Основоположник социологии Г. Спенсер

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить сущность и концептуальные особенности социологических взглядов Герберта Спенсера.
Відповідно до поставленої мети дослідження визначити наступні
Завдання.
Раскрыть общую характеристику социологических воззрений Г. Спенсера.
Рассмотреть содержание отдельных направлений исследовательской деятельности Спенсера.
Проанализировать влияние Г. Спенсера на дальнейшее развитие социологии.

Содержание

ВСТУП
РОЗДІЛ 1.ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР: СОЦИОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Г. Спенсер – один из основателей социологии
1.2 Социологические воззрения Г.Спенсера
1.3 Влияние политических взглядов Спенсера на его социологическую концепцию
РОЗДІЛ 2. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ, ОРГАНИЦИЗМ, УЧЕНИЕ О СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТАХ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ
2.1 Эволюционизм как главная особенность учения Г. Спенсера
2.2 Общество как «социальный организм»
2.3 Учения Спенсера о социальных институтах
2.4 Социальные типы: военные и индустриальные общества
РОЗДІЛ 3. ВЛИЯНИЕ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ
ВИСНОВКИ
СПИСОК ВИКОРИСТАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ

Работа содержит 1 файл

Курсовя( рус) 2 курс.docx

— 75.03 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗМІСТ

ВСТУП

РОЗДІЛ  1.ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР: СОЦИОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

1.1 Г. Спенсер – один  из основателей социологии

1.2 Социологические воззрения Г.Спенсера

1.3 Влияние политических взглядов Спенсера на его социологическую  концепцию

РОЗДІЛ  2. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ, ОРГАНИЦИЗМ, УЧЕНИЕ О СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТАХ  И СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ

2.1 Эволюционизм как главная  особенность учения Г. Спенсера

2.2 Общество как «социальный  организм»

2.3 Учения Спенсера о социальных институтах

2.4 Социальные типы: военные  и индустриальные общества

РОЗДІЛ  3. ВЛИЯНИЕ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ

ВИСНОВКИ

СПИСОК ВИКОРИСТАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСТУП

Актуальність дослідження. Социология является важнейшей общественной наукой. Она дает знания об обществе как едином социальном организме во взаимодействии объективных и субъективных факторов исторического развития и функционирования, а, следовательно, позволяет людям, действовать осознанно, прогнозируя возможные последствия своей деятельности. Это, тем самым, ещё раз подчёркивает актуальность и важность исследования социологии как науки.

Герберт Спенсер является одним из основателей социологии. Его теоретические конструкции, заключения, методы в области анализа форм, эволюции общественных систем и механизмов, не утратили своей актуальности и в наше время. Объёмное им представление распада общества дает немало для понимания процессов, происходящих в современном обществе. Это доказывает, что никакие временные рамки не изменили обнаруженные Спенсером закономерности социальной жизни.

Степень научной  разработки: Известно, что О. Конт соединял социологию с прогрессом идей, определений, Спенсер же наоборот утверждал, что в новой науке об обществе должна стать четкая объективная  реальность, которая будет описывать социальные процессы и явления. Абстрактные убеждения Спенсера развивались в основном под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Спенсер высоко оценил «Происхождение видов» Ч. Дарвина. Значительное воздействие на Спенсера проявили труды Р. Мальтуса и А. Смита, излагающие идеи действенного буржуазного индивидуализма и либерализма.

Множество историков социологической  мысли используют социологию Г. Спенсера для продолжения эволюционного подхода Конта. Но сам Спенсер не считал, что идеи Конта влияют на его идеи и концепции. Однозначно, общая ориентация Спенсера абсолютно не схожи с ориентациями Конта. Талкотт Парсонс считает, что концепция Спенсера играет большую роль, так как он внес множество новых и значительных понятий в социологию, достаточно упомянуть о понятии « социального института», так же Парсонс, считает удачным это понятие и использует его в своих учениях.

Объект исследования. Эволюционная концепция в социологии. Классический этап развития социологической науки.

Предмет исследования. Социологические воззрения Герберта Спенсера

Цель исследования. Выявить сущность и концептуальные  особенности социологических взглядов Герберта Спенсера.

Відповідно до поставленої  мети дослідження визначити наступні

Завдання.

  1. Раскрыть общую характеристику социологических воззрений Г. Спенсера.
  2. Рассмотреть содержание отдельных направлений исследовательской деятельности Спенсера.
  3. Проанализировать влияние Г. Спенсера на дальнейшее развитие социологии.

