Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:41, контрольная работа
Крупные события в социально-политической жизни общества (телекоммуникативная революция, переход от тоталитарных систем к неоконсерватизму 1970-1980 гг.) привели к тому, что старый социологический научный аппарат был уже не способен описать происходящие социальные сдвиги. Поэтому возникла необходимость выработки новой парадигмы социального мышления, т. е. создания новой фундаментальной картины социальной реальности: жизнедеятельности общества, отдельных социальных общностей и личности, характера их взаимодействия. Насущная потребность реализовалась в концепциях постиндустриального, информационного общества.
Содержание ……………………………………………………………….. 3
Основные направления и проблемы современной западной
социологии. План …………………………………………....………….... 4
Плюрализм современной западной социологии ……………………….. 4
Школы и направления современной западной социологии …………… 8
Литература ………
В своих основных исследованиях «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967) Хоманс сформулировал основную задачу своей теории в виде общепонятного лозунга «вернуть человека в социологию».
По Хомансу, Социология явилась результатом процесса естественного развития психологии, а, следовательно, «конечные принципы объяснения антропологии, социологии и даже в истории… - психологические».
По
мнению Хоманса, институты и человеческое
общество в целом складываются только
из действий человека, поэтому они
могут анализироваться в
Новое
понимание природы Я сущности
социального поведения
По Хомансу, существуют два уровня поведения: субинституциональный (парные непосредственно-личностные отношения) и институциональный. Первый – основа второго. И различием между ними является то, что в сложных организациях деятельность регулируется не первичными, а более сложными по своему характеру вознаграждениями (такими, например, как социальное одобрение) и в том, что сами процессы обмена «вознаграждающей» становятся более опосредованными.
Сущность социальных отношений в обществе Хоманс излагал следующим образом: «Секрет социального обмена между людьми заключается в том, чтобы дать другому человеку из своего поведения то, что представляется ему более ценным, чем Вам, и получить от него то, что представляет большую ценность для Вас, чем для него».
Оригинальную
социологическую концепцию
Принцип 1. Чем большую выгоду человек ожидает от другого, осуществляя определенную деятельность, тем более вероятно, что он будет осуществлять эту деятельность.
Принцип
2. Чем большим количеством
Принцип 3. Чем чаще нарушаются при обмене взаимные обязательства, склонные к негативному санкционированию лиц, тем более нарушаются нормы взаимности.
Принцип
4. С приближением момента вознаграждения,
являющегося результатом
Принцип 5. Чем больше установилось отношение обмена нормы справедливости, тем меньше власти имеют партии, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих эти нормы.
Принцип
6. Чем более стабильный и сбалансированный
характер носят отношения обмена между
социальными единицами, тем менее сбалансированный
и стабильный характер приобретают другие
отношения обмена (Социальная жизнь, таким
образом, полна «дилемм», решая которые,
люди вынуждены менять стабильность других,
поскольку все они стремятся к поддержанию
всего многообразия этих отношений.)
е)
Теория символического
интеракционизма
Существенный вклад в эволюцию современной западной социологии внес основоположник символического интеракционизма, американский философ и социолог, профессор философии Чикагского университета Джордж Мид (1863-1931).
Мид уделял большое внимание проблемам использования научного метода в решении различных социальных проблем. Эти ориентации Мида в значительной мере содействовали постановке им ряда новых вопросов и получению соответствующих результатов. Поэтому принципиально важным моментом социологического творчества Мида были признание им примата социального над индивидуальным и стремление преодолеть ограниченность той исследовательской традиции, в которой индивид и общество, как правило, противопоставлялись друг другу.
Мид написал очень мало работ. Большинство его основополагающих идей можно найти только в опубликованных посмертно записях его лекций. Наиболее значительное изложение интеракционизма содержится в книге «Разум, Я и Общество» (1934).
Отрицая изначальную данность людям разума и сознания, Мид подчеркивал, что социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет «символическое окружение».
Согласно концепции Мида, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств – символов, к которым он относил жест и язык. Рассматривая жест как специфический символ, Мид указывал, что он выступает в непосредственной или опосредованной форме как начальный, незавершенный элемент поведенческого действия или акта. Смысл жеста, когда он понятен, вызывает соответствующую, как правило, инстинктивную реакцию. Но жест не имеет социально закрепленного значения. В этом отношении язык, как более зрелая форма, обладает значительными преимуществами, поскольку может оказывать одинаковое воздействие на разных индивидов.
По
мнению Мида, человеческие действия изначально
носят социальный характер, он неоднократно
подчеркивал, что объяснение поведения
индивида возможно лишь в терминах
организованного поведения
Одной
из важнейших частей социологического
учения Мида явилась его концепция
«межиндивидуального
Этот процесс принятия роли других людей («обобщенного другого») особенно рельефно проявляется в ходе формирования человеческого «Я», происхождение и структуру социального процесса.
Существенное
значение для развития социологии и
психологии имела разработанная
Мидом ролевая концепция
Литература
Информация о работе Основные направления и проблемы современной западной социологии