Основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение прогнозирования уровня и качества жизни населения.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения;
2. Провести анализ современного состояния уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ);
3. Выявить основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ (региона РФ).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………стр.3
1. Теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения..стр.6
1.1. Сущность понятий «уровень жизни» и «качество жизни».Основные показатели уровня жизни населения……………………………………………………………..стр.6
1.2. Нормативно правовая база формирования социальной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………………стр.10
2. Анализ современного состояния уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ)……………………………………………………………………………………стр.13
2.1. Методы прогнозирования основных показателей уровня и качества жизни населения…………………………………………………………………………….стр.13
2.2. Современное состояние уровня и качества жизни населения РФ
(региона РФ)………………………………………………………………………...стр.15
3. Основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ (региона РФ)…………………………………………………………………………стр.23
3.1. Основные проблемы социального развития РФ и альтернативные варианты их решения………………………………………………………………………………стр.23
3.2. Основные параметры прогноза развития человеческого капитала и уровня жизни населения РФ………………………………………………………………………..стр.28
3.3. Прогнозные расчеты показателей уровня и качества жизни населения……стр.31
Заключение…………………………………………………………………………..стр.36
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

ФГБОУ ВПО ВЗФЭИ г.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

     Учитывая государственную значимость социальных задач, направленных на повышение уровня демографии, в программе разработан ряд мер, направленных на адресное решение проблем семьи, развитие устойчивой и благополучной семьи, укрепление семейных ценностей.

     В целях повышения социальной защищенности малообеспеченных семей; семей, воспитывающих детей с тяжелой хронической патологией; студенческих семей с детьми программой предусмотрены средства для оказания материальной и социальной помощи вышеуказанным категориям. Проблема организации оздоровления и отдыха детей из социально незащищенных категорий семей остается одной из наиболее актуальных проблем.

     Дети и подростки, живущие большую часть года в социально неблагоприятных условиях, нуждаются в оздоровительных мероприятиях. Программой предусматриваются средства на оздоровление детей социально незащищенных категорий семей в летний период, а также на каникулах в течение учебного года.

    Семейный отдых, к сожалению, не предусмотрен областным и федеральным законодательством.

     Приоритетом программы является проведение активной семейной политики:

- оздоровление и отдых детей из социально незащищенных, многодетных и неблагополучных семей, детей из приемных и опекаемых семей в загородных оздоровительных лагерях;

- оказание социальной помощи и поддержки малообеспеченным и неблагополучным семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- обеспечение семьям с детьми доступного семейного отдыха;

- оказание социальной (материальной) помощи малообеспеченным студенческим семьям с детьми.

     В направлении семейной политики впервые с 2007 года в программу включены мероприятия по социальной поддержке семей, воспитывающих детей с тяжелой хронической патологией (эпилепсия, детский церебральный паралич, сахарный диабет, онкозаболевания). Включены в программу меры социальной поддержки студенческих семей, имеющих детей. Основной причиной возникновения проблем в социальной сфере является низкий уровень доходов населения (пенсии, детские пособия, пособия по уходу за детьми и т.д.).

     Программа реализуется путем выполнения основных мероприятий в соответствии с Положением о порядке оказания социальной помощи жителям города Брянска. Программа носит комплексный характер и реализуется при полном ресурсном обеспечении, при взаимодействии структурных подразделений Брянской городской администрации, общественных организаций города Брянска.

    Комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации осуществляет непосредственный контроль за реализацией программы и несет ответственность за ее эффективность.

    Комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в комитет по экономике и финансовое управление Брянской городской администрации сведения об исполнении мероприятий, реализуемых в рамках программы, в соответствии с Постановлением Брянской городской администрации от 30.06.2008 N 680-П.

     Комитет по экономике Брянской городской администрации осуществляет оценку эффективности реализации долгосрочной целевой программы.[3]

3.2. Основные параметры прогноза развития человеческого капитала и уровня жизни населения РФ

Наиболее ярким примером применения интегральных оценок, характеризующих качество жизни населения, может служить «индекс развития человеческого потенциала», разработанный и публикуемый с 1990 г. ПРООН в ежегодных докладах о развитии человека.

