Основы социологии и политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Марксисткое учение стало одним из наиболее влиятельных в XX столетия .При этом оно существовало как в радикальном варианте, сторонники которого особое значение придавали его революционным аспектам(насильственный захват государственной власти,слом старой государственной машины,установление диктатуры пролетариата, полная ликвидация частной собственности и т. п.),так и в более умеренном,реформистком виде(стремление сохранить сложившиеся в западном обществе демократические иституты,постепенное реформирование экономики и других сфер жизни общества,отказ от разжигания классовой борьбы).

Работа содержит 1 файл

социум.docx

— 49.51 Кб (Скачать)

                                                        Контрольная работа

                                               по дисциплине

                                                «

                                             ________________________________________________________

                                             ________________________________________________________

                                             ____________________________________________________»

                                             Студентки 3-го курса заочной  формы     

                                             обучения-Экстернат 

                                             Специальности 080110 Экономика и 

                                             бухгалтерский учет

                                             ФГОУ СПО «Павловский                                                      

                                             сельскохозяйственный   техникум»

                                            _________________________________________________________

                                            _________________________________________________________

                                            _________________________________________________________

                                           ШИФР   _________ 
 
 
 

                                          Дом.адрес: 
 
 
 

            Основы социологии и политологии

  1. Из истории социально-филосовской мысли.

    Марксисткое учение стало одним из наиболее влиятельных в XX столетия .При этом оно существовало как в радикальном варианте, сторонники которого особое значение придавали его революционным аспектам(насильственный захват государственной власти,слом старой государственной машины,установление диктатуры пролетариата, полная ликвидация частной собственности и т. п.),так и в более умеренном,реформистком виде(стремление сохранить сложившиеся в западном обществе демократические иституты,постепенное реформирование экономики и других сфер жизни общества,отказ от разжигания классовой борьбы).Первой трактовки марксизма придерживались российские революционеры во главе с лениным,вторую точку зрения исповедовали западноевропейские социал-демократы.Помимо новых «версий» марксизма ,в западном обществознании появился и получил развитие ряд теорий общественного развития.

    Одним из направлений  общественной мысли стал технократизм. Его сторонники исходят из убеждения,что решающим фактором общественного развития выступают техника,производственные  технологии. Создаваемая человеческим разумом и руками техническая цивилизация имеет способность к саморазвитию,постоянному  прогрессу.Особая роль в таком обществе принадлежит людям,владеющим научно-техническими знаниями,-технократам.Придя к власти,эти люди организуют компетентное управление социальными процессами.Идеи технократизма отражены в ирудах американского экономиста Дж. Гелбрейта.

    Появление компьютерной техники вызвало новый всплеск  интереса к технократическим идеям.Вместе с тем сегодня немало их критиков.Обращается внимание на то,что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии обусловило варварское отношение к природе и поставило перед современным человечеством проблему выживания.Указывается  также,что сторонники технократических взглядов недооценивают роль таких важных сторон в жизни общества,как духовная культура.

     Влиятельным  философским направление в ХХ  в. Стал экзистенцианизм .Его стронники видят историчность существования человека в том,что он всегда находится в определенной ситуации,с которой вынужден считаться. Вместе с тем человек в состоянии выйти за отведенные ему временем .конкретной ситуацией пределы и стать свободным.Свободу можно обрести направленностью своей жизни на нечто,выходящее  за границы диктующей свои правила ситуации. Это может быть направленность на Бога(религиозные экзистенциалисты) или на собственную субъективность(условно говоря,ат еистический экзистенциализм).сторонники последнего направления(среди них-французский филосов и писатель Сартр)исходят из того,что человек свободен тогда,когда он сам себя «проектирует»,создает часто вопреки обстоятельствам своей жизни. Нести бремя свободы нелегко.Человек может отказаться от нее,стать как все,но в этом случае он перестает быть личностью.

  1. Типология политических систем, функций.

    В науке принято  выделять четыре основных компонента(элемента)политической системы:1)политические отношения;2)политические организации;3)политические нормы;4)политические взгляды,идеи,теории,политическая  культура.

    К политическим институтам относятся государство,политические партии,общественно-политические организации и движения.Они создаются для того,чтобы  выражать,защищать  в политической системе многообразные социальные интересы:классовые,групповые,национальные,молодежные,женские ,профессиональные и др.

    Главную роль в  политической жизни играют политические партии.В течении длительного времени партия определялась как наиболее активная и организованная часть класса либо слоя,выражающая  и защищающая его интересы.По своей политической направленности партии обычно делятся на социал-демократические и коммунистические,консервативные и либеральные .

    Термин «общенародная» нельзя понимать буквально,так как ни одна партия не может удовлетворить интересы всех.Но каждая стремится учитывать своей программе интересы не только определенного класса или слоя,но и целого блока социональных сил.Ряд  партий считаются партиями классического типа.Они имеют разветвленный партийный аппарат,партийного лидела постоянное членство  и источники финансирования.Массовые общественно-политические движения и объединения практически не имеют такого организационного оформления,как партии,и являются более аморфными и нестабильными образованиями.

