Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:48, курсовая работа
Целью работы является изучение прогнозирования уровня и качества жизни населения.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения;
2. Провести анализ современного состояния уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ);
3. Выявить основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ (региона РФ).
Введение………………………………………………………………………………стр.3
1. Теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения..стр.6
1.1. Сущность понятий «уровень жизни» и «качество жизни».Основные показатели уровня жизни населения……………………………………………………………..стр.6
1.2. Нормативно правовая база формирования социальной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………………стр.10
2. Анализ современного состояния уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ)……………………………………………………………………………………стр.13
2.1. Методы прогнозирования основных показателей уровня и качества жизни населения…………………………………………………………………………….стр.13
2.2. Современное состояние уровня и качества жизни населения РФ
(региона РФ)………………………………………………………………………...стр.15
3. Основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ (региона РФ)…………………………………………………………………………стр.23
3.1. Основные проблемы социального развития РФ и альтернативные варианты их решения………………………………………………………………………………стр.23
3.2. Основные параметры прогноза развития человеческого капитала и уровня жизни населения РФ………………………………………………………………………..стр.28
3.3. Прогнозные расчеты показателей уровня и качества жизни населения……стр.31
Заключение…………………………………………………………………………..стр.36
Список использованной литературы……………
И если Конституция содержит вполне реальные, четко очерченные положения, позволяющие на этом "фундаменте" построить здание, именуемое "правовым государством", то для формирования "социального государства" таких "кирпичиков" явно недостаточно, а в рассматриваемой сфере социального обеспечения они не заложены вовсе.
В части второй ст. 7 Конституции раскрываются отдельные направления политики "социального государства". Однако никаких конкретных правовых гарантий в сфере социального обеспечения они не содержат. Обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты можно на таком уровне и такими темпами, которые никогда не смогут обеспечить "достойную жизнь и свободное развитие человека". Сегодняшняя ситуация в экономике и социальной севере делают вовсе не беспочвенными такие опасения.
Из сказанного следует вывод, что ст. 7 Конституции не может быть в полной мере реализована без закрепления в Основном законе минимального социального стандарта.
Конкретизировать правовые гарантии в сфере социального обеспечения призвана ст. 39 Конституции, редакцию которой интересно проследить во взаимосвязи со ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Вряд ли имело бы смысл говорить о декларативности и неточности (в правовом плане) отдельных положений ст. 26, если бы они оставались в рамках Декларации. Однако в свое время данная статья была воспроизведена в предыдущей Конституции и частично включена в действующую Конституцию. Проанализируем для примера первые части обеих статей. Часть первая ст. 26 Декларации:
"Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях". Часть первая ст. 39 Конституции:
Справедливо можно возразить, что Конституция - документ, "работающий" на перспективу, а сегодняшняя сложная ситуация в социальной сфере - явление временное. По эта временная ситуация может привести к таким негативным последствиям, результаты которых будут сказываться и в перспективе.
"Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом".
Нельзя не отметить, что формулировка "гарантируется социальное обеспечение" является неточной в правовом смысле. В контексте главы второй Конституции Российской Федерации, ст. 39, очевидно, должна устанавливать право на различные виды социального обеспечения.
2. Анализ современного состояния уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ).
2.1. Методы прогнозирования основных показателей уровня и качества жизни населения
Среди методов, чаще других применяемых в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения, можно выделить следующие: метод экспертных оценок; метод экономического анализа; нормативный метод; балансовый метод; метод экстраполяции; метод экономико-математического моделирования; метод корреляционно-регрессионного анализа; экспоненциального сглаживания и др.
В практике прогнозирования, планирования и регулирования социального развития используются следующие основные модели:
-структура минимального и рационального потребления;
-динамика объема и макроструктуры ресурсов для потребления;
-динамика объема личного и индивидуального потребления;
-динамика роста жилищного строительства;
-дифференцированный баланс доходов и расходов населения и др.
Экономико-математические методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и повышения уровня жизни, позволяют определить основные тенденции развития степени удовлетворения жизненных потребностей населения, учитывать динамику их изменения на перспективу. Кроме того, они позволяют осуществлять количественный и качественный анализ конкретных составляющих социального развития и уровня жизни.
Специфика прогнозирования социального развития и уровня жизни проявляется в том, что не всегда удается адекватно выразить процессы, происходящие вне сферы материального производства. Используя даже систему моделей и прогнозов можно описать и проанализировать лишь отдельные стороны такой экономической категории, как уровень жизни.
Рассмотрим на примере прогнозирования спроса и розничного товарооборота методические аспекты построения прогноза. При прогнозировании спроса и розничного товарооборота используются различные методы в зависимости от направления прогноза и его характера. Так, например, балансовый метод применяется при определении уровней перспективного потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров.
Метод экономического анализа используется для качественного описания и определения развития потребностей, как в настоящем, так и в прогнозируемом периоде.
Нормативный метод в среднесрочном прогнозировании спроса и розничного товарооборота базируется на использовании норм рационального и минимального потребления продуктов питания и непродовольственных товаров, а также на использовании нормативов обеспеченности товарами длительного пользования.
