Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 20:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение роли семьи и ее функций в современном обществе:
Ценность семьи в системе брачно-семейных отношений;
Определение основных функций семьи;
Исследование проблем и перспектив современной семьи
Введение………………………………………………………………....
3
1.Основные представления о семье как о социальном институте…… 5
1.1 Ценность семьи в системе брачно-семейных отношений………... 5
1.2 Основные функции семьи…………………………………………… 8
1.3 Типы, структура и особенности функционирования современной семьи………………………………………………………………………..
16
2. Перспективы современной семьи и динамика ее функций…………. 22
2.1 Влияние социально-экономической ситуации на реализацию репродуктивной функции…………………………………………………..
22
2.2 Современная российская семья: основные тенденции…………….. 28
3. Проблемы современной семьи и семейной политики России……… 34
3.1. Проблемы современной семьи и пути их решения………………… 34
Заключение………………………………………………………………… 43
Список использованной литературы…………………………………… 45
Таким образом, выполняя такое
количество функций, семья
Каждая функция играет определенную роль
в жизнедеятельности семьи и имеет значение,
как для общества, так и для личности. Они
тесно взаимосвязаны между собой, хотя
их соотношение и удельный вес может быть
различными. Общественное и индивидуальное
значение функций современной семьи отражено
в таблице 1.
Общественное
и индивидуальное значение функций
семьи
Сфера семейной деятельности | Значение для общества | Значение для личности |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. поддержание культурной непрерывности общества | Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами общества от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги) |
Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями, детьми, представителями старшего и среднего поколения | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза |
Социально-статусная | Предоставление
определенного социального |
Удовлетворение потребности в социальном продвижении |
Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия | Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви |
Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |
функционирования
современной семьи
Также как и человек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на 1-й план, а какие-то на 2-й или вообще исчезать. Появление детей в семье выдвигает на 1-й план функцию воспитания и быта. В молодой семье на 1-м месте может быть секс, в пожилой семье функция воспитания может исчезать. Функции меняются не только в самом цикле развития семьи, но и в историческом цикле.
Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависят благополучие и долголетие семьи.
Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально - ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие [15. c.86-87].
Так как в реальной жизни взаимоотношения между людьми складывается по-разному, возможно существование разных вариантов семей.
Современная семья обычно
Расширенная семья-это
По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют три основных типа семьи:
Традиционная (патриархальная) семья, где под одной крышей проживают минимум три поколения, и роль лидера отводится старшему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость женщины и детей от супруга, четко закреплены мужские и женские обязанности, а также признание безусловного приоритета в вопросах семейного главенства.
Нетрадиционная (эксплуататорская) семья: при установках на мужское лидерство, жестком распределении мужских и женских ролей в семье, разграничении обязанностей между супругами. За женщиной закрепляется право на участие в общественном труде наравне с мужчиной, она имеет относительную экономическую независимость, но весь домашний труд лежит на ее плечах. Вполне естественно, что в такой семье из-за чрезмерной занятости женщины, ее перегрузок появляется свой комплекс проблем.
Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами, другими членами семьи, решения принимаются совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием.
Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства. Также известны и другие типы семей, например, такие, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра.
Можно так же выделить наиболее актуальные для социальной работы типы семей: (социально не защищенные семьи) многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.
Нарушения структуры семьи также встречаются, как и нарушение функции. Это такие особенности структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей основных ее функций. Например, часто хозяйственно-бытовая функция разделена асимметрично, когда муж не принимает в этом участия, а все делает жена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношений, становится семейный конфликт. Он препятствует выполнению семьей ее различных функций.
Сфера семейной деятельности весьма сложна и находит свое содержательное выражение в выполняемых ею функциях.
Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей. Особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения. Сексуальная неудовлетворенность и дисгармония является одной из существенных причин разводов и нервных заболеваний.
Репродуктивная функция семьи состоит в рождении детей, продолжении человеческого рода. Она включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения, что, прежде всего связано с приобщением нового поколения к культурным и научным достижениям человечества, с поддержанием его физического и морального здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий. Если раньше в России был повсеместно распространен тип многодетной семьи, то в настоящее время более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей. Очень мало семей имеющих двоих или троих детей. Причин этого несколько: распространение городского образа жизни, массовая занятость женщин в производственной сфере, рост культуры людей, увеличение потребностей, резкое ухудшение материального уровня жизни основной массы населения в 90-е годы, сложности с жилищными условиями. Вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объединяют три-четыре поколения очень мало. Этому тоже есть исторически четкое объяснение: большими семьями живут там и тогда, где «малой» семье трудно выжить одной, без опоры на многочисленных родственников. Сокращение среднего размера семьи ведет к ослаблению семейных связей и выступает объективным фактором дестабилизации родственных отношений.
С рождением ребенка семья начинает выполнять воспитательную функцию, причем воспитываются в семье не только дети, но и взрослые ее члены. Особенно важно влияние семьи на подрастающее поколение. Нельзя не согласится с американским социологом Дж. Боссардом, что семейные отношения включают в себя не только то, что родители передают своим детям и дети друг другу, но и то, что дети передают своим родителям. Эти «дары» детей заключаются: в обогащении внутрисемейных связей; расширении круга интересов семьи; в эмоциональном удовлетворении, продолжающемся всю жизнь; в возможности возвращения к пройденным этапам жизни; в более глубоком понимании жизненных процессов и «истинного смысла жизни». Успех воспитательной функции зависит от воспитательного потенциала семьи – целого комплекса условий и средств, определяющих ее педагогические возможности. Семейному воспитанию свойственны первичность, непрерывность и продолжительность, устойчивость и эмоциональность.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья отказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирование жизненных планов.
Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. Это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции.
Все большее значение исследователи семейных отношений придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции:
Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. А в современных условиях сильно возросло значение семьи как «психологической защиты личности». Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом. Он является следствием семейной коммуникации, т.е. возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.
Психологический климат семьи – это комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих сплочению семьи. Нередко его называют морально-психологическим климатом, имея в виду единство духа супружества, общего стиля жизни семьи, характера отношений в ней. Психологический климат не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, от их усилий зависит, каким он будет.
Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения и проведенное анкетирование показывают, что довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат, зависящий от ситуации, и от того, как складывается жизнедеятельность семьи. Существует широко распространенное заблуждение о том, что бытовой комфорт семьи автоматически обеспечивает благоприятную психологическую атмосферу. Конечно бытовая неустроенность семьи, нередко взаимодействуя с другими неблагоприятными условиями, провоцируют неблагополучие ее психологического климата. Однако и многим семьям с высоким материальным достатком и бытовым комфортом присущ психологический дискомфорт. Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.