Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Любая этическая система, в том числе профессиональная, не может быть жизнеспособной, если она учитывает определенных факторов. Эти факторы могут быть как внешними по отношению к этической системе (например, социокультурные условия), так и внутренними (законы развития самой системы). В частности, профессионально-этическая система является образованием довольно сложным, детерминируемым внешними и внутренними по отношению к ней факторами.

Содержание

1. Сущность и специфика профессиональной деятельности как основная детерминанта этической системы.
2. Социокультурные условия и ценностные ориентиры государства и общества, их влияние на профессиональную этическую систему.
3. Место и роль профессионально-этической системы в регулировании отношений в современном обществе.
4. Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы.

Работа содержит 1 файл

основные детерм.docx

— 35.50 Кб (Скачать)

    При определении тенденций в развитии этической системы социальной работы, а также ее основных ведущих структурных  элементов, необходимо учитывать в  первую очередь тенденции в развитии тех систем и их состояний, происходящих в них процессов и явлений, которые оказывают на ее содержание и эволюцию наибольшее влияние и  изменения в которых неизбежно влекут за собой потребность изменений в этической системе. К числу таких влияющих на эволюцию этической системы профессиональной социальной работы факторов в первую очередь следует относятся:

  • общие тенденции в развитии научного знания, в первую очередь, в развитии общей философской этики;
  • тенденции в развитии профессиональной социальной работы;
  • ценностные ориентиры государства;
  • ценностные ориентации современного российского общества.

    Профессиональная  этическая система в социальной работе в своем развитии в известной  степени повторяет основные пути и этапы развития и становления  общей философской этики, в первую очередь в части осознания, осмысления и утверждения ее как относительно самостоятельной отрасли знания, оформления в виде целостной системы  воззрений, отражающей реальные условия  деятельности. Осуществляются исследования, направленные на обоснование и проработку отдельных взаимосвязанных структурных  элементов этической системы, в  том числе ее ценностей и идеала. Одновременно происходит обоснование  и детализация отдельных структурных  элементов, специализация в зависимости  от сферы непосредственной практической деятельности специалистов, обоснование  системы ценностей, выдвижение и  обоснование этических идеалов  социальной работы. Неизбежно произойдет и специализация этики социальной работы в связи многоплановостью, многоуровневостью социальной работы, наличием в ней различных форм и видов деятельности. Очевидно, что в области исследований, управления или процесса непосредственной практической работы с клиентом приоритетность принципов будет меняться. В зависимости от форм и видов, направлений деятельности социальной службы этическая система должна быть трансформирована с учетом ее специфики.

    Любая этическая система предлагает определенную систему санкций за отступление  от этических норм и принципов, причем санкции могут носить как моральный, так и административный характер. Такая система санкций считается  одной из важнейших функций этики. Поэтому в качестве немаловажной тенденции в развитии этики профессиональной социальной работы следует признать нарастание потребности во введении в нее системы санкций за отступления  от должного поведения, нарушение норм и принципов профессиональной этики  с целью повышения эффективности  и авторитета социальной работы.

    Социальная  работа в настоящее время все  более осознается обществом как  необходимое условие реализации главных ценностей, достижения общественного  идеала, условие и следствие социального  прогресса. Но такой подход к пониманию  социальной работы имеет место пока на теоретическом уровне, тогда как  на практике социальная работа еще  не раскрыла полностью своего созидательного потенциала. В этой связи социальной работе еще  предстоит обрести  ту значимость и ценность, которая  потенциально присуща ей. Происходит процесс гуманизации и профессионализации социальной работы как специфической профессиональной деятельности, расширяются ее границы, увеличивается масштаб, растет вовлечение в сферу ее внимания все новых проблем и групп населения. В развитии социальной работы как науки можно заметить две важных тенденции - происходит фундаментализация и систематизация научного знания и его дифференциация по научным сферам: утверждают себя такие научные дисциплины, как теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы, этика социальной работы, экономика социальной работы и другие, ранее рассматривавшиеся в нашей стране в общем контексте социальной работы.

