Основные понятия и принципы моделирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Модель должна строится так, чтобы она наиболее полно воспроизводила те качества объекта, которые необходимо изучить в соответствии с поставленной целью. Во всех отношениях модель должна быть проще объекта и удобнее его для изучения. таким образом, для одного и того же объекта могут существовать различные модели, классы моделей, соответствующие различным целям его изучения.

Работа содержит 1 файл

Основные понятия и принципы моделирования.docx

— 49.71 Кб (Скачать)
  1. Основные  понятия и принципы моделирования.

Модель должна строится так, чтобы она наиболее полно воспроизводила те качества объекта, которые необходимо изучить в соответствии с поставленной целью. Во всех отношениях модель должна быть проще объекта и удобнее его для изучения. таким образом, для одного и того же объекта могут существовать различные модели, классы моделей, соответствующие различным целям его изучения.

Необходимым условием моделирования является подобие  объекта и его модели.

Построенные модели необходимо исследовать и  решить. Но прежде введем некоторые  понятия.

Операция  - всякое мероприятие (система действий), объединенных единым замыслом и направлением к достижению какой-либо цели.

Операция  есть всегда управляемое мероприятие, т.е. от нас зависит, каким способом выбрать некоторые параметры, характеризующие  ее организацию.

Всякий определенный набор зависящих от нас параметров называется решением. Решения могут быть удачными и неудачными, разумными и неразумными.

Оптимальными называются решения, по тем или иным признакам предпочтительные перед другими. Иногда в результате исследования можно указать одно единственное строго оптимальное решение, но гораздо чаще выделить область практически равноценных оптимальных решений, в пределах которой может быть сделан выбор.

Параметры, совокупность которых образует решение, называется элементами решения.

В качестве элементов решения могут фигурировать различные числа, векторы, функции, различные признаки и т.д.  

Задача № 1. План снабжения предприятий 

Имеется ряд  предприятий, потребляющих известные  виды сырья, и есть ряд сырьевых баз, которые могут поставлять это  сырье предприятиям. Базы связаны  с предприятиями путями сообщения (железнодорожными, водными, автомобильными, воздушными) со своими тарифами.

 Требуется  разработать такой план снабжения  предприятий сырьем (с какой базы, в каком количестве и какое сырье доставляется), чтобы потребности в сырье были обеспечены при минимальных расходах на перевозки.

В данной задаче, если составляется план перевозок однородных грузов из пунктов отправления А1, А2 , ..., Аm в пункты назначения B1, B2, ..., Bn, то элементами решения будут числа, показывающие, какое количество груза будет отправлено из i-ого пункта отправления Аi в j-ий пункт назначения Bj. Совокупность чисел x11, x12, ..., x1n, ..., xm1, xm2, ..., xmn образует решение.

Задача № 2. Строительство зрительного зала

В здании, имеющем  форму полуэллипсоида нужно разместить зал в форме прямоугольного параллепипеда, соответствующие грани которого перпендикулярны осям ээлипсоида.

 Требуются  определить размеры зала, чтобы  его вместимость (объем) был  максимальный.

В данной задаче элементами решением будет размеры (высота, ширина, длина) зрительного  зала.

 Кроме  элементов решения, в любой  задаче имеются еще и заданные  условия, которые фиксированы  с самого начала и нарушены  быть не могут. В частности к таким условиям относятся средства (материальные, техническ

    1. Этапы моделирования

Прежде чем  браться за какую-либо работу, нужно  четко представить себе отправной  и конечный пункт деятельности, а  также примерные ее этапы. То же самое  можно сказать и о моделировании. Отправной пункт здесь — прототип. Им может быть существующий или проектируемый объект или процесс. Конечный этап моделирования — принятие решения на основании знаний об объекте.

Моделирование — творческий процесс. Заключить  его в формальные рамки очень  трудно. В наиболее общем виде его  можно представить поэтапно. При  решении конкретной задачи эта схема  может подвергаться некоторым изменениям: какой-то блок будет убран или  усовершенствован, какой-то — добавлен. Содержание этапов определяется поставленной задачей и целями моделирования.

Рассмотрим  основные этапы моделирования подробнее.

 

Этап 1. Постановка задачи.

Под задачей  понимается некая проблема, которую  надо решить. На этапе постановки задачи необходимо:

 описать  задачу,

 определить  цели моделирования, 

 проанализировать  объект или процесс.

 

Описание  задачи.

 Задача  формулируется на обычном языке,  и описание должно быть понятным. Главное здесь — определить  объект моделирования и понять, что должен представлять собой  результат.

 

Цели моделирования.

 Познание  окружающего мира.

 Зачем  человек создает модели? Чтобы  ответить на этот вопрос, надо  заглянуть в далекое прошлое.  Несколько миллионов лет назад,  на заре человечества, первобытные  люди изучали окружающую природу,  чтобы научиться противостоять  природным стихиям, пользоваться  природными благами, просто выживать. Накопленные знания передавались  из поколения в поколение устно,  позже письменно, наконец с помощью предметных моделей. Так родилась, к примеру, модель земного шара — глобус, — позволяющая получить наглядное представление о форме нашей планеты, ее вращении вокруг собственной оси и расположении материков. Такие модели позволяют понять, как устроен конкретный объект, узнать его основные свойства, установить законы его развития и взаимодействия с окружающим миром моделей.

Создание  объектов с заданными свойствами (задача типа «Как сделать, чтобы...»).

 Накопив  достаточно знаний, человек задал  себе вопрос: «Нельзя ли создать  объект с заданными свойствами  и возможностями, чтобы противодействовать  стихиям или ставить себе на  службу природные явления?» Человек  стал строить модели еще не  существующих объектов. Так родились  идеи создания ветряных мельниц,  различных механизмов, даже обыкновенного  зонтика. Многие из этих моделей  стали в настоящее время реальностью.  Это объекты, созданные руками  человека.

