Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:32, контрольная работа
Любая этическая система, в том числе профессиональная, не может быть жизнеспособной, если она учитывает определенных факторов. Эти факторы могут быть как внешними по отношению к этической системе (например, социокультурные условия), так и внутренними (законы развития самой системы). В частности, профессионально-этическая система является образованием довольно сложным, детерминируемым внешними и внутренними по отношению к ней факторами.
1. Сущность и специфика профессиональной деятельности как основная детерминанта этической системы.
2. Социокультурные условия и ценностные ориентиры государства и общества, их влияние на профессиональную этическую систему.
3. Место и роль профессионально-этической системы в регулировании отношений в современном обществе.
4. Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы.
При
определении тенденций в
Профессиональная
этическая система в социальной
работе в своем развитии в известной
степени повторяет основные пути
и этапы развития и становления
общей философской этики, в первую
очередь в части осознания, осмысления
и утверждения ее как относительно
самостоятельной отрасли
Любая
этическая система предлагает определенную
систему санкций за отступление
от этических норм и принципов, причем
санкции могут носить как моральный,
так и административный характер.
Такая система санкций
Социальная
работа в настоящее время все
более осознается обществом как
необходимое условие реализации
главных ценностей, достижения общественного
идеала, условие и следствие
Формирующее воздействие на этическую систему как социальной работы, так и общества в целом в значительной мере оказывают ценностные ориентиры государства как существенная часть его идеологии. На данном этапе провозглашенные ценности во многом остаются декларациями, лишенными четкости и целостности. Декларируя свободу личности и демократию в общественных отношениях как ценность, государство в то же время не препятствует активно тому, что свобода и демократия становятся достоянием преимущественно обеспеченных слоев населения. Поэтому в качестве тенденций в развитии ценностных ориентиров государства, оказывающих влияние на этику социальной работы, выступают попытки абсолютизации формальной свободы, демократии, индивидуализма, личного материального успеха при одновременном обесценивании солидарности, коллективизма, равенства и социальной справедливости, труда и других социально значимых ценностей. Эти ценностные ориентиры, а также такие явления, как атомизация общества и аномия, распространение «рыночности» на все виды общественных отношений, «кризис идентичности», сужение социального пространства личности, примитивизация, либерализация, индивидуализация и поляризация общественной морали, ее скатывание к уровню «ситуационной морали» влияют существенным образом и на ценностные ориентиры социальной работы. Наличие данной тенденции может служить определенным доказательством дегуманизации общественных отношений. Указанные тенденции в развитии ценностей государства и общества не могут не оказать влияния на тенденции в развитии этической системы социальной работы, делая их противоречивыми.
Основные
тенденции развития этики профессиональной
социальной работы лежат в плоскости
движения общества и человечества к
социальному прогрессу и
В то же время неизбежным представляется некоторое дистанцирование и автономизация этической системы социальной работы от общественной морали, стремление сохранить в целостности традиционную систему ценностей и основы гуманизма и моральности, противостоять ситуативно обусловленному тяготению к переоценке ценностей и освобождению от необходимости соблюдать основные моральные нормы. Вследствие этого объективно необходимым представляется введение в этическую систему санкций за отступления от должного поведения, нарушение норм и принципов.
Важнейшей тенденцией представляется стремление к утверждению и реализации в практической деятельности таких ценностей, как солидарность, коллективизм, равенство индивидов при соблюдении свободы личности и социальной справедливости в отношении нее, социально-экономическое и правовое равенство граждан во всех сферах их жизнедеятельности, непосредственная реализация которых в отношении социально слабых слоев населения возложена на социальную работу. Тенденции к приобретению социальной работой статуса профессиональной социальной деятельности в масштабах социума, направленной на преобразование личности, социума в интересах личности и ее разнообразных взаимосвязей, к объективному повышению ее значимости в жизнедеятельности социума и профессионализации социальной работы вызовут естественное усиление ее направленности на служение интересам общества и отказ от корпоративности.