     ИРЧП рассчитывается на основе трех аспектов:

- долголетия измеряемого как ожидаемая продолжительность жизни;

-достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения (вес 2/3) и совокупная доля учащихся, поступивших в учебные заведения (вес 1/3);

-уровня жизни, измеряемого на базе реального ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности национальной валюты в долл. США).

Фундаментальным положением концепции человеческого развития является следующее: людям не нужен бесконечно высокий доход для обеспечения достойного уровня жизни. Иными словами, каждая дополнительная единица прироста объема материальных благ имеет все меньшую ценность для человеческого развития. Показатель ИРЧП отражает средний уровень достижений и тем самым затушевывает различия в области развития человеческого потенциала между мужчинами и женщинами.

В этой связи, с 1995 года для оценки различий в области развития человеческого потенциала между мужчинами и женщинами был предложен индекс развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ) и показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ), которые являются совокупными показателями, отражающими гендерные диспропорции в области развития человека. ИРГФ обращает внимание на достижения в области базового развития человека с учетом гендерных диспропорций, а ПРВЖ позволяет определить уровень гендерного неравенства в контексте экономических и политических возможностей.

Для характеристики социально-экономических факторов, определяющих эффективность воспроизводства и развития человеческого капитала, в первую очередь необходимо рассмотреть систему демографических показателей и методы их прогнозирования.

При определении интенсивности и результатов естественного и механического движения населения рассчитываются следующие показатели: общий коэффициент рождаемости, общий коэффициент смертности, коэффициент естественного прироста, коэффициент интенсивности миграции по прибытию, коэффициент интенсивности миграции по выбытию, коэффициент общей (валовой) миграции, сальдо миграции (механического движения населения), коэффициент сальдо миграции (механического движения населения).

В числе показателей для расчета величины ИРЧП используют: ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП. Взятые вместе, они отражают три главных качества: здоровую жизнь, знания, достойный человека уровень жизни.

1. Улучшение здоровья населения рассматривается как важный фактор физического развития и повышения работоспособности населения и соответственно расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и др. Поэтому выбор показателя ожидаемой продолжительности жизни, отражающего достижения в области улучшения здоровья человека, не является случайным.

2. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений - «духовное богатство» общества или человеческий капитал.

3. Благосостояние, или доходы населения измеряются показателем не национального богатства, а ВВП на душу населения.

Обращаясь к механизму расчета ИРЧП, отметим, что он относительно прост и определяется как средняя арифметическая величина из трех показателей:

- индекса ожидаемой продолжительности жизни, означающий продолжительность предстоящей жизни при рождении и устанавливаемый в минимальном и максимальном значениях в интервале от 25 до 85 лет;

- индекса уровня образования, на 2/3 производно от грамотности среди взрослого населения (от 0% до 100%) и на 1/3 от совокупной доли учащихся (тоже от 0% до 100%) среди населения в возрасте до 24 лет;

- индекса дохода, измеряемого ВВП на душу населения от 100 до 40000 долл. США согласно паритету покупательной способности национальной валюты.

Сводный показатель (ИРЧП) рассчитывается по формуле:

 

,

 

где: Iп.ж – индекс ожидаемой продолжительности жизни, Iобр – индекс уровня образования, Iд – индекс дохода (реального ВВП на душу населения).

На примере г.Брянска : в мае 2011 года в расчете на душу населения денежные доходы сложились в сумме 14880,9 рубля, что на 19,3 процента больше, чем в мае 2010 года, При этом реальные денежные доходы населения составили 106,8 процента к уровню прошлого года.

     Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по оценке за январь—май 2011 года возросла на 13,2 процента к уровню января—мая 2010 года, составив 12877 рублей.

