Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:35, курсовая работа
Необходимость ознакомления с этой работой, также обусловлена и тем, что основная масса людей в нашей стране не имеет представления о науке социологии. Во многом это связано почти с тридцатилетним запретом социологии. В настоящее время о социологе, в основном, существует представление как о человеке, который проводит опросы общественного мнения или перепись населения.
Введение. 3
1.Первый этап: 1869-1890гг. 4
1. 1. Социологические теории народников 4
1.2. Субъективная школа 6
1.3. Натуралистическое направление. 7
1.4. Органицизм. 8
1.5. Психологическое направление. 8
1.6. Плюралистическая школа Ковалевского 9
1.7. Ортодоксальный марксизм. 10
2. Второй этап: 1890е годы - начало ХХ века. 11
3.3 этап: первая четверть ХХ века. 14
3.1.Неопозитивизм. 14
4.Интегральная социология П. А. Сорокина 17
5.Четвертый этап: 1920-1930-е годы. 20
5.1. Основные направления социологической науки. 20
5.2. Развитие марксистской социологии. 21
5.3. Становление социологических исследований. 22
5.4. Социологическая наука в условиях тоталитарного государства. 22
6.Пятый этап (середина 30-х – вторая половина 50-х гг.). 23
6.Шестой этап (конец 50-х – первая половина 80-х гг.). 24
7.Седьмой этап (вторая половина 80-х – до наст. вр.) 27
Заключение 28
Список литературы 29
Оглавление
Введение. 3
1.Первый этап: 1869-1890гг. 4
1. 1. Социологические теории народников 4
1.2. Субъективная школа 6
1.3. Натуралистическое направление. 7
1.4. Органицизм. 8
1.5. Психологическое направление. 8
1.6. Плюралистическая школа Ковалевского 9
1.7. Ортодоксальный марксизм. 10
2. Второй этап: 1890е годы - начало ХХ века. 11
3.3 этап: первая четверть ХХ века. 14
3.1.Неопозитивизм. 14
4.Интегральная социология П. А. Сорокина 17
5.Четвертый этап: 1920-1930-е годы. 20
5.1. Основные направления социологической науки. 20
5.2. Развитие марксистской социологии. 21
5.3. Становление социологических исследований. 22
5.4. Социологическая наука в условиях тоталитарного государства. 22
6.Пятый этап (середина 30-х – вторая половина 50-х гг.). 23
6.Шестой этап (конец 50-х – первая половина 80-х гг.). 24
7.Седьмой этап (вторая половина 80-х – до наст. вр.) 27
Заключение 28
Список литературы 29
Рассмотрение истории становления и развития социологии необходимо прежде всего потому, что нынешнее понимание социальных проблем - это результат усилий многих поколений мыслителей. Прослеживая, как шаг за шагом лучшие умы человечества проникали в тайны социальной жизни общества, мы получаем возможность глубже и полнее познать ее сущность и закономерности. Познакомиться с историей социальных учений важно и потому, что многие идеи выдающихся мыслителей минувших лет актуальны и сегодня. Знание этих идей поможет правильной оценке современных общественных процессов.
Необходимость ознакомления с этой работой, также обусловлена и тем, что основная масса людей в нашей стране не имеет представления о науке социологии. Во многом это связано почти с тридцатилетним запретом социологии. В настоящее время о социологе, в основном, существует представление как о человеке, который проводит опросы общественного мнения или перепись населения.
Все главные положения социологии народничества теоретически обосновывали возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса.
Конец 1860х - начало 1880х годов: революционное направление народничества, сторонники которой стремились к крестьянской революции.
Середина 1880х - середина 1890х годов: либеральное направление народничества.
С середины 1890х годов народническая
социология под напором марксистской
критики приходит в упадок, ее заменяет
созданная в 1902 году партия социалистов-революционеров.
Объединяло революционных народников
то, что они критиковали царизм,
требовали уничтожения
П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: "Знание и революции", "Социальная революция и задачи нравственности", "Кому принадлежит будущее".
Был теоретиком подготовительно
- пропагандистского направления. Выступал
за длительную пропаганду социалистических
идей, так как народ еще не готов
к социалистическому
М.А.Бакунин (1814-1876). Основные социологические работы:
"Кнуто-Германская империя и социальная революция", "Государственность и анархия", "Федерализм, социализм и антитеологизм" (не закончена).
Был теоретиком бунтарско - анархического направления, родоначальником отечественного анархизма. Считал, что социология - наука об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества, а общество - естественный способ существования совокупности людей независимо от всякого договора. Оно никогда не руководствуется законами, а медленно развивается под влиянием инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей.
Центральная проблема социологии:
проблема уничтожения государства
как силы, которая подавляет абсолютную
свободу личности. Всякое государство
таит в себе опасность развития деспотизма
управляющих и рабства
Считал, что религия - социальное зло, освобождение от которого возможно только благодаря социальной революции.
