Основы социологии и политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Марксисткое учение стало одним из наиболее влиятельных в XX столетия .При этом оно существовало как в радикальном варианте, сторонники которого особое значение придавали его революционным аспектам(насильственный захват государственной власти,слом старой государственной машины,установление диктатуры пролетариата, полная ликвидация частной собственности и т. п.),так и в более умеренном,реформистком виде(стремление сохранить сложившиеся в западном обществе демократические иституты,постепенное реформирование экономики и других сфер жизни общества,отказ от разжигания классовой борьбы).

Работа содержит 1 файл

социум.docx

— 49.51 Кб (Скачать)

Борьба за укрепление самодержавия, за упразднение некоторых  сохранившихся еще боярско-княжеских  привилегий усилилась в период правления  Ивана IV, утратив религиозную оболочку, маскировавшую ее подлинный смысл.

В середине XVI в. происходящие социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы  правления Русского государства  на сословно-представительную монархию, что выразилось, прежде всего, в созыве сословно-представительных органов — земских соборов[2].

Иван Грозный (1530-1584) видел законность в утверждении  правомерности неограниченной монархии. В своей политико-правовой теории большое внимание уделяет происхождению  и сущности власти. Он говорит о  наследственном происхождении власти как единственно законной. Царский  трон наследуется не путем наследия, а исключительно путем божественного  провидения. Сущность власти определяется божественным промыслом, следовательно, к царю нужно относиться как к  Богу.

Иван IV не признает никаких  ограничений при реализации властных полномочий: каждый подданный должен находиться в его безраздельной  власти, в том числе и вельможи. Недопустимы никакие коллегиальные  начала во власти. Высший суд принадлежит  царю. Степень вины и меру наказания  определяет не закон, а царь.

Политическое учение Ивана IV было направлено на оправдание его собственных действий, направленных на создание тиранически-политического  режима.

Развитие феодальной зависимости и рост эксплуатации крестьянства в XVII в. привели к восстаниям Восставшие крестьяне требовали уничтожения феодального произвола, кабалы и бесправия. Их стремление к освобождению порой сопровождалось надеждами на помощь “доброго царя”. В названный период это было характерно для идеологии восстания (1606–1609 гг.) Ивана Болотникова и крестьянской войны под руководством Степана Разина, начавшейся в 1667 г.

На рубеже XVII и XVIII вв. русское феодальное государство  окончательно оформляется как  абсолютная монархия.

Для нее характерны следующие признаки:

• вся полнота  государственной власти находится  в руках одной личности;

• наличие профессионального  бюрократического аппарата;

• создание сильной  постоянной армии;

• отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.

Для российского  абсолютизма характерны следующие  особенности:

• абсолютизм в России складывался в условиях развития Крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений  и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;

• социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое  дворянство и служилое сословие, в  то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства  также выразилось в детальной  регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще  одним направлением экспансии стала  политика дальнейшего закрепощения крестьян.

Преодоление отсталости страны осуществлялось свойственными  абсолютизму методами административного  вмешательства во все стороны  жизни подданных, всесторонней опеки, полицейского надзора и принуждения.

В результате очередного переворота, осуществленного дворянской гвардией, в 1762 г. на российском престоле оказалась Екатерина II. Ее правление – период “просвещенного абсолютизма”, для которого характерны активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой.

В целом для эпохи  и идеологии “просвещенного абсолютизма” характерно противоречие между словом и делом, попыткой воспринять передовые  для того времени идеи и стремлением  укрепить и усилить реакционные  феодально-крепостнические учреждения.

Укрепление в России феодально-крепостнического строя, обострение порожденных этим общественных противоречий обусловили развитие политико-правовой идеологии. Твердо определилась характерная  и для последующего времени программная  проблематика этих учений; центральными стали проблемы крепостничества  и самодержавия. На основе разного  отношения к этим проблемам идеологов  различных сословий сложилось несколько  течений политико-правовой идеологии. По способам общетеоретического обоснования  программных требований политико-правовая мысль России прочно включилась в  мировой процесс борьбы рационализма и религии, юридического и теологического мировоззрений.

По форме правления  Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией.

Во главе государственного аппарата стоял император, наделенный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятельности по управлению государством царь опирался на разветвленный чиновничий аппарат.

В качестве высшего  совещательного органа до 1801г. действовал Совет при Высочайшем дворе, в  состав которого входили приближенные царя. В период 1801—1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титулованной знати  и выполнявший исключительно  совещательные функции. В 1810 г. царским  манифестом был учрежден Государственный  советвысший законосовещательный орган Российской Империи.

Правительство Александра I, напуганное ростом крестьянских выступлений  в XVIII веке, решило провести ряд реформ центрального государственного аппарата. Правительство предпринимало попытки  проведения общественных реформ, но проблемы изменения государственного строя  или совершенствования законодательства в России первой половины XIX в. практически отступали на второй план перед острейшим вопросом о крепостном праве. Крепостное право резко затрудняло развитие страны в промышленном, культурном, военном отношениях.

На рубеже XIX–XX веков  в России сложилась ситуация, повлекшая  за собой судьбоносные события 1917 года.

