Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:36, доклад
Выступает как научное мировоззрение, всеобщий метод по
знания мира, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания. Все явления и процессы в менеджменте можно считать материальными, а сознание – свойством высокоорганизованной формы материи, функцией мозга, отражением объективного мира. Проблемы менеджмента познается лишь в развитии, в динамике. Позитивный же бихевиоризм как познание (как живое созерцание) лишь одна сторона, игнорирующая абстрактное мышление, волю и практику, проверяющую познание. Необходимые приемы познания : сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция , индукция и дедукция, носящие в целом междисциплинарный характер
Диалектико-материалистический подход
Выступает как научное мировоззрение, всеобщий метод по
знания мира, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания. Все явления и процессы в менеджменте можно считать материальными, а сознание – свойством высокоорганизованной формы материи, функцией мозга, отражением объективного мира. Проблемы менеджмента познается лишь в развитии, в динамике. Позитивный же бихевиоризм как познание (как живое созерцание) лишь одна сторона, игнорирующая абстрактное мышление, волю и практику, проверяющую познание. Необходимые приемы познания : сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция , индукция и дедукция, носящие в целом междисциплинарный характер. Познание - только степень приближения истины, а потому оно всегда относительно, вариативно. Познание определяет мышление, действия и поступки людей. На этом, в конечном итоге, базируется единство бытия и мышления, поскольку «субъективное мышление (человека) и объективный мир подчинены одним и тем же законам».
Диалектический материализм – мировоззрение, которое способно стать методологией в реальных, конкретных науках, составлять единство с их качественно определенными системами закономерностей. В нем обобщению подвергаются сами обобщения специальных наук. Кроме того, методология диалектического материализма способна соединить в единое целое результаты исследований в разных науках, создавая синтез знания, что крайне необходимо в науках, изучающих поведение людей.
Диалектическое освоение
· диалектика взаимосвязи собственных законов и категорий дисциплины «Менеджмент» и с законами и категориями других наук;
· состояние, полнота, качество, направленность и уровни информации о предметах изучения дисциплиной;
· стохастические процессы, неопределённость, риски и пути взаимодействия менеджера с ними;
· диалектика внутренних и внешних условий и факторов, развитие и саморазвитие организации;
· диалектика оценки принятого менеджерского решения и результата его реализации.
Историко-генетический подход
Часть 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Каждая научная дисциплина как система знания имеет свою историю и начало, переживает процесс зарождения и становления, развития и расцвета. Принцип историзма, движения, развития является основным аспектом изучения систем. Он нисколько не умаляет значение компонентного, структурного, функционального и других аспектов изучения.
Историко-генетический подход
Историко-генетическое
- познание объективных законов исследуемого предмета, здесь проблема усложняется тем, что менеджмент– это наука об организационной деятельности по поводу управления людьми в процессе их труда и требует в предмет исследования включить их сознание, волю, настроения, амбиции, капризы, ожидания, предпочтения и т.п., которые обычно побуждают и сопровождают действия и поступки людей. Именно в этом состоит принципиальная особенность и трудность социального исторического познания. Сама фиксация этой фундаментальной трудности с причинами, ее вызвавшими, есть результат развития обшественной мысли, появления и осознания общественной потребности в поиске способов, средств и механизмов исследования и практической реализации;
- многообразие истории людей,
процессов, стран, народов,
- отношение субъекта познания к общественной жизни.
Сам субъект социально сформирован, имеет свой интерес и свои мировоззренческие, религиозные и нравственные установки. Субъективно- деятельное отношение человека диктует ему необходимость объективного подхода к познанию, безразличного к интересам людей и вытекающим из них идеологическим установкам. Практически-деятельное отношение к обществу состоит в получении таких знаний, которые можно было бы целенаправленно использовать в жизни. Т.е. исторический субъект, хочет того или не хочет, отмечает всеобщие закономерности и специфическое, неповторимое, особенное их проявление;
-
исторический подход
динамике, становлении и развитии во времени. Переходом системы знаний в новое качество завершается история данного знания и начинается история новой системы с иным содержанием и характеристиками;
-
исторический подход помогает
избежать абсолютизации,
- исторический подход
- системно - исторический подход позволяет органически соединить генетическое и прогностическое истолкование знания. Дело генетики в том, чтобы отыскать в истории источники, предпосылки, основы появления знания, проследить, какие этапы эти знания прошли в своем становлении, какими они были и какими стали. История в ее системном контексте шире: ей мало объяснить прошлое знания, ступени его становления; ей важно раскрыть, куда идет, в каком направлении движется данное знание, каковы тенденции, перспективы его движения. Важен для этого еще прогноз, предвидение, предсказание, поскольку любое управление одной из своих задач имеет задачу предвидеть;
- исторические закономерности - это закономерности движения общественных систем. Анализ их позволяет полнее и глубже раскрыть сами явления, определить их место в бесчисленных феноменах и связях истории;
-
в истории нет однолинейной
причинно-следственной
- исторический анализ требует всестороннего подхода. Для действительного определения ценности исторического знания надо рассмотреть все его стороны, связи и обусловленность. Реализовать это требование можно только при бесконечном развитии познания. В каждой же конечной точке процесса познания никогда нельзя раскрыть абсолютно все связи и отношения явления. Требование всесторонности предостережет нас от ошибок, от омертвения наших сегодняшних относительных представлений о знании. Чем ближе к истине, тем сложнее характер знания, его неисчерпаемость;
- в историческом анализе
Завершая методологический экскурс в историю подхода, назовем несколько общих принципов формирования исторического знания.
1)исследование
специфической природы
2)определение
специфической потребности
3)установление
места организационно-
4)выяснение
особенностей проявления
Итак, история проблем менеджмента должна рассматриваться не просто исходя из движения объективного мира, не просто из его изменяемости во времени, но именно из его развития. Исторические знания должны отвечать требованиям: во-первых, с точки зрения их внутренней структуры, причем не как механическое множество отдельных событий и идей, связей, зависимостей, а как органическая совокупность этих структурных составляющих, как внутренне связанное и функционирующее целое, как система; во-вторых, с точки зрения процесса - следующих друг за другом во времени совокупностей исторических связей и зависимостей и их внутренних составляющих; в-третьих, с точки зрения выявления и фиксирования качественных изменений в структуре в целом; в-четвертых, с точки зрения раскрытия закономерностей их развития, законов перехода от одного исторического состояния знания к другому историческому состоянию с новым знанием.
Как показывает опыт,
-
часто обнаруживается
-
есть реальная опасность
- одинаково ошибочно, на наш взгляд, подменять исторический подход релятивизмом, сводить процесс развития к чередованию одних и тех же ''циклов'' или к серии не связанных друг с другом ''стадии роста'' и т.д.
Бихевиористский подход
Часть 1 | 2
Бихевиоризм (от английского
Метод возник из
Родоначальником бихевиоризма
Осуществленный бихевиоризмом
В рассмотренной выше формуле «S ’ R», S - толковалось как сумма стимулов или еще шире - как «ситуация», «среда», ведущая к тому или иному типу поведения, «реакции».
Интерес исследователей
Информация о работе Основные методологические подходы к исследованию общества