Методы экономико-математического моделирования применяются для определения количественных характеристик возможной структуры спроса и товарооборота в среднесрочном прогнозировании.
Метод экспертных оценок основан на получении информации о будущем состоянии спроса и предложения и розничного товарооборота на основе мнений отдельных экспертов и последующей обработки результатов индивидуальных оценок в обобщенную экспертную оценку.
Широко используются при прогнозировании динамики многих показателей социального развития и уровня жизни населения метод регрессионного анализа. Его использование возможно при обеспечении следующих условий:
-базовый период, на основе которого разрабатывается прогноз, должен быть характерен для будущего периода развития спроса;
-должна быть достаточно полная и постоянная теснота связей между коррелирующими величинами;
-взаимосвязь прошлого с будущим осуществляется с введением в уравнение регрессии дополнительных переменных величин (например, фактора времени).
2.2. Современное состояние уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ)
Продолжившаяся в 2010 году стабилизация основных показателей в экономике области обеспечила рост реальной заработной платы в 2010 году на 3,2 процента, денежных доходов (в реальном исчислении) — на 6,2 процента, пенсий — на 27,4 процента к уровню 2009 года.
Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизился с 15,3 процента в 2009 году до 13,7 процента по итогам 2010 года.
Номинальная величина среднедушевых денежных доходов сложилась в размере 13216 рублей, что составило 2,8 прожиточного минимума. Номинальная заработная плата выросла на 12,6 процента и составила 12326 рублей.
По оценке в 2011 году рост реальной заработной платы составит 3,1 процента, реальных располагаемых доходов населения — 2 процента к уровню 2010 года. Номинальная заработная плата оценивается в 13950 рублей (на 13,2 процента больше уровня 2010 года, номинальная величина среднедушевых денежных доходов населения — 14910 тыс. рублей (112,8 процента)
В 2012–2014 годах прогнозируется рост денежных доходов за счет всех составляющих (социальных трансфертов, доходов от предпринимательской деятельности и прочих доходов). В 2012 году реальные располагаемые доходы населения вырастут на 4 процента, в 2013 году — на 4,5 процента, в 2014 году — на 5 процентов к предыдущему году.
Среднедушевые денежные доходы населения в 2014 году прогнозируются в сумме 20357 рублей (рост к уровню 2010 года на 54 процента).
Продолжившаяся в 2011 году тенденция восстановления экономики позволяет прогнозировать рост реальной заработной платы в 2012 году на 4,5 процента, в 2013 году — на 4,6 процента, в 2014 году — на 5 процентов к предыдущему году. В 2014 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составит 18906 рублей и увеличится к уровню 2010 года на 53,3 процента. Удельный вес оплаты труда в доходах населения снизится с 29,6 процента в 2010 году до 28,3 процента в 2014 году.
В 2012–2014 годах рост трансфертов сохранится в размерах, незначительно превышающих инфляцию, за счет прогнозируемой индексации пенсий, пособий и других социальных выплат. Общий объем социальных трансфертов возрастет за 2011–2014 годы к уровню 2010 года в 1,4 раза, при этом доля социальных трансфертов в общей сумме доходов населения снизится с 25,6 процента в 2010 году до 24,1 процента в 2014 году.
Удельный вес доходов от предпринимательской деятельности в общем объеме денежных доходов населения увеличится к 2014 году до 15,4 процента (в 2010 году — 13 процентов).
В 2010 году, как и в предыдущие годы, основную часть доходов население использовало на покупку товаров и оплату услуг (73 процента).
В 2011–2014 годах доля потребительских расходов будет возрастать, составив по итогам 2014 года 78 процентов от общей суммы доходов населения. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов в 2012 -2014 годах составит 2,9 по отношению к величине прожиточного минимума.
Реализация мероприятий социальной политики по поддержке наименее обеспеченных категорий населения позволит несколько снизить долю бедного населения. В 2014 году численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составит 13 процентов в общей численности населения.
Росстат произвел оценку соотношения денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по стране в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2008 года № 47 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2007 г." (табл. 1). По сравнению со II кварталом 2007 года величина прожиточного минимума возросла в среднем на 1,8%. При этом прирост стоимости продуктов питания потребительской корзины составил 3,2%, непродовольственных товаров - 1,5%, услуг - 0,5%.
Таблица 1
Величина прожиточного минимума за III квартал 2008 год в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения, рублей в месяц [http://www.demoscope.ru/
| Все население | В том числе | ||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
Величина прожиточного минимума | 3879 | 4197 | 3085 | 3704 |
в том числе: | ||||
стоимость потребительской корзины | 3624 | 3781 | 3085 | 3704 |
из нее минимальный набор: | ||||
продуктов питания | 1555 | 1597 | 1377 | 1616 |
непродовольственных | 653 | 645 | 589 | 750 |
товаров |
|
|
|
|
услуг | 1416 | 1539 | 1119 | 1338 |
расходы по обязательным платежам и сборам | 255 | 416 | х | х |
Информация о работе Основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