Основные факторы развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:02, реферат

Описание работы

Психология без практики лишена своего главного смысла и цели - познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно. Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся к общим проблемам психологии личности.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ

2.Общее представление о личности

3. Структура личности

4. Формирование и развитие личности

5. Основные факторы развития личности:

6. Роль наследственности в развитии личности

7. Роль воспитания и деятельности в развитии личности

8. Роль среды в развитии личности

9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Реферат по СОЦИОЛОГИИ.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Далее, важным фактором, приводящим к развитию личности, является общественная деятельность. Где нет общественной деятельности, там и нет полного развития личности. Без общественной деятельности личность останавливается на определенной ступени своего развития; она является пассивным членом общества, лишенным той самодеятельности, которая служит залогом нормального развития общественной жизни и прочного развития государственности. 

Народы, у которых  общественная деятельность отсутствует  или слабо развита, подготавливают в своей среде менее развитых и более пассивных личностей  по сравнению с другими народами, что в конце концов отражается на всех отраслях культуры. 

К этому надо добавить, что естественным последствием отсутствия правильно организованной общественной деятельности в форме  самоуправления является праздность и  бездеятельность, которая находит в этом случае особенно благоприятные условия преимущественно в более обеспеченных классах общества. Между тем праздность, чем бы она не была обусловлена, приводит естественным образом к понижению умственной работоспособности, к невосполнимой утрате умственного материала за время бездеятельности, к недостаточному усовершенствованию нервно-психических механизмов, что доказывается между прочим также и психометрическими исследованиями. Также праздность приводит к нравственному и физическому вырождению, особенно если к ней присоединяются ее естественные спутники - алкоголизм, наркомания, развратные деяния и другие излишества. Постепенно происходит деградация личности. 

Не меньшего внимания в смысле развития личности заслуживают воспитание. Воспитание - процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды. (Краткий психологический словарь / А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский) и обучение. 

Как для правильного  развития тела необходимо правильное физическое питание, так для умственного  развития, приводящего к развитию личности, необходимо питание духовное. Ясно, что для цельного развития личности правильное воспитание и обучение составляют существенную основу. 

Особенно следует  подчеркнуть то обстоятельство, что  основы будущей личности формируются  еще в дошкольном возрасте, и, следовательно, правильное и рациональное воспитание должно начинаться с первых дней жизни  человека. Иначе могут произойти существенные изменения в характере личности, его мировоззрении (благодаря тем или иным условиям), что в будущем может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях. 

Также немаловажную роль в формировании личности играет правильное направление умственного развития. Так как невежество и недостаток образования ведет к недоразвитости личности. 

Под воспитанием  понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как  неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека. 

Социальная обусловленность  развития личности носит конкретно-исторический характер. Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность во благе другого. 

Целенаправленное  формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. 

Действительную  основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром. 

Формирование  личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов - новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции. 

Конечно, формирование личности представляет собой процесс  непрерывный, состоящий из ряда последовательно  сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Поэтому, прослеживая последовательное его течение, мы замечаем лишь отдельные сдвиги. Но если взглянуть на него как бы с некоторого удаления, то переход, знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического развития. 

Существуют много  явлений, которые отмечают этот переход. Прежде всего, это перестройка сферы  отношений к другим людям, к обществу. Если на предшествующих стадиях общество открывается в расширяющихся общениях с окружающими и поэтому преимущественно в своих персонифицированных формах, то теперь это положение оборачивается: окружающие люди все более начинают выступать через объективные общественные отношения. Переход, о котором идет речь, и начинает собой изменения, определяющие главное в развитии личности, в ее судьбе…. 

Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Он протекает совершенно по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности индивида к той или иной социальной среде. 

Реальным базисом  личности человека является совокупность его общественных по своей природе  отношений к миру, но отношений, которые  реализуются, а они реализуются  его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей. 

Личность как  общественный индивид всегда выполняет  определенную совокупность общественных функций. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного  поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо - личность, субъекта и объекта исторического процесса. 

Из многочисленных, в том числе не до конца еще  разрешенных, вопросов развития личности мы остановимся на одной, важной и с философской, и с конкретно-научной точки зрения проблеме, а именно проблеме движущей силы развития человека. В процессе развития слепые силы влечения организма превращаются в осознанные потребности, инстинктивное приспособление к природе и социальной среде становится все более сознательным и планомерным, включающим не только приспособление к действительности, но и преобразование ее. 

