Организация нормирования ручных работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Разнообразие форм психологического знания о труде и трудящемся отражает процесс его перехода на стадию научного познавательного уровня. Собранный материал может служить подтверждением идеи о сосуществовании психологических знаний о работающем человеке в разных формах общественного сознания, а также о том, что между ними нет жесткой границы, но, напротив, происходит постоянный процесс взаимообогащения науки и практики, являющийся для науки источником, движущей силой познания и сферой приложения полученных результатов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1.Психологический анализ процесса труда как объекта управления…………………………………………………………………………...5
2. Психологические особенности интеллектуального труда……………11
3. Психологические особенности управленческого труда………………16
Заключение…………………………………………………………………20
Список используемой литературы………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Контрольная по социалогии и психологии труда).doc

— 114.50 Кб (Скачать)

       3. Психологические  особенности управленческого  труда. 

       Управленческий  труд – это форма умственной деятельности к которой относят труд руководителей предприятий, учреждений, а также преподавателей, учителей и представителей других профессий, трудовые функции которых связаны с управлением.

       В самом общем смысле понятие управления предполагает процесс взаимодействия между субъектом (тем, кто управляет) и объектом (кем или чем управляют), основанный на сложной совокупности взаимообратных информационных связей.. При этом одни из них - прямые - обеспечивают передачу управляющих воздействий от субъекта управления к его объекту, а другие - обратные - сигнализируют об их результативности (успешности или неуспешности).

       Таким образом, любой управленческий акт имеет замкнутую кольцевую структуру, которая носит название единичного цикла управления. Каждый такой цикл включен в сложную иерархическую систему циклов различной значимости, временной и пространственной протяженности. Субординационные отношения между отдельными управленческими циклами определяются целями и задачами управления.

       Независимо  от того, управляет ли человек объектами  живой или не-живой природы, техникой или общественными отношениями, управленческий труд всегда имеет своей конечной целью сохранение, развитие и совершенствование структуры и функций управляемых объектов. В сфере социально-производственной деятельности людей в конечном своем результате управление имеет целью обеспечить условия для оптимального функционирования сложных организованных систем, объединяющих людей, технику и окружающую среду. В таких системах главным - начальным (целеобразующим), действующим (работающим) и конечным (контролирующим) звеном является человек, выполняющий роль субъекта и объекта управления. С этих позиций основная цель управленческого цикла высшего уровня состоит в развитии и совершенствовании "человеческого фактора", под которым понимается совокупность всех физических и духовных возможностей как отдельных индивидов, так и рабочих групп людей - коллективов, занятых в сфере социального производства. Суммированный человеческий потенциал - главная производительная сила общества, на которой зиждется общественный прогресс.

       Высокая социальная значимость управленческого труда требует наличия у субъекта управления специальных личностных качеств, позволяющих ему успешно выполнять свои трудовые функции, отличающиеся значительным многообразием и сложностью. Базисными функциями управления, вытекающими из структуры управленческого цикла являются: постановка целей и задач, организация путей и средств их достижения, контроль за их практическим осуществлением, оценка и учет полученных результатов.

       Высокий уровень интеллекта предполагает наличие у индивида в первую очередь способности быстро воспринимать и перерабатывать большой объем разнородной информации, а главное - выделять в ней существенные элементы, что обеспечивает достижение намеченных целей при минимальных затратах физических и духовных сил, времени и средств. Структура интеллекта, включающая все виды человеческого мышления, во многом определяется эмоционально-волевыми качествами личности, кругозором, опытом, знаниями.

       Мышление  человека как высшая ступень целостного пути познания окружающей реальности является процессом, в начальном  периоде которого образы непосредственного чувственного восприятия мира преобразуются в абстрактные мыслительные символы. Это работа так называемого теоретического ума. Заключительным этапом мышления является переход от обобщенных абстракций к практике, в ходе которой проверяется истинность положений, устанавливаемых теорией. А это уже характерная черта ума практического.

       С таких позиций оценка интеллектуальной деятельности практиков, по сравнению  с теоретической, как более элементарной и легкой неправомерна. Наблюдающиеся здесь отличия заключаются не в уровне интеллекта, не в глубине и широте ума, а в принципиальном ходе самого процесса мышления, обусловленного содержанием умственного труда, предъявляющего различные требования к человеку.

       Теоретик  отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы и неограничен в своей деятельности временем. У практика, привязанного к реальному моменту жизни, деятельность протекает в условиях лимита и даже дефицита времени. От скорости принятия делового решения руководителем зависит эффективность деятельности предприятия в целом, а в ряде случаев (аварии, несчастные случаи) - жизнь и здоровье подчиненных людей. Быстрота мысли как одно из качеств хорошо развитого интеллекта, во многом зависит от гибкости ума, которая проявляется в умении оперативно оценивать сложившуюся ситуацию и в случае необходимости изменять намеченное решение.

         Большую роль в активности и скорости мыслительных процессов играет внимание и в первую очередь такие его качества, как распределяемость и переключаемость, позволяющие одномоментно решать несколько проблем, охватывая все их стороны. Управленческий труд требует от человека собранности, организованности всех психических процессов, прежде всего сознательного активного внимания, мобилизующего все силы интеллекта на решение текущей задачи.

