Основоположник социологии Г. Спенсер

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить сущность и концептуальные особенности социологических взглядов Герберта Спенсера.
Відповідно до поставленої мети дослідження визначити наступні
Завдання.
Раскрыть общую характеристику социологических воззрений Г. Спенсера.
Рассмотреть содержание отдельных направлений исследовательской деятельности Спенсера.
Проанализировать влияние Г. Спенсера на дальнейшее развитие социологии.

Содержание

ВСТУП
РОЗДІЛ 1.ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР: СОЦИОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Г. Спенсер – один из основателей социологии
1.2 Социологические воззрения Г.Спенсера
1.3 Влияние политических взглядов Спенсера на его социологическую концепцию
РОЗДІЛ 2. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ, ОРГАНИЦИЗМ, УЧЕНИЕ О СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТАХ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ
2.1 Эволюционизм как главная особенность учения Г. Спенсера
2.2 Общество как «социальный организм»
2.3 Учения Спенсера о социальных институтах
2.4 Социальные типы: военные и индустриальные общества
РОЗДІЛ 3. ВЛИЯНИЕ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ
ВИСНОВКИ
СПИСОК ВИКОРИСТАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ

Работа содержит 1 файл

Курсовя( рус) 2 курс.docx

— 75.03 Кб (Скачать)

 

 1.3 Политические взгляды Г. Спенсера

 

С политической точки зрения Спенсера можно рассматривать как одного  из  ведущих идеологов либерализма.

В системе политических взглядов социолога существенную роль оказали  его идеи, связанные с теорией государства. Начало отчета его рассуждений о том, что общество создается составляющими его единицами и что природа общества определяется природой последних, что значит, по Спенсеру, каков характер  индивидов,  таков и   характер  общества.

Г. Спенсер был уверен в том, что пока масса граждан  не воспитала себе верований, которые, соответствуют социальной организации  эта организация, не может существовать. Он писал: «Никакие хитро придуманные учреждения  не  могут  иметь силы  сами  по себе...   Важно только одно — характер людей, к которым применяются эти учреждения».

Ещё одна немаловажная мысль  Спенсера звучит так: «Ошибаются те, кто думает, что мудрый и добрый правитель может быть избран народом, в котором нет ни доброты, ни ума». Г. Спенсер сравнивал общество и государство с живым организмом. Государство, существует лишь для охранения и удовлетворения интересов граждан. Главная его мысль – «несправедливо жертвовать благосостоянием граждан ради воображаемого  блага   государства».

Г. Спенсер критически относился  к представителям власти, парламенту, государственным чиновникам. Потому что разумное меньшинство в конституционном правлении весьма часто вытесняется бездумным большинством». Скептически он также относился и к законам правительства и законотворчеству.

Если затронуть историю возникновения государства и политических институтов, то Спенсер был убежден, в том, что первоначальная политическая дифференциация возникает из семейной дифференциации – когда мужчины становятся властвующим классом по отношению к женщинам. Также происходит дифференциация и в классе мужчин, которая приводит к политической дифференциации по мере возрастания числа обращенных в рабство и зависимых лиц в результате военных захватов и увода в плен. После образования класса рабов-военнопленных и начинается «политическое разделение между правящими структурами и структурами подвластными, которое продолжает идти через все более высокие формы социальной эволюции» [14 c 539].

Воззрения Спенсера на государство  основывались на идее справедливости, сюда входили два элемента, такие  как признание  за  всяким  человеком   права  на свободную деятельность  и   на  пользование  ее  результатами и признание   известных   ограничений   этой   свободы,   необходимых   благодаря   присутствию   других   людей,   имеющих   те   же 
права. Преувеличение одного из этих факторов, по Спенсеру, является причиной ложных этических и социальных теорий.

Герберта  Спенсера считали реакционером и противником либералов. У него было много причин быть против либералов. В то время либералами называли тех, кто стоял за расширение свободы личности по отношению к государству.

