Основные направления и проблемы современной западной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

Крупные события в социально-политической жизни общества (телекоммуникативная революция, переход от тоталитарных систем к неоконсерватизму 1970-1980 гг.) привели к тому, что старый социологический научный аппарат был уже не способен описать происходящие социальные сдвиги. Поэтому возникла необходимость выработки новой парадигмы социального мышления, т. е. создания новой фундаментальной картины социальной реальности: жизнедеятельности общества, отдельных социальных общностей и личности, характера их взаимодействия. Насущная потребность реализовалась в концепциях постиндустриального, информационного общества.

Содержание

Содержание ……………………………………………………………….. 3
Основные направления и проблемы современной западной
социологии. План …………………………………………....………….... 4
Плюрализм современной западной социологии ……………………….. 4
Школы и направления современной западной социологии …………… 8
Литература ………

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 120.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

  1. Содержание  ……………………………………………………………….. 3
  2. Основные направления и проблемы современной западной

      социологии. План …………………………………………....………….... 4

  1. Плюрализм современной западной социологии ……………………….. 4
  2. Школы и направления современной западной социологии …………… 8
  3. Литература …………………………………………………………...…...19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  направления и  проблемы современной  западной социологии 

План

  1. Плюрализм современной западной социологии.
  2. Школы и направления современной западной социологии:

    а) эмпирическая социология;

    б) структурно-функциональный анализ;

    в) теория социального конфликта;

    г) неофрейдистские концепции;

    д) концепция социального обмена;

    е) теория символического интеракционизма. 
 

Плюрализм современной западной социологии 

       Крупные события в социально-политической жизни общества (телекоммуникативная  революция, переход от тоталитарных систем к неоконсерватизму 1970-1980 гг.) привели к тому, что старый социологический научный аппарат был уже не способен описать происходящие социальные сдвиги. Поэтому возникла необходимость выработки новой парадигмы социального мышления, т. е. создания новой фундаментальной картины социальной реальности: жизнедеятельности общества, отдельных социальных общностей и личности, характера их взаимодействия. Насущная потребность реализовалась в концепциях постиндустриального, информационного общества. 

       Все эти концепции, различаясь по аспектам анализа общества, едины в том, что рассматривают современное общество как совершенно новый этап социально-экономического развития, которое отличают следующие черты:

  • информациoнное общество приходит на смену трудовому и является его отрицанием;
  • не физический труд, а информация выступает системообразующим фактором нового общества, новой социальной реальности;
  • система производства утрачивает характер определяющего фактора общественного устройства;
  • человек в рамках нового общественного устройства перестает быть исключительно человеком экономическим, деятельность которого определяется выгодой, пользой, интересом. Речь идет о появлении нового типа рациональности, новых мотивационных механизмов, новых ценностей, которые уже не вытекают из системы производства и утилитаристской этики.
 

       Современная западная социология активно ищет принципы социальной организации и социального порядка, которые нельзя свести к системе производства, биологической организации индивида. Отчетливо проявляется тенденция к интеграции наук и появлению междисциплинарных исследований типа экономической и политической социологии, социальной географии, социобиологии и др. 

       Несмотря  на множество концепций и школ, направлений в западной социологии, все они тяготеют к двум полюсам - позитивизму и неопозитивизму с одной стороны и понимающей социологии — с другой. В рамках этих полюсов можно выделить концепции и школы современной западной социологии. Более подробный материал о школах будет изложен во второй части. 

       Структурный функционализм, основывающийся на том, что общество представляет собой единую многофункциональную систему, состоящую из множества подсистем. Автором ее является Т. Парсонс (1902-1979). Одна из центральных категорий учения Т. Парсонса - социальное действие, основными составляющими которого являются деятель, ситуация, ориентация деятеля на ситуацию и на других индивидов. 

       Т. Парсонс исходил из посылки, что  любое общество - это система, состоящая из многих социальных подсистем, каждая из которых обладает набором из четырех основных функций:

  • адаптивность - любая система приспосабливается к среде;
  • целедостижение - определяет и реализует поставленные цели;
  • интеграция - связывает все элементы и их функции воедино;
  • удержание образца — создает, сохраняет и передает во времени образцы поведения индивидов, включая культуру, следующим поколениям.
 

       Системный подход к социальным явлениям, концепция  стабильности социальных систем —  одно из ценных приобретений современной  социологической мысли. 

       Общества, считал Т. Парсонс, бывают следующих  типов: примитивные, промежуточные, современные. Их развитие носит эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциация и интеграция. 

       В западной социологии существуют теории противоположные эволюционизму. Это  так называемые теории конфликта. Они  возникли в связи с обострением кризисов, как в жизни общества, так и социологической науке. Наибольшее влияние на формирование теории социального конфликта оказали взгляды таких ученых, как К.Маркс (революционная теория), Георг Зиммель (1858-1918) — автор термина “социальный конфликт”, Ральф Дарендорф (р. 1929), Льис Коузер (р. 1913), Т. Парсонс (1902-1979), Джон Бэртон (р. 1915) — представители эволюционных теорий разрешения социального конфликта. 

       В соответствии с теорией классовой  борьбы К. Маркса любое классовое  общество делится на два антагонистических (непримиримых) класса, борьба между которыми завершается социальной революцией. 

       В отличие от марксистской теории, конфликтологическая  эволюционная парадигма исходит  из того, что в современном демократическом  обществе возникает великое множество локальных социальных конфликтов между различными группами. Разнонаправленность этих конфликтов позволяет сохранять относительную стабильность в обществе, т. е. не ведет к социальным взрывам. Кроме того, в открытом обществе существуют легальные способы для сравнительно бескровного урегулирования конфликтов. Успешное разрешение возникающих социальных конфликтов свидетельствует о жизнеспособности общества (по Дарендорфу). 

       Заметен вклад в науку американского  социолога Ч. Р. Миллса (1916-1962), положившего начало критической социологии действия. С его точки зрения центральной задачей социологии должно стать изучение людей, играющих важную роль в экономических, политических и военных институтах общества, т.е. изучение властвующей элиты, которая во многом определяет лицо современного общества. Ч. Р. Миллса можно назвать одним из создателей политической социологии. 

       Символический интеракционизм (от англ.interaction - взаимодействие), анализирующий взаимодействие людей, с помощью интерпретации символов (понятий), в лице наиболее ярких его представителей Дж. Мида, Герберта Блумера, Кули. 

       Теория  символического интеракционизма получила свою модификацию в виде теории обмена Джорджа Хоманса, согласно которой  поведение людей есть постоянный обмен ценностями. Предметами обмена может быть все, что имеет социальную значимость. В обществе устанавливается шкала ценностей, подлежащих обмену. И поведение человека находится в рамках этой шкалы. Центральная категория социологии американского исследователя Дж. Хоманса — категория социального действия. 

       Социальное  действие - процесс обмена, который  строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах. Для объяснения социального действия Хоманс выдвинул пять основных гипотез: успеха, стимула, ценности, голодания-насыщения, фрустрации-агрессии. 

       Гипотеза  успеха. Действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению. Если при повторении действие больше не вознаграждается, оно не воспроизводится (способ поведения “гасится”). 

       Гипотеза  стимула. Действие разворачивается  в конкретной ситуации. Ее характеристики Хоманс называет стимулами. Однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях. 

       Гипотеза  ценности. Чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия. 

       Гипотеза  голодания-насыщения. Чем чаще получалось вознаграждение, тем быстрее развивается  привыкание (насыщение). 

       Гипотеза  фрустрации-агрессии. Не получив ожидаемую  награду, личность возмущается. В состоянии  негодования наибольшей ценностью для нее является само агрессивное поведение. 

       С помощью этих гипотез Хоманс пытается объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и пр. Однако психологического объяснения недостаточно при рассмотрении явлений макроуровня. 

       Феноменология - “понимающая” социология, рассматривающая общество как явление, созданное в духовном взаимодействии индивидов, их коммуникации, но воспринимающая мир в рамках научных знаний (Альфред Шюц). 

       Этнометодология — объясняющая окружающий мир повседневными чувствами, здравым смыслом, субъективными представлениями

(Циммерман,  Поллнер). 

       Особое  место в мировой социологии занимает творчество выдающегося ученого Питирима Сорокина - россиянина по происхождению, в прошлом декана социологического факультета Петербургского университета, автора первого учебника по социологии “Система социологии”, в 1922 г. высланного из России и поселившегося в США, где вышел ряд его фундаментальных работ. 

       Научные принципы социологической теории П. Сорокина: социология как наука строится по методу естественных науки должна быть объективной, точной, не сводящей любые явления к одному началу, а допускающая плюрализм. Главное в социологии — изучение процесса общественной жизни: социальные действия и взаимодействия двух и более человек. П. Сорокин разделял социологию на теоретическую и практическую — прикладную дисциплину, опирающуюся на теорию. 

       Значителен  вклад П. Сорокина в разработку теории социальной стратификации и социальной мобильности, в которой общество делится на страты (слои), различающиеся между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т. д. Основные формы стратификации (расслоение общества): экономическая, политическая, профессиональная. 

       П. Сорокин пытался решить проблему социального равенства, создав теорию эгалитарной системы общества, в котором все равны перед законом, имеют равное право на образование и политические права (свобода слова, совести, политической деятельности и др.). 
 

2) Школы и направления современной западной социологии: 

    а) эмпирическая социология;

    б) структурно-функциональный анализ;

    в) теория социального конфликта;

    г) неофрейдистские концепции;

    д) концепция социального обмена;

    е) теория символического интеракционизма 

       а) Эмпирическая социология 

       В настоящее время практически  во всех странах мира проводятся социологические  исследования, которые чаще всего  носят прикладной характер, т.е. осуществляется по социальному заказу, и предназначаются  для решения возникающих в  процессе жизнедеятельности людей социальных проблем. Фундаментальными социологическими исследованиями занимаются, как правило, ученые в университетах, а в раде стран еще и в научных институтах. Такая специализация труда среди социологов возникла в 30-е гг. нашего столетия в США в связи с появлением и широким распространением социального заказа на проведение тех или иных социологических исследовании. 

Информация о работе Основные направления и проблемы современной западной социологии