    Политическая культура чрезвычайно важный компонент политической системы,поскольку мир политики не существует без человека,наделенного сознанием.Демократический порядок признается самым прогрессивным из них,так как создает условия для подлинной свободы личности,ее творчества и самовыражения во всех сферах деятельности.Авторитарный режим основан на власти какого-либо авторежима безраздельно господствует исполнительная власть.Парламент хотя и сохраняется,но зачастую значительная его часть назначается,а не избирается.Он превращается в совещательное учреждение при главе государства,который занимает,как правило,все ключевые государственные посты. Тотальный режим представляет  собой политическое господство группы лиц,возглавляемых лидеров.Основные признаки этого режима:всесторонний контроль за жизнью общества;отсутствие реальных прав и свобод,демократических организаций;подавление оппозиции;репрессии ;милитаризация жизни общества;господство единой общеобязательной идеологии.В условиях тоталитарного режима личностьнаходится в полном поджчинении у властвующей нруппировки.

    Политическая система  оказывает целенаправленное воздействие  на развитие общества,всех его сфер,т.е. осуществляет управление им.Органы государственного управления,являясь важнейшим рычагом воздействия на общественные процессы,мобилизуют общество на выполнение принятых решений.Основные функции управленческого просса-обработка и использование информации,принятие и реализация решений,контроль за их исполнением.

    3.Исторические  особенности политических процессов  в России.

Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентрирует  высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно  регулировать социальные отношения. Государство  — это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там  должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

Долгая история  формирования и развития государства  сопровождалась не менее длительными  и не всегда результативными попытками  теоретического объяснения источников возникновения данного института, его отличительных черт, социального  назначения и перспектив будущего развития. Долгое время государство практически  отождествлялось с обществом, его  социальной организацией. И только в XVI в., благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stato (от лат. status — положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин «государство».

Возникновение государства  стало результатом усложнения общественного  развития, формирования многообразной  гаммы общественных интересов, неоднозначности  развивавшихся связей властвующих  и подвластных. Дифференциация интересов  различных человеческих общностей  и соответствующих им общественных отношений, поставив под вопрос былые  формы сохранения целостности общества, в основном и предопределила возникновение  института, способного добиться организации  совместной жизни граждан на отдельной  территории. Для этого государство  берет у общества часть необходимых  для поддержания его жизнедеятельности  функций, отчуждает и даже узурпирует их.  

1.Основные  этапы и особенности  формирования и  эволюции российской  государственности  от Рюрика до февраля 1917 года

Формирование и  развитие древнерусской политико-правовой идеологии проходило в условиях становления феодального общества и возникновения государственности, осложненных внешней опасностью. Важными факторами были образование к 882 г. государства – Киевской Руси и принятие в 988 г. христианства.

Развивающиеся социальные противоречия, порой выливавшиеся в  восстания городских низов Киева  во второй половине XI – начале XII в., необходимость отражения внешней угрозы со стороны кочевников и упрочения независимости государства, гегемонию над которым пыталась установить Византия, были главными источниками, питавшими основное содержание политической идеологии того времени. Идеи независимости Русского государства, его единства, сильной княжеской власти становятся ведущими в политической литературе Киевской Руси. В дальнейшем по мере упрочения феодальных отношений, развития процессов феодальной раздробленности и усиления внешней опасности все более настойчиво начинают пропагандироваться идеи единения всех русских земель (сначала вокруг Киева, а затем Москвы) и смягчения социальных противоречий путем умерения эксплуатации и угнетения.

Наметившаяся к XII в. тенденция к феодальной раздробленности вызывала все большее беспокойство передовых политических деятелей. Оно нашло отражение в “Поучении” князя Владимира Мономаха своим сыновьям. Усилиями Владимира временно возродилось начавшееся клониться к упадку величие Киевской Руси, были приостановлены процессы, ведущие к ее раздробленности, несколько сглажены острые социальные противоречия[1].

Вторая половина XII – первая половина XIII вв. (время, предшествовавшее татаро-монгольскому нашествию) характеризуются  феодальной раздробленностью Руси и углублением феодальной эксплуатации. В политической литературе усиливаются призывы к единению всех сил русской земли, идеи борьбы против феодальной раздробленности, ослаблявшей Русское государство, и боярского засилия. Громадный след в русской политической идеологии оставило “Слово о полку Игореве”, написанное неизвестным автором после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Логика единства земли русской, пронизывающая “Слово о полку Игореве”, должна была привести и привела к исторически в то время оправданной идее единовластия, сильной княжеской власти.

Развитие Руси было заторможено феодальной раздробленностью, а затем татаро-монгольским игом почти на два с половиной века.

Роль, сыгранная Москвой  в изгнании татаро-монголов, усилила стремление русских земель к объединению вокруг нее. Москва – центр освободительной борьбы – становится силой, обеспечивающей объединение этих земель в единое государство. Однако в связи с этим встала сложная внутриполитическая проблема – преодоления сопротивления “княжат” и набравшего в условиях раздробленности силу боярства.

Кроме того, двойной  гнет, легший на закрепощенное крестьянство (татаро-монгольский и княжеско-боярский), не ослаб – то, что шло захватчикам, стало достоянием собственных поработителей. Эти главные социальные конфликты, конфликты между сторонниками и противниками создания единого государства и между эксплуататорами и эксплуатируемыми, и стали определять ведущие направления развития русской политической идеологии в XV–XVI вв. Если до этого основное внимание уделялось внешнеполитическим проблемам, то теперь они как самостоятельный фактор постепенно отступают на второй план, увязываются с решением внутриполитических задач.

Усиление власти великих князей московских, успехи политики объединения русских земель и борьбы против считавших себя наследниками Золотой Орды казанских ханов отразились в принятии Иваном III титула “самодержец Всея Руси”, а затем присоединении и титула “государь Всея Руси”, власть которого имеет божественное происхождение – “поставление имеем от бога”.

Информация о работе Основы социологии и политологии