Организация нормирования ручных работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Разнообразие форм психологического знания о труде и трудящемся отражает процесс его перехода на стадию научного познавательного уровня. Собранный материал может служить подтверждением идеи о сосуществовании психологических знаний о работающем человеке в разных формах общественного сознания, а также о том, что между ними нет жесткой границы, но, напротив, происходит постоянный процесс взаимообогащения науки и практики, являющийся для науки источником, движущей силой познания и сферой приложения полученных результатов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1.Психологический анализ процесса труда как объекта управления…………………………………………………………………………...5
2. Психологические особенности интеллектуального труда……………11
3. Психологические особенности управленческого труда………………16
Заключение…………………………………………………………………20
Список используемой литературы………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Контрольная по социалогии и психологии труда).doc

— 114.50 Кб (Скачать)

       Работоспособность. Понятие «работоспособность» отличается от понятия «трудоспособность». Это отличие состоит в том, что трудоспособность является качественной чертой самой человеческой личности безотносительно к выполняемой работе. Работоспособность же человека характеризует не только трудоспособность человека, но и его возможность выполнять конкретную работу при определенных условиях. Следовательно, трудоспособность человека является основой его работоспособности. Поэтому важно различать пять фаз трудоспособности человека: становление, развитие, расцвет, затухание и прекращение, связанных с его возрастом и физическим здоровьем.

       Работоспособность человека имеет свои специфические  условия воспроизводства. В этой связи различают три степени  утраты работоспособности людей  во время работы (временная, устойчивая и полная). Временная утрата работоспособности  возникает в течение рабочего дня как результат использования рабочей силы.

       Однако  в течение суток работоспособность  человека восстанавливается полностью  за счет физиологического отдыха, материального  и интеллектуального потребления. Устойчивая потеря трудоспособности связана с возрастом и состоянием физического здоровья человека. Полная утрата работоспособности возникает по старости, болезни или инвалидности, когда человек становится профессионально непригодным.

       На  работоспособность человека оказывают  влияние: квалификация, мотивация труда, техника и организация производства и другие естественные (природные) и социально-экономические факторы, которые отражаются на результативности его трудовой деятельности. Особое место занимает производственная среда.

       Под производственной средой понимают совокупность факторов, влияющих на работоспособность людей в процессе их трудовой деятельности.

       Исследования  НИИ труда, а также рекомендации МОТ позволяют определить десять основных факторов производственной среды, влияющих на работоспособность человека в процессе производства и вызывающих у него усталость (утомление):

       ● физическое усилие (перемещение грузов определенного веса в рабочей зоне, усилия, связанные с поддержанием тяжестей, нажатием на предмет труда или рукоятки управления механизмом в течение определенного времени). Различают четыре вида физического усилия: незначительное, среднее, тяжелое и очень тяжелое;

       ● нервное напряжение (сложность расчетов, особые требования к качеству продукции, сложность управления механизмом, аппаратом, прибором, опасность для жизни и здоровья людей при выполнении работ, особая точность исполнения). Различают три вида нервного напряжения: незначительное, среднее, повышенное;

       ● темп работы (количество трудовых движений в единицу времени). Различают три уровня: умеренный, средний, высокий;

       рабочее положение (положение тела)

       ● человека и его органов по отношению к средствам производства). Различают четыре вида рабочего положения: ограниченное, неудобное, неудобно-стесненное и очень неудобное;

       ● монотонность работы (многократность повторения однообразных, кратковременных операций, действий, циклов). Различают три уровня: незначительная, средняя, повышенная;

       ● температура, влажность, тепловое излучение в рабочей зоне (градусы по Цельсию, процент влажности, калории на 1 см2 в минуту). Различают пять стадий воздействия указанных факторов: незначительная, повышенная или пониженная, средняя, высокая, очень высокая;

       ● загрязненность воздуха (содержание примесей в 1 м3 или литре воздуха и их воздействие на организм человека). Различают пять степеней загрязненности воздуха: незначительная, средняя, повышенная, сильная, очень сильная;

       ● производственный шум (частота шума в герцах, сила шума в децибелах). Различают умеренный, повышенный и сильный шум;

       ● вибрация, вращение, толчки (амплитуда в минуту, градусы и число вращений, количеств 

       2. Психологические  особенности интеллектуального  труда. 
 

       Интеллектуальные  умения – это умения (и обслуживающие  их навыки), связанные с хранением  и переработкой информации: мнемические, мыслительные, имажинитивные.

       Обобщенность, как специфическое свойство умений, еще более выражена в умениях  интеллектуальных. Именно в силу своей  обобщенности умение отличается вариабельностью, позволяющей использовать правильные приемы и способы действия в новых или радикально измененных условиях деятельности. А формирование этих свойств умения эффективнее осуществляется в проблемных ситуациях, ставящих обучаемых в положение исследователя, экспериментатора, творчески владеющего рациональными приемами применения знаний на практике, успешно преодолевающего трудности, которые возникают при решении постепенно усложняющихся задач.

       При повторении действия в процессе упражнения перестраивается структура уже имеющихся связей. Первоначальные «поисковые» приемы действий, способы решения задач уточняются, совершенствуются, и в конце концов закрепляются те двигательные реакции, которые наиболее прямым и эффективным путем ведут к решению задач или к выполнению действия. В результате задачи, которые когда-то были для учащегося сложными, решаются сразу, без логической цепи суждений и умозаключений.

       Формы интеллектуального (умственного) труда  разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

       Наиболее  сложная форма умственной деятельности – творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.

       Умственный  труд объединяет работы, связанные  с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. 