    Формирующее воздействие на этическую систему как социальной работы, так и общества в целом в значительной мере оказывают ценностные ориентиры государства как существенная часть его идеологии. На данном этапе провозглашенные ценности во многом остаются декларациями, лишенными четкости и целостности. Декларируя свободу личности и демократию в общественных отношениях как ценность, государство в то же время не препятствует активно тому, что свобода и демократия становятся достоянием преимущественно обеспеченных слоев населения. Поэтому в качестве тенденций в развитии ценностных ориентиров государства, оказывающих влияние на этику социальной работы, выступают попытки абсолютизации формальной свободы, демократии, индивидуализма, личного материального успеха при одновременном обесценивании солидарности, коллективизма, равенства и социальной справедливости, труда и других социально значимых ценностей. Эти ценностные ориентиры, а также такие явления, как атомизация общества и аномия, распространение «рыночности» на все виды общественных отношений, «кризис идентичности», сужение социального пространства личности, примитивизация, либерализация, индивидуализация и поляризация общественной морали, ее скатывание к уровню «ситуационной морали» влияют существенным образом и на ценностные ориентиры социальной работы. Наличие данной тенденции может служить определенным доказательством дегуманизации общественных отношений. Указанные тенденции в развитии ценностей государства и общества не могут не оказать влияния на тенденции в развитии этической системы социальной работы, делая их противоречивыми.

    Основные  тенденции развития этики профессиональной социальной работы лежат в плоскости  движения общества и человечества к  социальному прогрессу и предполагают осознание, осмысление и утверждение  ее как относительно самостоятельной  отрасли знания, оформление в виде целостной системы воззрений, отражающей реальные условия деятельности, обоснование  и проработку отдельных структурных  элементов, специализацию и детализацию  в зависимости от сферы непосредственной практической деятельности специалистов, дальнейшее совершенствование ее в части детальной проработки структурных элементов в связи с многоплановостью, многоуровневостью и многофункциональностью социальной работы, наличием в ней различных форм и методов деятельности.

    В то же время неизбежным представляется некоторое дистанцирование и автономизация этической системы социальной работы от общественной морали, стремление сохранить в целостности традиционную систему ценностей и основы гуманизма и моральности, противостоять ситуативно обусловленному тяготению к переоценке ценностей и освобождению от необходимости соблюдать основные моральные нормы. Вследствие этого объективно необходимым представляется введение в этическую систему санкций за отступления от должного поведения, нарушение норм и принципов.

    Важнейшей тенденцией представляется стремление к утверждению и реализации в  практической деятельности таких ценностей, как солидарность, коллективизм, равенство  индивидов при соблюдении свободы  личности и социальной справедливости в отношении нее, социально-экономическое  и правовое равенство граждан  во всех сферах их жизнедеятельности, непосредственная реализация которых  в отношении социально слабых слоев населения возложена на социальную работу. Тенденции к приобретению социальной работой статуса профессиональной социальной деятельности в масштабах социума, направленной на преобразование личности, социума в интересах личности и ее разнообразных взаимосвязей, к объективному повышению ее значимости в жизнедеятельности социума и профессионализации социальной работы вызовут естественное усиление ее направленности на служение интересам общества и отказ от корпоративности.

    На  этой основе происходит процесс гуманизации и в самой социальной работе как специфической профессиональной деятельности, а следовательно, повышается роль ее этической системы как структурообразующей и смыслообразующей компоненты. Вследствие этого неизбежно повысится роль этической системы социальной работы в системе общественной морали как одного из механизмов гуманизации общественных отношений. В этой связи особую значимость приобретает выдвижение и обоснование этического идеала социальной работы, основанного на принципах и ценностях, реализация которых направлена на создание благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности клиентов, максимальной в данных конкретно-исторических условях их самоактуализации и самореализации, благодаря чему могут быть в полной мере реализованы права человека на свободу и справедливость, счастье и развитие и, тем самым, будет достигнута главная цель профессиональной социальной работы  - социально активная личность, благо клиента и общества, гуманность общественных отношений.

    Этический идеал социальной работы является в  то же время важным структурным элементом  общественного идеала, в качестве которого рассматривается благо  человека как всесторонне и гармонически развитой личности. В качестве средства реализации общественного идеала в настоящее время в России рассматривается построение социального государства, в котором достигнуто органическое единение общества и личности на основе их общих интересов; целостное общество, в котором обеспечено конструктивное взаимодействие всех социальных слоев и групп на основе принципа солидарности; социально активная, творческая личность, субъектно участвующая в социальной деятельности. Роль профессиональной социальной работы как непременной функции общественного бытия и ее этической системы в этой связи будут непрерывно возрастать.

