Основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение прогнозирования уровня и качества жизни населения.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения;
2. Провести анализ современного состояния уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ);
3. Выявить основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ (региона РФ).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………стр.3
1. Теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения..стр.6
1.1. Сущность понятий «уровень жизни» и «качество жизни».Основные показатели уровня жизни населения……………………………………………………………..стр.6
1.2. Нормативно правовая база формирования социальной политики в Российской Федерации……………………………………………………………………………стр.10
2. Анализ современного состояния уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ)……………………………………………………………………………………стр.13
2.1. Методы прогнозирования основных показателей уровня и качества жизни населения…………………………………………………………………………….стр.13
2.2. Современное состояние уровня и качества жизни населения РФ
(региона РФ)………………………………………………………………………...стр.15
3. Основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ (региона РФ)…………………………………………………………………………стр.23
3.1. Основные проблемы социального развития РФ и альтернативные варианты их решения………………………………………………………………………………стр.23
3.2. Основные параметры прогноза развития человеческого капитала и уровня жизни населения РФ………………………………………………………………………..стр.28
3.3. Прогнозные расчеты показателей уровня и качества жизни населения……стр.31
Заключение…………………………………………………………………………..стр.36
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

ФГБОУ ВПО ВЗФЭИ г.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

 

Денежные доходы населения России формируются за счет заработной платы, выплаченной наемным работникам, социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий, страховых возмещений и прочих выплат), доходов лиц, занятых предпринимательской деятельностью, доходов от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и других доходов. Оплата труда остается основным видом денежных доходов населения, хотя роль ее заметно снизилась в 90-е годы: если ранее она обеспечивала более 3/4 совокупных денежных доходов, то в 1993-2006 годах - около 2/3 (рис. 2). Доля социальных трансфертов в совокупных доходах повышалась до 15,2% в 2001-2002 годах, а затем вновь несколько снизилась - до 12% в 2006 году. Практически такую же роль играют предпринимательские доходы, обеспечивающие в последние годы по 12% от совокупных денежных доходов населения, хотя в 1993-1995 и 2000 годах их удельный вес составлял 15-19%%. В 2005-2006 годах до 10% возросла доля доходов от собственности, в предшествующие годы игравших менее заметную роль - от 5% до 8%. Предварительные данные за 2008 год показывают более высокий удельный вес оплаты труда в денежных доходах населения за счет снижения удельного веса остальных источников их формирования, прежде всего - доходов от собственности, но впоследствии эти данные еще будут уточняться.

Рис. 2. Состав денежных доходов населения России, 1970-2007 годы, %

В 2007 году население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 14707,8 миллиарда рублей, что на 23,5% больше, чем в 2006 году. Сбережения за этот период составили 2981,4 миллиарда рублей, что на 0,5% больше, чем за предыдущий год.

Реальные денежные доходы населения в целом за 2008 г. увеличились в большинстве субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, в 10 субъектах Российской Федерации наблюдается снижение реальных денежных доходов, что наряду с ростом цен связано со снижением доходов от собственности. В наибольшей степени реальные денежные доходы сократились в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

Уменьшение реальных денежных доходов населения в 2008 году по сравнению с 2007 годом года зафиксировано в 10 регионах: Москва (-18,2%), Республика Коми (-0,4%), Волгоградская область (-1,2%), Калининградская область (-4,9%), Ленинградская область (-7,9%), Санкт-Петербург (-11,1%), Пермский край (-0,3%), Самарская область (-1,5%), Магаданская область (-1,9%), Чукотский автономный округ (7,2%).

Наибольшие денежные доходы отмечены в Ненецком округе - 48 тыс. 986,1 руб., Ямало-Ненецком округе -38 тыс. 130,9 руб., Ханты-Мансийском округе - 33 тыс. 028,9 руб. Наименьшие доходы зафиксированы в Калмыкии (5 тыс. 692,6 руб.), Ингушетии (7 тыс. 033,8 руб.), в Тыве (7 тыс. 66597 руб.).

Различие между максимальным (Ненецкий автономный округ) и минимальным (Республика Калмыкия) размерами среднедушевых денежных доходов населения составило 8,6 раза.

В среднем по России на одного человека приходилось 15 тыс. 105,6 руб.