На этой основе происходит процесс гуманизации и в самой социальной работе как специфической профессиональной деятельности, а следовательно, повышается роль ее этической системы как структурообразующей и смыслообразующей компоненты. Вследствие этого неизбежно повысится роль этической системы социальной работы в системе общественной морали как одного из механизмов гуманизации общественных отношений. В этой связи особую значимость приобретает выдвижение и обоснование этического идеала социальной работы, основанного на принципах и ценностях, реализация которых направлена на создание благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности клиентов, максимальной в данных конкретно-исторических условях их самоактуализации и самореализации, благодаря чему могут быть в полной мере реализованы права человека на свободу и справедливость, счастье и развитие и, тем самым, будет достигнута главная цель профессиональной социальной работы - социально активная личность, благо клиента и общества, гуманность общественных отношений.
Этический идеал социальной работы является в то же время важным структурным элементом общественного идеала, в качестве которого рассматривается благо человека как всесторонне и гармонически развитой личности. В качестве средства реализации общественного идеала в настоящее время в России рассматривается построение социального государства, в котором достигнуто органическое единение общества и личности на основе их общих интересов; целостное общество, в котором обеспечено конструктивное взаимодействие всех социальных слоев и групп на основе принципа солидарности; социально активная, творческая личность, субъектно участвующая в социальной деятельности. Роль профессиональной социальной работы как непременной функции общественного бытия и ее этической системы в этой связи будут непрерывно возрастать.
Но
при этом, конечно, нельзя говорить,
что этическая система
Этическая
компонента является одной из важнейших,
однако далеко не единственной в социальной
работе. Она должна играть в социальной
практике и теории роль одного из факторов,
детерминирующих деятельность специалиста
и ее эффективность наряду с сущностными,
правовыми, экономическими и другими
детерминантами. Этическая система
социальной работы и сама социальная
работа являются по отношению друг
к другу взаимовлияющими
С
другой стороны, профессионально-этическая
система социальной работы не может
стать самодостаточной уже потому,
что она вызрела в лоне общей философской
этики, общественной морали, национальных
обычаев и традиций. Социальные работники,
будучи членами общества, неизбежно привносят
в социальную работу и ее этическую систему
элементы общественной морали. Меняющиеся
условия жизни общества и человека вызывают
соответствующие изменения в моральных
устоях, наиболее явно проявляясь в реальных
нравах. Этическая система социальной
работы, как и сама социальная работа,
не может не отвечать изменившимся потребностям
общества и человека, по крайней мере той
их части, что соответствует представлениям
о благе. Это, с одной стороны, делает профессионально-этическую
систему в известной степени уязвимой,
поскольку влияние реальных нравов и общественной
морали может быть не всегда позитивным,
но с другой стороны, это влияние не дает
ей стать застывшим, косным, оторванным
от реальности учением, представляющим
лишь абстрактный интерес. Поэтому самодостаточность
профессионально-этической системы не
может быть полной и исчерпывающей, несмотря
на универсальность этики как инструмента
для оценки, анализа и регулирования любого
феномена или процесса.
Жизнь человека в значительной степени детерминируется и регулируется обществом с помощью различных институтов социализации, способствующих соблюдению прав человека, контролирующих выполнение им обязанностей, обеспечивающих его оптимальное развитие и достижение максимально возможного в данных конкретно-исторических условиях в контексте основных целей развития человеческого сообщества. Поэтому и социальная работа вне общества полностью утрачивает свой гуманистический смысл, да и какой бы то ни было смысл вообще: включение в родовую культуру {социализация) в первую очередь означает включение в общественную жизнь в качестве полноправного, активного и ответственного субъекта.
Общество
является не только средой жизнедеятельности
человека, но и важнейшим условием, при
котором становится возможным проявление
его родовой человеческой сущности. Оно
становится необходимым условием и средством
достижения человеком его индивидуально
и социально значимых целей. Одновременно
с этим общество является и целью деятельности
человека, стремящегося обеспечить наиболее
благоприятные социальные условия для
своего личного существования, жизнедеятельности
и развития. Оно является важнейшим субъектом
деятельности, оказывающим социализирующее
воздействие на человека. Оно также выступает
в качестве объекта воздействия со стороны
каждой конкретной личности или социальной
группы. Наконец, общество – это люди;
без людей нет общества. Если человек признается
высшей ценностью, то и общество имеет
ценность, по крайней мере, не меньшую,
чем человек.
Информация о работе Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы