Основные направления российской социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

В своей работе, я бы хотела раскрыть сущность понятия «социальная политика государства», отразить основные направления, цели и принципы социальной политики в России, а также меры и механизмы реализации политики социального развития.

Содержание

Введение -------------------------------------------------------------------------------- стр. 3
1. Социальная политика государства -------------------------------------------- стр. 4
2. Цели социальной политики ----------------------------------------------------- стр. 6
3. Направления социальной политики ------------------------------------------- стр. 7
4. Принципы социальной политики ---------------------------------------------- стр. 10
5. Функции социальной политики ------------------------------------------------ стр. 11
6. Финансирование социальной политики -------------------------------------- стр. 14
7. Экономические реформы в России и особенности социальной
политики ----------------------------------------------------------------------- стр. 17
Заключение ------------------------------------------------------------------------ стр. 19

Работа содержит 1 файл

основные направления российской социальной политики.doc

— 1.91 Мб (Скачать)
 

  1) С корректировкой на индекс потребительских цен. 
 

  

  Рис. 2. Расходование средств государственных внебюджетных фондов обязательного социального страхования РФ (в процентах от ВВП) 

  Принципы  социальной политики.

  Социальная  политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение  ресурсного потенциала для осуществления социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, создаются условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для осуществления социальной политики; с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни.

  Следующим принципом можно назвать принцип  всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными мероприятиями всех социально-демографических слоев и групп населения. Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна чутко реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий переходной экономики, где неизбежны кризисные явления, инфляция, рост безработицы и как следствие - резкое падение уровня жизни и социальные потрясения в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Функции социальной политики.

  Социальная  политика выполняет множество функций, а основные из них:

  • формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества;
  • стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой                   деятельности работников;
  • обеспечение социальной защищенности всех членов общества;
  • согласование личных, коллективных и общественных интересов;
  • учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ;
  • развитие социальной инфраструктуры общества.

  Формирование  рациональной структуры доходов  и потребностей общества предполагает разработку цели развития общества на определенный период времени; создание целевых комплексных программ, направленных на ее реализацию; формирование объема и структуры потребностей общества на определенный период с тем, чтобы заложить их в обозначаемую цель развития производства.

  Стимулирование  мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников направлено на побуждение работников к росту производства, обеспечение ресурсного потенциала проведения активной социальной политики государства. Все источники доходов, размер и направления поступлений и расходования налогов, социальных отчислений должны быть прозрачными, понятными каждому работнику и потребителю общественных благ.

  Обеспечение социальной защищенности всех членов общества предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности социальной политики, при этом размер социальных услуг должен решить главную задачу - обеспечение минимального прожиточного минимума всему населению. Остающаяся часть дохода общества должна дифференцироваться в зависимости от трудового вклада и размера собственности. В развитых рыночных экономиках эти принципы гарантируются соответствующими правовыми нормами и государственными службами и учреждениями.

  Таблица 3.

  Размеры основных социальных гарантий, установленных  законодательством  РФ (на 1 января; рублей)

      2002   2003   2004   2005   2006   2007
      Оплата  труда и пенсии (в месяц)
  Минимальный размер оплаты труда   300   450   600   720   800   1100
  Тарифная  ставка (оклад) 1 разряда

  ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (с учетом доплаты)