Известно, что  развитие есть постоянная борьба противоположенностей, находящихся в каждый данный момент в определенном временном единстве. Одной из сторон развития личности является нарастание и обогащение системы ее возможностей и потребностей (требований к жизни). Вместе с тем предъявляет ряд требований к человеку и предоставляет ему определенные возможности окружающая его действительность. Борьба и единство противоположенностей здесь заключается в том, что жизнь создает меняющиеся условия (общественные требования и возможности), которые сталкиваются с имеющимися у человека потребностями и его внутренними возможностями и побуждают его к освоению нового и переделке самого себя, в результате чего у него возникают новые потребности и новые внутренние возможности. Личность, изменяясь, развивается, меняется и характер ее отношения к действительности. В зависимости от условий развития формирование личности приводит к разным результатам. 

Условия различных  общественных структур определяют и  различают личности. 

Поскольку человек  отражает и выражает общественные отношения, он не самостоятелен в своем поведении и деятельности. Будучи объектом, человек в то же время является субъектом познания и практики. Степень самостоятельности, конечно, у разных людей разная. Она, прежде всего, зависит от истории их развития, от политико-экономических и общественно-педагогических условий, а также от уровня, который достиг человек в процессе развития. Самостоятельность - одна из важнейших предпосылок правильного формирования личности. 

Общественные  условия формируют личность как  систему отношений. Они определяют как содержание личности, так и ее структуру и форму. 

Содержание личности включает и предметное содержание опыта  человека, и отношение его как  субъекта к предметному содержанию, и связанную с этим систему  ценностей, идеалов, убеждений, представляющих не только знание, но и побуждение к определенному действию. 

Формирование  человека как личности требует от общества постоянного и сознательно  организуемого совершенствования  системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. 

Форму личности характеризуют особенности способа  осуществления ею своего содержания, своих отношений. Решительность  или нерешительность, смелость или  трусость, постоянство или неустойчивость, твердость или податливость, цельность  или непоследовательность, гармоничность или внутренняя противоречивость - все это внешние проявления, форма, соотношение различных компонентов содержания личности. 

Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, являющимся необходимым внутренним условием этого становления. 

Каким же образом  можно представить диалектику формирования типической в социально-психологическом  смысле личности? В разных исследованиях  раскрывается роль семьи, школы, ближайшего окружения в процессе формирования личности. Но следует подчеркнуть, что ни сама по себе семья, ни школа и ни одно лишь ближайшее социальное окружение не могут сформировать фундаментальные, стержневые черты личности человека. Процесс формирования личности не происходит в изолированной узкой среде, он осуществляется в контексте более или менее развитого общения с людьми, общественными институтами, различными проводниками массовой коммуникации. В результате вольно или невольно в той или иной мере растущий человек улавливает, осваивает тенденции эпохи, характер господствующего восприятия и понимания жизни. И этот “дух времени” накладывает определенный отпечаток на развитие и формирование личности. Судя по материалам исследований, и семья, и школа, и ближайшее социальное окружение, и массовые коммуникации (радио, телевидение, пресса, интернет и т.д.), взятые по отдельности, влияют на возникновение важных и характерных свойств личности, но не порождают стержневые, фундаментальные черты личности. Личность формирует не совокупность отдельных факторов, а система таковых, преломляющаяся через свойства и особенности самой растущей личности. 

Развитие личности - это, прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой  психическое развитие. Но это последнее  оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность. 

При исследовании развития личности для психологии исходным является положение о том, что  личность развивается через системы общественных отношений. Так называемые средовые факторы, детерминирующие социально-психологическое развитие личности, начинают все более системно осмысливаться. 

Между тем влияние  на поведение человека экологических, социальных, политических и других общественных отношений, предписаний и норм всегда личностно-психологически опосредствованно, обусловлено внутренней позицией человека как субъекта реализации этих отношений. 

Личность - многоплановое, многоуровневое, многокачественное  образование. Часть ее психической жизни протекает на неосознанном уровне, на уровне свободного течения ассоциаций, стихийно сложившихся побуждений, непроизвольных “движений души” и т.д.. Но по мере того как личность, развиваясь, овладевает все более совершенными способами преобразования окружающего мира, она все более выступает как субъект не только своего поведения, но и своего внутреннего мира, своей психической жизни. Основная характеристика субъекта - переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя. 

Общество на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые  общие принципы восприятия и интерпретации  мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности. Оно также дает знать, какие эмоции, в каких ситуациях и на каких уровнях напряжения ценятся или наоборот не одобряются, предъявляет систему общественных норм и образцов. 

Обычно становление личности относят к более поздним периодам жизни человека - юности, взрослости, иногда к дошкольному возрасту. Однако личность не просто обнаруживается на определенном этапе развития человека, а строится постепенно, поэтому необходимо искать ее истоки на самых ранних этапах онтогенеза Онтогенез (от греч. Ontos - сущее, genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма. (Краткий психологический словарь / Петровский А.В. и Ярошевский М.Г.). 

Информация о работе Основные факторы развития личности