Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

Любая этическая система, в том числе профессиональная, не может быть жизнеспособной, если она учитывает определенных факторов. Эти факторы могут быть как внешними по отношению к этической системе (например, социокультурные условия), так и внутренними (законы развития самой системы). В частности, профессионально-этическая система является образованием довольно сложным, детерминируемым внешними и внутренними по отношению к ней факторами.

Содержание

1. Сущность и специфика профессиональной деятельности как основная детерминанта этической системы.
2. Социокультурные условия и ценностные ориентиры государства и общества, их влияние на профессиональную этическую систему.
3. Место и роль профессионально-этической системы в регулировании отношений в современном обществе.
4. Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы.

Работа содержит 1 файл

основные детерм.docx

— 35.50 Кб (Скачать)

                                                                                                                

    Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической  системы социальной работы

    План  лекции:

      1. Сущность и специфика профессиональной деятельности как основная детерминанта этической системы.

      2. Социокультурные условия и ценностные ориентиры государства и общества, их влияние на профессиональную этическую систему.

      3. Место и роль профессионально-этической системы в регулировании отношений в современном обществе.

      4. Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы.  

    Любая этическая система, в том числе  профессиональная, не может быть жизнеспособной, если она учитывает определенных факторов. Эти факторы могут быть как внешними по отношению к этической  системе (например, социокультурные условия), так и внутренними (законы развития самой системы). В частности, профессионально-этическая система является образованием довольно сложным, детерминируемым внешними и внутренними по отношению к ней факторами. Например, моральные ориентиры общества могут определять не только наличие профессий и направлений деятельности, но также и их содержание; а они, в свою очередь, определяются национальным менталитетом, обычаями и традициями, наличными условиями бытия. Специфика профессиональной деятельности, ее смысл и сущность, содержание также требуют вполне конкретной этической регламентации. Профессия в известном смысле – это люди, конкретные носители профессиональных знаний и навыков, а значит, они привносят элементы собственных моральных систем в профессиональную этику. Наконец, в современном мире «замкнутое» в национальных границах существование профессиональной группы невозможно, а значит, имеет место взаимовлияние профессиональных этических систем.

    национальный  менталитет, обычаи и традиции;

    сущность  и специфика профессиональной деятельности;

    социокультурные условия и ценностные ориентиры государства и общества;

    индивидуальное  и групповое этическое сознание специалистов;

  • зарубежные профессионально-этические системы социальной работы.

    В России в течение тысячелетий  формировался специфический национальный менталитет и национальный характер, в качестве основы имеющий целостное  представление о ценности коллективизма, личной свободы, социальной справедливости, социального равенства, разумной достаточности, социального оптимизма и альтруизма. Эти ценности, складывавшиеся в течение  длительного периода времени, могут  стать фундаментом обновленной  ценностной системы в реформированной  России, лечь в основу государственной  идеологии и политики. Известно множество  исторических примеров, когда россияне, пренебрегая собственными корыстными интересами, оказывали помощь нуждающимся, поскольку это было обычным и  традиционным, что отражено в фольклоре. Ценность действий направленных на помощь человеку, оказавшемуся в беде, особенно в периоды социальных катаклизмов, делает социальную работу деятельностью, естественной для российского общества. Без учета самобытности России как  государства и без учета национального  характера ее населения государственная  идеология не может считаться  адекватной целям общественного  развития, целостной и достаточной  для обеспечения стабильности и  нормального поступательного движения общества.

    Каждый  вид профессиональной деятельности существенно отличается от других, что требует еще большей конкретизации  этических систем, учета специфики  конкретного вида деятельности. Для  социальной работы как для специфического вида профессиональной деятельности приобретает  огромное значение в связи с этим выполнение тех частных требований морали, которые учитывают специфику  профессиональной социальной работы как  особого вида социальной деятельности. Спецификой в социальной работе обладает ее основной объект – клиент, который, будучи человеком, не может утратить своей сущности, и вследствие этого  выступает как объект-субъект, чаще всего испытывающий при обращении  за помощью негативные эмоции. Специфичен и субъект социальной работы: будучи человеком, он не может не реагировать  на информацию, полученную от клиента, вследствие чего приобретает некоторые  объектные свойства. Специфична роль социального работника, отношения, которые складываются между ним  и клиентом. Главная же специфика  социальной работы заключается в  ее смысле и сущности, которые реализуются  непосредственно в деятельности и требуют соответствующей этической регламентации каждого из элементов этой деятельности.