  450   450   600   720   800   1100
  Размер базовой части трудовой пенсии:                        
  по  старости   450,0   522,4   598,0   660,0   954,0   1035,1
  по  инвалидности:                        
  при I степени   225,0   261,2   299,0   330,0   477,0   517,6
  при II степени   450,0   522,4   598,0   660,0   954,0   1035,1
  при III степени   900,0   1044,8   1196,1   1320,0   1908,0   2070,2
  по  случаю потери кормильца:                        
  детям, потерявшим обоих родителей или  детям умершей одинокой матери (круглым  сиротам), на каждого ребенка   450,0   522,4   598,0   660,0   954,0   1035,1
  другим  нетрудоспособным членам семьи  
умершего кормильца, на каждого члена семьи
  225,0   261,2   299,0   330,0   477,0   517,6
      Пособия
  единовременное пособие женщинам, вставшим  
на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель)
  300   300   300   300   300   300
  Родовой сертификат   -   -   -   -   7000   10000
  единовременное пособие при рождении ребенка   4500   4500   4500   6000   8000   8000
  единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью   -   -   -   -   -   8000
  ежемесячное пособие на период отпуска  
по уходу за ребенком до достижения им  
возраста полутора лет:
  500   500   500   500   700   -
  по  уходу за первым ребенком   -   -   -   -   -   1500
  по  уходу за вторым и последующими детьми   -   -   -   -   -   3000
  Ежемесячные выплаты на содержание ребенка  
в семье опекуна
  -   -   -   -   -   4000
  Размер  оплаты труда приемных родителей, в  месяц   -   -   -   -   -   2500
  Государственный сертификат на материнский  
(семейный) капитал1)
  -   -   -   -   -   250000
  Минимальный размер пособия по безработице,  
в месяц
  100   100   100   720   720   720
  Социальное  пособие на погребение   1000   1000   1000   1000   1000   1000
      Стипендии (в месяц)
  Минимальный размер стипендии:                        
  студентам государственных, муниципальных 
вузов
  200   200   400   400   600   600
  студентам (учащимся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования   70   70   140   140   210   210

  1) Право на получение сертификата имеют женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.,  женщины, родившие (усыновившие) третьего или последующего детей начиная с 1 января 2007 г. 

  Согласование  личных, коллективных и общественных интересов учитывает в первую очередь не первоочередность решения тех или иных интересов, как это предполагалось социализмом, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации. Степень такого участия определяется каждой национальной экономикой отдельно. Учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ реализуется в разных системах по-разному. Социализм здесь провозгласил принцип распределения по количеству и качеству труда. Он базируется на теории трудовой стоимости и провозглашает: создающий своим трудом большую стоимость должен получать больший доход, большую долю от общественного дохода. На практике этот принцип не реализовался, а насаждалось уравнительное распределение (для работников, но не управленческого персонала). В рыночных структурах учет доли каждого ведется от ресурсного обеспечения производства или общественно полезных действий. Учитывается роль фактора производства и через механизм рынка определяется долевое участие в распределении благ.

  Развитие  социальной инфраструктуры общества обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимает создание условий для воспроизводства рабочей силы, а значит развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительства и эксплуатации жилого фонда, сферы услуг и т.д.

  Для социальной политики характерен разноуровневый подход. В рыночных условиях большое будущее связано с деятельностью фирм, корпораций, благотворительных организаций.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  Финансирование  социальных программ.

  Важным  вопросом является источник финансирования социальных программ. В централизованной хозяйственной системе единственным гарантом выступает государство. Каждая страна осуществляет социальную политику по-разному. Государство отвечает за поддержание минимального уровня помощи, за ее высокую доступность.

  Социальная  помощь, как правило, осуществляется по трем основным каналам: государственному социальному страхованию, государственному вспомоществованию, частной системе социального страхования. Основная часть выплат государственного социального страхования идет на пенсии по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца, на медицинскую помощь.

  Государственное вспомоществование осуществляется по следующим направлениям:

  - программы специальной помощи в денежной форме npeстарелым, инвалидам, слепым, нуждающимся семьям с детьми;

  - пособия в натуральной форме:  продовольственные талоны, 
школьные завтраки и обеды, специальное питание для беременных и 
матерей с детьми, продовольствие престарелым, медицинское обслуживание, жилищное пособие, ссуды студентам.

  Как видно из следующего рисунка, отличительной  чертой государственного социального обеспечения является то, что основу его финансирования образуют поступления в государственный бюджет.

  Таблица 4.

  Система государственного социального  обеспечения.

          
        Социальное обеспечение
 
      
    Государственное

      социальное  страхование

      Государственное

      вспомоществование

       «Клиенты»: застрахованные, бывшие участники  производства   «Клиенты»: социально ущемлённые, живущие в бедности и особенно в нищете
       Источник финансирования: взносы предприятий, застрахованных, налогообложение, госбюджет   Источник  финансирования: налогообложение, госбюджет
       Критерий: выплата страховых взносов, трудовой стаж, участие в производстве   Критерий: степень нуждаемости
 

  Социальное  страхование служит не только гарантией  поддержания определенного уровня жизни при прекращении трудовой деятельности, но и создает уверенность в завтрашнем дне, поддерживает социальную стабильность.

