Основы социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы станет: рассмотрение понятия и признаков социального государства.
В работе поставлены задачи:
- дать общую характеристику понятия социального государства;
- изучить историю развития социально-ориентированной экономики;
- проследить формирование концепции социально-ориентированной рыночной экономики;
- рассмотреть социально-ориентированную рыночную экономику и государство;
- определить взаимодействие экономической и социальной политики;
- рассмотреть возникновение концепции «государства всеобщего благосостояния» как развитие идей кейнсианства;
- дать понятие и модель «государства всеобщего благосостояния».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Общая характеристика понятия социального государства…………………4

2. История развития социально-ориентированной экономики……………….6

3. Формирование концепции социально-ориентированной рыночной экономики……………………………………………………………………….11

4. Социально-ориентированная рыночная экономика и государство…….…15

5. Взаимодействие экономической и социальной политики. Активная социальная политика…………………………………………………………….19

6. Возникновение концепции «государства всеобщего благосостояния» как развитие идей кейнсианства………………………………………….…………22

7. Понятие и модель «государства всеобщего благосостояния»……………..25

Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

osnovi_sotsialnogo_gosudarstva.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

2. Принцип устойчивости экономического  роста как материальной основы  для всеобщего и справедливого благосостояния.

3. Принцип свободы экономической  деятельности субъектов хозяйствования  в рамках существующих законов.

4. Принцип полной занятости трудоспособного  населения, условия для которого  должно создавать государство.

5. Принцип установления социальных гарантий населению.

6. Принцип социальной справедливости.

7.  Принцип социальной защиты  людей.

8. Принцип социального партнерства,  обеспечивающее равноправие и  равноответственные отношения между  нанимателями, работниками и государством.

9. Принцип ответственности граждан  за экономическую эффективность  как своей, так и общей деятельности, а также за свой образ жизни.

Исходя из принципов, можно представить  основные функции социальной рыночной экономики. Таким образом, если общей  функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается таковой и для социальной рыночной экономики.

Можно выделить следующие функции  российского государства, прямо  вытекающие из его миссии в обеспечении социально ориентированного экономического развития:

- обеспечение и поддержание  конкурентной среды рынка;

- осуществление основных социальных  обязательств, включающих наряду  с социальной помощью и социальным  перераспределением также и социальные инвестиции - вложения в развитие образования и профессионального обучения, совершенствование социальной инфраструктуры;

- стимулирование развития общественных  институтов (гражданского общества), формирующих отношения социального  партнерства и способствующих самоограничению свободы предпринимательства в целях достижения социального мира;

- содействие инновационному развитию  производства и научно-техническому  прогрессу.

Практическая реализация государством выше обозначенных функций должна являться комплексной и последовательной соответствующие механизмы должны включать в себя органичное единство мер денежно-кредитной; бюджетно-налоговой, социальной, экономической, промышленно-инновационной политики, а также институциональное проектирование.

Специфическими функциями государства с социально ориентированной рыночной экономикой являются:

- удовлетворение социальных потребностей  общества граждан;

- обеспечение социальной справедливости;

- обеспечение роста материального  и духовного благосостояния всех  слоев общества в меру экономического роста;

- социальное умиротворение, смягчение  социальных противоречий.

Главными составляющими СОРЭ является рынок и государство. При этом соотношение между социальным благосостоянием  и экономическим ростом не может  обозначаться строго, поскольку оно будет, несомненно, зависеть от конкретных условий реализации модели экономической системы (от страны, ее развитости, потенциала, менталитета граждан). Вместе с тем на современном этапе развития экономика обладает преимуществами по сравнению с другими экономическими системами, поскольку она позволяет создавать модели, которые в разных условиях приводят к более (или менее) позитивным экономическим и социальным результатам.

Суть социально ориентированной  рыночной экономики заключается в том, что государство является гарантом достойной и безопасной жизни граждан; государство «берет в свои руки» управление рыночной экономикой, дабы обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою очередь затрагивают социальные институты.

Анализируя функции социальной экономики, можно сформировать основные задачи СОРЭ:

- достижение полной занятости;

- увеличение доли предоставления  социальных услуг через государственные,  частные учреждения и организации;

- увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;

- адресность социальной политики.4

 

5. Взаимодействие экономической  и социальной политики. Активная  социальная политика

 

Социальная политика государства  является одним из элементов его  экономической деятельности. Она направлена на регулирование социально-экономических условий жизни общества, на поддержание отношений между различными социальными группами, слоями населения и внутри них, на обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни малообеспеченных членов общества, создания системы социальных гарантий. В основе социальной политики государства лежит принцип субсидиарности, который предполагает, что социальная поддержка должна оказываться, главным образом, тем членам общества, которые действительно в этом нуждаются.

Социальная политика государства  является органическим элементом системы  мер государственного регулирования  экономики в целом, обеспечивающих нормальное общественное воспроизводство - денежно-кредитной, фискальной, антиинфляционной политики, мер по поддержанию макроравновесия и т.д., обеспечивая функцию перераспределения доходов, осуществляя поддержку социально незащищенных слоев населения и поддерживая социальный мир.

Современная экономика не может  эффективно функционировать, если она не служит прямо или косвенно своему естественному назначению - удовлетворять потребности человека, росту уровня жизни населения и национальному благосостоянию.

Социальная ориентация становится абсолютно необходимой при принятии стратегических решений о направлениях развития экономики. Тем самым социальная политика государства органически включается в систему государственного регулирования экономики.

В соответствии с изменением общеэкономической  ситуации в стране, появлением новых  социальных проблем и решение старых цели, объекты и методы социальной политики могут меняться. Конкретные цели, формы и методы реализации социальной политики государства предопределены характером экономической системы страны.

Система государственной социальной защиты определяется не только поддержкой малообеспеченных слоев населения или тех, кто не включен в общественное производство - учащиеся, пенсионеры, инвалиды. Она включает в себя защиту лиц, участвующих в общественном производстве, и прежде всего людей работающих по найму, через регламентирование труда в законодательной форме, его оплаты, определение прав работников при приеме на работу и увольнении.

Переход к рыночной экономике в  России делает необходимым формирование новых принципов, направлений, конкретных форм и методов реализации социальной политики, иного механизма финансирования. Сложившаяся в советский период система социальных гарантий обеспечивалась централизованным механизмом их реализации на основе взаимодействия основных субъектов власти: правительства, парламента, профсоюзов. Источником финансирования социальных мероприятий был централизованный бюджет СССР и средства предприятий. Децентрализованные внебюджетные источники играли подчиненную роль в реализации системы социальных гарантий. В переходной экономики России эта структура существенно меняется.

В условиях федерального устройства государства необходимым условием действенности и эффективности  социальной политики является четкое разграничение полномочий по финансированию и реализации различных социальных выплат и их гарантий между центром, субъектами федерации и местными органами власти.

Необходимо решить проблемы разграничения  компетенции федеральных и региональных властей, определить баланс социальных прав и ответственности с целью  сохранения в новых условиях единства социального пространства и обеспечения общефедеральных минимальных гарантий в области социальной защиты населения. Разделение полномочий при разработке и реализации социальных программ объективно обусловлено различиями регионов по уровню жизни, сложившейся структуре доходов и потребления, структуре и уровню занятости населения, его демографическим характеристикам.5

6. Возникновение концепции  «государства всеобщего благосостояния»  как развитие идей кейнсианства

 

        На развитие  систем социальной защиты населения в зарубежных странах большое влияние оказала концепция "государство всеобщего благосостояния" (в российскую историографию эта концепция вошла под названием "государство всеобщего благоденствия").

        Впервые основные  принципы указанной концепции сформулировал в 1942 году известный английский экономист У. Беверидж. Основная идея этой концепции заключается в том, что государство всеобщего благосостояния - это такое государство, которое должно гарантировать всем гражданам право на поддержание определенного уровня жизни, на охрану здоровья и образования при участии населения страны в финансировании указанных программ.

         Эта концепция  получила распространение во  всех странах Западной Европы. Например, в США либеральные  круги в большой степени способствовали появлению идеологии государства социального благосостояния. На ее укрепление оказало влияние движение за гражданские права национальных меньшинств (прежде всего негров). Это движение требовало не только “равенства возможностей”, но и “равенства результатов”. Демократы у власти в США многое сделали, чтобы расширить программы помощи.