    Реализация Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, на 1 июня 2011 года составила 12,7 тыс. человек. При этом численность официально зарегистрированных безработных составила 11,7 тыс. человек (на 1 июня 2010 года — 14,9 тыс. человек). Уровень официально регистрируемой безработицы снизился до 1,8 процента к численности экономически активного населения (на 1 июня 2010 года — 2,3 процента). Коэффициент напряженности на рынке труда составил 1,4 не занятых трудовой деятельностью граждан в расчете на одну вакансию (на 1 июня 2010 года — 2,2).

 

3.3. Прогнозные расчеты показателей уровня и качества жиз­ни населения

     Определяющим фактором благосостояния общества является уровень экономического развития страны, поэтому основные индикаторы состо­яния экономики часто используются в качестве обобщающих показате­лей уровня жизни. К ним относятся объем валового внутреннего продукта, национальный доход и чистый национальный располагаемый доход. В стати­стической практике наиболее широко применяется показатель объема ВВП, являющегося конечным результатом производственной деятельно­сти. Для анализа уровня жизни, его динамики и проведения сравнитель­ной характеристики по регионам объем ВВП рассчитывается в реальном выражении (в постоянных ценах) на душу населения. При проведении международных сопоставлений данный показатель оценивается в долла­рах на основе паритета покупательной способности валюты.

Метод расчета индекса реального объема ВВП в расчете на душу насе­ления более сложен. Реальный объем ВВП рассчитывается в долларах на основе паритета покупательной способности валют, а затем корректи­руется с учетом того, что для достойного уровня жизни необязательно иметь слишком высокий доход. В качестве порогового значения, доста­точного для разумно высокого уровня благосостояния, принимается среднедушевой объем ВВП по миру в целом в 1995 г., равный 5990 дол. ППС: х3= 5990. Если фактический доход в данной стране (х3) превышает поро­говый уровень, т. е. если х3 > x*3, то величина превышения дисконтируется исходя из предпосылки о том, что значимость более высокого дохода рез­ко уменьшается. Дисконтированный доход (х'3) рассчитывается по следу­ющим формулам:

Методология исчисления индекса развития человеческого потенциа­ла постоянно совершенствуется. Вопросы отбора показателей, учитывае­мых при его построении, а также используемых весовых коэффициентов являются дискуссионными.

 

Если х3 <= х'3, то при расчете индекса реального объема ВВП (/3) берет­ся фактическое значение этого показателя. Минимальное значение ре­ального объема ВВП в расчете на душу населения принимается равным 100 дол. ППС, а максимальное дисконтированное значение составляет 6311 дол. США (ППС в дол. США), образом:

В результате ИРЧП = (I1 +I2 +I3) / 3.

В 2008 г. среди 64 стран с высоким уровнем индекса развития челове­ческого потенциала (0,806 < ИРЧП < 0,960) рейтинг Венгрии был равен 47, а Россия занимала 72 место. При этом для России данный показатель был на 5 мест ниже, чем рейтинг по объему реального ВВП в расчете на душу населения (ППС в дол. США).

Таблица 4

Базовые значения сценарных управлений по сбору доходов государством и их распределения

Год

Уровень загрязнения

Подоходный налог

Налог на грязь

Налог на прибыль

Расходы на защиту окружающей среды

Инвестиции в новые мощности

Расходы на восстановление ресурсов

Расходы на образование

Расходы на науку

Расходы на здравоохранение

Расходы на новые технологии

1991

0,25

0,13

0,06

0,25

0,1

0,33

0,1

0,18

0,09

0,1

0,1

1992

0,25

0,13

0,06

0,25

0,1

0,33

0,1

0,18

0,09

0,1

0,1

1993

0,25

0,13

0,06

0,25

0,1

0,33

0,1

0,18

0,09

0,1

0,1

1994

0,25

0,13

0,06

0,25

0,1

0,33

0,1

0,18

0,09

0,1

0,1

1995

0,25

0,13

0,06

0,25

0,1

0,33

0,1

0,18

0,09

0,1

0,1

2015

0,25

0,13

0,06

0,25

0,1

0,33

0,1

0,18

0,09

0,1

0,1

Информация о работе Основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