Во всех субъектах Российской Федерации увеличился реальный размер начисленной заработной платы (кроме Чечни).[11, c.10]

Первую пятерку регионов по качеству жизни в первом квартале 2006-2010 гг. составили Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Тюменская область и Югра. Таковы данные исследования, проведенного Лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова по заказу и при содействии Института региональной информации. Пятерку регионов с наиболее низким показателем качества жизни за этот период составили Амурская область, Республика Алтай, Калмыкия, Ингушетия и Тува.

Индекс качества жизни отражает, с одной стороны, необходимый уровень благосостояния, а с другой – наличие необходимой инфраструктуры и прочих условий для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Индекс рассчитывается как среднее арифметическое следующих показателей (курсивом выделены точные названия показателей, принятые в материалах Росстата, послуживших основой для расчета индекса):

• Миграционная привлекательность региона. Показатель представляет собой фиксируемый Росстатом коэффициент миграционного прироста: разность между числом прибывших и убывших на 10 000 человек населения территории. В случае, когда отток населения превышает приток, значение показателя становится отрицательным. Более высокие показатели прироста свидетельствуют о большей привлекательности территории и, соответственно, о более высоком качестве жизни.

• Уровень выживаемости детей в возрасте до одного года. Этот показатель является обратным по отношению к младенческой смертности: числу детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся. Это один из важнейших и общепризнанных в мире показателей качества жизни, учитывающий сразу две составляющие: качество медицинских услуг и здоровье родителей.

• Безопасность личности. Данный показатель обратно пропорционален уровню преступности – числу зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения (по данным МВД РФ). Несмотря на некоторые проблемы его применимости в России (где “регистрируемость” преступлений может варьироваться от региона к региону), оценка безопасности личности представляется авторам необходимой.

• Развитость рынков услуг. Индикатор представляет собой объем платных услуг на душу населения (общий объем денежных средств, уплаченных самим потребителем или организацией, в которой он работает, за оказанную ему или членам его семьи услугу, разделенный на численность населения региона). Данный показатель корректируется с учетом индекса физического объема платных услуг населению: этот индекс показывает, во сколько раз увеличился объем платных услуг населению в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен. Таким образом, удается избежать искусственного завышения показателей качества жизни за счет инфляции.

• Доступность рабочих мест. Данный показатель является обратным по отношению к уровню безработицы, показывающему процентное отношение числа безработных к общей численности трудоспособного населения региона. Данный показатель рассчитывается Росстатом на основании опросных исследований, а не на основании данных государственной службы занятости.

• Размер индивидуальных доходов. Индикатор представляет собой отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, установленному в регионе. Последний устанавливается в субъектах федерации решениями органов государственной власти.

Эти показатели приводятся к единообразному виду с помощью линейного масштабирования.

Помимо абсолютных лидеров и аутсайдеров по качеству жизни, рейтинг позволяет выделить регионы, где в I квартале 2010 года, согласно описанным выше расчетам, произошло наиболее заметное изменение качества жизни по сравнению с I кварталом 2006 года. За этот период на 10 и более позиций улучшили свои места в рейтинге следующие субъекты РФ: Камчатский край – поднялся на 56 мест выше, Магаданская область – на 45, Сахалинская область – на 32, Тамбовская область – на 28, Пензенская область – на 21, Курская область – на 16, Ростовская область – на 12, Хакасия – на 12, Хабаровский край – на 11, Кабардино-Балкария – на 10.

Наоборот, опустились на 10 и более мест следующие регионы: Вологодская область – на 42 места, Брянская область – на 26, Карелия – на 25, Карачаево-Черкесия – на 23, Кемеровская область – на 22, Тверская область – на 18, Ставропольской край – на 16, Волгоградская область – на 15, Дагестан – на 14, Рязанская область – на 14, Республика Алтай – на 12, Новосибирская область – на 12, Калининградская область – на 11, Северная Осетия – на 11, Челябинская область – на 11, Калмыкия – на 10, Псковская область – на 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ (региона РФ).

 

3.1. Основные проблемы социального развития РФ и альтернативные               варианты их решения

     Основным альтернативным вариантом решения многих социальных проблем г.Брянска, является постановление от 9 октября 2008г. №1088-п об утверждении долгосрочной целевой программы города Брянска «социальная защита населения города Брянска» на 2009-2013 годы.

     Основной целью программы является усиление социальной поддержки и улучшение качества жизни наименее защищенных категорий населения: семей с детьми и граждан города Брянска, имеющих низкие доходы, путем дополнительных мер, обеспечивающих их более полную интеграцию в общество.