Спенсер был бескомпромиссным противником социализма. Он опровергал его с точки зрения справедливости и с точки зрения пользы. Учёный был уверен, что социализм в любой форме подразумевает рабство. Для раба принципиального значения нет кто его господин общество или личность и поэтому степень рабства зависит от того сколько раб должен отдать и сколько он может оставить себе. Человек считался рабом, тогда когда он отдавал свой труд обществу, а получал из своего заработка лишь ту часть, которое общество ему выделит.

Разбирая социально-политическую ситуацию конца XIX века, Спенсер признаёт, что социализм неизбежен. В социально-политической историографии учёный считается основоположником теории индустриального общества и к течению социал-дарвинизма.

Только в наше время  практически до конца поняли значение его статей, но во время Спенсера их суть не до конца была раскрыта. Позиция о том, что общество существует для блага всех членов, а не члены его существуют, для блага общества стало, исходным положением для оценки общественных структур. Поэтому все попытки политического агрегата ничего не значат. «Эта особенность предоставляет мыслителю основание для отнесения ее к разряду либеральных социально-политических установок» [14 c 561].

 

РОЗДЕЛ  2. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ, ОРГАНИЦИЗМ И УЧЕНИЕ О     СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТАХ 

 

2.1 Эволюционизм как главная особенность учения Г.Спенсера

 

В учениях Герберта Спенсера известны три вида эволюции – неорганический, органический, надорганический. Все три вида подчиняются общим законам. «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение»[19 с 237]. Эволюция не может перейти предел – равновесие системы. Если же равновесие нарушается, происходит распад, который через некоторое время переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада.

Эволюция рассматривается  как переход из одного состояния  в другое. Человек преображается в социальное существо, становится им в процессе длительной эволюции первобытных сообществ в социальные системы. Такая наука как социология должна выявить, по мнению учёного, действие всеобщих законов эволюции в ходе изучения социальных фактов, процессов, массовых типичных явлений.

«После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формирование новых исследовательских программ и методологических установок»[10 с 47]. Спенсер, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Особое внимание он уделил на то, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы.

Аспекты Вселенной, органические или неорганические, социальные или несоциальные, является субъектом законов эволюции, поэтому эволюционизм является главной особенностью учения Спенсера. Его социологические воззрения соединяются на параллелях между органической и социальной эволюциями, несходствах в структуре и эволюции органических и социальных единиц. Также во всех учениях социолога первое место в его размышлениях занимают биологические аналогии. Но органические аналогии создавали для него социологические, а также философские затруднения.

Г. Спенсер значительное внимание уделял анализу эволюции в  целом, а также социальной эволюции. Анализ эволюции учённый объяснил как интеграцию материи, её переход из одного состояния в другое общество через органическую, живую природу. Насчёт социальной эволюции, то она схожа с общественным прогрессом. Об основных видах эволюции – однолинейном или многолинейном, можно сказать, что на начальной ступени человеческого прогресса проявляется больше первый, чем второй.

Анализируя происхождения  всех живых тел, сюда также входит общество, важнейшей задачей для него было осуществить множество эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. С помощью чего он с уверенностью мог утверждать, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. «Категория эволюции у Спенсера всеобъемлюща, - любой социальный процесс рассматривается как часть эволюции»[11 с 209].

Рассмотрение эволюционной теории Спенсера было бы неполным без  упоминания о факторах эволюции, детально разбиравшихся английским социологом. Всевозможные факторы эволюции он разделял на первичные и вторичные, после чего в каждой из этих двух групп он выделял внешние и внутренние. Что касается первичных внутренних факторов, к ним относятся психические и физические свойства человека на самых ранних этапах развития. Эти свойства описываются не с лучшей стороны, т.к на этих этапах человек показывался неразвитым, то есть у человека была слабая способность к мыслительной деятельности, неумение длительно сотрудничать с подобными себе людьми, хищнический характер бытия.

Под вторичными факторами  Спенсер понимал, прежде всего, изменившуюся в результате воздействия природной и социальной окружающей среды сущность человека в эпоху цивилизации. Передовым является, то, что человек социализируется, и это положение показывается как один из основных вторичных факторов эволюции. На процесс социальной эволюции оказывает глубокое влияние появление и развитие социальных институтов.

