Основные направления и проблемы современной западной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

Крупные события в социально-политической жизни общества (телекоммуникативная революция, переход от тоталитарных систем к неоконсерватизму 1970-1980 гг.) привели к тому, что старый социологический научный аппарат был уже не способен описать происходящие социальные сдвиги. Поэтому возникла необходимость выработки новой парадигмы социального мышления, т. е. создания новой фундаментальной картины социальной реальности: жизнедеятельности общества, отдельных социальных общностей и личности, характера их взаимодействия. Насущная потребность реализовалась в концепциях постиндустриального, информационного общества.

Содержание

Содержание ……………………………………………………………….. 3
Основные направления и проблемы современной западной
социологии. План …………………………………………....………….... 4
Плюрализм современной западной социологии ……………………….. 4
Школы и направления современной западной социологии …………… 8
Литература ………

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

       В своих основных исследованиях «Человеческая  группа» (1950), «Социальное поведение  его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967) Хоманс сформулировал  основную задачу своей теории в виде общепонятного лозунга «вернуть человека в социологию».

       По  Хомансу, Социология явилась результатом  процесса естественного развития психологии, а, следовательно, «конечные принципы объяснения антропологии, социологии и даже в истории… - психологические».

       По  мнению Хоманса, институты и человеческое общество в целом складываются только из действий человека, поэтому они  могут анализироваться в терминах индивидуальных действий и могут  быть объяснены на основе принципов  индивидуального поведения. Поэтому существенным элементом социологии Хоманса стала его теория социального поведения.

       Новое понимание природы Я сущности социального поведения объяснялось  следующим образом: «Социальное  поведение представляет собой обмен  ценностями (как материальными, так и нематериальными, например, знаками одобрения или престижа). Люди, которые получают многое от других, испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы последние могли получать многое от первых. Такой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами».

       По  Хомансу, существуют два уровня поведения: субинституциональный (парные непосредственно-личностные отношения) и институциональный. Первый – основа второго. И различием  между ними является то, что в сложных организациях деятельность регулируется не первичными, а более сложными по своему характеру вознаграждениями (такими, например, как социальное одобрение) и в том, что сами процессы обмена «вознаграждающей» становятся более опосредованными.

       Сущность  социальных отношений в обществе Хоманс излагал следующим образом: «Секрет социального обмена между  людьми заключается в том, чтобы  дать другому человеку из своего поведения  то, что представляется ему более  ценным, чем Вам, и получить от него то, что представляет большую ценность для Вас, чем для него».

       Оригинальную  социологическую концепцию предложил  в этот период и П. Блау. В таких  работах, как «Динамика бюрократии» (1955), «Обмен и власть в социальной жизни» (1964), «Американская структура  занятости» (1964), он осуществил попытку конструктивного синтеза ряда положений функционализма, интеракционизма и школы социального конфликта.

       Принцип 1. Чем большую выгоду человек  ожидает от другого, осуществляя  определенную деятельность, тем более  вероятно, что он будет осуществлять эту деятельность.

       Принцип 2. Чем большим количеством вознаграждения человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение  последующих актов обмена благодаря  возникшим направляющим их взаимным обязательствам. (Компенсацию полученных благ как необходимость для продолжения получения их Блау именовал «пусковым механизмом» социального взаимодействия.)

       Принцип 3. Чем чаще нарушаются при обмене взаимные обязательства, склонные к негативному санкционированию лиц, тем более нарушаются нормы взаимности.

       Принцип 4. С приближением момента вознаграждения, являющегося результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене и вероятность ее осуществления  снижается.

       Принцип 5. Чем больше установилось отношение  обмена нормы справедливости, тем меньше власти имеют партии, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих эти нормы.

       Принцип 6. Чем более стабильный и сбалансированный характер носят отношения обмена между социальными единицами, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена (Социальная жизнь, таким образом, полна «дилемм», решая которые, люди вынуждены менять стабильность других, поскольку все они стремятся к поддержанию всего многообразия этих отношений.) 
 

         е) Теория символического интеракционизма 

       Существенный  вклад в эволюцию современной  западной социологии внес основоположник символического интеракционизма, американский философ и социолог, профессор  философии Чикагского университета Джордж Мид (1863-1931).

       Мид уделял большое внимание проблемам использования научного метода в решении различных социальных проблем. Эти ориентации Мида в значительной мере содействовали постановке им ряда новых вопросов и получению соответствующих результатов. Поэтому принципиально важным моментом социологического творчества Мида были признание им примата социального над индивидуальным и стремление преодолеть ограниченность той исследовательской традиции, в которой индивид и общество, как правило, противопоставлялись друг другу.

       Мид написал очень мало работ. Большинство его основополагающих идей можно найти только в опубликованных посмертно записях его лекций. Наиболее значительное изложение интеракционизма содержится в книге «Разум, Я и Общество» (1934).

       Отрицая изначальную данность людям разума и сознания, Мид подчеркивал, что социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет «символическое окружение».

       Согласно  концепции Мида, общение между  людьми осуществляется при помощи особых средств – символов, к которым он относил жест и язык. Рассматривая жест как специфический символ, Мид указывал, что он выступает в непосредственной или опосредованной форме как начальный, незавершенный элемент поведенческого действия или акта. Смысл жеста, когда он понятен, вызывает соответствующую, как правило, инстинктивную реакцию. Но жест не имеет социально закрепленного значения. В этом отношении язык, как более зрелая форма, обладает значительными преимуществами, поскольку может оказывать одинаковое воздействие на разных индивидов.

       По  мнению Мида, человеческие действия изначально носят социальный характер, он неоднократно подчеркивал, что объяснение поведения  индивида возможно лишь в терминах организованного поведения общественной группы и что действия индивида не объяснимы, если их не рассматривать как органическое целое.

       Одной из важнейших частей социологического учения Мида явилась его концепция  «межиндивидуального взаимодействия», утверждавшая, что общение людей  в установки индивида на объекты (на «других» и на «самого себя») порождаются и поддерживаются определенной совокупностью социальных фактов. То как индивид воспринимает окружающую социальную действительность, обусловливается его опытом общения с другими, особенно собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено соответствующими символами (жестами или словами). В связи с этим поведение индивида в группе, отмечал Мид, «является результатом принятия данным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой «обобщенного другого».

       Этот  процесс принятия роли других людей («обобщенного другого») особенно рельефно проявляется в ходе формирования человеческого «Я», происхождение и структуру социального процесса.

       Существенное  значение для развития социологии и  психологии имела разработанная  Мидом ролевая концепция личности. Многомерное поведение человека можно представить (и проанализировать) в виде определенного набора социально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения – «ролей», которые человек играет в обществе. Причем, по Миду, анализ «ролей», которые человек дает достаточные основания для суждения не только о его поведении, но и о его личности, поскольку ее внутренняя импульсивная и нормативная противоречивость выражается в любых поведенческих актах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Литература 

    1. Бабосов Е. М., Общая социология – Минск
    2. Качалов, И. Л. Социология : учебно-метод. пособие для студ. неэкономич. спец. БГУИР всех форм обуч. / И. Л. Качалов. – Минск : БГУИР, 2004.
    3. Общая социология : учебное пособие / А. Г. Эфендиев. – М., 2007

Информация о работе Основные направления и проблемы современной западной социологии