  Таблица 5.

   Расходы на выплату пособий и социальную помощь

  (по  данным баланса денежных доходов  и расходов населения)

      2001   2002   2003   2004   2005   2006
      Миллионов рублей
  Расходы на выплату пособий  и социальную помощь – всего   98309   128429   140869   140985   314912   467523
  в том числе:                        
  пособия по временной нетрудоспособности1)   48511   62699   70335   69204   65072   81296
  из  них по трудовым увечьям  
и профессиональным заболеваниям
  719   918   1010   1090   1256   1510
  семейные  и материнские пособия   34273   43447   45693   44996   46736   57811
      в том  числе:
                       
  по  беременности и родам1)   5550   8604   10724   12079   14403   19109
  при рождении ребенка1)   1821   5732   6513   6490   8192   11047
  по  уходу за ребенком до 1,5 лет1)   1966   5176   5656   5641   5632   7607
  по  уходу за детьми-инвалидами1)   198   267   307   345   374   424
  ежемесячное пособие на ребенка2)   24738   23668   22493   20441   18135   19624
  социальная  помощь гражданам, подвергшимся воздействию  радиации вследствие катастроф на АЭС  и других аварий3)   5058   5368   5736   6257   5312   5749
  компенсационные выплаты на возмещение материального ущерба реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий3)   746   490   -   -   1335   580
  пособия и материальная помощь безработным2)   7216   10598   13002   13937   16452   19530
  единовременное  пособие, материальная помощь, оплата проезда, провоза багажа беженцам и вынужденным переселенцам4)   453   907   356   566   -   -
  возмещение  стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение1); 5)   1781   1761   1736   1731   1828   1608
  другие  виды пособий и социальной помощи   271   3159   4011   4294   178456   300949
  Задолженность по выплате ежемесячного  
пособия на ребенка (на конец года)2)
  14980   9462   5152   2400   1304   345

  1) По данным Фонда социального страхования Российской Федерации.

  2) По данным Минздравсоцразвития России.                                  3) По данным Минфина России.

       4) По данным МВД России.                            5) По данным Пенсионного фонда Российской Федерации. 

  Система государственного вспомоществования  призвана прямо, в какой-то степени нейтрализовать проблему неравенства, ведь речь идёт о неработающих инвалидах с детства, пенсионерах, получающих минимальную пенсию по старости, безработных, многодетных семьях. Широко распространены системы частного социального страхования по болезни.

  Социальная  политика государства не ограничивается формированием денежных доходов нетрудоспособных. На государство возлагается ответственность за обеспечение доступа к социальным услугам всех слоев населения. В этой сфере проявляется специфика потребностей, которые государство призвано удовлетворять. Это потребности в общем и специальном образовании, медицинском обслуживании, жилье и т.д. Эти потребности связаны с обеспечением качества жизни человека. Основу потребления такого рода составляет прямое предоставление услуг потребителю вне связи с его денежным доходом. Необходимо учесть, что система социального обеспечения, как инструмент социальной политики, предоставляет социальные пособия и услуги в минимальных рамках. Всякая возможность выхода за эти рамки, потребление социальных услуг с относительно более высокими количественными и качественными характеристиками определяется величиной индивидуального дохода, реализуемого на рынке социальных услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Экономические реформы в России и особенности  социальной политики:

  Рыночные  преобразования в российском обществе привели к преобладанию среди населения лиц, живущих в бедности. Как показывает анализ их социального состава, среди них преобладают специалисты, лица с высшим образованием. Рост слоя бедных произошел в результате массового обнищания интеллигенции, бывшей ранее среднеобеспеченной. Это и есть «новые бедные».

  Основную  часть «новых бедных» представляют люди активного возраста — 30—50 лет, почти 2/3 составляют семейные. Низкие текущие доходы не позволяют не только приобщиться к новым стандартам потребления, но и значительно снижают уровень потребления, сводя его к минимуму выживания. Ухудшение материального положения отмечено практически по всем параметрам: питание, одежда, помощь родственникам, отдых и т.д.

Информация о работе Основные направления российской социальной политики