Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:06, курсовая работа
целью данной работы является анализ социальных исследований, что более доступным образом мы сможем рассмотреть в практической части.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы являются:
1)Анализ исторического развития социологических исследований на примере Чикагской школы социологии.
2)Рассмотреть претензии к качественному исследованию.
3)Изучить основы маркетинговых исследований, т.к. они тесно связаны с социальными исследованиями.
4)Узнать, какие бывают виды социальных исследований, виды выборки и как произвести анализ.
5)На примере организации ООО «Клондайк плюс» провести собственное социальное исследование.
Введение 4
Часть 1 Основные понятия исследовательской деятельности и
история качественного социального исследования.
6
1 Чикагская школа социологии 6
1.1 Основы чикагской школы социологии 6
1.2 Новое начало 12
2 Претензии к качественному исследованию 13
3 Этнометодологическое экспериментирование с кризисной
ситуацией
16
4 Маркетинговые исследования 18
4.1 Основы маркетинговых исследований 18
4.2 Социологические исследования 21
5 Общественное мнение и паблик рилейшнз 23
5.1 Виды исследования 23
5.2 Выборка. Виды выборки 24
5.3 Анализ 33
Часть 2 Социальное исследование на примере организации
ООО «Клондайк плюс»
34
Заключение 39
Список использованной литературы
Институт
«Калининградская высшая школа управления»
Кафедра
«МЕНЕДЖМЕНТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема работы | «Основы социологических исследований» | |
Автор работы | Сидоренко Кристина Витальевна |
(фамилия, имя, отчество)
______________________________
Специальность (направление) 080504.65 (061000) Государственное и муниципальное управление
Группа ___06 ВГЗ_______________
(номер)
Научный руководитель Ковалев-Кривоносов П. А._____________________
Допустить к защите _________________________
(подпись,
дата)
Защита
состоялась
(подпись, дата)
Оценка ___________________________
Калининград
2009 год
Институт «Калининградская высшая школа управления»
Кафедра «Менеджмент»
Специальность 061000 «Государственное и муниципальное управление»
УТВЕРЖДАЮ | |
Заведующий
кафедрой
Ковалев-Кривоносов П.А. к.т.н., профессор кафедры менеджмента 05.12.2008. |
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Сидоренко Кристина Витальевна | ||
Тема работы | «Основы социологических исследований» | |
(в соответствии с приказом) | ||
Срок представления к защите | 14 марта 2009 г. |
1. Исходные данные по работе | Социальное исследование деятельности отдела «Мебель» организации ООО «Клондайк-плюс» |
2. Содержание работы (проекта) (перечень подлежащих разработке вопросов)
1. Чикагская школа социологии |
2. Новое начало |
3.
Претензии к качественному |
4. Этнометодологическое экспериментирование с кризисной ситуацией |
5. Маркетинговые исследования |
6. Общественное мнение и паблик рилейшнз |
7.
Социальное исследование на |
Введение | 4 | |
Часть 1 | Основные понятия
исследовательской деятельности и
история качественного
социального исследования. |
6 |
1 | Чикагская школа социологии | 6 |
1.1 | Основы чикагской школы социологии | 6 |
1.2 | Новое начало | 12 |
2 | Претензии к
качественному исследованию |
13 |
3 | Этнометодологическое
экспериментирование с ситуацией |
16 |
4 | Маркетинговые
исследования |
18 |
4.1 | Основы маркетинговых
исследований |
18 |
4.2 | Социологические
исследования |
21 |
5 | Общественное мнение и паблик рилейшнз | 23 |
5.1 | Виды исследования |
23 |
5.2 | Выборка. Виды выборки |
24 |
5.3 | Анализ | 33 |
Часть 2 | Социальное
исследование на примере организации
ООО «Клондайк
плюс» |
34 |
Заключение | 39 | |
Список использованной
литературы |
40 |
Содержание
Введение
В процессе исторического развития общества неизбежно появляются социологические идеи – представления о том, что такое социологическое исследование, что есть богатство общества, как его увеличить, как рационально использовать. Долгое время социальные идеи остаются отрывочными, разрозненными. В настоящее время практически любая деятельность связанна с социологическими исследованиями. Это помогает анализировать ошибки, спрос и т.д., также составлять прогнозы.
Таким образом, целью данной работы является анализ социальных исследований, что более доступным образом мы сможем рассмотреть в практической части.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы являются:
1)Анализ исторического развития социологических исследований на примере Чикагской школы социологии.
2)Рассмотреть претензии к качественному исследованию.
3)Изучить основы маркетинговых исследований, т.к. они тесно связаны с социальными исследованиями.
4)Узнать, какие бывают виды социальных исследований, виды выборки и как произвести анализ.
5)На примере организации ООО «Клондайк плюс» провести собственное социальное исследование.
Актуальность вышеобозначенной темы бесспорна, ведь подобного рода исследование является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии любой организации. Кроме того, знания в области социальных исследований формируют у управленца необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволяют ему свободно ориентироваться в проблемах организационного порядка, сравнивать альтернативные экономические подходы и принимать самостоятельные решения по практической реализации актуальных задач.
Объектом исследования в данной курсовой работе является исследовательская деятельность. В качестве предмета нашего исследования мы будем рассматривать социологические исследования.
Часть 1. Основные понятия исследовательской деятельности и история качественного социального исследования
1.Чикагская школа социологии
1 .1 Основатели Чикагской школы социологии
Чикагская школа социологии является местом, откуда взяло свое начало качественное социальное исследование. Предложенная там теория и тот дух, который наполнял исследования социальной действительности, сложились явно под влиянием романтического мышления. Известнейшими социологами были тогда Альбион У. Смолл, основатель факультета социологии и первого социологического журнала «American Journal of Sociology» (1895) («Американский журнал социологии»), Роберт Эзра Парк и Уильям Исаак Томас. На соседнем факультете Джордж Герберт Мид заведовал кафедрой философии и социальной психологии. К тесному кругу социологов несколько лет примыкал Флориан Знанецкий из Польши, которого Уильям Томас пригласил в 1914 г. для участия в большом исследовании польских крестьян в Европе и Америке (Thomas & Znaniecki (1918-1920). Выдающимся социологом второго поколения был тогда Герберт Блумер. Смолл, Томас, Мид и Парк долгое время учились в Берлине, где преподавал Дильтей. Мид хотел даже защитить диссертацию у Дильтея. На тезис Зиммеля о взаимодействии как строении общества прямо указывает, прежде всего, положение Мида о взаимном принятии ролей, согласно которому одновременно возникают идентичность и «обобщенный другой» . Символический интеракционизм в определении Блумера довольно точно соответствует взаимодействию, которое Зиммель описал на примере денег. У него этосформулировано следующим образом: «Чем больше людей вступает друг с другом в отношения, тем более абстрактным и общим должно быть средство обмена; и наоборот, если однажды такое средство обмена создано, то оно допускает соглашение на расстоянии, которое в ином случае было бы непреодолимым, соприкосновение разных личностей в одном и том же действии, взаимодействие и унификацию людей» . Следует лишь слово деньги заменить словом символ, и станет видно, как размышлял Блумер. Можно предположить, что на Мида оказал влияние и немецкий психолог Вильгельм Вундт, у которого Мид тоже учился некоторое время. В качестве профессора философии университета Лейпцига Вундт руководил первой психологической лабораторией. Он создал социальную психологию, которая через символический материал искусства, религии, права, мифа и т. д. воссоздавала психическое развитие индивида и культурное развитие групп. Мидпривнес в Чикаго и другую «романтическую» мысль - мысль об идентичности как процессе. Согласно этой мысли, идентичность является постоянным процессом, в котором индивид видит себя глазами другого, вновь и вновь образуя из своих реакций образ самого себя. Этот процесс оставляет следы не только в этом индивиде, но и в других и, следовательно, в объектах опытного мира. Наиболее глубоко эту мысль развили социологи Ансельм Штраусс (Strauss, 1959) и Ирвин Гоффман (Goffman, 1959). Они выразительно описали изменчивость идентичности и ее представление в зависимости от обстоятельств и публики. Штраусс, а затем также Бергер и Лукманн показали, помимо этого, что идентичность на протяжении человеческой жизни подвергается изменениям. Само прошлое не устойчиво, а ретроспективно интерпретируется в зависимости от обстоятельств, пока оно не будет соответствовать сегодняшнему Я. Вероятно, один из самых неожиданных результатов биографического исследования состоял в том, что рассказчики обращаются со своим прошлым как с текстом, который они каждый раз переписывают заново.
Чикагская школа была знаменитой не только своими теоретическими работами, но и методами своих эмпирических исследований. Типично романтическим стремлением этого социального исследования было точное наблюдение важных и второстепенных вещей. Как писал Парк, он занимался социологией «как бы обнюхивая все вокруг», то есть он совал свой нос повсюду и, подобно любопытному репортеру, наблюдал, регистрировал все и разрабатывал свои теории, анализируя вещи, которые бросались ему в глаза. Типично романтическим было у Парка и прямовыраженное предположение, что феномены даны нам лишь поверхностно, что они функционируют среди структур, которые могут быть открыты только пониманию. Парком выдвинуто предположение о том, что маска является «нашей истинной самостью». Этим положением позднее Ирвин Гоффман начнет свое знаменитое исследование «Представление себя в повседневной жизни». Жизнь – это актерская игра, и социология - такая наука, которая рассматривает и описывает эту игру во всех ее гранях, и, что важнее всего, пытается понять. Понять означает смотреть из-за кулис. Качественное исследование есть подходящий для этого метод. Самое знаменитое качественное исследование Чикагской школы - это исследование Томаса и Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Оно содержало анализ сотен биографических документов, в том числе писем, дневников и автобиографий польских переселенцев в Чикаго. Эти переселенцы с первого дня своей жизни в Америке враждовали с анонимной и стандартизированной индустриальной культурой. Письма, которые они писали своим родственникам на родину, были свидетельствами разрыва с родной почвой в новой стране и тоски по утраченной безопасности. Это большое исследование показало, что адаптация является в первую очередь групповой проблемой. Конкретно это означало, что польские переселенцы в той мере теряли свои ориентации, в какой размывались их первичные группы, и что они добивались своей социальной идентичности в той мере, в какой они сплачивались в социальные группы, которые компенсировали им часть родины и некоторую защищенность. Этот опыт совместной игры с социальной реальностью и индивидуальным сознанием привел Томаса и Знанецкого к предположению, что индивид и общество всегда соотносимы друг с другом. Одно немыслимо без другого, и одно обуславливает другое. Основываясь на этом предположении, Томас сформулировал позднее свою знаменитую теорему, которая гласит: «Если люди определяют ситуации как реальные, то следствия этих ситуаций также реальны». Как человек конструирует свою «действительность», такой она и становится впоследствии, и, наоборот, следуя Эмилю Дюркгейму: каковы социальные факты, таковы и действия людей.