    Но  при этом, конечно, нельзя говорить, что этическая система социальной работа может приобрести черты глобальности или стать самодостаточной. Безусловно, этическая регуляция деятельности является наиболее универсальной: с помощью этики можно регулировать не только данность, т.е. отношения, поступки, действия уже существующие, но и то, что еще не опредмечено: устремления, интересы и т.п. Не только дела, но и мысли человека можно регулировать с помощью этических норм и правил. Верно и то, что этическая система социальной работы, в силу специфики деятельности, вбирает в себя лучшее из мировой и национальной этической теории и практики. Это не значит, однако, что в социальной работе достаточно одной только профессиональной этики для регулирования как действий специалистов, так и самой деятельности. Социальная работа нуждается в самых разнообразных ресурсах общества, и значит, соответствующими методами должна регулироваться.  Социальная работа – открытая система, и приходя с соприкосновение с другими системами, она должна экспонировать соответствующие элементы. Если некая система (например, здравоохранение) регулируется не только этическими, но и правовыми, экономическими и другими методами, то для организации взаимодействия с ней социальная работа должна иметь аналогичные методы регуляции. Иначе говоря, желательно, чтобы связи между системами были однотипными и адекватными друг другу, поскольку именно это делает их довольно устойчивыми.

    Этическая компонента является одной из важнейших, однако далеко не единственной в социальной работе. Она должна играть в социальной практике и теории роль одного из факторов, детерминирующих деятельность специалиста  и ее эффективность наряду с сущностными, правовыми, экономическими и другими  детерминантами. Этическая система  социальной работы и сама социальная работа являются по отношению друг к другу взаимовлияющими факторами: профессиональная социальная работа в  силу своей специфики оказывает  влияние на сущность и содержание этической системы, в то время  как этическая система влияет на смысл, сущность, содержание и эффективность социальной работы. Поэтому этическая регуляция социальной работы не может быть единственной. При этом система социальной работы имеет доминирующее значение по отношению к этической системе в силу того, что та является одним из ее элементов, а этическая система социальной работы приобретает доминантный характер над системой социальной работы в силу того, что является частью этической системы общества, являющейся наиболее существенной формой регуляции образа жизни социума. В силу этого обстоятельства в различные периоды времени и на различных этапах развития общества и социальной работы как профессиональной деятельности ее профессиональная этическая система может приобретать ту или иную значимость.

    С другой стороны, профессионально-этическая  система социальной работы не может  стать самодостаточной уже потому, что она вызрела в лоне общей философской этики, общественной морали, национальных обычаев и традиций. Социальные работники, будучи членами общества, неизбежно привносят в социальную работу и ее этическую систему элементы общественной морали. Меняющиеся условия жизни общества и человека вызывают соответствующие изменения в моральных устоях, наиболее явно проявляясь в реальных нравах. Этическая система социальной работы, как и сама социальная работа, не может не отвечать изменившимся потребностям общества и человека, по крайней мере той их части, что соответствует представлениям о благе. Это, с одной стороны, делает профессионально-этическую систему в известной степени уязвимой, поскольку влияние реальных нравов и общественной морали может быть не всегда позитивным, но с другой стороны, это влияние не дает ей стать застывшим, косным, оторванным от реальности учением, представляющим лишь абстрактный интерес. Поэтому самодостаточность профессионально-этической системы не может быть полной и исчерпывающей, несмотря на универсальность этики как инструмента для оценки, анализа и регулирования любого феномена или процесса.  

            Жизнь человека в  значительной степени детерминируется  и регулируется обществом с помощью  различных институтов социализации, способствующих соблюдению прав человека, контролирующих выполнение им обязанностей, обеспечивающих его оптимальное развитие и достижение максимально возможного в данных конкретно-исторических условиях в контексте основных целей развития человеческого сообщества. Поэтому и социальная работа вне общества полностью утрачивает свой гуманистический смысл, да и какой бы то ни было смысл вообще: включение в родовую культуру {социализация) в первую очередь означает включение в общественную жизнь в качестве полноправного, активного и ответственного субъекта.

      Общество  является не только средой жизнедеятельности  человека, но и важнейшим условием, при котором становится возможным проявление его родовой человеческой сущности. Оно становится необходимым условием и средством достижения человеком его индивидуально и социально значимых целей. Одновременно с этим общество является и целью деятельности человека, стремящегося обеспечить наиболее благоприятные социальные условия для своего личного существования, жизнедеятельности и развития. Оно является важнейшим субъектом деятельности, оказывающим социализирующее воздействие на человека. Оно также выступает в качестве объекта воздействия со стороны каждой конкретной личности или социальной группы. Наконец, общество – это люди; без людей нет общества. Если человек признается высшей ценностью, то и общество имеет ценность, по крайней мере, не меньшую, чем человек. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы