Основы социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы является анализ социальных исследований, что более доступным образом мы сможем рассмотреть в практической части.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы являются:
1)Анализ исторического развития социологических исследований на примере Чикагской школы социологии.
2)Рассмотреть претензии к качественному исследованию.
3)Изучить основы маркетинговых исследований, т.к. они тесно связаны с социальными исследованиями.
4)Узнать, какие бывают виды социальных исследований, виды выборки и как произвести анализ.
5)На примере организации ООО «Клондайк плюс» провести собственное социальное исследование.

Содержание

Введение 4
Часть 1 Основные понятия исследовательской деятельности и
история качественного социального исследования.
6
1 Чикагская школа социологии 6
1.1 Основы чикагской школы социологии 6
1.2 Новое начало 12
2 Претензии к качественному исследованию 13
3 Этнометодологическое экспериментирование с кризисной
ситуацией
16
4 Маркетинговые исследования 18
4.1 Основы маркетинговых исследований 18
4.2 Социологические исследования 21
5 Общественное мнение и паблик рилейшнз 23
5.1 Виды исследования 23
5.2 Выборка. Виды выборки 24
5.3 Анализ 33
Часть 2 Социальное исследование на примере организации
ООО «Клондайк плюс»
34
Заключение 39
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

3. В  анкете желательно пользоваться  структурированными, закрытыми вопросами. Закрытые вопросы удобнее задавать и отвечать на них быстрее, поскольку они не требуют от респондента длительных раздумий. Такие вопросы, как правило, предусматривают сходство ответов типа «весьма удовлетворен», «удовлетворен», «не удовлетворен», «совершенно не удовлетворен». Не следует увлекаться закрытыми вопросами, в которых предлагается ответ «да» или «нет». Очень осторожно следует обращаться с вариантами ответа типа «трудно сказать» или «не знаю», поскольку респонденты скорее прибегнут к ним вместо того, чтобы подумать и проанализировать свое мнение.

4. Вопросы  необходимо составлять так, чтобы  они были доступными и конкретными.  Слова должны быть простыми  для интервьюера, произносящего  их, и понятны для респондента.  Желательно избегать технических и жаргонных терминов, которые не всегда понятны респондентам. Следует избегать сленговых и местных диалектизмов, которые по-разному воспринимаются респондентами.

5. Не  следует формулировать предвзятых  вопросов. Ведь главная задача  — выяснить действительное мнение людей и то, как именно они собираются, допустим, голосовать на предстоящих выборах. Однако вопрос можно поставить и так, что он повлияет на выбор ответа. Ответам на вопросы такого рода трудно полностью доверять.

6. Не  следует объединять два разных вопроса в один.

7. Задавать  следует вопросы, охватывающие  проблему целиком.

8. Анкету  всегда необходимо апробировать. Разработанный опросник нужно  показать своим коллегам и  внимательно прислушиваться к  их замечаниям и предложениям.

           Процесс интервьюирования предоставляет возможность лично, как говорится, «из первых рук» узнать общественное мнение. Существует несколько видов интервью, начиная с персональных, телефонных и заканчивая групповыми по типу фокус-групп. Учитывая, что такой способ коллективного интервью в нашей практике используется пока недостаточно часто, рассмотрим его подробнее. В практике паблик рилейшнз фокусированные групповые интервью являются наиболее распространенной формой исследовательской работы, базирующейся на выяснении мнения людей по тем или иным проблемам. В отличие от персонального интервью это — интервьюирование целой группы людей одновременно. Одновременные интервьюирования определенного числа специально отобранных людей, например, можно использовать для изучения привычек потребителей или влияния каких-либо событий, пропагандистских кампаний, ПР-программ на местную общественность и отдельные группы людей, объединенных общим интересом. Данный прием можно также использовать и для оценки отношения людей к определенному объекту или событию, к примеру, новому законодательству, политическому, экономическому и другому решению государственных органов, запланированной акции. С помощью техники фокус-групповых интервью опытный координатор (модератор) организовывает обмен мнениями по выбранному вопросу или точке зрения и руководит этим процессом. Участники группы в определенной мере репрезентуют территориальную, социально-экономическую, социально-демографическую совокупность людей, которая в зависимости от поставленной задачи может включать пенсионера и студента, предпринимателя и безработного, профессора и человека с начальным уровнем образования и т.д. Члены фокус-группы почти всегда получают вознаграждение за участие в проведении дискуссии от организаторов исследования. Процесс обмена мнениями часто записывают на аудио- или видеопленку, анализируя и используя как исходный материал для разработки более основательной, специальной социологической анкеты.

Организовывая фокус-группы, всегда следует придерживаться таких правил:

1. Определить задачу и аудиторию. Чем точнее будет сформулирована цель, чем тщательнее будет определен состав аудитории, тем выше вероятность получения надежной информации. Организатор не должен привлекать в состав фокус-группы своих людей (друзей, родственников), надеясь тем самым быстрее и с меньшими затратами получить базовый материал. Ничего ценного из этого не получится.

2. Укомплектовать группу. Подбор участников фокус-группы потребует некоторого времени. Это обусловлено сложностью установления контактов с целевой общественностью. Контакт, как правило, устанавливается по телефону. При этом задаются вопросы, помогающие отсеять тех, кто не соответствует поставленным требованиям, например, не является членом партии (если исследуется партийная общественность) или работает в средствах массовой информации. Последняя категория людей особенно нежелательна для фокус-группы, поскольку беседы тут не должны становиться объектом новостей. Отсеиваться могут и те, кто уже был членом фокус-групп; они могут оказаться гораздо более заинтересованными в получении вознаграждения, нежели в том, чтобы помочь прояснить то, что интересует исследователя.

3. Найти нужного координатора (модератора). Штатные сотрудники организации, собравшей фокус-группу, умеющие хорошо говорить, не всегда будут наилучшими координаторами групповой беседы. Быть острым на язык — это далеко не все. Профессионал-координатор должен уметь быстро установить контакт с аудиторией, знать, как и когда что-то ей подсказать, как «выдавить» комментарии из молчаливых участников, держать группу в пределах темы разговора, тактично не давать никому из участников доминировать во время беседы, корректно проинтерпретировать результаты обмена мнениями в фокус-группе и т.д.

4. Создать достаточное число фокус-групп. Одной или двух фокус-групп, как правило, недостаточно. Четыре-шесть позволяют лучше выявить весь спектр интересующих идей и мнений. Однако с каким бы количеством фокус-групп не проводилось интервью, нужно избегать искушения арифметически складывать ответы участников; на практике фокус-группам как объектам исследования часто приписывают куда больше познавательного значения, чем это есть на самом деле.

5. Пользоваться планом дискуссии. План — это основополагающий эскиз того, что организатор стремится изучить. План помогает модератору пробиваться сквозь тернии дискуссии, направляя ее в нужное русло.

6. Подыскать соответствующее помещение. Комната для дискуссии должна быть уютной, участников лучше рассадить за столом так, чтобы наблюдающие за работой фокус-группы могли всех видеть. Наблюдатели могут воспользоваться внутренней телесетью и зеркальными окнами, сквозь которые видно лишь в одном направлении. Однако участников фокус-группы всегда нужно предупреждать, что за ними наблюдают.

7. Жестко сдерживать вмешательство наблюдателей. Наблюдателям только в редких случаях можно позволить находиться в комнате вместе с участниками фокус-группы. Каждая группа должна работать в отдельном помещении. Наблюдатели обязаны относиться ко всему происходящему в фокусгруппе серьезно, как профессионалы; фокус-группа — это не «званый ужин».

8. Продумать возможную помощь со стороны других. Формирование фокус-группы может быть длительным и сложным делом. Чтобы подобрать ее квалифицированно, профессионально провести и корректно оценить полученные результаты, лучше обращаться к профессиональным организациям.

        С научно-методологической точки зрения метод фокус-групп применяется для того, чтобы прозондировать, как люди будут реагировать на запланированную акцию или предложение, и собрать информацию для разработки социологической анкеты, которая будет использована для более формализированных научных методов исследования.Оживленный и эмоциональный разговор участников фокус-групп иногда позволяет неожиданно проникнуть в более глубокие пласты проблемы. Такую непредвиденную информацию пиэрмены называют «счастливыми находками». Поэтому фиксация неожиданных реакций служит главнейшей предпосылкой для использования неформальных методов, одним из которых как раз и является фокус-группа Ведь всегда лучше заранее знать о возможных неожиданностях еще до того, как начнется проведение крупномасштабного социологического исследования.И хотя метод фокус-групп относится к неформализированным методам, однако он требует в определенной степени структурного подхода Обычно фокус-группа состоит из 6—12 тщательно подобранных представителей целевой группы, которых просят углубленно обсудить поставленную проблему или идею. Заседание фокус-группы, как уже отмечалось, записывают на видео- либо аудиокассету, которую потом внимательно анализируют, не пропуская малейших деталей в комментариях участников.Наибольшая польза фокус-групп состоит в том, что данный метод позволяет организовать откровенную, спонтанную и детальную дискуссию даже среди людей, которые не были до этого знакомы. Кроме того, при необходимости фокус-группу можно быстро собрать, провести заседание и проанализировать полученные материалы в течение одного дня, получив исходную информацию для планирования дальнейшей исследовательской работы. Скажем, если группа единогласно заявляет об отрицательном отношении к рекламным материалам организации, это должно навести на глубокие размышления. Кроме того, этот метод не лишен некоторых недостатков: 1) координаторы (модераторы) во время беседы могут оказывать воздействие на ход разговора в группе; 2) наблюдающие за заседанием фокус-группы, анализируя полученные материалы, могут отфильтровывать отдельные элементы разговора на основании субъективного восприятия и собственных интерпретаций. Короче говоря, нет оснований для вывода о том, что результаты интервью методом фокус-групп могут заменить данные, полученные на основе формирования научно обоснованной выборки и проведения полномасштабного исследования общественного мнения. Подчеркнем еще раз — главная функция такого метода коллективного интервью заключается в том, чтобы предварительно выяснить и прозондировать проблемы для их дальнейшего изучения с помощью формальных социологических методов.

