Опыт организации приемных семей в Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:16, статья

Описание работы

В данной статье проанализирована динамика формирования приемных семей и эффективность этого института в Самарской области. Эмпирической базой являются данные статистического учета, ежегодно предоставляемого Областным социально-реабилитационным центром (формы учета разработаны В.Б. Тасеевьгм), результаты опроса 170 приемных матерей (2003 г.) в г. Тольятти, Красноармейском, Больше-Черниговском, Клявлинском и Кошкинском районах Самарской области, а также 30 интервью с приемными матерями.

Работа содержит 1 файл

DOC.doc

— 424.83 Кб (Скачать)

 Васильевна, или тетя Нина. От того, как вы л*еня буДете называть, отношения на-

 ши не изл*енлтсл. Меньше я вас любить не буДу. И вы ко лше хуже относиться не бу-

 Дете"» (мать двоих биологических и четверых приемных детей, в прошлом сотрудни-

 ца детского дома). В следующем фрагменте можно увидеть реакцию окружающих на

 нетипичную семейную ситуацию: «ДТ нал* родственники собрались на юбилей. Спра-

 шивают.- "Мальчик, ты чей?" Он говорит. "#вдш лриелшый ллел*янник". "Это что

 такое, приемный ллелтнник?" У нас все родственники из Жигулевска.  Ну них нет

 такого понятлил, как приемная семья».

   Мысль о том, что "приемный родитель" все-таки скорее "воспитатель", а не мать

 или отец, звучала в большинстве интервью. Хотя в других семьях приемная мать,

 причем вероятнее там, где она воспитывает детей без мужа и не имеет своих биоло-

 гических детей, идентифицировала себя с мамой, и дети соответственно называли ее

 так. Подтвердился и достаточно очевидный факт: чем младше ребенок, тем вероят-

 нее, что он будет называть приемную мать мамой - тут важна не юридическая сто-

 рона отношений, а возраст.  Есть и исключения. "Мы взяли Ниночку, когДа ей было

/4 лет. ДГ тол*у времени она была сиротой. Она сразу стала л*еня л*ал*ой называть,

 л*ужа малой" (у супружеской пары  четверо биологических детей и одна приемная

 дочь).

   В полных семьях отцы также стараются  участвовать в воспитании. Отсутствие

 собственных  сыновей позволяет более полно реализоваться в родительской роли, в

 случае приемного сына,  «г У них наверно еще ближе Даже эти отношения в эл*оцио-

нальном плане. Л сейчас  он взрослеет и больше ЛлексанДру Михайловичу заДает  во-

просы.  Они Даже о  выборе  оДежДы советуются. ЛлексанДр  Михаилович говорит.

"Мь« с нил* сами разберемся, схоДил*. купил*". .Хорошо они общаются» (в семье три

биологических дочери, жена не работает, муж - руководитель фирмы). Мужья прини-

мают участие и в воспитании приемных дочерей.  "Как муж помогает ухаживать за

Детьлш? Все на нем Держится. Потому что в основном он бывает Дома" (муж -

охранник, она - продавец, биологические дети живут отдельно, приемные - девочка и

мальчик).

   Опрос экспертов, анализ прессы  по теме приемного водительства свидетельству-

ют, что существует  устойчивое предубеждение в отношении приемных семей. В

 

 первую очередь это предубеждение связано с тем, что дети якобы "кочуют из семьи в

 семью", что их берут в семьи исключительно из меркантильных соображений. В ре-

 альной жизни они нивелируются эффективностью подготовки и отбора приемных ро-

 дителей, успешным "сопровождением" приемных семей. Договора в основном прекра-

 щаются при переводе ребенка на полное государственное обеспечение в связи с даль-

 нейшим  профессиональным обучением,  переезде  на новое  место  жительства,

 изменении брачного статуса приемного родителя, смерти приемного родителя.

   Как показали интервью, приемные родители ответственны и терпеливы, они зара-

 нее настроены на то, что в семью придет "непростой" ребенок. И в ситуации психоло-

 гической несовместимости они преодолевают возникающие проблемы. «С Игорел*

  нет никдкш: проблел*. Ом, ког&а пришел а машу с&мью, .мне кажется, боже внес что-

  то ноеое 8 отношения. То деть с Досей как бы постоянное лрнсутстзке посторон-

  него оибуи^ллось.''" Да. #л«енл это беспокоило, все время болноаал вопрос,  как он аз

 школы примет, как 6"ы не подрался... Терпение. Терпение» (мать двоих биологических

 и троих приемных детей, не работает, муж - водитель).

   В выборочном исследовании выяснялось, с чем связано желание продлить договор

 и общая удовлетворенность родителей фактом нахождения ребенка в семье. Это сле-

 дующие эмпирические факторы - улучшение школьной успеваемости, изменение по-

 ведения в процессе воспитания (в соответствии с предъявляемыми требованиями), хо-

 рошие отношения приемного ребенка  с членами семьи (психологическая совмести-

 мость), наличие  хорошо оплачиваемой работы у отца (ранжировано  по степени

 статистической значимости). Очевидно, что последний фактор значим для благополу-

 чия в большинстве семей. Однако в случае приемной семьи этот факт, вероятно, при-

 обретает особое  значение. Жены в таких семьях в большей мере ориентированы на

 выполнение домашних ролей. Размер же оплаты "родительского труда" не компенси-

 рует даже уровень невысоких потребностей в собственном комфортном существова-

 нии. По данным исследования, подавляющее большинство отцов (88%) и более поло-

 вины матерей (58%) работают, около б% - пенсионеры, остальные не работают. До-

 машняя и воспитательная работа выполняется преимущественно женщинами.

