Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:41, контрольная работа
Крупные события в социально-политической жизни общества (телекоммуникативная революция, переход от тоталитарных систем к неоконсерватизму 1970-1980 гг.) привели к тому, что старый социологический научный аппарат был уже не способен описать происходящие социальные сдвиги. Поэтому возникла необходимость выработки новой парадигмы социального мышления, т. е. создания новой фундаментальной картины социальной реальности: жизнедеятельности общества, отдельных социальных общностей и личности, характера их взаимодействия. Насущная потребность реализовалась в концепциях постиндустриального, информационного общества.
Содержание ……………………………………………………………….. 3
Основные направления и проблемы современной западной
социологии. План …………………………………………....………….... 4
Плюрализм современной западной социологии ……………………….. 4
Школы и направления современной западной социологии …………… 8
Литература ………
Содержание:
социологии. План …………………………………………....………….... 4
Основные
направления и
проблемы современной
западной социологии
План
а) эмпирическая социология;
б) структурно-
в) теория социального конфликта;
г) неофрейдистские концепции;
д) концепция социального обмена;
е) теория
символического интеракционизма.
Плюрализм
современной западной
социологии
Крупные
события в социально-
Все эти концепции, различаясь по аспектам анализа общества, едины в том, что рассматривают современное общество как совершенно новый этап социально-экономического развития, которое отличают следующие черты:
Современная
западная социология активно ищет принципы
социальной организации и социального
порядка, которые нельзя свести к системе
производства, биологической организации
индивида. Отчетливо проявляется тенденция
к интеграции наук и появлению междисциплинарных
исследований типа экономической и политической
социологии, социальной географии, социобиологии
и др.
Несмотря
на множество концепций и школ,
направлений в западной социологии,
все они тяготеют к двум полюсам
- позитивизму и неопозитивизму с одной
стороны и понимающей социологии — с другой.
В рамках этих полюсов можно выделить
концепции и школы современной западной
социологии. Более подробный материал
о школах будет изложен во второй части.
Структурный
функционализм, основывающийся на том,
что общество представляет собой единую
многофункциональную систему, состоящую
из множества подсистем. Автором ее является
Т. Парсонс (1902-1979). Одна из центральных
категорий учения Т. Парсонса - социальное
действие, основными составляющими которого
являются деятель, ситуация, ориентация
деятеля на ситуацию и на других индивидов.
Т. Парсонс исходил из посылки, что любое общество - это система, состоящая из многих социальных подсистем, каждая из которых обладает набором из четырех основных функций:
Системный
подход к социальным явлениям, концепция
стабильности социальных систем —
одно из ценных приобретений современной
социологической мысли.
Общества,
считал Т. Парсонс, бывают следующих
типов: примитивные, промежуточные, современные.
Их развитие носит эволюционный характер
и описывается с помощью категорий дифференциация
и интеграция.
В
западной социологии существуют теории
противоположные эволюционизму. Это
так называемые теории конфликта. Они
возникли в связи с обострением
кризисов, как в жизни общества, так и социологической
науке. Наибольшее влияние на формирование
теории социального конфликта оказали
взгляды таких ученых, как К.Маркс (революционная
теория), Георг Зиммель (1858-1918) — автор
термина “социальный конфликт”, Ральф
Дарендорф (р. 1929), Льис Коузер (р. 1913), Т.
Парсонс (1902-1979), Джон Бэртон (р. 1915) — представители
эволюционных теорий разрешения социального
конфликта.
В
соответствии с теорией классовой
борьбы К. Маркса любое классовое
общество делится на два антагонистических
(непримиримых) класса, борьба между которыми
завершается социальной революцией.
В
отличие от марксистской теории, конфликтологическая
эволюционная парадигма исходит
из того, что в современном
Заметен
вклад в науку американского
социолога Ч. Р. Миллса (1916-1962), положившего
начало критической социологии действия.
С его точки зрения центральной задачей
социологии должно стать изучение людей,
играющих важную роль в экономических,
политических и военных институтах общества,
т.е. изучение властвующей элиты, которая
во многом определяет лицо современного
общества. Ч. Р. Миллса можно назвать одним
из создателей политической социологии.
Символический
интеракционизм (от англ.interaction - взаимодействие),
анализирующий взаимодействие людей,
с помощью интерпретации символов (понятий),
в лице наиболее ярких его представителей
Дж. Мида, Герберта Блумера, Кули.