П.Н.Ткачев (1844-1886). Основные социологические работы: " Задачи революционной пропаганды в России", "Что такое партия прогресса", "Накануне и на другой день революции", "Производительные силы Европы", "Анархическое государство".
Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение в трех сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе. Основная цель социального прогресса - приведение в соответствие потребностей людей с возможностями их удовлетворения.
П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: "Социологи-позитивисты", "Введение в историю мысли", "Теория и практика прогресса", "Социальная революция и задачи нравственности", "Задачи понимания истории".
Считал, что социология - это наука о солидарности, практические задачи которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство и общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом. Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью ее интересов. Движущая сила истории - "критически мыслящая личность", элитарное меньшинство, а большинство служит и трудится, создавая меньшинству возможность служить народу для искупления его жертв, возврата народу его морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это приведет к застою и гибели.
Н.К.Михайловский (1842-1904). Основные социологические работы: "Аналогический метод в общественной науке", "Теория Дарвина и общественная наука", "Герои и толпа", "Орган, неделимое, общество".
При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в его взаимодействии с социальными структурами. Только справедливый общественный строй может гарантировать уважение к человеческой неповторимости и индивидуальности.
Идеал общественного развития - создание таких отношений, которые способствовали всестороннему развитию личности. Такое возможно только при социализме, когда будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Михайловский считал, что социализм - это "творчество личного начала при посредстве начала общинного".
С середины 1870х годов занялся психологией "толпы", изучением психологии масс, анализом психологических путей и средств воздействия личностей на народ. Проводил различие между понятиями "герой" и "великая личность".
Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания.
Его представители выдвигали на первый план географический фактор.
Л.И.Мечников (1838-1888). Основная социологическая работа: "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества".
Две основные проблемы: социальный
прогресс и его критерий, механизм
социального прогресса. Мерилом
прогресса выступает
Пытался рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство общества. Выделял 3 периода в истории цивилизации: речной, средиземноморский, океанический. С этой периодизацией связывает основной закон развития культуры.
По мнению Мечникова, социологические законы не сводимы с законами природы, выступал против социал-дарвинизма.
Пытался связать проблему
географического фактора с
.
Исходный путь органицизма - гипотетическое отождествление общества с организмом.
А.И.Стронин (1826-1889). Основные социологические работы: "История и метод", "Политика как наука", "История и общественность".
По мнению Стронина, общество - это организм, а социальные институты - отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково.
Структуру общества представлял в виде пирамиды. Вершина - привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина - капиталисты. Основание- большинство общества( земледельцы и ремесленники).
П.Ф.Лилиенфельд (1826-1903). Основные социологические работы: "Мысли о социальной науке будущего", "Социальная патология".
Так как общество - организм, оно обладает всеми отличительными чертами организма. Выделял в жизни общества 3 главные функции:
Считал, что классовая борьба и революция - это патология, ненормальное развитие.
Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.
Е.В.Де Роберти (1843-1915). Основные социологические работы: "Социология", "Прошедшее философии", "Новая постановка основных вопросов социологи".
Положение о социальной эволюции как об основном факторе социологии.
Все социальные явления и процессы можно поставить в эволюционный ряд, состоящий из семи категорий: психологическое взаимодействие - общественные группы - личность - наука - философия - искусство - практическая деятельность.
Н.И.Кареев(1850- 1931). Основные социологические работы: "Историко-философские и социологические этюды", "Введение в изучение социологии", "Сущность исторического процесса и роль личности в истории", "Историка. Теория исторического знания", "Общие основы социологи".
Общество - сложная система психологических и практических взаимодействий личностей, "надорганическая среда". Она делится на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы - предмет изучения психологии, социальные организации - предмет изучения социологии.
М.М.Ковалевский (1851-1916). Основные социологические работы:
" Очерк развития
Считал, что социология -
синтез результатов, полученных конкретными
общественными науками, наука, имеющая
своей целью установление законов
и тенденций общественного
Считал, что исторический прогресс связан с существующей исторической закономерностью. Отрицательно относился к революции, как к источнику социального прогресса. Считая, что только система продуманных реформ является необходимым благом для общества.
В центре соц. теории Ковалевского - учение о солидарности.
Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий общественного развития.
Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: "Социализм и политическая борьба", "Очерки по истории материализма", "Основные вопросы марксизма", "Искусство и общественная жизнь", "К вопросу о роли личности в истории".
Глубокая и основательная критика методологических основ буржуазной социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию предвидящую).
Критика буржуазной философии.
Разрабатывал основные проблемы социологии на основе материализма, рассматривал методологию научного предвидения в социальном познании.
Критиковал теорию фактов в социологии, плюралистические взгляды Ковалевского, субъективную социологию народничества.
Он подчеркивал определяющее значение исторической необходимости в действиях личности, при этом, не занижая роль исторической инициативы личности на определенном этапе развития общества.
Основные моменты
Информация о работе Основные этапы развития социологической науки в России