Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:28, курсовая работа
Модель должна строится так, чтобы она наиболее полно воспроизводила те качества объекта, которые необходимо изучить в соответствии с поставленной целью. Во всех отношениях модель должна быть проще объекта и удобнее его для изучения. таким образом, для одного и того же объекта могут существовать различные модели, классы моделей, соответствующие различным целям его изучения.
Обзор моделирования в НЛП
Моделирование
поведения включает в себя наблюдение
и описание эффективных механизмов,
лежащих в основе выдающихся достижений
любого рода. В процессе моделирования
сложное событие или серия
событий разбиваются на меньшие
части, позволяющие тем или иным
способом воспроизвести исходный объект.
Задача моделирования поведения
заключается в том, чтобы создать
практическую карту, или "модель",
данного поведения, которую любой
желающий мог бы использовать для
подражания или воспроизведения
какого-либо аспекта этого поведения.
Цель моделирования поведения - установить
наиболее значимые элементы мышления
и действий, необходимые для того,
чтобы достичь определенного
результата или реакции. Вместо коррелятивных
или статистических данных модель того
или иного поведения
Направление, которое получило название "нейро-лингвистическое программирование", возникло из моделирования человеческого поведения и процессов мышления. Моделирование в НЛП подразумевает выявление психических стратегий ("нейро") данного человека путем анализа его речевых паттернов ("лингвистическое") и невербальных реакций. Из результатов подобного анализа складываются пошаговые стратегии и приемы ("программирование"), которые могут быть использованы для передачи данного навыка другим людям, а также для применения его в других контекстах.
Фактически НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер смоделировали языковые и поведенческие паттерны работ Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и доктора медицины Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов, которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - "Структура магии" - отразился тот факт, что явления, кажущиеся волшебными и необъяснимыми, часто обладают глубинной структурой, которую можно раскрыть, понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее "мудрецы". НЛП представляет собой механизм, с помощью которого релевантные элементы поведения этих выдающихся людей были выявлены и затем сведены в действующую модель.
В НЛП созданы техники и понятия, позволяющие идентифицировать и описывать паттерны вербального и невербального поведения, т. е. ключевые аспекты того, что люди говорят и делают. Основные задачи НЛП - моделировать специфические или исключительные способности для их последующего усвоения другими людьми. Смысл этого вида моделирования заключается в том, чтобы наиболее продуктивным и обогащающим путем воплотить в жизнь то, что удалось заметить и описать.
Средства моделирования в НЛП позволяют идентифицировать специфические, воспроизводимые паттерны в языке и поведении людей, достигших успеха в той или иной деятельности. Несмотря на то, что в основном произведенный в НЛП анализ деятельности этих людей основан на непосредственном наблюдении и слушании, немало полезной информации о человеке содержится и в написанных ими книгах.
Задача моделирования
в НЛП заключается не в том,
чтобы найти единственное "правильное"
или "истинное" описание процесса
мышления того или иного человека,
но в том, чтобы составить
Лучшее понимание какого-либо явления за счет углубления "метапознаний" о лежащих в его основе процессах, затем, например, чтобы суметь научить этому другого человека или использовать новое знание в качестве вспомогательного средства.
Повторение
или улучшение результатов
Достижение
специфического результата (например,
обучение грамоте или успешное лечение
фобий или аллергии). В этих случаях
нередко более эффективным
Выделение и/или формализация какого-либо механизма с целью применить его к другому содержанию или контексту. Например, эффективную стратегию руководства спортивной командой можно применить в бизнесе, и наоборот. В каком-то смысле на процессах такого рода основано развитие научного метода, где стратегии наблюдения и анализа, разработанные для одной области исследования (например, для физики), применяются и в других областях (например, в биологии).
Использование
моделируемых процессов в качестве
источника вдохновения для
Моделирование глубинных и поверхностных структур
Многие принципы и понятия НЛП как средства создания моделей вербального поведения берут начало в области трансформационной грамматики (Chomsky, 1957, 1965), один из главных принципов которой гласит: доступные наблюдению поведенческие проявления, обороты речи и реакции есть поверхностные структуры, которые являются результатом воплощения в реальности глубинных структур.
