Основные функции семьи и их динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение роли семьи и ее функций в современном обществе:
Ценность семьи в системе брачно-семейных отношений;
Определение основных функций семьи;
Исследование проблем и перспектив современной семьи

Содержание

Введение………………………………………………………………....

3
1.Основные представления о семье как о социальном институте…… 5
1.1 Ценность семьи в системе брачно-семейных отношений………... 5
1.2 Основные функции семьи…………………………………………… 8
1.3 Типы, структура и особенности функционирования современной семьи………………………………………………………………………..
16
2. Перспективы современной семьи и динамика ее функций…………. 22
2.1 Влияние социально-экономической ситуации на реализацию репродуктивной функции…………………………………………………..
22
2.2 Современная российская семья: основные тенденции…………….. 28
3. Проблемы современной семьи и семейной политики России……… 34
3.1. Проблемы современной семьи и пути их решения………………… 34
Заключение………………………………………………………………… 43
Список использованной литературы…………………………………… 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая по социологии.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

      Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствуют укреплению супружеских отношений, нравственному и трудовому воспитанию детей [2. c.41-42]. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье, когда они возлагаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «главы», а дети лишь в роли потребителей; влияние, безусловно, будет неблагоприятным.

      В современных семьях женская бытовая занятость в два-три раза превышает мужскую. Кроме того, существенно изменилась традиционная роль мужчины в семье – он перестал быть единственным кормильцем в семье. Все это негативно влияет на супружеские отношения и отрицательно сказывается на воспитании детей. Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в организации жизни семьи. Анкетирование, проводимое в свое время, показало, что более 70% супругов считают, что у них в семье равноправие. Конечно, это самый прогрессивный принцип семейного управления. В самом деле, в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадлежать первенство, а в ряде других вопросов право решающего голоса может принадлежать мужчине.

      В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха, так как свободное время это одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности.

  1. Перспективы современной семьи и динамика ее функций
 

2.1.Влияние социально-экономической ситуации на

реализацию  репродуктивной функции  семьи 

      Исходной единицей наблюдения в демографии, как и ряде других гуманитарных наук, является человек, индивидуум. Для демографии наиболее значимо все, что происходит в изменениях репродуктивной деятельности: создание семьи, рождение и воспитание детей, воспроизводство идущего на смену родителей молодого поколения. Процессы брачности и разводимости, рождаемости и смертности находятся в центре внимания демографов.

      Прежде чем выявлять социально – экономические условия, влияющие на наличие определенного количества детей в той или иной семье, нужно рассмотреть основные понятия исследования репродуктивной функции. Специфика социологического изучения рождаемости заключается в том, что внимание исследователя направлено на анализ репродуктивного поведения миллионов семей и индивидов.

      Репродуктивное поведение – система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака. Выделяются следующие типы репродуктивного поведения:

  • многодетное (5 и более детей);
  • среднедетное (3-4 ребенка);
  • малодетное (1-2 ребенка)
  • бездетное (вынужденное или осознанное)

       На проблему о взаимосвязи  социально-экономических условий с рождаемостью ученые обратили внимание еще несколько веков назад. Тогда повсеместно господствовала высокая нерегулярная рождаемость и высокая детская смертность, уносившая уже в первый год жизни каждого третьего ребенка. Шведский ученый демограф П.В.Варгентин в середине XVIII в. отмечал: обстоятельство, что браки имеют неодинаковое число детей, никогда не проистекает вследствие различий в местностях и физических условиях, но больше всего зависит от различий в экономических условиях и политическом устройстве [18. c.114-115]. К словам ученого хочется добавить, что многое зависит и от состояния и развития медицины.

        В условиях распространения регулируемого  деторождения и низкой детской смертности влияние социально – экономических условий на число рожденных детей в семье стало определяющим. Кроме того, в основе особенностей рождаемости той или иной нации, народности лежат глубоко укоренившиеся этнические традиции, исторический этап, стадия эволюции демографического процесса, присущая данной этнообщности, материальные и духовные условия жизни нации, особенности культуры и быта народов [19. c.135-136].

