Основные понятия и принципы моделирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Модель должна строится так, чтобы она наиболее полно воспроизводила те качества объекта, которые необходимо изучить в соответствии с поставленной целью. Во всех отношениях модель должна быть проще объекта и удобнее его для изучения. таким образом, для одного и того же объекта могут существовать различные модели, классы моделей, соответствующие различным целям его изучения.

Работа содержит 1 файл

Основные понятия и принципы моделирования.docx

— 49.71 Кб (Скачать)
 

Обзор моделирования в  НЛП 

Моделирование поведения включает в себя наблюдение и описание эффективных механизмов, лежащих в основе выдающихся достижений любого рода. В процессе моделирования  сложное событие или серия  событий разбиваются на меньшие  части, позволяющие тем или иным способом воспроизвести исходный объект. Задача моделирования поведения  заключается в том, чтобы создать  практическую карту, или "модель", данного поведения, которую любой  желающий мог бы использовать для  подражания или воспроизведения  какого-либо аспекта этого поведения. Цель моделирования поведения - установить наиболее значимые элементы мышления и действий, необходимые для того, чтобы достичь определенного  результата или реакции. Вместо коррелятивных  или статистических данных модель того или иного поведения предоставляет  описание действий, необходимых для  достижения подобного результата.

 

Направление, которое получило название "нейро-лингвистическое программирование", возникло из моделирования человеческого поведения и процессов мышления. Моделирование в НЛП подразумевает выявление психических стратегий ("нейро") данного человека путем анализа его речевых паттернов ("лингвистическое") и невербальных реакций. Из результатов подобного анализа складываются пошаговые стратегии и приемы ("программирование"), которые могут быть использованы для передачи данного навыка другим людям, а также для применения его в других контекстах.

Фактически  НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер смоделировали языковые и поведенческие паттерны работ Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и доктора медицины Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов, которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - "Структура магии" - отразился тот факт, что явления, кажущиеся волшебными и необъяснимыми, часто обладают глубинной структурой, которую можно раскрыть, понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее "мудрецы". НЛП представляет собой механизм, с помощью которого релевантные элементы поведения этих выдающихся людей были выявлены и затем сведены в действующую модель.

В НЛП созданы  техники и понятия, позволяющие  идентифицировать и описывать паттерны вербального и невербального  поведения, т. е. ключевые аспекты того, что люди говорят и делают. Основные задачи НЛП - моделировать специфические  или исключительные способности  для их последующего усвоения другими  людьми. Смысл этого вида моделирования  заключается в том, чтобы наиболее продуктивным и обогащающим путем  воплотить в жизнь то, что удалось  заметить и описать.

Средства  моделирования в НЛП позволяют  идентифицировать специфические, воспроизводимые  паттерны в языке и поведении  людей, достигших успеха в той  или иной деятельности. Несмотря на то, что в основном произведенный в НЛП анализ деятельности этих людей основан на непосредственном наблюдении и слушании, немало полезной информации о человеке содержится и в написанных ими книгах.

Задача моделирования  в НЛП заключается не в том, чтобы найти единственное "правильное" или "истинное" описание процесса мышления того или иного человека, но в том, чтобы составить инструментальную карту, которая обеспечила бы практическое применение смоделированной стратегии. Инструментальной называется та карта, которая позволяет нам действовать  наиболее эффективно. "Точность" или "реальность" карты уступают по значимости ее "полезности". Таким  образом, инструментальное применение моделей когнитивных стратегий  или форм поведения человека (или  группы людей) подразумевает воплощение их в структуры, которые можно  использовать для какой-либо практической цели. Эта цель может быть сходной  или отличаться от той, которую ставил перед собой сам человек (или  группа людей). В частности, среди  распространенных вариантов моделирования  можно выделить следующие:

Лучшее понимание  какого-либо явления за счет углубления "метапознаний" о лежащих в его основе процессах, затем, например, чтобы суметь научить этому другого человека или использовать новое знание в качестве вспомогательного средства.

Повторение  или улучшение результатов выполнения тех или иных действий (например, в спорте или в управлении) за счет определения конкретных шагов, предпринимаемых опытными специалистами  или связанных с достижением  максимального успеха. В этом заключается  суть одного из направлений деятельности организаций, названного "воссозданием рабочего процесса" (business process reengineering).

Достижение  специфического результата (например, обучение грамоте или успешное лечение  фобий или аллергии). В этих случаях  нередко более эффективным оказывается  не моделирование деятельности отдельно взятого человека, а создание техник, основанных на моделировании целого ряда успешных примеров.

Выделение и/или формализация какого-либо механизма  с целью применить его к  другому содержанию или контексту. Например, эффективную стратегию  руководства спортивной командой можно  применить в бизнесе, и наоборот. В каком-то смысле на процессах такого рода основано развитие научного метода, где стратегии наблюдения и анализа, разработанные для одной области исследования (например, для физики), применяются и в других областях (например, в биологии).

Использование моделируемых процессов в качестве источника вдохновения для создания чего-либо, основанного на них. Хороший  пример этого явления - Шерлок Холмс, дедуктивный метод которого Артур  Конан Дойл построил на диагностических методах своего преподавателя по медицине Джозефа Белла.

 

Моделирование глубинных и поверхностных  структур

Многие принципы и понятия НЛП как средства создания моделей вербального поведения  берут начало в области трансформационной  грамматики (Chomsky, 1957, 1965), один из главных принципов которой гласит: доступные наблюдению поведенческие проявления, обороты речи и реакции есть поверхностные структуры, которые являются результатом воплощения в реальности глубинных структур.

