Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:59, контрольная работа
Разнообразие форм психологического знания о труде и трудящемся отражает процесс его перехода на стадию научного познавательного уровня. Собранный материал может служить подтверждением идеи о сосуществовании психологических знаний о работающем человеке в разных формах общественного сознания, а также о том, что между ними нет жесткой границы, но, напротив, происходит постоянный процесс взаимообогащения науки и практики, являющийся для науки источником, движущей силой познания и сферой приложения полученных результатов.
Введение……………………………………………………………………...3
1.Психологический анализ процесса труда как объекта управления…………………………………………………………………………...5
2. Психологические особенности интеллектуального труда……………11
3. Психологические особенности управленческого труда………………16
Заключение…………………………………………………………………20
Список используемой литературы………………………………………..22
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно – технологической политики и образования
Федеральное
государственное
Высшего профессионального образования
«Красноярский
государственный
аграрный университет»
Институт
экономики и финансов
АПК
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
______________________________
Выполнил
студент
группы Э
541 с
______________
Принял
(Ученое звание, степень, или должность) ____________ Тимофеев Л.П.
Красноярск
2010
Содержание:
Введение………………………………………
1.Психологический
анализ процесса труда как объекта управления……………………………………………………
2.
Психологические особенности
3. Психологические особенности управленческого труда………………16
Заключение…………………………………
Список используемой литературы………………………………………..22
Введение:
Разнообразие форм психологического знания о труде и трудящемся отражает процесс его перехода на стадию научного познавательного уровня. Собранный материал может служить подтверждением идеи о сосуществовании психологических знаний о работающем человеке в разных формах общественного сознания, а также о том, что между ними нет жесткой границы, но, напротив, происходит постоянный процесс взаимообогащения науки и практики, являющийся для науки источником, движущей силой познания и сферой приложения полученных результатов.
В
целом накопленные в
Научное (в том числе, психологическое) изучение труда и трудящегося проводилось разрозненно, без координации и финансирования со стороны государственного управления, в рамках сферы отдельных профессиональных и общественных объединений. Поэтому можно говорить о зарождении в исследуемый период психологии труда как определенной области научно-психологических знаний, еще не выделенных организационно в самостоятельную научную отрасль.
Психология труда в России формировалась не только под влиянием мировой психологической науки и других наук о труде и человеке, но ее своеобразие объясняется также и отечественными традициями: культурным и идейным наследием революционеров-демократов 40-60-х годов, традициями материалистической естественно-научной мысли, прогрессивными идеями представителей отечественной общественной (социальной) медицины, педагогики, техники.
Характеристика
подходов, идей отечественной психологии
труда дореволюционного периода
может быть использована в дальнейшей
разработке истории советской психологии
труда, а также в упорядочении
понятийного аппарата современной психологии
труда с учетом ее истоков. Цель данной
контрольной работы состоит в изучении
процесса труда как объекта управления.
1.
Психологический
анализ процесса
труда как объекта
управления.
Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.
Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает.
Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом производственных отношений и в различных общественных формациях различны.
К показателям характера труда относится форма собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда и др.
Содержание труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.
Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.
Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.
Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.
Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.
Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.
В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.
Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:
- Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.
Выделяют ряд факторов влияющих на процесс труда:
- функциональные факторы, обусловленные характером и содержанием труда;
-
профессиональные факторы, определяющиеся
уровнем и качеством подготовки кадров,
их квалификацией, профессионально-
- социально-демографические факторы, основывающиеся на рациональном подборе кадров с учетом половозрастной структуры коллектива предприятия;
- социально-психологические факторы, связанные с улучшением социально-психологического климата в коллективе, развитием внутриколлективных отношений, повышение роли трудовых коллективов в формировании у работников отношения к труду;
-
управленческие факторы, связанные с совершенствованием
качества подготовки и повышения профессионально-
- социально-гигиенические факторы, связанные с улучшением охраны труда работников;
- социальные непроизводственные факторы, связанные с улучшением жилищно-бытовых и культурных условий жизни работников.
Условия современного производства предъявляют повышенные и все возрастающие требования к человеку, его интеллекту, уровню подготовленности, повышению социальной активности. Это вызывается, прежде всего, изменением общественного труда и все большим перемещением функций трудовых процессов в умственно-психологическую сферу; повышением значения технологии и организации производства в условиях научно-технического процесса и возрастанием сложности труда.
Роль методов управления в процессе труда заключается в поддержании его нормального состояния (устойчивости, надежности, стабильности), а также обеспечении развития социально-психологических функций работающего. Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социально-психологические аспекты.
В цивилизованном обществе большое значение придается условиям труда и их улучшению. Во многих конвенциях и рекомендациях МОТ указывается, что трудовая деятельность и жизнедеятельность людей совпадают во времени и пространстве, или, иначе говоря, основная активная жизнь человека проходит на работе.
Следовательно, от продолжительности рабочего времени и от условий труда зависят не только результат труда, но и такие факторы, как общая продолжительность жизни, состояние трудоспособности, физического здоровья, период социальной активности и др.