Основные понятия и принципы моделирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Модель должна строится так, чтобы она наиболее полно воспроизводила те качества объекта, которые необходимо изучить в соответствии с поставленной целью. Во всех отношениях модель должна быть проще объекта и удобнее его для изучения. таким образом, для одного и того же объекта могут существовать различные модели, классы моделей, соответствующие различным целям его изучения.

Работа содержит 1 файл

Основные понятия и принципы моделирования.docx

— 49.71 Кб (Скачать)

На заключительном этапе построения модели определяются знаки причинно-следственных связей (+ или -), отражающие представления индивида о механизме изучаемого социального явления.

Наиболее  важным и ответственным этапом моделирования  является качественный анализ построенной  модели. Чаще всего просматриваются  цепочки причинно-следственных связей, реже выявляются циклы положительной  и отрицательной обратной связи*.

Как полагают когнитологи, люди предпочитают использовать качественные суждения для анализа причинно-следственных связей. Качественные суждения предполагают не числовую оценку взаимосвязей, а использование оценок типа: больше, меньше, равно.

Второй этап - анализ модели, выявление цепей  и циклов - оказывается значительно  более сложным.

Заметим, что  в социологии такую переменную называют порядковой. Когнитологи утверждают, что даже если человек имеет данные, выраженные в числах, он все равно стремится сравнивать эти числа, используя оценки "больше" или "меньше".

Известный экономист П.Самуэльсон [29] еще в 1947 г. сформулировал тезис о фундаментальном различии между количественным и качественным исчислениями. Он утверждал, что даже в экономике редко удается применить количественное исчисление. Вместе с тем вполне возможен качественный анализ, т.е. определение алгебраического знака изменений (+, -).

Анализируя  свою когнитивную модель в уме, на бумаге или дисплее, индивид просматривает  различные причинно-следственные цепочки  на качественном уровне (больше, меньше, усиливает, ослабляет), нередко ограничиваясь  только линейными цепочками. В более  сложных ситуациях, когда необходимо анализировать сеть причинно-следственных связей, индивид может обнаружить две цепочки, связывающие факторы  А и Б. Если результат действия одной цепи противоречит результату действия другой цепи, т.е. один путь усиливает (+), а другой ослабляет (-) воздействие  фактора А на фактор Б, то, оставаясь на качественном уровне рассуждений, прийти к какому-то определенному выводу о результирующем воздействии довольно сложно. В когнитивных картах нередко бывает, что одна вершина (фактор) входит одновременно в два контура обратной связи, один из которых положителен, а другой отрицателен. В таких ситуациях возможны три когнитивные стратегии:

1) волевым  порядком на основе интуитивных  оценок объявить конкретную причинно-следственную  цепь или цикл доминирующими,  а остальными пренебречь;

2) ограничиться  локальным анализом взаимодействия, не требующим просчета длинных  цепей причинно-следственных связей;

3) перейти  к количественным оценкам и  анализу соответствующих формальных  моделей.

 

В последние  годы возникла еще одна возможность - за качественное моделирование взялись  когнитологи. Появляется все больше книг и компьютерных систем, в которых предлагаются средства для качественного моделирования - новой, бурно развивающейся ветви когнитологии [23].

Несмотря  на сложность прогнозирования причинно-следственные модели остаются весьма эффективным коммуникативным средством. Решение социальных проблем, как правило, затрагивает интересы множества людей. Естественно, что групповые решения не обязательно являются наилучшими, в процессе дискуссии правильные идеи и предложения могут быть отброшены (так называемый эффект огруппления мышления). Тем не менее принцип участия (participation) предполагает не закрытость и кулуарность обсуждений, а совершенствование методов принятия решений, повышение компетентности коммуникаций. Именно в направлении коллективного моделирования развиваются методы системного анализа, диалоговые схемы качественного анализа социологической информации, системы поддержки принятия групповых решений.

Информация о работе Основные понятия и принципы моделирования