Путь к конституционной монархии Россия проделала уже к концу 1905 г. 17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» объявлялся переход страны к новому строю — конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.[3]

Внутренняя политика строилась на великодержавных принципах. Нарастала социальная напряженность, обусловленная быстрым развитием новых экономических форм. Углублялся конфликт между помещичьим и крестьянским секторами экономики. Пореформенная община уже не могла сдержать социальной дифференциации крестьянства.

Крепнущая российская буржуазия претендовала на политическую роль в обществе, встречая противодействие дворянства и государственной бюрократии. Главная опора самодержавия - дворянство - теряла монополию на власть.

Самодержавие с  трудом шло на политические уступки, переходя от реформ к репрессиям. Система высших органов власти и управления была призвана укрепить власть императора.

19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну  на стороне Антанты (Англии  и Франции) против Германии, Австро-Венгрии  и Италии.

В июле 1914 г. Совет  министров был наделен чрезвычайными  полномочиями. Большинство дел стало  решаться им самостоятельно от имени  царя.

Правительство проводило  курс на победу в войне и мобилизацию  капитала. Сложившаяся ситуация определила милитаризацию экономики России. Государственное регулирование  экономики приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка, продовольственная  разверстка, реквизиции и т. д.

Учреждалась военная  цензура, устанавливался перечень сведений, за разглашение которых определялись различные виды ответственности. Значительная часть страны была объявлена на военном  положении.

27 февраля 1917г.  Совет министров, послав царю  просьбу о своей коллективной  отставке, перестал существовать. В  этот же день императором был  издан Указ о перерыве в  заседаниях Государственной думы  и Государственного совета до  апреля. Для поддержания порядка  в стране Государственная дума  в этот день сформировала Временный  комитет Государственной думы. По  соглашению между Временным комитетом  и Петроградским Советом рабочих  и солдатских депутатов 2 марта  было образовано Временное правительство. 

2 марта 1917 г. Николай  II отрекся от престола в пользу  своего брата великого князя  Михаила Александровича. Тот, отказавшись  принять престол, Манифестом от 3 марта 1917г. предоставил право  решить вопрос о форме власти  в России будущему Учредительному  собранию.

Таким образом, императорская  власть в России, длительное время  исполнявшая функции законодательного органа, оказалась низложенной. По форме  правления государство фактически превратилось в республику (юридически Россия была провозглашена республикой лишь 1 сентября 1917 г.).

 

 

2. Самодержавие и  реформы (эпохи  Петра I, Екатерины  II, Александра II и  Николая II)

Петр I Великий (1672-1725) - русский царь-реформатор, во время  царствования которого Россия встала в ряд великих европейских  держав[4].

Проводимая реальная политика европеизации является главным  фактором превращения России в великую  державу. В 1689 г. Россия считалась страной, на века отставшей от Европы. После  возвращения из Европы Петр I решает модернизировать Россию на европейский  лад. Для этой цели он привозит из Европы несколько сотен специалистов и  посылает на учебу в Европу несколько  сотен молодых людей.

Начинает строить  города, русский флот, реформировать  русскую армию по западному образцу. Реформа в русском гражданском  управлении выразилась в выдвижении служащих не на основе происхождения, а на основе деловых качеств. В 1711 г. был учрежден Сенат - высший государственный  орган, ведавший законодательством  и делами управления. В 1719 г. по приказу Петра губернии были разбиты на 50 провинций, состоявшие из дистриктов. В 1722 г. была издана «Табель о рангах» - система чинов государственной службы (военной, штатской и придворной).

В эпоху петровских реформ наука, культура, опыт более  развитых стран Западной Европы использовались для совершенствования промышленности, военного дела, законодательства, государственного аппарата, всех областей жизни. Воспринимая  этот опыт, Россия приобщалась к  мировой цивилизации, к передовой  материальной и духовной культуре.

Таким образом, в  реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский) опыт. В  своих реформах Петр I не мог держаться  заранее выработанного плана  и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили  под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям  данного момента. И каждая из них  порождала недовольство, скрытое  и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон. Реформы Петра I проводились главным образом  за счет усиления угнетения народных масс, что влекло за собой народные восстания.

Вместе с тем  насильственное ускорение приобщения, административные методы и сословно-классовые  основы насаждения иностранных образцов дали побочный результат в виде преувеличенного  и показного восприятия российским дворянством иностранного вообще. Знание и признание иностранного расценивались  как обязательный внешний показатель послушания представителей служилого  сословия, их способностей к службе и карьере, и, наоборот, приверженность к допетровским обычаям и нравам считалась непокорностью, упрямством, проявлением тупости.

В политико-правовой идеологии иностранные влияния  также порой сводились к воспроизведению  модных иностранных терминов. Однако на теоретическом уровне политико-правового  сознания восприятие распространенных на Западе идей происходило иначе. Абсолютизм требовал нового идеологического обоснования  в духе времени. Этому духу соответствовала  лишь теория естественного права, ряд  положений которой находился  в вопиющем противоречии с феодальной действительностью России.

Информация о работе Основы социологии и политологии