 Структура курсовой работы. Состоит из введения, 3 разделов, заключения и списка использованной литературы. Общий объём курсовой работы составляет – 33 страницы,  из них 30 общего  текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЗДІЛ   1. СОЦИОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

 

1.1 Г. Спенсер – один из основателей социологии

 

Герберт Спенсер выдающийся  английский философ и социолог, сторонник позитивизма и эволюционизма. Он родился 27 апреля 1820 г. в Дерби, на юге Англии, в семье местного школьного учителя. В детстве у Герберта были проблемы со здоровьем, но благодаря физическим упражнениям здоровье нормализовалось. Будучи ребёнком, не проявлял рвения к учёбе и совершенно не интересовался ёю. Воспитанием мальчика занимался отец, т. к. Герберт был непослушным, весьма рассеянным и ленивым сыном. Спенсер занимался самой разнообразной деятельностью: пробовал себя в литературе, писал поэмы, стихи, пьесы. Он не мог определиться в своей деятельности, итогом этого периода стало решение написание труда «Социальная статистика», который появился в 1851 году. «Этот труд включает в себя десять томов, составляющих пять отдельных произведений: «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872) (первое издание этой работы относится к 1855 г.), «Основания социологии» (1876-1896), которые были в 1873 г. предварены самостоятельной книгой «Социология как предмет изучения», и «Основания этики» (1879-1893)» [2, с. 40]. «Социальная статика» и «Социологические исследования» и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология».

Такие же суждения, как и  у Спенсера встречаются у многих учёных, а именно у Томаса Гескли, Томаса Карлейля, Джона Стюарта Милля, Джона Тиндалла, Джорджа Элиота и у Огюста Конта. Наряду с Контом Спенсера можно назвать одним из основателей социологии как самостоятельной науки, в то время как контовская социология всё ещё оставалась абстрактной. Социолог Г. Спенсер обосновал возможность существовать социологии как отдельной науки, определил предмет, научные методы исследования, разработал основные понятия и создал оригинальную социологическую теорию.

Социология, по Спенсеру, - наука об изучении структурных  и функциональных изменений, которые  проходят общества. Его отношение к социологии было как к многогранной науке, она включала в себя антропологию, этнографию и общую теорию исторического развитие. Герберт считал, что предметом социологии конкретная объективная реальность самого общества, описываемых социальных явлений и процессов. Его цель была дать всестороннее описание прогресса человеческого мира, объяснить генезис явлений, составляющих природу. Г. Спенсер подчёркивает объективный характер формируемой им науки, он опирается на органические связи естествознания, а также социального знания. Социология станет настоящей лишь тогда, когда она последует идее природного, эволюционного закона, пологает Спенсер. Так как английский социолог считает биологию естественной наукой, логичным становится его отношение к социологии, он продолжал разработку биологических законов на материалах общественного развития и превращающей их, таким образом, в законы социологические.

Спенсер пытается дать ответ о том, что такое  общество, так как для такой  науки как социология это один из главных вопросов. Он считает, что  это бытие, хотя оно состоит из некоторых единиц, но не равно их сумме. Центральное здесь – стабильность отношений между частями общества.

Для того чтобы  дать собственное представление  о нем, Спенсер постоянно прибегает  к сравнению общества, которое  он называет "общественным агрегатом", то с "классом агрегатов неорганических", то с "классом агрегатов органических". В качестве первого он часто использует пример дома и его составных частей - кирпичей, камней, кусков дерева и  др., в качестве второго - любого живого существа, рассмотрению составных частей которого он постоянно уделяет большое внимание.

Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия “сверхорганический” организм,

т. е. как специфическую организацию

 «Таким образом, мы имеем полное право смотреть на общество как на особое бытие (entity); т.к хотя оно и слагается из отдельных (discrete) единиц, однако же постоянное сохранение в течение целых поколений и даже веков известного общего сходства в группировке этих единиц, в пределах занимаемой каждым обществом местности, указывает на известную конкретность составляемого ими агрегата. И именно эта черта и доставляет нам нашу идею об обществе. Потому что мы не даем этого имени тем переменчивым скоплениям, которые образуют первобытные люди, но прилагаем его только там, где оседлая жизнь привела уже к некоторому постоянству в распределении внутри общества составляющих его частей» [3, c. 18].