Эволюционизм Герберта Спенсера, действительно оказал большое влияние  и «способствовал введению  в  общественные науки проблематики социальных изменений, сближению общественных и естественных наук, приданию социологии статуса науки, стимулировал развитие целого ряда социологических школ и направлений» [10 с 57].

 

2.2 Общество как  «социальный организм»

 

Г.Спенсер потратил много  времени и усилий, определяя характерные черты « социально организма». В современное время, эта идея доступна для понимания. Но во времена Спенсера эта концепция не могла не удивить. Очевидно лишь то, что общества не искусственно создаются. «Достаточно оглянуться на окружающие нас перемены, наблюдать за социальной организацией в главнейших ее особенностях, чтобы убедиться, что эти перемены и особенности не имеют ничего сверхъестественного и не определяются волею каких-либо личностей, как это вообще можно бы вывести из поучений историков, а проистекают из общих, естественных причин»[16 c 161].

Ученый основывался на соображения сходства социальных систем с живыми организмами. Он акцентировал внимание на сходство принципов системной организации, а также на материальное сходство. Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. Главными сложностями было соединить организм, растворяющий индивида в обществе, со своим крайним индивидуализмом буржуазного либерала. Основные свойства бытия повторяются во времени и пространстве, несмотря на схему поколений.

Вопреки всем сложностям Спенсер всё же выявил общие системные принципы « социального организма», и выявлял общие системные принципы, делающие  его похожим на биологические системы:                               

1. Общество, как и биологический  организм, наращивает массу.

2. Рост массы приводит к усложнению структуры, точно также как и в биологической структуре.

3. Усложнение структуры  сопровождается дифференциацией  функций, выполняемых отдельными  частями.

4. И в первом и во втором случае, происходит постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия частей.

5. Целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур, точно также как и в биологических организмах.

Английский социолог не только сравнивал общество с организмом, он также пополнял биологию социологическими соотношениями. Известен в теории Спенсера такой термин как «надорганизм», это понятие обращает внимание на автономию индивида, после чего учёный резко осуждает органицизм, и делает акцент на следующие отличия социального и биологического организма:

1.Элементы общества рассеяны в пространстве и владеют, большей автономией, а в биологическом организме образующее «тело» уже имеет конкретную форму.

2. Эта пространственная  рассеянность элементов делает  необходимой символическую коммуникацию.

3. В обществе нет разового  органа, сосредотачивавший способность чувствовать и мыслить.

4. Общество выделяет пространственная  мобильность элементов структуры 

5. Но ключевое в том,  что  в биологическом организме  части служат для целого, а  в обществе целое существует в силу частей. . Общество, по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества.

Ещё известно, что в социальном организме существуют и динамично функционируют три системы жизнеобеспечения, такие как – производящая, распределяющая и регулятивная. Регулятивная содержит в себе социальные институты и нормативные системы морального, религиозного, политического и правового характера. «Каждое государство, как всякий живой организм, должно бороться за существование. Борьба для него — это условие его развития и совершенствования. В ней, как и в любой борьбе, побеждает сильнейший, т. е. тот, кто приспособлен к ней всеми своими органами и функциями»[8 с 197].

Не обошлось в  его учениях без критики, он критиковал упрощенные однолинейные схемы развития, но также как и другие эволюционисты, главной задачей считал исследование этапов развития общества.Методология Спенсера включает классификацию и типологию эволюционных процессов. Классификация располагает все общество по шкале сложности структуры и функциональной организации от “малого простого агрегата” до “большого агрегата”. На начальном этапе общество характеризуется преобладанием непосредственных связей между индивидами, отсутствием специальных органов управления. По мере развития формируется сложная структура, социальная иерархия; включение индивида в общество опосредовано принадлежностью к меньшим общностям.

 

2.3 Учения Спенсера  о социальных институтах

Информация о работе Основоположник социологии Г. Спенсер