          К началу 60-х гг. уже были приняты к  исполнению проекты введения "государства  всеобщего благосостояния" в США  и Великобритании и "социального общества" в ФРГ, Австрии. Предполагалось, что в условиях экономического роста путем перераспределения национального дохода, капитализм в состоянии будет добиться выравнивания доходов, вплоть до ликвидации бедности.

          Середину 70-х исследователи считают переломным моментом в развитии государственного регулирования социальной сферы. Экономический кризис стал причиной возврата многих стран Запада к консервативной политике. Система социального обеспечения была перенапряжена под воздействием растущего спроса населения из-за постарения населения. С другой стороны, из-за замедления темпов экономического роста начали сокращаться бюджетные налоговые поступления, что сузило возможность финансирования социальных программ. Требовалась перестройка.

         По мнению, западных экспертов, идеология государства всеобщего благосостояния в определенной степени устарела, придя в противоречие с действительностью. В докладе министерства социальной защиты населения Великобритании было подчеркнуто, что система обеспечения, разработанная, исходя из потребностей предыдущих поколений, не вполне соответствует современным условиям. “Технология активного государственного вмешательства в рыночную экономику, кажется, не срабатывает”, - пишут американские авторы. Это вмешательство порождает больше проблем, чем оказывает помощь. В США опыт возникновения и использования концепции государства всеобщего благосостояния выявил негативные аспекты чрезмерного увлечения принципом “равенства результатов”, на котором долгое время строилась помощь. Растет осознание социальных осложнений, порожденных системой помощи.

        Система дает  возможность перебиться, пережить  нелегкое время тому, кто способен  трудиться. Она не дает погибнуть  и тем, кто не в состоянии  это делать. Но, как всякие масштабные явления, социальная помощь имеет отрицательные стороны, прямо вытекающие из положительных: она способна консервировать бедность и социально развращать своих подопечных. Отмечено, что бедность в США в большей степени проблема неработающих, в то время как несколько десятилетий назад она была результатом низких заработков. За прошедший период изменился состав бедняков: ныне большинство ушло от труда. Моральное неприятие такой ситуации - одна из характерных черт современного американского общества. Общество видит выход в жестком ограничении контингента получателей длительной помощи. В этот контингент должны входить те, кто не способен работать: дети, инвалиды, пожилые. Стратегия помощи должна строиться так, чтобы вернуть к труду трудоспособных бедняков. Ставится задача перейти от политики “государственного вспомоществования” к политике “экономической независимости”.

         В конце  20-го века модель государства  всеобщего благосостояния подвергалась  коренной реконструкции на базе  теории неоконсерватизма. Самые ярые сторонники этой теории - Рейган и Тэтчер не без основания полагали, что постоянный бюджетный дефицит приводит к экономическому спаду, и предлагали существенно сократить государственное финансирование социальной сферы. В начале 90-х годов прошлого века правительства многих стран предприняли шаги, направленные на сокращение государственных социальных расходов.

         В 1993 году  правительство Франции уменьшило  выплаты по государственной программе  медицинского страхования и увеличило  долю пациентов в оплате медицинских услуг. В Великобритании осуществляется реформа здравоохранения с целью усиления конкуренции в этой сфере. В результате закрываются “неэффективные” больницы и увольняется медперсонал. В Швеции происходит “продажа” государственных больниц в частные руки. В основе кризиса “государства всеобщего благосостояния” в Нидерландах - резкий рост расходов по программе помощи нетрудоспособным лицам. Помощь составляет 70% заработка, получаемого до наступления нетрудоспособности, и выплачивается до 65 лет, когда назначается пенсия по старости. Предлагается ужесточить условия получения пособий и сделать постоянную проверку нуждаемости в их получении. Таких примеров можно привести много.

          Меры, предпринимаемые  правительствами разных стран, направлены на установление более жесткого контроля расходования государственных средств на социальное обеспечение, сокращение финансовых потерь в этой сфере, связанных с коррупцией и чрезмерной бюрократизацией. Представляются налоговые льготы для стимулирования создания негосударственных пенсионных фондов. При назначении пособий практически во всех странах производится проверка нуждаемости на их получение. Становятся платными некоторые социальные услуги, ранее предоставляемые бесплатно. Во многих странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста.

Информация о работе Основы социального государства