Основные методологические подходы к исследованию общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:36, доклад

Описание работы

Выступает как научное мировоззрение, всеобщий метод по
знания мира, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания. Все явления и процессы в менеджменте можно считать материальными, а сознание – свойством высокоорганизованной формы материи, функцией мозга, отражением объективного мира. Проблемы менеджмента познается лишь в развитии, в динамике. Позитивный же бихевиоризм как познание (как живое созерцание) лишь одна сторона, игнорирующая абстрактное мышление, волю и практику, проверяющую познание. Необходимые приемы познания : сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция , индукция и дедукция, носящие в целом междисциплинарный характер

Работа содержит 1 файл

доклад подходы.docx

— 26.61 Кб (Скачать)

По  мнению Н.Майера, У.Скотта, Д.Макгрегора и др., непосредственный мотив поведения М как определенный фактор создается путем столкновения физиологических, психофизиологических потребностей (к выживанию, безопасности и т.п.) с их удовлетворением. Этот мотив оттесняет на задний план элемент сознания в составе звеньев Р и А (позиций); а сам мотив утрачивает свою конкретно-историческую определенность: игнорируется само его содержание, влияние реальной социальной среды. 'То есть бихевиоризм не занимается поиском причинных факторов поведения, а лишь фиксирует обнаруженные эмпирические связи между определенными «стимулами» и «реакциями» работников в производственной обстановке, отбирая в этих связях наиболее «работающие», быстро переводимые на практические предложения и рекомендации.

Ситуационный  подход

 

Часть 1 | 2

         Разработан в конце 60-х гг.  Это вероятностный подход, зависящий от случайностей, от ситуаций/Его не следует путать с методом ситуаций, который применяется при интенсивном и проблемном обучении с помощью конкретных надуманных или реальных ситуаций.

       Ситуационный подход не только  не выступает против бихевиористского подхода, но, напротив, использует его методы, принципы, совмещая их с прямым приложением наук к конкретным условиям и ситуациям. В данном случае под ситуацией как главным элементом подхода понимается конкретный набор обстоятельств, определяющих деятельность организации или поведение в данное конкретное время. То есть, зная типы и характер «ситуационного мышления и поведения», влияние их на деятельность, менеджер может лучше понять, какие приемы и стиль в большей степени будут способствовать эффективному достижению цели в данной конкретной ситуации. Но нужно понять, что ситуационный подход — это не просто набор типов, стереотипов или способов руководства и организации, а выбор специфических приемов для конкретных ситуаций, причем выбор не произвольный, а основанный на определенной стратегической для данной организации или подразделения концепции управления и организации.

            Сложность ситуационного подхода  в том, что необходимо в каждой ситуации определять значимые социальные перемены и какую роль они играют в организации. В какой-то степени это выделение ведущего звена в организаторской и управленческой деятельности в данной конкретной ситуации. Умение его выделить во многом определяет квалификацию менеджера.

             Появление в 60-70-х годах ситуационного  подхоа в отечественной   науке прошло, фактически, незамеченным.  Основных причин тому было две:

1)     высокий уровень образования  населения позволял ему успешно

справляться с  относительно сложными ситуациями (поскольку ситуации неповторяющиеся, оригинальные, необычные очень редки, а российский соборный, коллективистский менталитет позволял их разрешать с помощью непринуждённого обращения в тех уникальных случаях за советом или помощью к коллегам, сотрудникам или друзьям);

2)     активное развитие социологической  науки, в первую очередь, проблем типологизации личности и  внешнего социального окружения людей после появления известного определения личности Г.В.Осиповым как совокупности социально значимых черт и признаков, интегрированных в человеке в определённых условиях. Сегодня социологи, психологи, врачи, педагоги, маркетёры и многие другие специалисты широко используют типологию личностей и их социального окружения (сангвиник, флегматик, способный школьник или студент, учитель, врач, пациент, токарь, шофёр, таксист, гипертоник, диабетик, организованный потребитель и т.д.).

Для того чтобы успешно реализовать  ситуационный подход, менеджер в своей работе должен:

             во-первых, владеть средствами  профессионального управления и организации, знать принципы группового и индивидуального поведения, системного анализа, методы планирования, контроля, оценки, стимулирования и количественных методов принятия решений;

                во-вторых, уметь проводить сравнительный  анализ методов, приемов и типов поведения для данной конкретной ситуации и выбрать наиболее эффективный;

                в-третьих, уметь оценивать ситуацию  с ретроспективных и футурологических позиций, выделять наиболее важные, значимые дляданной ситуации изменения в организации при изменении каждой из переменных;

                в-четвертых, уметь выбрать приемы  и типы поведения, опти -мальные для данной ситуации.