       Умственный  труд заключается в переработке  и анализе большого объема разнообразной  информации, и как следствие этого - мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций.

       Каждый  сотрудник в современной организации является работником «умственного труда», если в силу занимаемой им должности или имеющихся знаний он отвечает за деятельность, которая непосредственно влияет на способность данной организации функционировать и добиваться результатов.

       Такой человек обязан принимать решения; его деятельность не может сводиться  к исполнению приказов. Он должен нести  ответственность за свою деятельность. Предполагается, что в силу своих  знаний он более чем кто-либо другой способен принимать правильные решения. Его предложения могут отвергаться, он может быть понижен в должности или уволен. Но если он находится при исполнении своих обязанностей, он отвечает за реализацию поставленных целей, качество исполнения заданий и вообще за достижения своей организации. 

       Деятельность, в которой основной движущей силой  являются знания, не поддается количественному  измерению. Эту деятельность нельзя измерять по произведенным затратам. Интеллектуальная деятельность определяется по ее результатам. В этом отношении число занятых и объем управленческой работы не имеют сколько-нибудь значительного влияния.  Можно предположить, что чем больше людей занято исследованием рынка, тем скорее результаты их работы обретут такие элементы, как глубина проникновения в изучаемые проблемы, творческий подход к работе, что в конечном счете приведет к развитию предприятия и его процветанию. Если дело только в этом, то и двухсот человек может оказаться недостаточным.

       Но  нельзя исключить того, что руководитель большой группы исследователей будет буквально завален проблемами, связанными с деятельностью двухсот или более человек. Этот руководитель может быть так поглощен решением этих проблем, что у него не останется времени для анализа рынка и принятия радикальных решений. Он может быть так занят проверкой цифр, что ему не придет в голову спросить: «Что мы на самом деле имеем в виду под «нашим рынком»?» В результате всего этого он может не заметить значительных изменений, произошедших на рынке, которые с течением времени могут самым негативным образом повлиять на судьбу компании.

       Индивидуальный  исследователь рынка также может  быть продуктивным и нет. Так, он может  служить источником знаний и генератором  идей, которые будут способствовать успеху компании. Или он может размениваться на решение второстепенных вопросов, которые многие записные теоретики принимают за исследовательскую работу, и поэтому будет не в состоянии следить за происходящими вокруг событиями, а тем более их продумывать.  
Во многих современных учреждениях можно встретить людей, которые никем не руководят и все же входят в руководящий состав.

       Работники интеллектуального труда те руководители и отдельные специалисты, которые в силу своего положения или имеющихся знаний должны в ходе своей деятельности принимать решения, оказывающие значительное воздействие на результат работы всей организации. Однако среди работников умственного труда таких немного. Как во всех других, областях, в интеллектуальной деятельности могут иметь место и рутина, и неквалифицированный труд. Тем не менее такие работники составляют весьма значительную долю занятых умственным трудом.

       Интеллектуальный  труд - труд, при осуществлении которого рабочим органом, создающим продукт, является мозг, преобладают затраты умственной энергии, продуктом интеллектуального труда -является изложенная на бумаге мысль (идея), для передачи другим или воплощенная в чем-то (на полотне, в мраморе, ноу-хау и т. д.).

       В физическом труде в отличие от интеллектуального работающим органом  являются мышцы, преобладает затрата физической (мышечной) энергии, продуктом труда является материальный объект - вещь, энергия и т. д. Вместе с тем во всяком физическом труде присутствует умственная деятельность(человек выполняет физическую работу осмысленно), а интеллектуальный труд предполагает затрату физической энергии - умственно работающий человек устает и физически, многие виды интеллектуального труда требуют большой физической нагрузки (труд скульптора, художника, гравера и т. д.). Главный критерий разделения - рабочий орган, производящий продукт, - мозг или мышцы. Интеллектуальный труд в значительной степени носит творческий характер.

       Главной тенденцией развития общественного  труда на современном этапе является его интеллектуализация, проявляющаяся  в повышении удельного веса занятых умственных трудом, повышение значения интеллектуального труда в обществе. Во всех сферах современного производства интеллектуальный труд играет решающую роль. Выполнение функций интеллектуального труда требует от работника соответствующих способностей, определенного уровня интеллекта, высокого уровня профессиональных и общеобразовательных знаний.

         В соответствии с этим возрастает  значение общего и специального  образования в формировании соответствующих  специалистов интеллектуального  труда. В рыночном хозяйстве продукты интеллектуального труда становятся товарами, в силу этого возникает необходимость защиты прав их собственников от посягательств третьих лиц.

       С XV в. в европейских странах стал формироваться институт интеллектуальной собственности, законодательно регулирующий отношения по созданию, обмену и использованию данных продуктов. Регулирование обеспечивается определенными нормами гражданского законодательства: нормами авторского права, нормами патентного права, нормами гражданского уголовного законодательства и законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции. Как товары продукты интеллектуального труда обладают потребительной стоимостью и стоимостью, они являются объектами купли-продажи, могут быть вкладами в уставный фонд вновь создаваемых предприятий, проходят как нематериальные активы по бухгалтерскому учету.

       Законодательное регулирование вопросов оценки и  учета результатов интеллектуального  труда на уровне предприятия имеет  существенную специфику по странам. В Италии, Швеции, Японии, например, расходы на исследования и разработки учитывают в качестве нематериальных активов; в Великобритании, Франции, Канаде - расходы только на опытно-конструкторские работы. В России балансовую стоимость определяют по фактическим затратам создателя (приобретателя).  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Организация нормирования ручных работ