Определение последствий воздействия на объект и принятие правильного решения (задача типа «Что будет, если...»: что  будет, если увеличить плату за проезд в транспорте, или что произойдет, если закопать ядерные отходы в такой-то местности?)

 Например, для спасения Петербурга от  постоянных наводнений, приносящих  огромный ущерб, решено было  возвести дамбу. При ее проектировании  было построено множество моделей,  в том числе и натурных, именно  для того, чтобы предсказать последствия  вмешательства в природу. 

Эффективность управления объектом (или процессом).

 Поскольку  критерии управления бывают весьма  противоречивыми, то эффективным  оно окажется только при условии,  если будут «и волки сыты, и  овцы целы». Например, нужно наладить  питание в школьной столовой. С одной стороны, оно должно  отвечать возрастным требованиям  (калорийное, содержащее витамины  и минеральные соли), с другой  — нравиться большинству ребят  и к тому же быть «по карману»  родителям, а с третьей —  технология приготовления должна  соответствовать возможностям школьных  столовых. Как совместить несовместимое?  Построение модели поможет найти  приемлемое решение.

 

Анализ объекта.

 На этом  этапе четко выделяют моделируемый  объект, его основные свойства, его  элементы и связи между ними. Простой пример подчиненных связей  объектов — разбор предложения.  Сначала выделяются главные члены (подлежащее, сказуемое), затем второстепенные члены, относящиеся к главным, затем слова, относящиеся к второстепенным, и т. д.

 

Этап 2. Разработка модели.

Информационная  модель.

 На этом  этапе выясняются свойства, состояния,  действия и другие характеристики  элементарных объектов в любой  форме: устно, в виде схем, таблиц. Формируется представление об  элементарных объектах, составляющих  исходный объект, т. е. информационная  модель. Модели должны отражать  наиболее существенные признаки, свойства, состояния и отношения  объектов предметного мира. Именно  они дают полную информацию  об объекте. 

Например, в  школе учащиеся знакомятся с информационной моделью кровообращения. Предлагаемой в учебнике анатомии информации достаточно для школьника, но мало для тех, кто  проводит операции на сосудах в больницах.

 Информационные  модели играют очень важную  роль в жизни человека.

 Знания, получаемые вами в школе, имеют  вид информационной модели, цель  которой — изучение предметов  и явлений. 

 Уроки  истории дают возможность построить  модель развития общества, а знание  этой модели позволяет строить  собственную жизнь, либо повторяя  ошибки предков, либо учитывая  их.

 На уроках  географии вам сообщают информацию  о географических объектах: горах,  реках, странах и др. Это тоже  информационные модели. Многое, о  чем рассказывается на занятиях  по географии, вы никогда не  увидите в реальности.

 На уроках  химии информация о свойствах  разных веществ и законах их  взаимодействия подкрепляется опытами,  которые есть не что иное, как  реальные модели химических процессов. 

 Информационная  модель никогда не характеризует  объект полностью. Для одного  и того же объекта можно  построить различные информационные  модели.

Выбор наиболее существенной информации при создании информационной модели и сложность  этой модели обусловлены целью моделирования.

 

Построение  информационной модели является отправным  пунктом этапа разработки модели. Все входные параметры объектов, выделенные при анализе, располагают  в порядке убывания значимости и  проводят упрощение модели в соответствии с целью моделирования.

 

Знаковая  модель.

 Прежде  чем приступить к процессу  моделирования, человек делает  предварительные наброски чертежей  либо схем на бумаге, выводит  расчетные формулы, т. е. составляет  информационную модель в той  или иной знаковой форме, которая  может быть либо компьютерной, либо некомпьютерной.

Компьютерная  модель

— это модель, реализованная средствами программной  среды.

Существует  множество программных комплексов, которые позволяют проводить  исследование (моделирование) информационных моделей. Каждая программная среда  имеет свой инструментарий и позволяет  работать с определенными видами информационных объектов.

 Человек  уже знает, какова будет модель, и использует компьютер для  придания ей знаковой формы.  Например, для построения геометрических  моделей, схем используются графические  среды, для словесных или табличных  описаний — среда текстового  редактора. 

 

Основные  функции компьютера при моделировании  систем:

исполнение  роли вспомогательного средства для  решения задач, решаемых и обычными вычислительными средствами, алгоритмами, технологиями;

исполнение  роли средства постановки и решения  новых задач, не решаемых традиционными  средствами, алгоритмами, технологиями;

исполнение  роли средства конструирования компьютерных обучающих и моделирующих сред типа: «обучаемый — компьютер — обучающий», «обучающий — компьютер — обучаемый», «обучающий — компьютер — группа обучаемых», «группа обучаемых —  компьютер — обучающий», «компьютер — обучаемый — компьютер»;

исполнение  роли средства моделирования для  получения новых знаний;

«обучение»  новых моделей (самообучение моделей).

 

Этап 3. Компьютерный эксперимент.

Компьютерное  моделирование — основа представления  знаний в ЭВМ. Компьютерное моделирование  для рождения новой информации использует любую информацию, которую можно  актуализировать с помощью ЭВМ. Прогресс моделирования связан с  разработкой систем компьютерного  моделирования, а прогресс в информационной технологии — с актуализацией  опыта моделирования на компьютере, с созданием банков моделей, методов  и программных систем, позволяющих  собирать новые модели из моделей  банка.

 

Разновидность компьютерного моделирования —  вычислительный эксперимент, т. е. эксперимент, осуществляемый экспериментатором  над исследуемой системой или  процессом с помощью орудия эксперимента — компьютера, компьютерной среды, технологии.

 

Информация о работе Основные понятия и принципы моделирования