            Таким образом, при всей известной  ограниченности рамками уникальной ситуации (американец Питер Вейл называет ее «постоянно бурлящая вода»; есть также такие образы, как «китайский бейсбол», «шаги в темноту» и т.д.).

               Ситуационный подход, положенный  на научную основу, стал значительным шагом вперед в развитии теории менеджмента. Вместе с тем, поскольку «лучшего приема, способа, типа» поведения менеджера в данной ситуации не существует, реакция менеджера на конкретную ситуацию часто больше похожа на искусство, чем на науку.

Количественный  подход

 

Часть 1 | 2

        Фактически это применение математических  методов к исследованию операций в организации и деятельности менеджеров, а также при формировании моделей поведения. Создание модели позволяет:

        * упростить сложные схемы поведения  сокращением числа переменных факторов до пределов управляемости;

           * объективно сравнить и описать  каждый фактор и отношения между ними;

          * использовать компьютеры для  конструирования и анализа модели с большим числом переменных факторов;

          В менеджменте чаще всего используются  несколько классов моделей: 1) модель оптимизации; 2) модель адаптации. К этим моделям сводятся западные теории так называемого рационального поведения, которое предполагает следующее:

          а)       существует  некоторое множество альтернатив  в деятельности индивида;

           б)      индивид располагает  информацией, на основании которой он может предвидеть последствия своего выбора;

           в)      существует критерий,  посредством которого индивид определяет, какие следствия он предпочитает.

           Модель оптимизации - чаще всего  статическая модель, предлагающая лучшее решение для данного момента времени.

Г.Саймон описывает такую модель уравнением:

 

 

где: f, p,P - - известные функции x;

            Нахождение наилучшего решения  при изменяющихся со временем переменных (динамическая модель) называют процессом адаптации и описывает моделью адаптации. То есть оптимизация есть выбор лучшего, адаптация – движение к лучшему и является более широким понятием.

  Существует еще несколько моделей:

                   модель «социальной диффузии»  (распространение какой-либо информации среди работников - слухи, донесения, мнения, сплетни, образ поведения, нормы, даже ложь), в которой относительно немного мотивированного поведения, а действия и мотивация носят элементарный характер;

                 модель подражания (включает три  элемента нервных возбуждений: физиологический стимул, нервное волокно и ответную реакцию);

                  модель распределения статуса;

                  модель распространения состояний;

                  модель делегирования полномочий;

                  модель взаимодействия с поставщиками;

                  модель взаимодействия с потребителями;

                  модель кадровой политики или  карьеры;

                  модель построения дерева целей;

                  модель требований к конкурентноспособной  технологии и т.д.

                При всех достоинствах количественного  подхода очевидна его абстрактность, которая не охватывает всего богатства процессов человеческой деятельности и поведения. Используется количественный подход значительно реже по трём главным причинам:

1)  руководители редко сталкиваются  с исследованием операций;

2)  лишь немного руководителей владеют  количественным методом.

3)     количественный подход совершенно  непригоден при принятии оперативных решений.

Процессный  подход

 

          Основан на рассмотрении организационно-экономических функций менеджеров как процесса взаимосвязанных между собой действий, поведения. Все эти действия обычно при процессном подходе укладывают в цепь формальных и неформальных функций, выполняемых менеджером. То есть общий процесс деятельности организации складывается из совокупности процессов деятельности ее членов, каждый из которых представляет совокупность выполненных функций, состоящих из ряда взаимосвязаны процессов.

               Процессный  подход относится  к числу подходов многостороннего освоения предмета изучения или внедрения. Он  может обещать значительное упрощение организационно-управленческой деятельности менеджеров, особенно,в плане контроля за затратами, ритмичностью выпуска продукции, за задержками, узкими местами производства или, напротив, за нерациональным опережением графика и экономии места в складских помещениях и т.д. Подход  позволяет не только  оперативное вмешательство в процесс производства, но и может активно помочь в исследовательской деятельности.

               К недостаткам  процессного  подхода можно отнести высокоёмкий процесс подготовки и реализации подхода,  высокие требования к знанию технологии и достаточно дорогостоящее предприятие.

