Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:28, курсовая работа
Модель должна строится так, чтобы она наиболее полно воспроизводила те качества объекта, которые необходимо изучить в соответствии с поставленной целью. Во всех отношениях модель должна быть проще объекта и удобнее его для изучения. таким образом, для одного и того же объекта могут существовать различные модели, классы моделей, соответствующие различным целям его изучения.
Модель должна строится так, чтобы она наиболее полно воспроизводила те качества объекта, которые необходимо изучить в соответствии с поставленной целью. Во всех отношениях модель должна быть проще объекта и удобнее его для изучения. таким образом, для одного и того же объекта могут существовать различные модели, классы моделей, соответствующие различным целям его изучения.
Необходимым условием моделирования является подобие объекта и его модели.
Построенные модели необходимо исследовать и решить. Но прежде введем некоторые понятия.
Операция - всякое мероприятие (система действий), объединенных единым замыслом и направлением к достижению какой-либо цели.
Операция есть всегда управляемое мероприятие, т.е. от нас зависит, каким способом выбрать некоторые параметры, характеризующие ее организацию.
Всякий определенный набор зависящих от нас параметров называется решением. Решения могут быть удачными и неудачными, разумными и неразумными.
Оптимальными называются решения, по тем или иным признакам предпочтительные перед другими. Иногда в результате исследования можно указать одно единственное строго оптимальное решение, но гораздо чаще выделить область практически равноценных оптимальных решений, в пределах которой может быть сделан выбор.
Параметры, совокупность которых образует решение, называется элементами решения.
В качестве
элементов решения могут
Задача № 1. План снабжения предприятий
Имеется ряд предприятий, потребляющих известные виды сырья, и есть ряд сырьевых баз, которые могут поставлять это сырье предприятиям. Базы связаны с предприятиями путями сообщения (железнодорожными, водными, автомобильными, воздушными) со своими тарифами.
Требуется
разработать такой план
В данной задаче, если составляется план перевозок однородных грузов из пунктов отправления А1, А2 , ..., Аm в пункты назначения B1, B2, ..., Bn, то элементами решения будут числа, показывающие, какое количество груза будет отправлено из i-ого пункта отправления Аi в j-ий пункт назначения Bj. Совокупность чисел x11, x12, ..., x1n, ..., xm1, xm2, ..., xmn образует решение.
Задача № 2. Строительство зрительного зала
В здании, имеющем форму полуэллипсоида нужно разместить зал в форме прямоугольного параллепипеда, соответствующие грани которого перпендикулярны осям ээлипсоида.
Требуются определить размеры зала, чтобы его вместимость (объем) был максимальный.
В данной задаче элементами решением будет размеры (высота, ширина, длина) зрительного зала.
Кроме элементов решения, в любой задаче имеются еще и заданные условия, которые фиксированы с самого начала и нарушены быть не могут. В частности к таким условиям относятся средства (материальные, техническ
Прежде чем
браться за какую-либо работу, нужно
четко представить себе отправной
и конечный пункт деятельности, а
также примерные ее этапы. То же самое
можно сказать и о
Моделирование — творческий процесс. Заключить его в формальные рамки очень трудно. В наиболее общем виде его можно представить поэтапно. При решении конкретной задачи эта схема может подвергаться некоторым изменениям: какой-то блок будет убран или усовершенствован, какой-то — добавлен. Содержание этапов определяется поставленной задачей и целями моделирования.
Рассмотрим основные этапы моделирования подробнее.
Этап 1. Постановка задачи.
Под задачей понимается некая проблема, которую надо решить. На этапе постановки задачи необходимо:
описать задачу,
определить цели моделирования,
проанализировать объект или процесс.
Описание задачи.
Задача
формулируется на обычном
Цели моделирования.
Познание окружающего мира.
Зачем
человек создает модели? Чтобы
ответить на этот вопрос, надо
заглянуть в далекое прошлое.
Несколько миллионов лет назад,
Создание объектов с заданными свойствами (задача типа «Как сделать, чтобы...»).
Накопив
достаточно знаний, человек задал
себе вопрос: «Нельзя ли создать
объект с заданными свойствами
и возможностями, чтобы
Определение последствий воздействия на объект и принятие правильного решения (задача типа «Что будет, если...»: что будет, если увеличить плату за проезд в транспорте, или что произойдет, если закопать ядерные отходы в такой-то местности?)
Например,
для спасения Петербурга от
постоянных наводнений, приносящих
огромный ущерб, решено было
возвести дамбу. При ее
Эффективность управления объектом (или процессом).
Поскольку
критерии управления бывают
Анализ объекта.
На этом
этапе четко выделяют
Этап 2. Разработка модели.
Информационная модель.
На этом
этапе выясняются свойства, состояния,
действия и другие
Например, в школе учащиеся знакомятся с информационной моделью кровообращения. Предлагаемой в учебнике анатомии информации достаточно для школьника, но мало для тех, кто проводит операции на сосудах в больницах.
Информационные модели играют очень важную роль в жизни человека.
Знания,
получаемые вами в школе,
Уроки
истории дают возможность
На уроках
географии вам сообщают
На уроках
химии информация о свойствах
разных веществ и законах их
взаимодействия подкрепляется
Информационная
модель никогда не
Выбор наиболее
существенной информации при создании
информационной модели и сложность
этой модели обусловлены целью
Построение
информационной модели является отправным
пунктом этапа разработки модели.
Все входные параметры
Знаковая модель.
Прежде
чем приступить к процессу
моделирования, человек делает
предварительные наброски
Компьютерная модель
— это модель, реализованная средствами программной среды.
Существует
множество программных
Человек
уже знает, какова будет
Основные функции компьютера при моделировании систем:
исполнение роли вспомогательного средства для решения задач, решаемых и обычными вычислительными средствами, алгоритмами, технологиями;
исполнение роли средства постановки и решения новых задач, не решаемых традиционными средствами, алгоритмами, технологиями;
исполнение роли средства конструирования компьютерных обучающих и моделирующих сред типа: «обучаемый — компьютер — обучающий», «обучающий — компьютер — обучаемый», «обучающий — компьютер — группа обучаемых», «группа обучаемых — компьютер — обучающий», «компьютер — обучаемый — компьютер»;
исполнение роли средства моделирования для получения новых знаний;
«обучение» новых моделей (самообучение моделей).
Этап 3. Компьютерный эксперимент.
Компьютерное моделирование — основа представления знаний в ЭВМ. Компьютерное моделирование для рождения новой информации использует любую информацию, которую можно актуализировать с помощью ЭВМ. Прогресс моделирования связан с разработкой систем компьютерного моделирования, а прогресс в информационной технологии — с актуализацией опыта моделирования на компьютере, с созданием банков моделей, методов и программных систем, позволяющих собирать новые модели из моделей банка.
Разновидность компьютерного моделирования — вычислительный эксперимент, т. е. эксперимент, осуществляемый экспериментатором над исследуемой системой или процессом с помощью орудия эксперимента — компьютера, компьютерной среды, технологии.
Информация о работе Основные понятия и принципы моделирования