Иными словами,
модели, которые мы создаем на основе
окружающего мира с помощью нашего
мозга и языка, являются не самим
миром, а только его репрезентациями.
Принцип трансформационной
Еще один аспект взаимосвязи между глубинными и поверхностными структурами - различие между "процессом" и "результатом". Результаты на поверхностном уровне отражают порождающие их более глубокие и менее ощутимые процессы. Таким образом, "глубинные структуры" являются скрытым потенциалом, который проявляется в конкретных поверхностных структурах в результате ряда преобразований. Этот процесс включает в себя избирательное разрушение, равно как и избирательное конструирование данных.
В этом отношении одна из основных проблем моделирования порождается тем фактом, что движение от глубинных структур к поверхностным подвержено влиянию процессов обобщения, опущения и искажения информации. То есть в ходе преобразования глубинной структуры в поверхностную какая-то часть информации неизбежно теряется или искажается.
В языке, к примеру, эти процессы имеют место при переходе глубинных структур (зрительных, слуховых и осязательных образов, а также других сенсорных репрезентаций, хранящихся в нервной системе человека) в поверхностные (слова, знаки и символы, которые мы выбираем для описания или воспроизведения нашего первичного сенсорного опыта). Ни одно вербальное описание не способно в полной мере или абсолютно точно воспроизвести идею, которую оно выражает.
Как указывалось выше, в поверхностной структуре проявляются те аспекты глубинной структуры, для которых восстановлено достаточное количество звеньев, утраченных в процессе опущения, искажения и обобщения. Глубинная структура обладает скрытым потенциалом для того, чтобы в результате ряда преобразований она проявилась в какой-либо поверхностной структуре. Одна из задач моделирования - идентифицировать достаточно полный набор преобразований, чтобы глубинная структура получила соответствующее полезное выражение.
Основы моделирования. Виды моделей.
Термин "модель"
широко используется в различных
сферах человеческой деятельности и
имеет множество смысловых
Любая модель строится и исследуется при определенных допущениях, гипотезах. Модель — результат отображения одной структуры на другую. Отобразив физическую систему (объект) на математическую систему (например, математический аппарат уравнений), получим физико-математическую модель системы, или математическую модель физической системы.
Информация — это абстракция.
Модель — это тот объект, та система, которая позволяет облечь эту информацию в конкретное, например компьютерное, представление, содержание.
Моделирование — тот процесс, метод, который позволяет осуществлять перенос информации от реальной системы к модели и наоборот.
Модели по их назначению бывают
Познавательная модель — форма организации и представления знаний, средство соединения новых и старых знаний. Познавательная модель, как правило, подгоняется под реальность и является теоретической моделью.
Прагматическая модель — средство организации практических действий, рабочего представления целей системы для ее управления. Реальность подгоняется под некоторую прагматическую модель. Это, как правило, прикладная модель.
Инструментальная модель — средство построения, исследования и/или использования прагматических и/или познавательных моделей. Познавательные модели отражают существующие, а прагматические — хоть и не существующие, но желаемые и, возможно, исполнимые отношения и связи.
По уровню моделирования модели бывают
Эмпирическая — на основе эмпирических фактов, зависимостей;
Теоретическая — на основе математических описаний;
Смешанная или полуэмпирическая — использующая эмпирические зависимости и математические описания.
Проблема моделирования состоит из трех задач:
Моделирование — это универсальный метод получения, описания и использования знаний. Оно используется в любой профессиональной деятельности.
В современной
науке и технологии
Моделирование - процесс построения, изучения и применения моделей.
Т.е. можно сказать, что
Моделировaние - это изучение объектa путем построения и исследования его модели, осуществляемое с определенной целью и состоит в зaмене экспериментa с оригинaлом экспериментом нa модели.
Приведем наиболее важные типы моделей (моделирования)
Информация о работе Основные понятия и принципы моделирования