Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:35, курсовая работа
Необходимость ознакомления с этой работой, также обусловлена и тем, что основная масса людей в нашей стране не имеет представления о науке социологии. Во многом это связано почти с тридцатилетним запретом социологии. В настоящее время о социологе, в основном, существует представление как о человеке, который проводит опросы общественного мнения или перепись населения.
Введение. 3
1.Первый этап: 1869-1890гг. 4
1. 1. Социологические теории народников 4
1.2. Субъективная школа 6
1.3. Натуралистическое направление. 7
1.4. Органицизм. 8
1.5. Психологическое направление. 8
1.6. Плюралистическая школа Ковалевского 9
1.7. Ортодоксальный марксизм. 10
2. Второй этап: 1890е годы - начало ХХ века. 11
3.3 этап: первая четверть ХХ века. 14
3.1.Неопозитивизм. 14
4.Интегральная социология П. А. Сорокина 17
5.Четвертый этап: 1920-1930-е годы. 20
5.1. Основные направления социологической науки. 20
5.2. Развитие марксистской социологии. 21
5.3. Становление социологических исследований. 22
5.4. Социологическая наука в условиях тоталитарного государства. 22
6.Пятый этап (середина 30-х – вторая половина 50-х гг.). 23
6.Шестой этап (конец 50-х – первая половина 80-х гг.). 24
7.Седьмой этап (вторая половина 80-х – до наст. вр.) 27
Заключение 28
Список литературы 29
Неокантианство в России можно разбить на 3 группы:
1.Ортодоксальное ядро (социологическая гносеология)
А.С.Лаппо-Данилевский (1863-1919). Основная социологическая работа: "Методология истории".
Он выступил за переход
от "публицистического
Считал, что социология - это абстрактная, обобщающая наука, которая не может опираться безусловно на понятия физики, механики или энергетики.
Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: "Общество и личность", "Социальные науки и право".
Общество, по его мнению, это психическое взаимодействие людей, и его нельзя рассматривать с помощью пространственных категорий.
Отмечал наличие кризиса в современном социальном познании, выход из которого надо искать в области методологии.
Настаивал на пересмотре всех основ социального знания.
2. Субъективно -нормативная концепция.
П.И.Новгородцев (1866-1924)
Критика позитивистской социологии. Обращает внимание на внутренний мир личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта, части социальной среды. Общество - сознание отдельных лиц.
Новгородцев опирался на сформулированный Кантом и Гегелем тезис в их концепции права о том, что социальному прогрессу всегда предшествует поворот к идеализму. Эту идею он положил в основу "системы нравственного идеализма". Поворот к идеализму возможен только в результате разрыва с позитивизмом.
В.М.Хвостов (1868-1920)
Социология - особая промежуточная наука, которая использует типологические методы.
Личность - социокультурное образование, на которое общество и культура ставят свой отпечаток.
Хвостов отрицательно относился
к революции как форме
3. Концепция индивидуального психологизма.
Л.И.Петражицкий (1867 - 1931)
Социология - наука, призванная изучать человеческое участие в процессах социальной жизни. Основной метод изучения и познания предметов: наблюдение.
Центральным научным термином социологии считал социальное поведение и мотивы (эмоции), а не общество и ценности, как принято.
Историю человечества рассматривал как постоянный рост разумности норм и учреждений, увеличение гуманности средств реализации норм и ускорения социального действия.
С.Н.Булгаков (1871-1944)
Н.А.Бердяев (1874-1948)
М.И.Туган-Барановский (1865-1919). Основные социологические работы: "Значение экономического фактора в истории", "Экономический фактор и идеи", "Русская фабрика".
П.Б.Струве (1870-1944). Основные социологические работы: "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии в России", "Моим критикам".
Выступали против народничества, против положения том, что развитие капитализма есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Отрицали наличие антагонистических противоречий, выступали против необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата. Либерально - буржуазная политическая программа с заимствованными марксистскими экономическими идеями.
Философия на базе идеализма. "Легальные марксисты" считали, что капитализм в России является исторической необходимостью, и для обоснования "прогрессивной и культурной миссии" капитализма в будущем пытались применить идеи марксистской социологии.
Развитием идей Плеханова занимался В.И.Ленин.
К.М.Тахтарев (1871-1925). Основные социологические работы: "Главнейшие направления в русской социологии", "Наука об общественной жизни", "Общество и государство и закон борьбы классов".
Выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Окончательным победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно общественный.
П.А.Сорокин (1889-1968). Основные социологические работы: " Система социологии", "Социология революции", "Социальная мобильность", "Социальная и культурная динамика", "Россия и Соединенные Штаты", "Общество, культура и личность", "Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа".
Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает против нее.
В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия.
Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.
Предлагал создать социологию на следующих принципах:
1.Социология, как наука, может и должна строиться по типу естественных наук.
2. Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, какой он есть
3.Социология должна быть объективной наукой.
4. Если социология хочет быть "опытной и точной "наукой, она должна распрощаться с бесплодной метафизикой и исходить из фактов.
5. Следствием разрыва с философствованием станет естественный разрыв с монизмом.
Сорокин выделял 2 уровня социологии:
1) теоретическая:
2) практическая:
Главный объект для изучения в социологии - взаимодействие индивидов. Создал первое развернутое изложение теории взаимодействия.
Индивиды взаимодействуют, когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями другого индивида.
Дает структурный анализ общества.
Выделяет 2 критерия для классификации социальных групп:
Выделяет:
Построил
теорию социальной стратификации:
3 страты:
Построил теорию социальной мобильности:
Питирим Александрович Сорокин (Sorokin) (1889-1968), - выдающийся российско-американский социолог XX столетия, создатель интегральной парадигмы, на основании которой им были созданы теории социокультурных систем, социальной стратификации и социальной мобильности, революции и реформ, знания и искусств и др.
Одним из первых, кто попытался ликвидировать противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами был российско-американский социолог Питирим Александрович Сорокин, создавший так называемую интегральную социологию. Социолог предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности социокультурных систем, находящихся в сложном движении - по горизонтали, вертикали и в виде флуктуации (колебания от оптимальной величины), так и с учетом субъективного фактора - сложной, интегральной сущности самого человека, его ценностного мира.
П. Сорокин разработал свою теорию на основе синтеза представлений как, известных российских социологов - Л. Петражицкого, М. Ковалевского, Е. Де- Роберти, так и западных - Э. Дюркгейма, М. Вебера. Вместе с тем, его теория - принципиально новый взгляд на человека, цивилизацию, общество, суть которого сам автор характеризовал как интегрализм. Методологическая основа его парадигмы включает в себя в качестве внутренних компонентов интуитивный, эмпирический и рационалистический методы.
1.Интегральная природа человека.
Интегральная природа
человеческой личности формируется
и в процессе интеракции индивидов
друг с другом, которая также проходит
под влиянием ряда факторов. На характер
взаимодействия людей оказывает
влияние и бессознательные
2.Интегральное использование каналов познания.
Интегральное существо человека проявляется и раскрывается в его способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального использования каналов познания. По Сорокину, всю окружающую нас действительность можно представить в виде трех наиболее важных формах:
Все гениальные творения во всех областях культуры - религии, философии, науки, эстетики - так или иначе были рождены и вдохновлялись интуицией, милостью "высшего озарения". При этом ученый особо подчеркивает, что истина, полученная при помощи интегрального использования чувства, разума и интуиции - это "более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов... При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют друг друга и контролируют"4. В результате наше знание о действительности представляет собой совокупный вклад ученых-эмпириков, мыслителей-логиков, великих религиозных и нравственных деятелей, а также представителей искусства.
Наконец, интегральное существо человека проявляется и в том, что он является не только эмпирическим наблюдателем и экспериментатором, рациональным мыслителем, но и активным участником создания творческого начала во вселенной. Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до появления человека, человек создал новую реальность -суперорганический или культурный мир, имеющий компонент смысла. Именно смысл, который придает человек неорганическим или органическим явлениям, радикально меняет их ценность.
В 1920-е годы начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Она была посвящена определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма и определению ее места среди других общественных наук. В связи с этим в развитии марксистской социологии можно выделить следующие направления:
1.Большая часть марксистских
социологов под влиянием книги
Н.И.Бухарина "Теория исторического
материализма: Популярный учебник
марксистской социологии", изданной
в 1921 году, стала отождествлять
социологию с историческим
Информация о работе Основные этапы развития социологической науки в России