений,
за разглашение которых
27 февраля 1917г.
Совет министров, послав царю
просьбу о своей коллективной
отставке, перестал существовать. В
этот же день императором был
издан Указ о перерыве в
заседаниях Государственной
2 марта 1917 г. Николай
II отрекся от престола в пользу
своего брата великого князя
Михаила Александровича. Тот, отказавшись
принять престол, Манифестом от
3 марта 1917г. предоставил
Таким образом, императорская
власть в России, длительное время
исполнявшая функции
Петр I Великий (1672-1725) - русский царь-реформатор, во время царствования которого Россия встала в ряд великих европейских держав[4].
Проводимая реальная политика европеизации является главным фактором превращения России в великую державу. В 1689 г. Россия считалась страной, на века отставшей от Европы. После возвращения из Европы Петр I решает модернизировать Россию на европейский лад. Для этой цели он привозит из Европы несколько сотен специалистов и посылает на учебу в Европу несколько сотен молодых людей.
Начинает строить города, русский флот, реформировать русскую армию по западному образцу. Реформа в русском гражданском управлении выразилась в выдвижении служащих не на основе происхождения, а на основе деловых качеств. В 1711 г. был учрежден Сенат - высший государственный орган, ведавший законодательством и делами управления. В 1719 г. по приказу Петра губернии были разбиты на 50 провинций, состоявшие из дистриктов. В 1722 г. была издана «Табель о рангах» - система чинов государственной службы (военной, штатской и придворной).
В эпоху петровских
реформ наука, культура, опыт более
развитых стран Западной Европы использовались
для совершенствования
Таким образом, в реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт. В своих реформах Петр I не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон. Реформы Петра I проводились главным образом за счет усиления угнетения народных масс, что влекло за собой народные восстания.
Вместе с тем насильственное ускорение приобщения, административные методы и сословно-классовые основы насаждения иностранных образцов дали побочный результат в виде преувеличенного и показного восприятия российским дворянством иностранного вообще. Знание и признание иностранного расценивались как обязательный внешний показатель послушания представителей служилого сословия, их способностей к службе и карьере, и, наоборот, приверженность к допетровским обычаям и нравам считалась непокорностью, упрямством, проявлением тупости.
В политико-правовой
идеологии иностранные влияния
также порой сводились к