Структурно-функциональный подход

 

Часть 1 | 2

             Из структурализма в качестве   методологии можно вычленить и заимствовать опыт  структурного измерения составляющих предмета менеджерского исследования. Основу структурной методологии образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантной при некоторых преобразованиях. Структурализм в широком смысле фактически охватывает целый ряд областей знания. Он преувеличивает роли бессознательных механизмов знаковых систем и культуры в целом и в  соединении со слишком  широкими обобщениями привносит в концепции структурализма элементы эклектики.

           Структуралистская  идеология  воплощает в себе еще один шаг к абсолютизации некоторых конкретно-научных положений структурализма, а  также перенос их в плоскость глобального осмысления проблем современного общества. На этом уровне структурализм представляется в виде некоего современного мировоззрения, основанного на противопоставлении структуры человеку и истории.  Структурализм является стороной структурно-функционального анализа как одного из принципов исследования социальных явлений и процессов, как структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет  определенное функциональное назначение. При этом понятие функции имеет два значения: служебная роль одного из элементов социальной системы по отношению к другому или к системе в целом; зависимость  в рамках данной системы, при которой изменения в одной части  оказываются производными  ( функ- цией ) от изменений в другой ее части. Исследование функциональных связей  и зависимостей как  первого, так и  второго типа является одной из задач специальных социологических теорий, основывающихся на синтезе теоретического анализа и эмпирических исследований.

   В отличие от материалистической  социологии, где структурно –функциональный подход органически связан с принципом историзма, в западной социологии он противопоставляется историзму. В рамках  западного направления Т.Парсонс развивает абстрактную  теорию социальных систем, обладающих четырьмя  основными функциями: адаптивной, целедостигающей, интегративной  и регулирования скрытых напряжений системы. При этом в качестве основных структурных образований  социальной системы рассматриваются не социально-экономические структуры, а ценности и нормы. Главным механизмом, обеспечивающим нормальные функционирование системы, оказывается процесс социализации индивидов, в ходе которого усваиваются существующие в обществе нормы и ценности. Четыре  категории и механизмы исходят из пересечения двух осей ориентаций Парсонса: внутренне – внешняя, ориентирующаяся на события окружающей среды, либо на свои проблемы; инструментально – консуматорная, связанная либо с сиюминутными, актуальными, либо  с долговременными  потребностями и целями.

            Другими словами, структурно-функциональный   подход вполне правомерен при изучении проблем менеджмента, но ограничен из-за преувеличения роли и места в системе структуры и функций отдельных элементов, к тому же рассматриваемых  формально.

            С середины 70-х годов структурный  функционализм перестал быть господствующей социологической  школой в западной  социологии, но его влияние по-прежнему велико.

   С конца XIXвека с обострением  и учащением кризисов капитализма появились новые ориентации на антиценности. В XX веке они выступали на Западе под лозунгами «революционного переворота в сознании», «критической переоценки ценностей», «разоблачения лживости буржуазных идеалов», «культурного бунта» и т.п. На деле они означали выворачивание наизнанку абстрактно - мифических истин, былых символов веры буржуазной демократии и использование простейших, внешне наблюдаемых явлений и процессов. Вместо стремления к объективной истине – крайний релятивизм и субъективизм конвенционалистических  концепций; вместо идеалов добра и справедливости – упоение «обществом потребления» и имморализмом индивидуалистической личности; вместо веры во всемогущество человеческого разума – культ иррационального.

               Если классическое мировоззрение  в целом ориентировалось на человека и на высшие возможности его нравственного, интеллектуального и эстетического развития, то в новейших (модернистских) концепциях человека и общества ведущими оказываются силы бессознательного, энтропия незакономерного, хаос, эгоистические интересы либо, напротив, жёсткая организованность знаковых систем и машиноподобных общественных конструкций (см. книгу А. Файоля и Л. Урвика «Организация - машина» и др.). В новых идеях человек, зажатый между собственным иррациональным «естеством» и отчуждённым от него сверхрациональным порядком, предстает игрушкой слепых сил, лишённым способности к объективному знанию, к проявлению собственной воли,  к целеустремлённому действию. Различные варианты модернизма развернулись в Европе широким фронтом в философии, социологии, истории и эстетике, психологии и литературоведении, религии и строительстве, менеджменте, маркетинге и поведении потребителей.

Информация о работе Основные методологические подходы к исследованию общества