Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 19:36, контрольная работа
В своей работе, я бы хотела раскрыть сущность понятия «социальная политика государства», отразить основные направления, цели и принципы социальной политики в России, а также меры и механизмы реализации политики социального развития.
Введение -------------------------------------------------------------------------------- стр. 3
1. Социальная политика государства -------------------------------------------- стр. 4
2. Цели социальной политики ----------------------------------------------------- стр. 6
3. Направления социальной политики ------------------------------------------- стр. 7
4. Принципы социальной политики ---------------------------------------------- стр. 10
5. Функции социальной политики ------------------------------------------------ стр. 11
6. Финансирование социальной политики -------------------------------------- стр. 14
7. Экономические реформы в России и особенности социальной
политики ----------------------------------------------------------------------- стр. 17
Заключение ------------------------------------------------------------------------ стр. 19
1)
С корректировкой на индекс потребительских
цен.
Рис.
2. Расходование средств
государственных внебюджетных
фондов обязательного
социального страхования
РФ (в процентах от ВВП)
Принципы социальной политики.
Социальная политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение ресурсного потенциала для осуществления социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, создаются условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для осуществления социальной политики; с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни.
Следующим
принципом можно назвать
Функции социальной политики.
Социальная политика выполняет множество функций, а основные из них:
Формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества предполагает разработку цели развития общества на определенный период времени; создание целевых комплексных программ, направленных на ее реализацию; формирование объема и структуры потребностей общества на определенный период с тем, чтобы заложить их в обозначаемую цель развития производства.
Стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников направлено на побуждение работников к росту производства, обеспечение ресурсного потенциала проведения активной социальной политики государства. Все источники доходов, размер и направления поступлений и расходования налогов, социальных отчислений должны быть прозрачными, понятными каждому работнику и потребителю общественных благ.
Обеспечение социальной защищенности всех членов общества предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности социальной политики, при этом размер социальных услуг должен решить главную задачу - обеспечение минимального прожиточного минимума всему населению. Остающаяся часть дохода общества должна дифференцироваться в зависимости от трудового вклада и размера собственности. В развитых рыночных экономиках эти принципы гарантируются соответствующими правовыми нормами и государственными службами и учреждениями.
Таблица 3.
Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ (на 1 января; рублей)
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Оплата труда и пенсии (в месяц) | ||||||
Минимальный размер оплаты труда | 300 | 450 | 600 | 720 | 800 | 1100 |
Тарифная
ставка (оклад) 1 разряда
ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (с учетом доплаты) |
450 | 450 | 600 | 720 | 800 | 1100 |
Размер базовой части трудовой пенсии: | ||||||
по старости | 450,0 | 522,4 | 598,0 | 660,0 | 954,0 | 1035,1 |
по инвалидности: | ||||||
при I степени | 225,0 | 261,2 | 299,0 | 330,0 | 477,0 | 517,6 |
при II степени | 450,0 | 522,4 | 598,0 | 660,0 | 954,0 | 1035,1 |
при III степени | 900,0 | 1044,8 | 1196,1 | 1320,0 | 1908,0 | 2070,2 |
по случаю потери кормильца: | ||||||
детям, потерявшим обоих родителей или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам), на каждого ребенка | 450,0 | 522,4 | 598,0 | 660,0 | 954,0 | 1035,1 |
другим
нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, на каждого члена семьи |
225,0 | 261,2 | 299,0 | 330,0 | 477,0 | 517,6 |
Пособия | ||||||
единовременное
пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель) |
300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Родовой сертификат | - | - | - | - | 7000 | 10000 |
единовременное пособие при рождении ребенка | 4500 | 4500 | 4500 | 6000 | 8000 | 8000 |
единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью | - | - | - | - | - | 8000 |
ежемесячное
пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет: |
500 | 500 | 500 | 500 | 700 | - |
по уходу за первым ребенком | - | - | - | - | - | 1500 |
по уходу за вторым и последующими детьми | - | - | - | - | - | 3000 |
Ежемесячные
выплаты на содержание ребенка в семье опекуна |
- | - | - | - | - | 4000 |
Размер оплаты труда приемных родителей, в месяц | - | - | - | - | - | 2500 |
Государственный
сертификат на материнский (семейный) капитал1) |
- | - | - | - | - | 250000 |
Минимальный
размер пособия по безработице, в месяц |
100 | 100 | 100 | 720 | 720 | 720 |
Социальное пособие на погребение | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 |
Стипендии (в месяц) | ||||||
Минимальный размер стипендии: | ||||||
студентам
государственных, муниципальных вузов |
200 | 200 | 400 | 400 | 600 | 600 |
студентам (учащимся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования | 70 | 70 | 140 | 140 | 210 | 210 |
1)
Право на получение сертификата имеют
женщины, родившие (усыновившие) второго
ребенка начиная с 1 января 2007 г., женщины,
родившие (усыновившие) третьего или последующего
детей начиная с 1 января 2007 г.