     Для достижения поставленной цели потребуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих задач:

1. Борьба с бедностью, социальной дезадаптацией, социальным иждивенчеством.

2. Усиление на муниципальном уровне поддержки общественных объединений инвалидов и ветеранов, осуществляющих свою деятельность на территории города, путем предоставления субсидий на выполнение социально значимых услуг для муниципальных нужд города Брянска.

3. Привлечение внимания органов власти к положению и проблемам граждан, нуждающихся в социальной защите.

4. Повышение эффективности и расходования бюджетных средств на социальную поддержку граждан.

5. Оказание адресной материальной помощи семьям с детьми (не менее 100 семей ежегодно).

6. Оказание материальной помощи гражданам города, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (не менее 250 чел. в год).

     Перечень подпрограмм и программных мероприятий:

1. Организационные мероприятия.

2. Мероприятия в области семейной политики.

3. Поддержка деятельности общественных организаций, материальная и социальная поддержка ветеранов, инвалидов, семей погибших в военных конфликтах.

4. Социально-бытовая и материальная поддержка граждан.

     Реализация программы обеспечит максимально возможное смягчение негативных последствий снижения жизненного уровня наименее защищенных категорий населения: пенсионеров по старости, инвалидности, неполных, многодетных, студенческих семей с детьми и др., граждан, попавших в трудные жизненные ситуации, и в первую очередь тех, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного по городу Брянску (путем оказания им социальной помощи в различных формах с целью обеспечения условий их выживания и с целью обеспечения более полной интеграции в общество):

- оказание адресной социальной помощи семьям с детьми, гражданам города Брянска (ежегодно не менее 16% к общему числу семей);

- повышение уровня жизни нетрудоспособных жителей города Брянска, семей с детьми, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, за счет предоставления на муниципальном уровне дополнительных мер социальной поддержки (ежегодно не менее 16% к общему числу малообеспеченных семей);

- социальную поддержку бывшим военнослужащим и участникам боевых действий, членам их семей (ежегодно не менее 80% нуждающихся);

- реализацию мероприятий общегородского, областного и федерального значения;

- повышение числа вовлеченности жителей города в социально значимую и общественную деятельность (ежегодно до 20% семей от общего числа);

- укрепление института семьи, повышение статуса отцовства и материнства;

- активизацию деятельности общественных организаций и увеличение количества социально значимых проектов и программ;

- снижение социальной напряженности в обществе.

     Долгосрочная целевая программа города Брянска "Социальная защита населения города Брянска" на 2009 - 2013 годы направлена на оказание дополнительных мер социальной поддержки семьям различной социальной категории, гражданам города Брянска, осуществляемых за счет средств бюджета города Брянска, сверх социальных гарантий, реализуемых системой социального обеспечения, на создание условий для эффективной социализации граждан города, попавших в трудную жизненную ситуацию, обеспечение социальной поддержки семьям с детьми и гражданам, имеющим низкий уровень дохода.

     Для комплексного решения поставленных задач в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" возможно привлечение средств областных целевых программ "Социальная защита населения Брянской области" (2008 - 2010 годы) и "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов (2007 - 2010 годы)".

     В городе проживают 126 тысяч пенсионеров, 45 тысяч инвалидов, из них 1200 ребенка-инвалида, 1162 многодетных семьи, 2879 матерей-одиночек, 920 детей-сирот, 818 детей, находящихся под опекой. Ежегодно в городе создается более 4000 молодых семей.

     Необходимость подготовки и реализации программы вызвана тем, что в современных социально-экономических условиях сложившаяся демографическая ситуация требует особого подхода и объединения общих усилий всех структур власти для стабилизации численности населения города Брянска.

     Мероприятия ориентированы на поддержку социально незащищенных граждан, семей с детьми, оказание помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации, содействие в создании условий к дальнейшему демографическому росту, укрепление авторитета и поддержку института семьи, базовых семейных ценностей, повышение ценности детей и статуса родительства.

     В течение последних лет на уровне города сформирована целостная система социальной защиты семьи, материнства и детства. Поэтапно, планово в городе Брянске создаются условия для улучшения качества жизни семей, уверенно выравнивается демографическая ситуация, показатель рождаемости в городе имеет стойкую тенденцию к увеличению: в 2007 году уровень рождаемости повысился на 6%.

Информация о работе Основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития РФ