        Проблема снижения рождаемости освещена многими авторами. Два ее основных положения сформулировал В.Е.Овсеенко:

- объяснение  того или иного состояния демографических  процессов следует искать, прежде всего, в тех социальных и экономических условиях, в которых они протекают;

- путем  социально-экономических преобразований  можно добиться желаемого изменения в народонаселении и в показателях характеризующих его.

       Специалистами ООН (еще в 70-х  годах ХХ в.) был подготовлен  обзор, авторы которого называли следующие факторы, определяющие рождаемость:

  • функции и структура семьи;
  • отношение между смертностью и фертильностью;
  • растущий уровень жизни и возрастающие расходы на воспитание

       детей;

  • уровень образования;
  • изменение классового состава;
  • урбанизация, индустриализация.

       Следовательно, правы те ученые, которые предлагают изучать влияние  социальных и экономических факторов на рождаемость не на макроуровне, а на уровне семьи. Видимо, нужно дополнить некоторые социально-экономические факторы рождаемости, моделирование которых представляет интерес для исследования репродуктивного поведения семьи; доход семьи, жилищные условия, образованность и уровень занятости женщин, физические возможности, социальные гарантии семьи.

       Таким образом, кризисное общество  не может в полном объеме выполнять свою биологическую функцию - продолжение рода. Семья, не имеющая социально-экономических возможностей, тоже не в состоянии выполнять свои специфические функции. Это привело к уменьшению потребности семьи в числе детей и, как следствие, массовой малодетности семей в современной России. Социально демографическая ситуация в России вызывает большую озабоченность. Снижется рождаемость, стареет население, увеличивается количество однодетных и бездетных семей, растет внебрачная рождаемость. С 1992 г. По 2000 г. включительно естественная убыль населения России  составила 4.9 млн. человек. По переписи 2002 г. Численность населения Российской Федерации составила около 145,5 млн. человек. С 1993 г. естественная убыль населения находилась на стабильно высоком уровне ( 0,7 - 0,9 млн. человек в год).

        Снижение уровня рождаемости началось с 60-х годов прошлого века. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения.

        Характер рождаемости в Российской  Федерации определяется массовой малодетностью, сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачных рождений (до 30% детей рождаются вне зарегистрированного брака). Сложившаяся ситуация с рождаемостью дополняется еще и опасностью возрастания у населения патологического груза, врожденной умственной отсталости и тяжелых наследственных заболеваний. В стране ежегодно рождается не менее 80 тысяч неполноценных детей. Все это дает основание говорить о демографическом кризисе.

        Политическая нестабильность и  социально-экономический кризис  России 90-х годов ХХ в. существенно сказались на репродуктивной функции семьи, ограничив ее до самого низкого предела. Их воздействие на положение российской семьи выразилось в следующем:

      Неблагоприятные социально-экономические факторы породили механизм депопуляции  регионов страны, что влечет ухудшение возрастной структуры страны, и уменьшение числа трудоспособного населения. В этих условиях необходимо принятие неотложных мер по преодолению негативных последствий демографического кризиса путем усиления роли семейной политики.

        Остановимся более подробно на  некоторых социально-экономических  факторах рождаемости, которые  представляют особый интерес  для исследования  репродуктивной функции семьи.

        Денежный доход семьи. В.В.Елизаров считает, что одной из основных социально-экономических характеристик семьи является доход. Под ним обычно понимаются денежные средства и натуральные доходы в денежной оценке, поступающие из различных источников в распоряжение семьи в течение определенного промежутка времени (за месяц, год). В международной статистике доходы населения распределяются по следующим видам: первичные доходы, доходы от собственности, текущие трансферты и прочие полученные блага. Денежные доходы подразделяются также на реальные и номинальные. Номинальные доходы это денежная оценка полученных доходов в текущих ценах. Реальные доходы отражают количество благ, которые могут быть приобретены на имеющиеся в распоряжении семьи номинальные доходы. 