Согласование личных, коллективных и общественных интересов учитывает в первую очередь не первоочередность решения тех или иных интересов, как это предполагалось социализмом, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации. Степень такого участия определяется каждой национальной экономикой отдельно. Учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ реализуется в разных системах по-разному. Социализм здесь провозгласил принцип распределения по количеству и качеству труда. Он базируется на теории трудовой стоимости и провозглашает: создающий своим трудом большую стоимость должен получать больший доход, большую долю от общественного дохода. На практике этот принцип не реализовался, а насаждалось уравнительное распределение (для работников, но не управленческого персонала). В рыночных структурах учет доли каждого ведется от ресурсного обеспечения производства или общественно полезных действий. Учитывается роль фактора производства и через механизм рынка определяется долевое участие в распределении благ.
Развитие социальной инфраструктуры общества обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимает создание условий для воспроизводства рабочей силы, а значит развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительства и эксплуатации жилого фонда, сферы услуг и т.д.
Для
социальной политики характерен разноуровневый
подход. В рыночных условиях большое
будущее связано с деятельностью фирм,
корпораций, благотворительных организаций.
Финансирование социальных программ.
Важным вопросом является источник финансирования социальных программ. В централизованной хозяйственной системе единственным гарантом выступает государство. Каждая страна осуществляет социальную политику по-разному. Государство отвечает за поддержание минимального уровня помощи, за ее высокую доступность.
Социальная помощь, как правило, осуществляется по трем основным каналам: государственному социальному страхованию, государственному вспомоществованию, частной системе социального страхования. Основная часть выплат государственного социального страхования идет на пенсии по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца, на медицинскую помощь.
Государственное
вспомоществование
- программы специальной помощи в денежной форме npeстарелым, инвалидам, слепым, нуждающимся семьям с детьми;
-
пособия в натуральной форме:
продовольственные талоны,
школьные завтраки и обеды, специальное
питание для беременных и
матерей с детьми, продовольствие престарелым,
медицинское обслуживание, жилищное пособие,
ссуды студентам.
Как видно из следующего рисунка, отличительной чертой государственного социального обеспечения является то, что основу его финансирования образуют поступления в государственный бюджет.
Таблица 4.
Система государственного социального обеспечения.
|
социальное страхование |
Государственное
вспомоществование |
«Клиенты»: застрахованные, бывшие участники производства | «Клиенты»: социально ущемлённые, живущие в бедности и особенно в нищете |
Источник финансирования: взносы предприятий, застрахованных, налогообложение, госбюджет | Источник финансирования: налогообложение, госбюджет |
Критерий: выплата страховых взносов, трудовой стаж, участие в производстве | Критерий: степень нуждаемости |
Социальное страхование служит не только гарантией поддержания определенного уровня жизни при прекращении трудовой деятельности, но и создает уверенность в завтрашнем дне, поддерживает социальную стабильность.
Таблица 5.