   В значительной  степени достаточно высокий удельный  вес расторгаемых догово-

 ров связан с недоработками "служб сопровождения". Существуют  организационные

 проблемы в сложившейся  практике работы с приемными семьями со стороны отде-

 лов, комитетов по вопросам семьи, материнства и детства,  не решаемые годами и не

 способствующие развитию содержательной стороны этого института. Дети, принимае-

 мые в семьи, как правило, подбираются будущими родителями без участия работни-

 ков социальных служб. В таких случаях не всегда получается объективная, достовер-

 ная информация о ребенке: его состоянии здоровья, умственном и физическом разви-

 тии и т.д. Практически  сразу же заключается договор о создании приемной семьи,

 минуя этап адаптации, привыкания, что в дальнейшем ведет к расторжению отноше-

 ний, часто в завуалированной форме: неожиданное "заболевание" родителей, их пере-

 езд в другую местность, просто окончание договора по времени.

   25% детей при поступлении  в приемные семьи имеют диагноз ЗПР (задержка

 психического развития) и частично УО (умственное отставание). В свою очередь

лишь 25% из них имеют возможность  обучаться по специальным программам, по-

скольку на селе нет таких школ. Ни органы опеки, ни органы образования с первого

дня существования института приемных семей не предпринимали конкретных шагов

для решения этой задачи. Успехи детей, которые в конечном итоге начинают успеш-

но обучаться по общеобразовательной  программе, заслуга  преимущественно прием-

ных родителей.

   Слабо налажена работа по ранней профилактике возникающих проблем между

детьми и их приемными родителями со  стороны центров "Семья", отделов по вопро-

сам семьи, материнства  и детства.  Как правило, после расторжения договоров с их

стороны идет лишь  констатация произошедшего. А ведь приемные родители - наем- 

 ные работники, работающие по договору, ил* ш)ет труооаой стаж. И с ними должна

 быть налаженная постоянная работа, а не эпизодические встречи, в частности, на "па-

 радных" мероприятиях.

    В ходе исследования  его участникам, к сожалению, не удалось  поговорить  с

 детьми. А вопрос: как они себя ощущают в приемных семьях, требует специального

 анализа. Вот только один фрагмент детского самоощущения со слов приемной мате-

 ри: *Л  еи*е он .мне говорит. "Д постоянно хотел тал* есть. Лучше стдкдн люлока с

%лебол«. но е любое врелт, чел* этот йогурт, который нал* рулят по насоли».

    Приемная  семья имеет то  преимущество, что при условии  работы социальных

 служб с биологическими родителями ребенок может вернуться к ним. Особенно это

 касается случаев, когда из биологической семьи ребенок изъят на время. Тогда суще-

 ствует  вероятность вернуть его из приемной семьи в биологическую, минуя государ-

 ственные учреждения. Пока же проблемой является тот факт, что в большинстве слу-

 чаев в  жилье, закрепленном за несовершеннолетними, чаще всего остаются прожи-

 вать родители, лишенные  родительских прав.  Биологические семьи продолжают

 прежний образ жизни. Поэтому условий для проживания детям, вернувшимся из при-

 емных  семей, нет. Часто "закрепленное" жилье вообще не пригодно для проживания.

 Проблема стоит так же остро, как и для выпускников государственных учреждений.

    Преимуществом приемной семьи остается тот факт, что приемные родители более

 эффективно отстаивают права детей и патронируют их после достижения ими совер-

 шеннолетия, нежели представители государственных детских учреждений. По  нашим

 данным, около 70% приемных детей, достигших совершеннолетия, продолжают жить

 в приемных семьях, а остальные живут отдельно, но поддерживают отношения с при-

 емными родителями.

    Типичная реакция по поводу взрослых приемных детей: "Договор с Ядоей закон-

 чился, но общение, конечно, не закончилось. Она давно совершеннолетняя, здлуасел*.

 Она как робнал. Как же оно закончится". А вот фрагмент интервью с матерью, у ко-

  торой два приемных сына пока несовершеннолетние: «77ерео этилш оетьлш у л«енл

  еи;е большая ответственность. # знаю, чтобы аылуслштб их в жизнь, они болжны

  очень л*ногол«у научиться. Л им сказала. "Ды не бул<айте, что когба я вас еылущу.

  вы больше никогда со л«ной не встретитесь. Вы так же, как и л*оы бети, бубете со

  лшой видеться, и, если что, я асегба вал* помогу"».

    Выросшие  в одной  приемной семье дети поддерживают  тесные отношения  не

 только  с приемными родителями, но и друг с другом. Например, у одной из матерей

 совершеннолетняя приемная дочь получила квартиру от администрации в г. Самаре.

 Другая  приемная дочь поступила в училище, где нет общежития. Теперь младшая при-

 емная дочь живет вместе со старшей. Таким образом,  приемная семья решает не толь-

 ко  проблему воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей,

 но и их  адаптации  к взрослой жизни.

    Институт приемной семьи наряду с другими семейными формами устройства детей,

 лишенных родительского  попечения, является одной из перспективных для России

 форм. По нашему мнению, такая модель пригодна именно в настоящий момент, когда

 многие, в том числе, и бездетные супруги, и одинокие женщины, не могут усыновить

 детей и  даже просто оформить опеку в силу материальных трудностей.

    Существует и еще ряд проблем,  которые выявил самарский опыт. Вся инфра-

 структура, обеспечивающая устройство детей в семьи, должна состоять из людей не-

Информация о работе Опыт организации приемных семей в Самарской области