       Важное  значение в структуре интеллекта людей имеют также свойства высшей нервной деятельности, темперамент, характер, способности и другие составляющие человеческой психики. Так, например, каждый индивид имеет известные отличия в механизмах психического отражения, которые основаны на неоднозначности функций левого и правого полушарий головного мозга как материальной основы психики, так называемой межполушарной функциональной ассиметрии мозга. У одних лиц (правополушарных) преобладает образное мышление, у других (левополушарных) - словесно-логическое, а у третьих (без выраженного преобладания какого-либо полушария) характерен смешанный тип мышления.

       В первом случае - это люди, живущие  впечатлениями и эмоциями от реальной жизни, обычно художники, композиторы, писатели, драматурги. Во втором случае - это "мыслители", оперирующие понятиями и абстракциями на базе слов, логических умозрительных построений. Как правило, такие люди оторваны от действительности и в своих мысленных процессах руководствуются идеальными представлениями ("домыслами"), на основе которых создаются гипотезы и теории. И, наконец, у лиц третьего типа наблюдается гармоническое равновесие между функциями правого и левого полушарий мозга. Эти люди составляют большую половину всего человечества (68 - 70 %).

       Таким образом, среди руководителей могут быть представители разных типов мышления, что естественно сказывается на характере их профессиональной деятельности. Прежде всего, на восприятии человеком социально-производственной обстановки - конкретных ситуаций, других людей. Так, например, руководителю художественного типа может быть свойственна излишняя эмоциональность в оценках окружающей реальности, а мыслителям, наоборот, крайняя рациональность. Однако решающую роль при этом имеют профессиональный опыт и способности, то есть индивидуально-типологические особенности личности, лежащие в основе успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. 
 
 

       Заключение: 
 

       Неизмеримо  большое значение труда в жизни  общества вполне очевидно для каждого. Тем не менее это еще и неизменная научная проблема, важность которой возрастает по мере общественных перемен, и в особенности по мере развития научно-технического прогресса, меняющего содержание труда и роль человека в трудовом процессе.

       Человеческий труд является обязательным объектом рассмотрения в тех науках, которые изучают общие закономерности общественного развития. Труд так или иначе изучается во всех областях человеческого знания, например в таких разных, как физика, история, экономика, юриспруденция и медицина.

       Значение  труда в становлении и формировании личности является предметом научного анализа в психологии, и в особенности в социальной психологии. Изучение психологии трудовой деятельности имеет целью облегчение труда, создание более благоприятных его условий, а отсюда, естественно, и повышение качества труда и произведенного продукта (в широком смысле).

       Однако  вполне очевидно, что как психологов, так и социологов в трудовом процессе интересует не столько технологические показатели, сколько производственно-личностные отношения, складывающиеся в процессе совместной трудовой деятельности, психологический климат, социальные связи и контакты, иерархия, сотрудничество и пр.

       Нередко одна и та же проблема изучается  многими областями науки. Так, существует несколько сотрудничающих “трудовых наук”.Социология труда, психология и экономика труда, трудовая юриспруденция, медицина и физиология труда, трудовая педагогика и их специальные секторы. На основе научного подхода к изучению избранного объекта (человеческого труда) перечисленные науки стремятся сделать выводы и дать рекомендации для применения их в практическую трудовую деятельность.

       В индустриальном обществе принцип массового  производства социален, индивид является только “составной частью” производства. А производитель — это организация в целом. Новые формы распределения труда, новая технология, новые профессии и квалификация нового типа, изменение факторов трудовой организации, а также общее развитие производственных отношений — это все признаки социальных перемен и связанных с ними проблем общественного развития.

       В России произошли особенно большие  изменения в системе труда: кооперативы, приватизация, преобразование отношений  собственности. Естественно, появились  и исследования по менеджменту, маркетингу, психологии и социологии управления в новых экономических условиях — рыночной экономики.

       Исследования  в области социологии и психологии труда не могут не интересовать ученых-обществоведов, а накопившиеся в ней проблемы теоретико-методологического и практического характера ждут своего решения.

       С каждым годом появляется много различных  технологий управления человеческими  ресурсами, но неизменным остается тот  факт, что каждый работник – это, прежде всего человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями.

       Именно  эти индивидуальные особенности  человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как  влияют социально-психологические  методы управления на эффективность  работы всех подразделений организации. 
 
 
 
 
 

       Список  используемой литературы: 

       - Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2002 – 486 с.

       - Арестова О.Н., Современная психология  мотивации / О.Н. Арестова, И.А.  Васильев, В.К. Вилюнас. – М.: Смысл, 2002 – 343с.

       - Волгин Н.А. Экономика труда: социально- трудовые отношения / НА. Волгин, Ю.Г. Одегов. – М.: Экзамен, 2004 – 255 с.

       - Воловская Н.М. Экономика и  социология труда: учеб.пособие  / Н.М. Воловская. – М.: ИНФРА-М, 2004 – 367 с.

       - Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде / Т.П. Галкина. – М.: Финансы и статистика, 2001 – 224 с.

       -  Генкин Б.М. Экономика и социология  труда / Б.М. Генкин. – М.: Норма, 2003 – 400 с.

       - Зеер Э.Ф. Психология профессий  / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический  проект, 2003 – 336с.

        - Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002 – 563 с.

       - Кабаченко Т.С. Психология в  управлении / Т.С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2003 – 400 с.

       - Ромашов В.С. Социология труда: Учебное пособие. – М.: Гарадарика, 1999. – 320 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Организация нормирования ручных работ