Расходы на выплату пособий и социальную помощь
(по
данным баланса денежных
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Миллионов рублей | ||||||
Расходы на выплату пособий и социальную помощь – всего | 98309 | 128429 | 140869 | 140985 | 314912 | 467523 |
в том числе: | ||||||
пособия по временной нетрудоспособности1) | 48511 | 62699 | 70335 | 69204 | 65072 | 81296 |
из
них по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям |
719 | 918 | 1010 | 1090 | 1256 | 1510 |
семейные и материнские пособия | 34273 | 43447 | 45693 | 44996 | 46736 | 57811 |
|
||||||
по беременности и родам1) | 5550 | 8604 | 10724 | 12079 | 14403 | 19109 |
при рождении ребенка1) | 1821 | 5732 | 6513 | 6490 | 8192 | 11047 |
по уходу за ребенком до 1,5 лет1) | 1966 | 5176 | 5656 | 5641 | 5632 | 7607 |
по уходу за детьми-инвалидами1) | 198 | 267 | 307 | 345 | 374 | 424 |
ежемесячное пособие на ребенка2) | 24738 | 23668 | 22493 | 20441 | 18135 | 19624 |
социальная помощь гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф на АЭС и других аварий3) | 5058 | 5368 | 5736 | 6257 | 5312 | 5749 |
компенсационные выплаты на возмещение материального ущерба реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий3) | 746 | 490 | - | - | 1335 | 580 |
пособия и материальная помощь безработным2) | 7216 | 10598 | 13002 | 13937 | 16452 | 19530 |
единовременное пособие, материальная помощь, оплата проезда, провоза багажа беженцам и вынужденным переселенцам4) | 453 | 907 | 356 | 566 | - | - |
возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение1); 5) | 1781 | 1761 | 1736 | 1731 | 1828 | 1608 |
другие виды пособий и социальной помощи | 271 | 3159 | 4011 | 4294 | 178456 | 300949 |
Задолженность
по выплате ежемесячного пособия на ребенка (на конец года)2) |
14980 | 9462 | 5152 | 2400 | 1304 | 345 |
1) По данным Фонда социального страхования Российской Федерации.
2) По
данным Минздравсоцразвития России.
4) По данным МВД России.
Система государственного вспомоществования призвана прямо, в какой-то степени нейтрализовать проблему неравенства, ведь речь идёт о неработающих инвалидах с детства, пенсионерах, получающих минимальную пенсию по старости, безработных, многодетных семьях. Широко распространены системы частного социального страхования по болезни.
Социальная
политика государства не ограничивается
формированием денежных доходов нетрудоспособных.
На государство возлагается ответственность
за обеспечение доступа к социальным услугам
всех слоев населения. В этой сфере проявляется
специфика потребностей, которые государство
призвано удовлетворять. Это потребности
в общем и специальном образовании, медицинском
обслуживании, жилье и т.д. Эти потребности
связаны с обеспечением качества жизни
человека. Основу потребления такого рода
составляет прямое предоставление услуг
потребителю вне связи с его денежным
доходом. Необходимо учесть, что система
социального обеспечения, как инструмент
социальной политики, предоставляет социальные
пособия и услуги в минимальных рамках.
Всякая возможность выхода за эти рамки,
потребление социальных услуг с относительно
более высокими количественными и качественными
характеристиками определяется величиной
индивидуального дохода, реализуемого
на рынке социальных услуг.
Экономические реформы в России и особенности социальной политики:
Рыночные преобразования в российском обществе привели к преобладанию среди населения лиц, живущих в бедности. Как показывает анализ их социального состава, среди них преобладают специалисты, лица с высшим образованием. Рост слоя бедных произошел в результате массового обнищания интеллигенции, бывшей ранее среднеобеспеченной. Это и есть «новые бедные».
Основную часть «новых бедных» представляют люди активного возраста — 30—50 лет, почти 2/3 составляют семейные. Низкие текущие доходы не позволяют не только приобщиться к новым стандартам потребления, но и значительно снижают уровень потребления, сводя его к минимуму выживания. Ухудшение материального положения отмечено практически по всем параметрам: питание, одежда, помощь родственникам, отдых и т.д.
Информация о работе Основные направления российской социальной политики