 

1.2 Социологические  воззрения Г.Спенсера

 

Творчество Спенсера с  наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое  влияние на интеллектуальную атмосферу  той эпохи. Теоретические взгляды  формировались главным образом  под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции.

Спенсер был первым, кто стал разрабатывать, подход в развернутой форме. После чего этот подход получил название общей теории систем. В своих исследованиях он объединял структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе с тем считал общество особой реальностью, возникшей в результате появления индивидов и зависящей от них.

Свои социологические  воззрения Спенсер, выводил путём  дедукции из философских принципов. Как один из родоначальников органической школы, Г. Спенсер отделил основной взгляд Конта, по которому социология, присоединяется к биологии, составляет с ней физику организованных тел и рассматривает общество как своего рода организм. Хотя Спенсер поставил между биологией и социологией психологию, но это совершенно не изменило представление об обществе. Спенсер опровергал многие идеи Конта, например, с этой идеей Герберт был категорически не согласен, что весь социальный механизм покоится на мнениях и что идеи управляют миром, вносят в мир перевороты. Спенсер считал иначе, «мир управляется и изменяется через чувства, для которых идеи служат лишь руководителями. Социальный организм покоится не на мнениях, а почти всецело на характерах».

Из этого становится ясно, что Спенсер стоит за психологическое объяснение «социального механизма», хотя это совершенно не связывается с его аналогией общества с биологическим организмом. Применение органических аналогий у Спенсера, происходят, когда он рассматривает политические учреждения, которые являются у него настоящим социальным организмом.

Проанализировал труд Спенсера «Основания социологии» можно сказать, что он благодаря внешнему виду соединяет  взгляды, которые появились с  помощью органической аналогией  с результатом сравнительного изучения, этнографическими и историческими  данными, они рассматриваются с  эволюционной точки зрения. «Это дает основание сказать, что в действительности социология Спенсера, ее содержание и смысл характеризуются не столько органической аналогией, сколько применением к изучению общественных явлений сравнительного метода. Именно он является у Спенсера исходной базой развития его социологической концепции» [6, с. 17].

Суть органической теории общества заключается в том, что  она рассматривается как единая система взаимодействия природных, но прежде всего биологических и социальных факторов. Исходя из этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать с другими связями.

Также для Спенсера было ценным изучение эволюционной теории. Этот подход важен тем, что каждое явление изучается в его развитии. Переворот, совершенный в биологии эволюционной теорией Дарвина и воспринятый многими социологами, значительно усилил историко-сравнительный метод изучения культурных и социальных форм жизни.

Спенсер рассматривал общество как организм, формировавшийся по естественным, главным образом биологическим, законам. Он прировнял общество живому биологическому организму, доказывая этот подход с помощью следующих доказательств: 1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; 2) те  и другие усложняются; 3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга; 4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы.

Эта система данных доказательств  общества с живым организмом в  целом основывается на естественные обстоятельства и не берёт во внимание специфические социальные качества общества. Для того чтобы засвидетельствовать  разрабатываемую им органическую теорию общества Спенсер приводит несколько интересных сравнений. Так, правительство в государстве уподобляется им мозгу человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества, исчисляя и балансируя интересы взаимодействующих между собой сословий и других социальных групп, а также политических партий. Торговля в обществе сравнивается с кровообращением в живом организме, а кровяные тельца - с деньгами. Телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой живого организма. «Проводя сравнение до мелочей, - писал Спенсер, - мы находим, что эти крупные аналогии влекут за собой множество мелких, гораздо более тесных, нежели можно ожидать»[6, с. 20].

Значительное внимание Спенсер  уделяет доказательству возможности  социологии как науки. Социология имеет место быть даже потому, что общество – часть природы и подчиняется закону «естественной причинности». Сам же термин «социология» благодаря Спенсеру был восстановлен. Начиная со Спенсера этот термин, стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрение учёного. Задача социологии по Герберту Спенсеру – это изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.

Идеи Спенсера оказали  огромное влияние на социологию в 1880- 1990 годов, но влияние это было противоречивым. Обобщая свою исследовательскую  практику, он усердно перечисляет  возможные трудности, растянутость социальных явлений во времени трудности отделения фактов от оценок свидетелей исторических событий, влияние стереотипов массового сознания, в том числе сословных и классовых заблуждений, чувств, эмоций

Информация о работе Основоположник социологии Г. Спенсер