Основные этапы развития социологической науки в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Необходимость ознакомления с этой работой, также обусловлена и тем, что основная масса людей в нашей стране не имеет представления о науке социологии. Во многом это связано почти с тридцатилетним запретом социологии. В настоящее время о социологе, в основном, существует представление как о человеке, который проводит опросы общественного мнения или перепись населения.

Содержание

Введение. 3
1.Первый этап: 1869-1890гг. 4
1. 1. Социологические теории народников 4
1.2. Субъективная школа 6
1.3. Натуралистическое направление. 7
1.4. Органицизм. 8
1.5. Психологическое направление. 8
1.6. Плюралистическая школа Ковалевского 9
1.7. Ортодоксальный марксизм. 10
2. Второй этап: 1890е годы - начало ХХ века. 11
3.3 этап: первая четверть ХХ века. 14
3.1.Неопозитивизм. 14
4.Интегральная социология П. А. Сорокина 17
5.Четвертый этап: 1920-1930-е годы. 20
5.1. Основные направления социологической науки. 20
5.2. Развитие марксистской социологии. 21
5.3. Становление социологических исследований. 22
5.4. Социологическая наука в условиях тоталитарного государства. 22
6.Пятый этап (середина 30-х – вторая половина 50-х гг.). 23
6.Шестой этап (конец 50-х – первая половина 80-х гг.). 24
7.Седьмой этап (вторая половина 80-х – до наст. вр.) 27
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

основные этапы развития социологической науки в России. Интегральная социология П. Сорокина..docx

— 59.84 Кб (Скачать)

Бухарин: "Исторический материализм - это социологическая теория марксизма, которая по отношению к философии  выступает как частная наука. Оранский: "Исторический материализм-это  марксистское направление в социологии, марксистская социология является не только всеобщим методом для социальных наук, но и теорией".

2.Другая часть социологов  считала, что социология-составная часть философии (Вольфсон, Черняков, Каценбоген).

3.Существовала концепция,  представители которой в историческом  материализме философский (материалистическое  понимание истории) и социологический  (общая теория общества) аспекты.

4.Часть философов считала,  что марксизму вообще чужда  какая-либо социология (Луппол, Сарабьянов, Деборин).

Развиваются такие течения, как "социальный дарвинизм", "фрейдизм", "социальная рефлексология", "фитосоциология", "зоосоциология", "социология эмпириомонизма", "физиологическая социология".

В 20-е годы широкое распространение  получили позитивистские и натуралистические  трактовки общественных явлений. Суть их заключалась в признании натурализма, то есть при изучении общества опирались на аналогичные законы природы, а социология рассматривалась, как часть естествознания, или можно говорить о биологизации общественных процессов. Одновременно с этим существовали и механистические взгляды на общественные явления. Для механистов было характерно сведение исторического закона к механически понимаемым причинности, необходимости, повторяемости, а также отрицание случайности.

5.2. Развитие марксистской социологии.

Сформулирована и обоснована центральная категория исторического  материализма - "общественно-экономическая  формация". В связи с этим основной задачей научной социологии стало  изучение ее возникновения, развития и  функционирования по объективным общественным законам.

Существовало две точки  зрения:

1.Историчекий материализм  является одновременно частью  социологии и общей социологической  теории, то есть социология-часть  философии.

2.Хотя социология и  основана на принципах исторического  материализма, она - самостоятельная,  нефилософская наука.

Первая точка зрения получила более широкое распространение.

1920-е годы стали наиболее  творческими в развитии советской  социологии: был сформулированы  многие спорные идеи, проведены  дискуссии. Очень значимой была  дискуссия, длившаяся в течение  двух лет(1927-1929)в журнале "Вестник", о структуре и движущих силах  развития производительных сил  общества. Также в эти годы  обсуждались проблемы отношения  классов в переходный период  и формирования новой структуры  общества, причиной которых стала  Октябрьская революция.

Необходимо отметить, что  процесс становления марксистской социологии был сопряжен со значительными  трудностями: необходимость решения  задачи культурного строительства (из-за процесса размежевания между марксистскими и не марксистскими социологами), проблема неграмотности населения, общий дефицит кадров социологов-марксистов.

5.3. Становление социологических исследований.

В 1920-1930-е годы много внимания уделяется проблеме управления и  организации труда. Выходит около  двадцати журналов: "Хозяйство и  управление", "Производство, труд и управление" и другие. Проводятся социологические исследования в  области труда (ученые Гастев, Струмилин, Керженцев, Ерманский).

Также проводятся социологические  исследования по проблеме брака и  семьи (Луначарский, Коллонтай), исследования в психологии и педагогике (Шацкий), в области социологии преступности (Куфаев, Тарновский, Змиев, Маннс), исследования в области СМИ (Марр).

Итак, в 1920-1930-е годы появляются зачатки отраслевых социологий, широкое  проведение эмпирических исследований.

5.4. Социологическая наука в условиях тоталитарного государства.

1920-1930-е годы: социологические  исследования прекращаются. Исторический  материализм, политэкономия и  научный коммунизм перекрыли  все социальные науки. Окончательное  утверждение марксизма как идеологической  основы общества. Социология приходит  в упадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Пятый этап (середина 30-х – вторая половина 50-х гг.).

Формирование в стране авторитарного режима и административно-приказной  системы управления всеми сферами  жизни общества и связанное с  этим ужесточение идеологического  и политического контроля вело к  постепенному подавлению и фактическому запрету любых немарксистских социологических  направлений и разработок.

    Роковую роль  для развития социологии в  России сыграло "вторжение"  Сталина в философию. В разделе  "О диалектическом и историческом  материализме", написанном им  для краткого курса "История  всесоюзной коммунистической партии  большевиков" (1938), целая область  социального значения – исторический  материализм – была "возвращена" в лоно философского знания. Это  выдвинутое Сталиным теоретическое  обоснование упразднения социологии  как самостоятельной науки было  канонизировано и с этих пор  теория и понятийный аппарат  социологии стали рассматриваться  только на философском уровне. Социологические методы конкретного  исследования общества были изъяты  из обращения. На конкретное, свободное  от апологетики социализма изучение  явлений жизни был наложен  строжайший запрет. Фактически были  прекращены все фундаментальные  и прикладные исследования, а  сама социология объявлена буржуазной  лженаукой. Из научного обихода  было изъято даже само слова  "социология".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Шестой этап (конец 50-х – первая половина 80-х гг.).

Вынужденный перерыв в  развитии социологической мысли  продолжался до конца 50-х гг. Постепенно стали возобновляться дискуссии  о статусе социологии как науки. Однако это оживление социологических  исследований встречало сопротивление  со стороны ортодоксального крыла  философов-марксистов, которые отстаивали прежнее догматическое представление  об отождествлении исторического материализма с социологией. Господствующей продолжала оставаться точка зрения, которая  утверждала, что исторический материализм, будучи теорией общественного развития, выполняет общеметодологическую функцию. Он является научным методом изучения общественных явлений, методом общественных наук. Следовательно, исторический материализм, с одной стороны, представляет собой  философскую науку, а с другой, – социологию. Первая сторона связана  с общим решением исходных мировоззренческих  вопросов. Вторая сторона составляет самостоятельный предмет исторического  материализма. Диалектический и исторический материализм органически связаны между собой.

    Возведение исторического  материализма в ранг единственно  истинного учения и научно-социологической  теории привело к двум последствиям  для развития отечественной социологии: во-первых, был закрыт путь возникновению  каких-либо новых общесоциологических  теорий и методологий, а во-вторых, догматически ограничивались направления  и тематика конкретно-социологических  исследований, которым нередко отводилась  только апологетическая роль, что  искажало их объективный характер.

    Ситуация, при  которой проблематика исторического  материализма признавалась конечной  инстанцией, определяющей направление  социологических исследований, сохраняла  свое значение несколько последующих  десятилетий, однако постепенно  в рамках этой ситуации усиливается влияние тех социологов, которые отстаивали представления о том, что наряду с историческим материализмом должна существовать социология как особая наука. К числу этих авторов принадлежали Ю. Кучинский (ГДР), Д.М. Гвишиани, Д.И. Чесноков, В.П. Рожин, Г.М. Андреева, Е.Н. Никитина, М.Т. Иовчук, В.А. Ядов, Р.В. Рывкина и др. Именно в это время появилась модель, которая позже определила представление о структуре отечественной социологии: представление о существовании между историческим материализмом как общесоциологической теорией и анализом конкретных социальных проблем "цепочки" промежуточных теоретических построений – специальных социологических теорий, например, социологической теории личности (И.С. Кон). Это компромиссная, по сути, точка зрения, давала возможность, не отрицая общефилософского значения исторического материализма и не вступая в конфликт со всем категориальным строем советской марксистской философии, в то же время освободить социологию из узких догматических рамок исторического материализма и открыть ей новые возможности для самостоятельного и творческого развития.

    Во второй половине 60-х гг. конкретные социологические  исследования получили широкое  распространение. Улучшалось положение  и в области институционализации  социологии в СССР. В 1960 г. в  институте философии АН СССР  было создано первое в стране  социологическое подразделение  – сектор исследований новых  форм труда и быта (позже Отдел  конкретных социологических исследований). В 1962 г. была образована Советская  социологическая ассоциация. а в 1964 г. на философском факультете Московского госуниверситета – кафедра конкретно-социологических исследований АН СССР. В 1965 г. при Ленинградском госуниверситете был создан Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований (НИИКСИ), в 1968 г. в Москве – Институт конкретных социальных исследований АН СССР (ИКСИ).

    Но в начале 70-х гг. началось новое наступление на социологию. Поводом послужила точка зрения Ю. А. Левады высказанная им в его "Лекциях по социологии" (1968), о самостоятельности и независимости предмета социологии от проблематики исторического материализма. Резкие выступления марксистских теоретиков и административные карательные меры вновь искусственно прервали поступательное развитие социологии. Термин "социология" вновь оказался под запретом. Он был заменен понятием "прикладная социология". Теоретическая социология полностью отрицалась. В то же время процесс институционализации социологии продолжался. В 1972 г. Институт конкретных социальных исследований был переименован в Институт социологических исследований. С 1974 г. стал выходить журнал "Социологические исследования".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  8.Седьмой этап (вторая половина 80-х – до наст. вр.)

 Запрет на теоретические  социологические исследования был  снят только после XXVII съезда  КПСС. Социология вновь была восстановлена  в "гражданских" правах науки  об обществе и был открыт  путь теоретико-методологическому  плюрализму в социологических  исследованиях. 

    Среди авторов,  чьи работы способствовали восстановлению  социологии в СССР, можно назвать  А.Г. Здравомыслова, И.С. Кона, Ю.А. Леваду, Г.В. Осипова, А.Г. Харчева, В.А. Ядова, Т.И. Заславскую и др.

    В настоящее  время отечественная социология  выдвинулась в ряд наиболее  активных и социально значимых  отраслей обществознания. Оживленный  поиск и разработки новых теоретических  моделей и возрастающее социальное  значение множества проводящихся  сейчас по различным темам  прикладных исследований позволяют  прогнозировать, что это место  сохранится за ней и в дальнейшем. Современный период теоретического  плюрализма является предпосылкой  творческого и продуктивного  научного развития отечественной  социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
  Развитие российской социологии в последние годы проходит под знаком нарастающей диверсификации. Диверсификация выражается, прежде всего, в возникновении множества социологических институций, занятых сбором и анализом текущей экономической, социальной и политической информации. Академическая социология находится в более неопределенном положении. Не обладая ресурсами для самостоятельного существования, она представляет собой скорее престижное интеллектуальное занятие, чем стабильную профессиональную деятельность. Тем не менее, программа деятельности социологического сообщества России постепенно переориентируется на решение академических проблем. Постсоветская социология сохраняет преемственность с предшествующей научной традицией и продолжает выполнять важную роль в конституировании национального общественного самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

Список  литературы

 

  1. Р.-Л.Винклер и З.Т.Голенковой. Биографии русских и советских социологов. 2009г.
  2. Бобровников Н. С.А.Оранский. Основные вопросы марксистской социологии. 2010г.
  3. Богданов А.Л. Страна идолов и философия марксизма 2008г.
  4. Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип. 2009г.
  5. Бухарин Н. И. Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии. М.:2010г. 
  6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 2008г  
  7. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М.: Институт социологии РАН, 2011.
  8. Сорокин П. Моя философия - интегрализм.- 2008г.
  9. Новикова С.С. - История развития социологии в России 2011г.
  10. http://www.grandars.ru
  11. http://www.gumer.info

 


Информация о работе Основные этапы развития социологической науки в России