    Одним из доминантных по отношению к  профессиональной этике внешних  факторов являются общественные отношения, реальные условия жизни людей  в данных конкретно-исторических условиях и общественная мораль, соответствующая  им. Кризисные явления в России, среди которых кризис нравственности и системы ценностей занимает одно из главных мест и играет роль одного из важнейших факторов, определяющих успешность (или неуспешность) реформирования экономики и общества, развиваются вследствие того, что объективная потребность в частичной ценностной переориентации общества вследствие изменения условий жизни была гипертрофирована направленным влиянием государственных органов с помощью средств массовой информации и имеющим целью скорейшим образом обеспечить насаждение и укоренение в массовом сознании тех ценностей, которые, по замыслу реформаторов, сообщат устойчивость инновациям и сделают невозможным возврат к старым формам ведения хозяйства, государственного устройства и управления. Это влияние государства в первые годы реформ на массовое сознание вызвало «ценностный шок», последствия которого не изжиты и в настоящее время. Процесс «обесценивания ценностей» происходит также вследствие принятой государством чуждой национальному российскому характеру и менталитету идеологии, ориентированной на ценности раннего буржуазного общества и неприемлемой для общественного сознания россиян. Приоритеты общественного развития смещены: главенствующее, самодовлеющее значение имеет рынок, то время как человек рассматривается всего лишь как его элемент. Формирование «рыночной» личности, готовой адекватно реагировать на изменчивые требования экономики, не может не сказаться на гражданах, которые, с одной стороны, вынуждены «играть» по предложенным им правилам, а с другой стороны, внутренне дистанцируются от особенно эстремистских моральных эксцессов. Отсутствие стройной, целостной государственной идеологии, ощутимых для населения позитивных результатов экономического реформирования приводит к тому, что в общественном настроении преобладают апатия, нигилизм, страх за собственное будущее. В этой ситуации индивидуализация и эгоизация населения представляются неизбежными: не будучи уверенными в скорых переменах к лучшему в масштабах всего общества и государства, граждане стремятся обеспечить собственное выживание и благополучие своими силами. В условиях экономической конкуренции конкурентность постепенно проникает и в другие виды общественных отношений; каждый индивид может рассматривать других как опасных конкурентов. Естественные связи между людьми распадаются, заменяясь отчуждением человека от человека. Происходит и отчуждение человека от государства, поскольку в условиях системного кризиса государство не может в достаточной мере защитить человека и, кроме того, известная часть кризисных явлений не обусловлена объективными причинами.

    Социальные  работники, как члены общества, испытывают влияние этих противоречивых ценностных ориентаций, привнося их в профессиональную деятельность. Их профессиональная деятельность требует бескорыстной заботы о человеке – но ей противостоит «рыночность» общественных отношений, предусматривающих выгоду. Их деятельность направлена на разрешение проблем, облегчение жизненной ситуации клиента – но их собственное положение не улучшается. Профессия требует наличия гуманизма как сущностного основания личности – но в реальной жизни гуманистические принципы декларируются и в основном не реализуются. Социальный работник должен способствовать изменению психо-эмоционального статуса клиента, вселять в него надежду и оптимизм – но сам он далеко не всегда убежден в неизбежности перемен к лучшему. В целом социальный работник в своей профессиональной деятельности должен быть носителем высоких идеалов и принципов, в то время как реалии обыденной жизни, к сожалению, нередко доказывают, что жизненный успех чаще всего приходит к тем индивидам, кто от моральных принципов отказывается. К этому следует добавить, что большинство социальных работников не являются выходцами из благополучных социальных слоев и групп, а напротив, относятся к бедному населению, и проблему выживания им приходится ежедневно решать и в отношении самих себя и своих близких.. В связи с этим социальный работник может оказаться в довольно щекотливой ситуации: он вынужденно станет как бы носителем «двойного стандарта», и его профессиональное поведение может носить двойственный, неустойчивый, противоречивый характер.

    Безусловно, нельзя охарактеризовать настроение социального  работника как ощущение полной безнадежности. Большинство из них испытывает чувство  глубокого удовлетворения от результативной работы, от того, что помогли клиенту  преодолеть кризисное состояние, решить ранее неразрешимую проблему, улучшить его жизнедеятельность и социальное и индивидуальное функционирование. Однако явно недостаточно эффективная поддержка социальной работы (а значит, и проблемного населения) со стороны государства является фактором, негативно влияющим на профессиональное самочувствие специалистов.

Определенное  влияние оказывают на содержание профессионально-этической системы  этические кодексы социальных работников зарубежных стран. Такое влияние  особенно остро ощущалось в первые годы становления социальной работы в России. Конституирование социальной работы как профессиональной деятельности, а главное, наличие у населения проблем, связанных со вступлением России в пору реформирования, и требующих своего немедленного разрешения, требовало скорейшей профессионализации деятельности. Поэтому, наряду с углубленным изучением отечественного опыта благотворительности, было предпринято изучение опыта социальной работы в странах с развитой рыночной экономикой. Исследовались как технологические, организационные и правовые аспекты социальной работы, так и этическое регулирование и регламентирование деятельности, в частности, на примере профессионально-этических кодексов. Безусловно, такое обращение к опыту зарубежных коллег целесообразно: оно позволяло ускорить процесс становления отечественной модели социальной работы на базе уже имеющегося мирового опыта путем заимствования его лучших образцов. Это же касается и профессионально-этического кодекса, отражающего профессионально-этическую систему. Вместе с тем использование зарубежного опыта имеет ограничения: любая модель, как уже говорилось, только тогда жизнеспособна, когда она учитывает национальные особенности условий жизни, менталитета, ожиданий населения. Поэтому заимствованы могут быть, как правило, наднациональные элементы профессиональной этики, имеющие общечеловеческое значение. А это, по сути дела, лишает заимствование смысла: наиболее общие нормы и принципы представлены в общей философской этике и общественной морали.

