Основы социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы является анализ социальных исследований, что более доступным образом мы сможем рассмотреть в практической части.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы являются:
1)Анализ исторического развития социологических исследований на примере Чикагской школы социологии.
2)Рассмотреть претензии к качественному исследованию.
3)Изучить основы маркетинговых исследований, т.к. они тесно связаны с социальными исследованиями.
4)Узнать, какие бывают виды социальных исследований, виды выборки и как произвести анализ.
5)На примере организации ООО «Клондайк плюс» провести собственное социальное исследование.

Содержание

Введение 4
Часть 1 Основные понятия исследовательской деятельности и
история качественного социального исследования.
6
1 Чикагская школа социологии 6
1.1 Основы чикагской школы социологии 6
1.2 Новое начало 12
2 Претензии к качественному исследованию 13
3 Этнометодологическое экспериментирование с кризисной
ситуацией
16
4 Маркетинговые исследования 18
4.1 Основы маркетинговых исследований 18
4.2 Социологические исследования 21
5 Общественное мнение и паблик рилейшнз 23
5.1 Виды исследования 23
5.2 Выборка. Виды выборки 24
5.3 Анализ 33
Часть 2 Социальное исследование на примере организации
ООО «Клондайк плюс»
34
Заключение 39
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 218.00 Кб (Скачать)
 

Институт

«Калининградская  высшая школа управления»

       Кафедра                  «МЕНЕДЖМЕНТ» 

   
   

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема  работы «Основы социологических исследований»
 
 
 
Автор работы Сидоренко Кристина Витальевна

(фамилия,  имя, отчество)

__________________________________________________________________

Специальность (направление)   080504.65 (061000) Государственное и муниципальное управление

                                                    (номер, наименование)

Группа ___06 ВГЗ_______________

           (номер)  

Научный руководитель     Ковалев-Кривоносов  П. А._____________________

  

                Допустить к защите _________________________

                   (подпись,  дата) 

                Защита  состоялась 

                   (подпись,  дата)

 

                Оценка ___________________________

 
 
 
 
 

Калининград

2009 год

 
 
 
 

  Институт «Калининградская высшая школа управления»

  Кафедра «Менеджмент»

  Специальность 061000 «Государственное и муниципальное управление»

 
  УТВЕРЖДАЮ
  Заведующий  кафедрой

Ковалев-Кривоносов П.А. к.т.н.,

профессор кафедры  менеджмента 

              05.12.2008.

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Сидоренко Кристина Витальевна
 
Тема  работы «Основы социологических исследований»
(в  соответствии с  приказом)
 
 
Срок представления  к защите 14 марта 2009 г.

                                                (дата)

1. Исходные данные по работе  Социальное  исследование деятельности отдела «Мебель» организации ООО «Клондайк-плюс»
 

2. Содержание  работы (проекта) (перечень подлежащих  разработке вопросов)

1. Чикагская школа социологии
2. Новое начало
3. Претензии к качественному исследованию
4. Этнометодологическое экспериментирование с кризисной ситуацией
5. Маркетинговые исследования
6. Общественное мнение и паблик  рилейшнз
7. Социальное исследование на примере  организации ООО «Клондайк-плюс»
 
 
 
 

 

  Введение      4
Часть 1 Основные понятия  исследовательской деятельности и

история качественного  социального исследования.               

6
1 Чикагская школа  социологии 6
1.1 Основы чикагской  школы социологии 6
1.2 Новое начало 12
2 Претензии к  качественному исследованию                                        13
3 Этнометодологическое  экспериментирование с кризисной

ситуацией                                                                          

16
4 Маркетинговые исследования                                                            18
4.1 Основы маркетинговых исследований                                             18
4.2 Социологические исследования                                                        21
5 Общественное  мнение и паблик рилейшнз 23
5.1 Виды исследования                                                                           23
5.2 Выборка. Виды выборки                                                                  24
5.3 Анализ 33
Часть 2 Социальное  исследование на примере организации 

ООО «Клондайк  плюс»                                                 

34
  Заключение  39
  Список использованной литературы                                                    40

Содержание

 
 
 
 
 

Введение

          В процессе исторического развития общества неизбежно появляются социологические идеи – представления о том, что такое социологическое исследование, что есть богатство общества, как его увеличить, как рационально использовать. Долгое время социальные идеи остаются отрывочными, разрозненными. В настоящее время практически любая деятельность связанна с социологическими исследованиями. Это помогает анализировать ошибки, спрос и т.д., также составлять прогнозы.

          Таким образом, целью данной работы является анализ социальных исследований, что более доступным образом мы сможем рассмотреть в практической части.

           В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы являются:

          1)Анализ исторического развития социологических исследований на                примере Чикагской школы социологии.

          2)Рассмотреть претензии к качественному исследованию.

          3)Изучить основы маркетинговых исследований, т.к. они тесно связаны с социальными исследованиями.

          4)Узнать, какие бывают виды социальных исследований, виды   выборки и как произвести анализ.

         5)На примере организации ООО «Клондайк плюс» провести собственное социальное исследование.

        Актуальность вышеобозначенной темы бесспорна, ведь подобного рода исследование является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии любой организации. Кроме того, знания в области социальных исследований формируют у управленца необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволяют ему свободно ориентироваться в проблемах организационного порядка, сравнивать альтернативные экономические подходы и принимать самостоятельные решения по практической реализации актуальных задач.

         Объектом исследования в данной курсовой работе является исследовательская деятельность. В качестве предмета нашего исследования мы будем рассматривать социологические исследования.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 1. Основные понятия исследовательской деятельности и история качественного социального исследования

         1.Чикагская школа социологии

    1 .1 Основатели Чикагской школы социологии

          Чикагская школа социологии является местом, откуда взяло свое начало качественное социальное исследование. Предложенная там теория и тот дух, который наполнял исследования социальной действительности, сложились явно под влиянием романтического мышления. Известнейшими социологами были тогда Альбион У. Смолл, основатель факультета социологии и первого социологического журнала «American Journal of Sociology» (1895) («Американский журнал социологии»), Роберт Эзра Парк и Уильям Исаак Томас. На соседнем факультете Джордж Герберт Мид заведовал кафедрой философии и социальной психологии. К тесному кругу социологов несколько лет примыкал Флориан Знанецкий из Польши, которого Уильям Томас пригласил в 1914 г. для участия в большом исследовании польских крестьян в Европе и Америке (Thomas & Znaniecki (1918-1920). Выдающимся социологом второго поколения был тогда Герберт Блумер. Смолл, Томас, Мид и Парк долгое время учились в Берлине, где преподавал Дильтей. Мид хотел даже защитить диссертацию у Дильтея. На тезис Зиммеля о взаимодействии как строении общества прямо указывает, прежде всего, положение Мида о взаимном принятии ролей, согласно которому одновременно возникают идентичность и «обобщенный другой» . Символический интеракционизм в определении Блумера довольно точно соответствует взаимодействию, которое Зиммель описал на примере денег. У него этосформулировано следующим образом: «Чем больше людей вступает друг с другом в отношения, тем более абстрактным и общим должно быть средство обмена; и наоборот, если однажды такое средство обмена создано, то оно допускает соглашение на расстоянии, которое в ином случае было бы непреодолимым, соприкосновение разных личностей в одном и том же действии, взаимодействие и унификацию людей» . Следует лишь слово деньги заменить словом символ, и станет видно, как размышлял Блумер. Можно предположить, что на Мида оказал влияние и немецкий психолог Вильгельм Вундт, у которого Мид тоже учился некоторое время. В качестве профессора философии университета Лейпцига Вундт руководил первой психологической лабораторией. Он создал социальную психологию, которая через символический материал искусства, религии, права, мифа и т. д. воссоздавала психическое развитие индивида и культурное развитие групп.                     Мидпривнес в Чикаго и другую «романтическую» мысль - мысль об идентичности как процессе. Согласно этой мысли, идентичность является постоянным процессом, в котором индивид видит себя глазами другого, вновь и вновь образуя из своих реакций образ самого себя. Этот процесс оставляет следы не только в этом индивиде, но и в других и, следовательно, в объектах опытного мира. Наиболее глубоко эту мысль развили социологи Ансельм Штраусс (Strauss, 1959) и Ирвин Гоффман (Goffman, 1959). Они выразительно описали изменчивость идентичности и ее представление в зависимости от обстоятельств и публики. Штраусс, а затем также Бергер и Лукманн показали, помимо этого, что идентичность на протяжении человеческой жизни подвергается изменениям. Само прошлое не устойчиво, а ретроспективно интерпретируется в зависимости от обстоятельств, пока оно не будет соответствовать сегодняшнему Я. Вероятно, один из самых неожиданных результатов биографического исследования состоял в том, что рассказчики обращаются со своим прошлым как с текстом, который они каждый раз переписывают заново.

          Чикагская школа была знаменитой не только своими теоретическими работами, но и методами своих эмпирических исследований. Типично романтическим стремлением этого социального исследования было точное наблюдение важных и второстепенных вещей. Как писал Парк, он занимался социологией «как бы обнюхивая все вокруг», то есть он совал свой нос повсюду и, подобно любопытному репортеру, наблюдал, регистрировал все и разрабатывал свои теории, анализируя вещи, которые бросались ему в глаза. Типично романтическим было у Парка и прямовыраженное предположение, что феномены даны нам лишь поверхностно, что они функционируют среди структур, которые могут быть открыты только пониманию. Парком выдвинуто предположение о том, что маска является «нашей истинной самостью». Этим положением позднее Ирвин Гоффман начнет свое знаменитое исследование «Представление себя в повседневной жизни». Жизнь – это актерская игра, и социология - такая наука, которая рассматривает и описывает эту игру во всех ее гранях, и, что важнее всего, пытается понять. Понять означает смотреть из-за кулис. Качественное исследование есть подходящий для этого метод.  Самое знаменитое качественное исследование Чикагской школы - это исследование Томаса и Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Оно содержало анализ сотен биографических документов, в том числе писем, дневников и автобиографий польских переселенцев в Чикаго. Эти переселенцы с первого дня своей жизни в Америке враждовали с анонимной и стандартизированной индустриальной культурой. Письма, которые они писали своим родственникам на родину, были свидетельствами разрыва с родной почвой в новой стране и тоски по утраченной безопасности. Это большое исследование показало, что адаптация является в первую очередь групповой проблемой. Конкретно это означало, что польские переселенцы в той мере теряли свои ориентации, в какой размывались их первичные группы, и что они добивались своей социальной идентичности в той мере, в какой они сплачивались в социальные группы, которые компенсировали им часть родины и некоторую защищенность. Этот опыт совместной игры с социальной реальностью и индивидуальным сознанием привел Томаса и Знанецкого к предположению, что индивид и общество всегда соотносимы друг с другом. Одно немыслимо без другого, и одно обуславливает другое. Основываясь на этом предположении, Томас сформулировал позднее свою знаменитую теорему, которая гласит: «Если люди определяют ситуации как реальные, то следствия этих ситуаций также реальны». Как человек конструирует свою «действительность», такой она и становится впоследствии, и, наоборот, следуя Эмилю Дюркгейму: каковы социальные факты, таковы и действия людей.

Информация о работе Основы социологических исследований