Основные направления российской социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

В своей работе, я бы хотела раскрыть сущность понятия «социальная политика государства», отразить основные направления, цели и принципы социальной политики в России, а также меры и механизмы реализации политики социального развития.

Содержание

Введение -------------------------------------------------------------------------------- стр. 3
1. Социальная политика государства -------------------------------------------- стр. 4
2. Цели социальной политики ----------------------------------------------------- стр. 6
3. Направления социальной политики ------------------------------------------- стр. 7
4. Принципы социальной политики ---------------------------------------------- стр. 10
5. Функции социальной политики ------------------------------------------------ стр. 11
6. Финансирование социальной политики -------------------------------------- стр. 14
7. Экономические реформы в России и особенности социальной
политики ----------------------------------------------------------------------- стр. 17
Заключение ------------------------------------------------------------------------ стр. 19

Работа содержит 1 файл

основные направления российской социальной политики.doc

— 1.91 Мб (Скачать)

  Изменения условий жизни «новых бедных» повлияли на их восприятие социально-экономических процессов. Они стали бедными не по своей вине, а в силу внешних обстоятельств, поэтому обогащение части  населения считают аморальным и неправомерным. А поскольку оплата труда не обеспечивает прожиточного минимума, то у этих людей отсутствует уверенность в завтрашнем дне.

  «Новые  бедные» — это не криминально  ориентированный слой населения. Он состоит из представителей интеллигенции: высокообразованных, трудоактивных, законопослушных. Не случайно они проявляют большой интерес к проводимой правительством социальной политике, надеятся на действенность мер по уменьшению негативных последствий реформ инфляции, безработицы, преступности, низких доходов.

  Экономические реформы в России начиная с «шоковой терапии» 1992 года осуществлялись без предварительной оценки социальных последствий и создания социальных амортизаторов. В результате за последние 10 лет наблюдалось стойкое падение жизненного уровня основной массы населения. Августовский кризис 1998 г. усугубил ситуацию. Так, в начале 1999 г. заработная плата и среднедушевые денежные доходы упали в три раза по сравнению с тем же периодом предшествующего года. Уже проблемой становится физическое воспроизводство людей. Резко снизился прожиточный минимум, а минимальная заработная плата, побив все рекорды, стала на отметке три доллара. Наблюдается беспрецедентная поляризация материальной обеспеченности, которая колеблется по разным данным от 13,5 до 15 раз для соотношения доходов крайних 10% населения. Образуется углубляющийся разлом общества, враждебность большинства бедных к богатой прослойке — так называемых новых русских (банкиров, предпринимателей, высших управленцев), игнорирующих негативные последствия такого разрыва, кичащихся своим богатством. Ситуация усугубляется ростом доли бедного населения, темпов безработицы, что интенсифицирует процесс маргинализации наименее обеспеченных слоёв населения. «Социальное дно» по некоторым подсчетам превысило границу в 10 млн человек. Тяжелые последствия предвещает и превышение смертности над рождаемостью, т.е. депопуляция и деградация генофонда страны переплелись с вымиранием нации. Естественно, что процессы падения жизненного уровня ставят под угрозу экономические реформы. Решение проблем социальной сферы должно осуществляться безотлагательно. Необходимо всему населению страны обеспечить достойный yровень жизни и возможности социального и профессионального развития. Представляется, что финансирование социального обеспечения в России должно быть обеспечено как из средств социального страхования (основные страховые риски), так и государственным бюджетом (минимальные гарантии и помощь уязвимым группам). 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение.

  Российское  государство должно создать своим  гражданам условия для достойной жизни. Это потребует изменения существующей схемы финансирования социальной политики, где главенствует остаточный принцип. Тесная увязка уровня социальной поддержки населения с состоянием государственных финансов приводит к тому, что размеры многих социальных пособий и даже заработной платы не соответствуют прожиточному минимуму населения. Сложность и противоречивость человеческого бытия во многом определяются в современном мире достижениями национальной экономики.

  Современная экономика требует сложной рабочей  силы, высококвалифицированных работников, а их труд – достойной оплаты. Доходы населения формируют платёжеспособный спрос, а он – главный двигатель роста в рыночной экономике. Повышение благосостояния – необходимая предпосылка экономического роста, а это положение возводит социальные задачи в ряд приоритетных, что является предпосылкой эффективной социальной политики. Известно, что в числе стратегических установок фигурирует ускоренный рост ВВП и сокращение бедности. А для этого необходимо расширить занятость и повысить доходы работающего населения, а это в свою очередь будет стимулом роста производительности труда и производства в целом. Заниженный уровень заработной платы подрывает воспроизводство трудовых ресурсов, является антистимулом для работника и мощным ограничителем увеличения покупательской способности населения, а значит, и роста производства. А существующая чрезмерная дифференциация в оплате труда по отраслям и регионам ставит под вопрос существование в стране «единого социального пространства» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

  Существующие  проблемы в социальной политике государства  требуют незамедлительного решения. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым  гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд невидимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. По тому как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и о том, какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны. Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса.

  Необходимо  окончательно определить доктрину устройства социальной сферы. Ежегодно президент  и главы обеих палат Федерального Собрания России обращаются с совместным социальным посланием к народу России, содержащим основные положения социальной политики на текущий год. В этих посланиях конкретизируются положения «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации»,  реализация которых позволит упорядочить взаимоотношения между социальными и экономическими решениями и действиями власти на всех уровнях управления, создать эффективную и гибкую систему приоритетов общественного развития, ускорить движение общества по пути социально-экономического прогресса.

  Для наиболее плодотворной деятельности в  формировании, реализации и контроле исполнения социальной политики должны участвовать в качестве субъектов все ветви и органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, общественные организации и общество в целом, работодатели и бизнес-сообщество. В свою очередь, объектами социальной политики должны стать все категории и слои населения, общественные и территориальные организации и группы, а также отрасли социальной сферы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н. Думной. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 688с.
  2. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: НОРМА – ИНФРА – М, 1999. – 456с.
  3. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007: Стат.сб. / Росстат - M., 2007. – 505 c.
  4. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. Акад. В.И.Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА – М, 2003.- 714с.
  5. Российский экономический журнал № 9-10, 2007 г. Д. Мещеряков «Социально-экономические проблемы России и перспективы их решения» стр. 3-19.
  6. Российский экономический журнал №11-12, 2007 г. Ю. Петров «О целях социально-экономической политики, путях и средствах их достижения» стр. 116-120
  7. Интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru
  8. Интернет-сайт института комплексных стратегических исследований www.icss.ru
 
 
 

  

Информация о работе Основные направления российской социальной политики