       Существует мнение, что особое влияние оказывает не абсолютный размер дохода, а его оценка семьей. Именно оценка дохода, а точнее, оценка снижения уровня потребления материальных и духовных благ с появлением ребенка и является главным фактором, который влияет на количество детей в семье и тем самым на репродуктивную функцию семьи.

       Жилищные условия семьи. Одним из самых существенных факторов репродуктивного поведения семьи являются условия проживания. Под этим следует понимать жилищные условия, такие как: размер жилплощади, приходящийся на каждого члена семьи, степень изолированности места проживания, обеспеченность квартиры современными бытовыми удобствами, пропорция между количеством комнат и размером  семьи и т.п. Кроме того, к ним относятся: условия передвижения от места жительства до места работы, школы, детского сада, поликлиники, уровень обеспеченности микрорайонов магазинами, предприятиями бытового обслуживания и др.

        Наличие изолированной квартиры, по данным некоторых исследований, не влияет на появление первого ребенка, но повышает частоту рождения вторых детей более чем в 1,5 раза. В связи с этим вполне очевидно, что жилищная политика могла бы существенно повлиять на повышение уровня рождаемости, если бы поставило решение жилищных условий в прямую и обязательную зависимость от рождения второго и третьего ребенка. На самом же деле, в настоящее время практически нереально для большинства семей улучшить жилищные условия.

        Таким образом, можно сделать  вывод, что плохие жилищные  условия,  отсутствие собственной квартиры является тормозом в реализации репродуктивной функции молодой семьи. И если на рождение первенца родители решаются даже в сложных жилищных условиях, то о рождении последующих детей не может идти речь.

       Образованность и уровень занятости женщин. Интенсивное вовлечение женщин в сферу общественного приложения труда сопровождалось и негативными последствиями: падением рождаемости, распространением малодетности. Причина состоит в трудности полноценного сочетания производственных и материнских обязанностей. Та же зависимость прослеживается и в отношении образования у женщин. На репродуктивное поведение семей, особенно молодых, влияет недостигнутый, а планируемый уровень образования. При любом уровне образования женщины, продолжающие учиться, не только имеют, но и желают иметь меньше детей, чем не учащиеся. Это связано с определенными трудностями при совмещении учебы и воспитания детей, а в последние годы наметилась тенденция отказа от рождения детей в пользу карьерного роста.

       Физические возможности. Говоря о физических возможностях в реализации репродуктивной функции, необходимо указать на связь генеративного и репродуктивного поведения. Генеративное поведение – плодовитость, физиологическая способность женщины к зачатию и рождению определенного числа детей, независимо от реализации этой способности. О наличии репродуктивного поведения можно говорить, если человек обладает нормальной плодовитостью и соответствующим уровнем здоровья. При бесплодии сохраняющаяся готовность иметь детей говорит о возникновении установок к усыновлению.

        В последние годы заметно ухудшилось медицинское обслуживание населения. Возрастает число инвалидов и хронически больных людей. Не имея уверенности в физической возможности вырастить ребенка не каждый решится его завести, тем более двух или более. Велик процент бесплодных супружеских пар. Встречается практически равное количество случаев бесплодия мужчин и женщин, хотя раньше считалось, что виновницей бездетности семьи может быть только женщина. Если при нормальной регулярной половой близости без применения контрацепции более 1-1,5 лет беременность не наступает, медики советуют пройти обследование обоим супругам.

        Ранняя половая жизнь (особенно  среди подростков) со множеством  партнеров увеличивает риск развития различных воспалительных и венерических заболеваний, которые нередко принимают затяжное, рецидивирующие течение. Наступление у таких женщин нежелательной беременности, как правило, прерываемой искусственно, часто нарушает последующую генеративную функцию, приводит к серьезным заболеваниям и бесплодию.

Информация о работе Основные функции семьи и их динамика