Иными словами, модели, которые мы создаем на основе окружающего мира с помощью нашего мозга и языка, являются не самим  миром, а только его репрезентациями. Принцип трансформационной грамматики подразумевает существование в  строении и организации любой  кодирующей системы множества уровней, на которых расположены структуры  различной глубины. Применительно  к моделированию это означает, что для создания эффективной  модели той или иной деятельности может оказаться необходимым  исследовать различные уровни глубинных  структур, лежащих в ее основе. Более  того, различные поверхностные структуры  могут быть отражениями одних  и тех же глубинных структур. Для  эффективного моделирования часто  бывает важно изучить многочисленные примеры поверхностных структур, чтобы лучше понять или идентифицировать продуцирующие их глубинные структуры.

Еще один аспект взаимосвязи между глубинными и  поверхностными структурами - различие между "процессом" и "результатом". Результаты на поверхностном уровне отражают порождающие их более глубокие и менее ощутимые процессы. Таким  образом, "глубинные структуры" являются скрытым потенциалом, который  проявляется в конкретных поверхностных  структурах в результате ряда преобразований. Этот процесс включает в себя избирательное разрушение, равно как и избирательное конструирование данных.

В этом отношении  одна из основных проблем моделирования  порождается тем фактом, что движение от глубинных структур к поверхностным  подвержено влиянию процессов обобщения, опущения и искажения информации. То есть в ходе преобразования глубинной структуры в поверхностную какая-то часть информации неизбежно теряется или искажается.

В языке, к  примеру, эти процессы имеют место  при переходе глубинных структур (зрительных, слуховых и осязательных образов, а также других сенсорных  репрезентаций, хранящихся в нервной  системе человека) в поверхностные (слова, знаки и символы, которые  мы выбираем для описания или воспроизведения  нашего первичного сенсорного опыта). Ни одно вербальное описание не способно в полной мере или абсолютно точно  воспроизвести идею, которую оно  выражает.

Как указывалось  выше, в поверхностной структуре  проявляются те аспекты глубинной  структуры, для которых восстановлено  достаточное количество звеньев, утраченных в процессе опущения, искажения и  обобщения. Глубинная структура  обладает скрытым потенциалом для  того, чтобы в результате ряда преобразований она проявилась в какой-либо поверхностной  структуре. Одна из задач моделирования - идентифицировать достаточно полный набор преобразований, чтобы глубинная  структура получила соответствующее  полезное выражение.

 

Основы моделирования. Виды моделей.

 

Термин "модель" широко используется в различных  сферах человеческой деятельности и  имеет множество смысловых значений. Мы под "моделью" будем понимать такой материальный или мысленно представляемый объект, который в  процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.

 

Любая модель строится и исследуется при определенных допущениях, гипотезах. Модель — результат  отображения одной структуры  на другую. Отобразив физическую систему (объект) на математическую систему (например, математический аппарат уравнений), получим физико-математическую модель системы, или математическую модель физической системы.

 

Информация  — это абстракция.

 Модель  — это тот объект, та система,  которая позволяет облечь эту  информацию в конкретное, например  компьютерное, представление, содержание.

Моделирование — тот процесс, метод, который  позволяет осуществлять перенос  информации от реальной системы к  модели и наоборот.

 

Модели по их назначению бывают

  • познавательными,
  • прагматическими и
  • инструментальными.

Познавательная  модель — форма организации и представления знаний, средство соединения новых и старых знаний. Познавательная модель, как правило, подгоняется под реальность и является теоретической моделью.

Прагматическая  модель — средство организации практических действий, рабочего представления целей системы для ее управления. Реальность подгоняется под некоторую прагматическую модель. Это, как правило, прикладная модель.

Инструментальная  модель — средство построения, исследования и/или использования прагматических и/или познавательных моделей. Познавательные модели отражают существующие, а прагматические — хоть и не существующие, но желаемые и, возможно, исполнимые отношения и связи.

По уровню моделирования модели бывают

  • эмпирическими,
  • теоретическими и
  • смешанными.

Эмпирическая — на основе эмпирических фактов, зависимостей;

Теоретическая — на основе математических описаний;

Смешанная или полуэмпирическая — использующая эмпирические зависимости и математические описания.

 

Проблема  моделирования состоит из трех задач:

  1. построения модели (эта задача менее формализуема и конструктивна, в том смысле, что нет алгоритма для построения моделей);
  2. исследования модели (эта задача более формализуема, имеются методы исследования различных классов моделей);
  3. использования модели (конструктивная и конкретизируемая задача).

Моделирование — это универсальный метод получения, описания и использования знаний. Оно используется в любой профессиональной деятельности.

 В современной  науке и технологии математическое  моделирование усиливается, актуализируется  проблемами, успехами других наук. Математическое моделирование реальных  и нелинейных систем живой  и неживой природы позволяет  перекидывать мостики между нашими  знаниями и реальными системами,  процессами, в том числе и мыслительными.

 

Моделирование - процесс построения, изучения и применения моделей.

 

Т.е. можно  сказать, что 

Моделировaние - это изучение объектa путем построения и исследования его модели, осуществляемое с определенной целью и состоит в зaмене экспериментa с оригинaлом экспериментом нa модели.

 

Приведем  наиболее важные типы моделей (моделирования)

Информация о работе Основные понятия и принципы моделирования