Теория
символического интеракционизма получила
свою модификацию в виде теории обмена
Джорджа Хоманса, согласно которой
поведение людей есть постоянный
обмен ценностями. Предметами обмена
может быть все, что имеет социальную значимость.
В обществе устанавливается шкала ценностей,
подлежащих обмену. И поведение человека
находится в рамках этой шкалы. Центральная
категория социологии американского исследователя
Дж. Хоманса — категория социального действия.
Социальное
действие - процесс обмена, который
строится по принципу рациональности:
участники стремятся получить максимальную
выгоду при минимальных затратах.
Для объяснения социального действия
Хоманс выдвинул пять основных гипотез:
успеха, стимула, ценности, голодания-насыщения,
фрустрации-агрессии.
Гипотеза
успеха. Действие, которое вознаграждается,
имеет тенденцию к повторению.
Если при повторении действие больше
не вознаграждается, оно не воспроизводится
(способ поведения “гасится”).
Гипотеза
стимула. Действие разворачивается
в конкретной ситуации. Ее характеристики
Хоманс называет стимулами. Однажды усвоенное
поведение применяется в сходных ситуациях.
Гипотеза
ценности. Чем ценнее вознаграждение,
тем выше вероятность повторения действия.
Гипотеза
голодания-насыщения. Чем чаще получалось
вознаграждение, тем быстрее развивается
привыкание (насыщение).
Гипотеза
фрустрации-агрессии. Не получив ожидаемую
награду, личность возмущается. В состоянии
негодования наибольшей ценностью
для нее является само агрессивное поведение.
С
помощью этих гипотез Хоманс пытается
объяснить все социальные процессы:
социальную стратификацию, политическую
борьбу и пр. Однако психологического
объяснения недостаточно при рассмотрении
явлений макроуровня.
Феноменология
- “понимающая” социология, рассматривающая
общество как явление, созданное в духовном
взаимодействии индивидов, их коммуникации,
но воспринимающая мир в рамках научных
знаний (Альфред Шюц).
Этнометодология — объясняющая окружающий мир повседневными чувствами, здравым смыслом, субъективными представлениями
(Циммерман,
Поллнер).
Особое
место в мировой социологии занимает творчество
выдающегося ученого Питирима Сорокина
- россиянина по происхождению, в прошлом
декана социологического факультета Петербургского
университета, автора первого учебника
по социологии “Система социологии”,
в 1922 г. высланного из России и поселившегося
в США, где вышел ряд его фундаментальных
работ.
Научные
принципы социологической теории П.
Сорокина: социология как наука строится
по методу естественных науки должна быть
объективной, точной, не сводящей любые
явления к одному началу, а допускающая
плюрализм. Главное в социологии — изучение
процесса общественной жизни: социальные
действия и взаимодействия двух и более
человек. П. Сорокин разделял социологию
на теоретическую и практическую — прикладную
дисциплину, опирающуюся на теорию.
Значителен
вклад П. Сорокина в разработку теории
социальной стратификации и социальной
мобильности, в которой общество
делится на страты (слои), различающиеся
между собой по уровню доходов, видам деятельности,
политическим взглядам, культурным ориентациям
и т. д. Основные формы стратификации (расслоение
общества): экономическая, политическая,
профессиональная.
П.
Сорокин пытался решить проблему социального
равенства, создав теорию эгалитарной
системы общества, в котором все равны
перед законом, имеют равное право на образование
и политические права (свобода слова, совести,
политической деятельности и др.).
2)
Школы и направления
современной западной
социологии:
а) эмпирическая социология;
б) структурно-
в) теория социального конфликта;
г) неофрейдистские концепции;
д) концепция социального обмена;
е) теория
символического интеракционизма
а)
Эмпирическая социология
В
настоящее время практически
во всех странах мира проводятся социологические
исследования, которые чаще всего
носят прикладной характер, т.е. осуществляется
по социальному заказу, и предназначаются
для решения возникающих в
процессе жизнедеятельности людей социальных
проблем. Фундаментальными социологическими
исследованиями занимаются, как правило,
ученые в университетах, а в раде стран
еще и в научных институтах. Такая специализация
труда среди социологов возникла в 30-е
гг. нашего столетия в США в связи с появлением
и широким распространением социального
заказа на проведение тех или иных социологических
исследовании.
Информация о работе Основные направления и проблемы современной западной социологии