6.3 Анализ

          После того, как была сформирована выборка, разработана анкета и проведено интервьюирование (опрос) респондентов, наступает четвертый, не менее ответственный этап исследования общественного мнения — анализ собранных данных. Именно здесь вырабатываются рекомендации для дальнейшей работы. Надежность всех предложенных рекомендаций зависит от обоснованности и надежности собранных данных. Очень многое тут зависит от погрешностей, возникающих в зависимости от степени репрезентативности и объема выборки, от того, удачно ли были сформулированы вопросы анкеты, насколько корректно и непредвзято выполнили свою работу интервьюеры. Но, из всего этого надежность рекомендаций и предположений зависит в наибольшей степени от величины предельной погрешности для различных по объему выборок.

 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 2. Социальное исследование на примере организации ООО «Клондайк плюс»

         Организация «Клондайк плюс» делится на несколько подразделений, которые, в свою очередь, занимаются конкретными видами деятельности, например: оказание юридических услуг, строительные организации, торговые фирмы и т.д. . В данной работе мы более подробно остановимся на торговом виде деятельности этого предприятия, конкретно проведя исследование в гипермаркете строительных материалов «Клондайк Север» расположенного в г. Калининграде ул. 4-я Б. Окружная 35.

        Данный магазин занимается розничной торговлей строительных материалов, а также товарами для сада и огорода, пошивом изделий из ткани и продажей мягкой и корпусной мебели. Если исследовать и сравнить несколько наиболее больших по площади отделов, то отдел «МЕБЕЛЬ» покажется наименее рентабельным.

 

Таблица 1- Рентабельность примерно одинаковых по площади отделов

 
    Наименование  отдела Май 2008 Август 2008
    выручка отдела удельный вес  % выручка отдела удельный вес  %
    Общестр. мат.
    около 16 млн.руб. 31,5 около

    13,5млн

    29,6
    Плитка
    4млн 356тыс. 7,8 4млн

    987т.р

    7,9
    Мебель
    1млн.278 т.р. 2,1 1млн

    200т.р.

    2.0
    Напольные покрытия
    3млн      342т.р 7,6 3млн

    549т.р

    7,7
    Итого
    24млн

    976 т.р.

    49 (ост. др.отд.) 23млн

    236 т.р.

    47.2 (ост. др.отд.)

           Как можно увидеть в таблице 1, отдел «МЕБЕЛЬ» наименьше других отделов приносит большую выручку, но это оправданно, маркет изначально рассчитан на строительные группы товаров. Тем не менее, мы рассмотрим и сравним именно этот отдел , т.к. имеет большой ассортимент товара и спрос на данную группу товаров изменяется буквально каждый месяц.

           Рассмотрим изменение спроса на мебель и прилагающие аксессуары в течении года:

Таблица 2 - Изменение спроса на товары отдела «МЕБЕЛЬ»

 

    Месяц(2007-2008г)

    Приблизительная выручка за месяц
    Январь 2008 963 т.р.
    Февраль 2008 875 т.р.
    Март 2008 890 т.р.
    Апрель 2008 982 т.р.
    Май 2008 1млн.278 т.р.
    Июнь 2008 1 млн. 284 т.р.
    Июль 2008 1 млн. 143 т.р.
    Август 2007 1млн. 200 т.р.
    Сентябрь 2007 1 млн. 301 т.р.
    Октябрь 2007 1 млн. 342 т.р.
    Ноябрь 2007 1 млн. 576 т.р.
    Декабрь 2007 1 млн. 107 т.р.
 
 

         Как мы можем увидеть из  таблицы 2, самые доходные месяцы  это октябрь и ноябрь. Вообще  получается, что наибольший спрос  у покупателей на мебель возникает  к концу лета и продолжается до конца года, это естественно, ведь люди заканчивают делать ремонт к концу лета и занимаются поиском подходящего интерьера. В основном ассортимент исследуемого отдела состоит из польской мебели фабрик «VOX» и «GAWIN». И та и другая фабрика поставляет как корпусную, так и мягкую мебель, так же компания «Клондайк» работает с обеими фабриками по договорам. Возить большой ассортимент дорогостоящей мебели в магазин строительных материалов не выгодно, поэтому, приходя в отдел «МЕБЕЛЬ» покупатель заказывает себе то, что его интересует из каталогов и опираясь на представленную экспозицию .

Информация о работе Основы социологических исследований