Профессиональная  социальная работа является неотъемлемой составной частью совокупной деятельности общества. Она множеством формальных и неформальных отношений связана  с общественными институтами, структурами, органами, всем населением. Социальные работники и их клиенты – члены  общества. Поэтому профессионально-этическая  система социальной работы не может  быть ничем иным, как частью общей этики, а профессиональная мораль специалистов – составной частью общественной морали. Профессиональная мораль имеет свою специфику, обусловленную спецификой профессии и носит поэтому явно гуманистический характер, сформированный и сохраняемый в этосном ядре профессионально-этической системы. Можно сказать, с учетом нынешнего состояния российского общества и его морали, что мораль  совокупной профессиональной группы социальных работников намного более гуманна, больше соответствует представлениям о добре и благе, нежели мораль общественная.

    Это делает социальную работу и ее профессионально-этическую  систему существенным фактором гуманизации общественных отношений. Непосредственное гуманизирующее влияние могут оказывать смысл и содержание деятельности на специалистов и их клиентов. Опосредованное гуманизирующее влияние может осуществляться через специалистов различными путями, на клиентов и их близких; на представителей органов и учреждений, с которыми социальный работник вступает в профессиональные отношения; на окружение самого социального работника:

      прямое  и направленное влияние социального  работника на клиента с целью  совершенствования его личности, ее гуманизации, и посредством этого – гуманизации общественных отношений.

      непосредственное  общение социального работника  и клиента приводит во взаимодействие их моральные сознания. При этом клиент, для которого социальный работник является авторитетной личностью, объектом уважения, может стать образцом, который клиент осознанно или неосознанно будет копировать, тем самым воспроизводя те личностные качества, которые воплощены в социальном работнике. Самосовершенствание клиента, безусловно, отразится на отношениях, в которые он вступает, гуманизируя их.

      взаимодействие  социального работника и клиента  может убедить последнего в ценности высоких моральных принципов, гуманного  отношения к человеку. Новые, более  гуманные жизненные принципы и правила  клиента могут быть опредмечены в отношениях, в которые он вступает.

      аналогичные механизмы гуманизации общественных отношений могут быть задействованы в случаях, когда социальный работник вступает в профессиональное общение и взаимодействие с окружением клиента, представителями различных органов и учреждений, частными лицами.

      личность  специалиста, безусловно, испытывает существенное влияние, оказываемое на нее смыслом  и содержанием профессиональной деятельности. Влияние профессии, как  известно, не ограничено рамками рабочего времени, а распространяется и на обыденную жизнедеятельность, поскольку  личности, как правило, свойственны  целостность и гармоничность. Это  значит, что влияние личности социального  работника на его собственное  окружение может быть аналогичным  тому, которое имеется в профессиональном плане.

      Ясно  при этом, что гуманизирующее влияние социальной работы не ограничивается отношениями социальных работников с клиентами и их близкими, представителями органов и учреждений, своими близкими. Эти люди, в свою очередь, вступают в отношения, уже не связанные с социальной работой и социальным работником. Многократно опосредованное, гуманизирующее влияние социальной работы продолжает распространяться по всем этим цепочкам отношений, расппространяясь в социуме. Можно сделать вывод, что социальная работа действительно может стать существенным средством и условием гуманизации общественных отношений, причем это гуманизирующее влияние она оказывает как непосредственно, своим смыслом и содержанием на социальных работников и их клиентов, так и опосредованно, через представителей профессиональной группы.

      Это еще один фактор, обусловливающий  ценность социальной работы и ее профессионально-этической  системы. Профессионально-этическая  система, выполняя свои функции, не только содействует выполнению задач профессии, а значит, не только помогает людям  нормализовать жизнедеятельность, но и, оказывая влияние на сознание участников процесса и их окружение, способствует гуманизации общественных отношений. Поэтому профессионально-этическая система социальной работы представляет собой ценность для личности, в первую очередь, специалиста и его клиента, поскольку обусловливает повышение эффективности их взаимодействия, гарантирует права клиента, обусловливает совершенствование их личностей. Она представляет собой большую ценность для совокупной профессиональной группы, способствуя ее формированию и профессионализации. И вместе с тем она представляет собой ценность для общества, поскольку содействует гуманизации общественных отношений.

Информация о работе Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы