Основные этапы развития социологической науки в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Необходимость ознакомления с этой работой, также обусловлена и тем, что основная масса людей в нашей стране не имеет представления о науке социологии. Во многом это связано почти с тридцатилетним запретом социологии. В настоящее время о социологе, в основном, существует представление как о человеке, который проводит опросы общественного мнения или перепись населения.

Содержание

Введение. 3
1.Первый этап: 1869-1890гг. 4
1. 1. Социологические теории народников 4
1.2. Субъективная школа 6
1.3. Натуралистическое направление. 7
1.4. Органицизм. 8
1.5. Психологическое направление. 8
1.6. Плюралистическая школа Ковалевского 9
1.7. Ортодоксальный марксизм. 10
2. Второй этап: 1890е годы - начало ХХ века. 11
3.3 этап: первая четверть ХХ века. 14
3.1.Неопозитивизм. 14
4.Интегральная социология П. А. Сорокина 17
5.Четвертый этап: 1920-1930-е годы. 20
5.1. Основные направления социологической науки. 20
5.2. Развитие марксистской социологии. 21
5.3. Становление социологических исследований. 22
5.4. Социологическая наука в условиях тоталитарного государства. 22
6.Пятый этап (середина 30-х – вторая половина 50-х гг.). 23
6.Шестой этап (конец 50-х – первая половина 80-х гг.). 24
7.Седьмой этап (вторая половина 80-х – до наст. вр.) 27
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

основные этапы развития социологической науки в России. Интегральная социология П. Сорокина..docx

— 59.84 Кб (Скачать)

Неокантианство в России можно разбить на 3 группы:

1.Ортодоксальное ядро (социологическая гносеология)

А.С.Лаппо-Данилевский (1863-1919). Основная социологическая работа: "Методология истории".

Он выступил за переход  от "публицистического любительства" в социологии к ее специализации, то есть к научному профессионализму. В центре его внимания - вопросы  синтеза истории и социологии.

Считал, что социология - это абстрактная, обобщающая наука, которая не может опираться безусловно на понятия физики, механики или энергетики.

Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: "Общество и личность", "Социальные науки и право".

Общество, по его мнению, это психическое взаимодействие людей, и его нельзя рассматривать  с помощью пространственных категорий.

Отмечал наличие кризиса  в современном социальном познании, выход из которого надо искать в  области методологии.

Настаивал на пересмотре всех основ социального знания.

2. Субъективно -нормативная концепция.

П.И.Новгородцев (1866-1924)

Критика позитивистской социологии. Обращает внимание на внутренний мир  личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта, части социальной среды. Общество - сознание отдельных лиц.

Новгородцев опирался на сформулированный Кантом и Гегелем тезис в их концепции права о том, что  социальному прогрессу всегда предшествует поворот к идеализму. Эту идею он положил в основу "системы  нравственного идеализма". Поворот  к идеализму возможен только в  результате разрыва с позитивизмом.

В.М.Хвостов (1868-1920)

Социология - особая промежуточная  наука, которая использует типологические методы.

Личность - социокультурное  образование, на которое общество и  культура ставят свой отпечаток.

Хвостов отрицательно относился  к революции как форме разрешения социальных противоречий. Необходимо учитывать, что она ведет к  разрушению культуры и гибели людей. Отдавал предпочтение реформам. Подверг  критике марксизм и субъективную школу.

3. Концепция индивидуального психологизма.

Л.И.Петражицкий (1867 - 1931)

Социология - наука, призванная изучать человеческое участие в  процессах социальной жизни. Основной метод изучения и познания предметов: наблюдение.

Центральным научным термином социологии считал социальное поведение  и мотивы (эмоции), а не общество и  ценности, как принято.

Историю человечества рассматривал как постоянный рост разумности норм и учреждений, увеличение гуманности средств реализации норм и ускорения  социального действия.

  1. Легальный марксизм

С.Н.Булгаков (1871-1944)

Н.А.Бердяев (1874-1948)

М.И.Туган-Барановский (1865-1919). Основные социологические работы: "Значение экономического фактора в истории", "Экономический фактор и идеи", "Русская фабрика".

П.Б.Струве (1870-1944). Основные социологические работы: "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии в России", "Моим критикам".

Выступали против народничества, против положения том, что развитие капитализма есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Отрицали наличие антагонистических  противоречий, выступали против необходимости  социалистической революции и диктатуры  пролетариата. Либерально - буржуазная политическая программа с заимствованными  марксистскими экономическими идеями.

Философия на базе идеализма. "Легальные марксисты" считали, что капитализм в России является исторической необходимостью, и для  обоснования "прогрессивной и  культурной миссии" капитализма  в будущем пытались применить  идеи марксистской социологии.

  1. Ортодоксальный марксизм (развитие)

Развитием идей Плеханова  занимался В.И.Ленин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 этап: первая четверть ХХ века.

3.1.Неопозитивизм.

К.М.Тахтарев (1871-1925). Основные социологические работы: "Главнейшие направления в русской социологии", "Наука об общественной жизни", "Общество и государство и закон борьбы классов".

Выступал против марксистского  понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Окончательным победителем  в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно  общественный.

П.А.Сорокин (1889-1968). Основные социологические работы: " Система социологии", "Социология революции", "Социальная мобильность", "Социальная и культурная динамика", "Россия и Соединенные Штаты", "Общество, культура и личность", "Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа".

Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает  против нее.

В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого  взаимодействия.

Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация  и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.

Предлагал создать социологию на следующих принципах:

1.Социология, как наука, может и должна строиться по типу естественных наук.

2. Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, какой он есть

3.Социология должна быть объективной наукой.

4. Если социология хочет быть "опытной и точной "наукой, она должна распрощаться с бесплодной метафизикой и исходить из фактов.

5. Следствием разрыва с философствованием станет естественный разрыв с монизмом.

Сорокин выделял 2 уровня социологии:

1) теоретическая:

  1. аналитика;
  2. генетика;
  3. механика.

2) практическая:

  1. политика.

Главный объект для изучения в социологии - взаимодействие индивидов. Создал первое развернутое изложение  теории взаимодействия.

Индивиды взаимодействуют, когда изменение психических  переживаний или внешних актов  одного индивида вызывается переживаниями  другого индивида.

    1. Процесс взаимодействия возможен при трех условиях: 
      1) наличие одного или нескольких индивидов; 
      2) наличие актов, обуславливающих их поступки; 
      3)      наличие проводников.

Дает структурный анализ общества.

Выделяет 2 критерия для классификации социальных групп:

  1. односторонний: индивиды объединены в группу по одному признаку.
  2. многосторонний: индивиды объединены в группу по двум и более признакам.

Выделяет:

  1. закрытые группы: раса, пол, возраст.
  2. открытые группы: партия, ассоциация.
  3. промежуточные группы: класс, сословие, вторая семья.

Построил  теорию социальной стратификации:  
3 страты:

  1. политическая;
  2. профессиональная;
  3. экономическая.

Построил  теорию социальной мобильности:

  1. вертикальная мобильность;
  2. горизонтальная мобильность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Интегральная социология П. А. Сорокина

Питирим Александрович  Сорокин (Sorokin) (1889-1968), - выдающийся российско-американский социолог XX столетия, создатель интегральной парадигмы, на основании которой им были созданы теории социокультурных систем, социальной стратификации и социальной мобильности, революции и реформ, знания и искусств и др.

Одним из первых, кто попытался  ликвидировать противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами был российско-американский социолог Питирим Александрович Сорокин, создавший так называемую интегральную социологию. Социолог предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности социокультурных систем, находящихся в сложном движении - по горизонтали, вертикали и в виде флуктуации (колебания от оптимальной величины), так и с учетом субъективного фактора - сложной, интегральной сущности самого человека, его ценностного мира.

П. Сорокин разработал свою теорию на основе синтеза представлений как, известных российских социологов - Л. Петражицкого, М. Ковалевского, Е. Де- Роберти, так и западных - Э. Дюркгейма, М. Вебера. Вместе с тем, его теория - принципиально новый взгляд на человека, цивилизацию, общество, суть которого сам автор характеризовал как интегрализм. Методологическая основа его парадигмы включает в себя в качестве внутренних компонентов интуитивный, эмпирический и рационалистический методы.

1.Интегральная природа человека.

Интегральная природа  человеческой личности формируется  и в процессе интеракции индивидов  друг с другом, которая также проходит под влиянием ряда факторов. На характер взаимодействия людей оказывает  влияние и бессознательные рефлексы, и биосознательные регуляторы - чувство голода и жажды, сексуальные влечения, и, наконец, социосознательные нормы и ценности. "Новая интегральная теория человеческой личности, - поясняет Сорокин, - не отрицает, что человек является животным организмом, наделенным "бессознательным", рефлексо-инстинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверх-сознательным творцом или духом"3.

2.Интегральное использование каналов познания.

Интегральное существо человека проявляется  и раскрывается в его способностях отражать и анализировать мир  с помощью интегрального использования каналов познания. По Сорокину, всю окружающую нас действительность можно представить в виде трех наиболее важных формах:

  1. эмпирически-чувственная форма - постигается нами либо с помощью органов чувств, либо инструментов их дополняющих (разного рода приборов);
  2. рационально-умственная форма - познается главным образом разумом с помощью логических операций;  
  3. сверхчувственно – сверх - рациональная форма бытия - постигается только посредством сверхчувственной и сверх - рациональной интуиции или "божественного вдохновения", "вспышки озарения".

Все гениальные творения во всех областях культуры - религии, философии, науки, эстетики - так или иначе были рождены и вдохновлялись интуицией, милостью "высшего озарения". При этом ученый особо подчеркивает, что истина, полученная при помощи интегрального использования чувства, разума и интуиции - это "более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов... При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют друг друга и контролируют"4. В результате наше знание о действительности представляет собой совокупный вклад ученых-эмпириков, мыслителей-логиков, великих религиозных и нравственных деятелей, а также представителей искусства.

Наконец, интегральное существо человека проявляется и в том, что он является не только эмпирическим наблюдателем и экспериментатором, рациональным мыслителем, но и активным участником создания творческого начала во вселенной. Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до появления  человека, человек создал новую реальность -суперорганический или культурный мир, имеющий компонент смысла. Именно смысл, который придает человек неорганическим или органическим явлениям, радикально меняет их ценность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Четвертый этап: 1920-1930-е годы.

5.1. Основные направления социологической науки.

В 1920-е годы начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Она была посвящена  определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма и определению ее места  среди других общественных наук. В  связи с этим в развитии марксистской социологии можно выделить следующие  направления:

1.Большая часть марксистских  социологов под влиянием книги  Н.И.Бухарина "Теория исторического  материализма: Популярный учебник  марксистской социологии", изданной  в 1921 году, стала отождествлять  социологию с историческим материализмом.

Информация о работе Основные этапы развития социологической науки в России