Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:16, статья
В данной статье проанализирована динамика формирования приемных семей и эффективность этого института в Самарской области. Эмпирической базой являются данные статистического учета, ежегодно предоставляемого Областным социально-реабилитационным центром (формы учета разработаны В.Б. Тасеевьгм), результаты опроса 170 приемных матерей (2003 г.) в г. Тольятти, Красноармейском, Больше-Черниговском, Клявлинском и Кошкинском районах Самарской области, а также 30 интервью с приемными матерями.
Васильевна, или тетя Нина. От того, как вы л*еня буДете называть, отношения на-
ши не изл*енлтсл. Меньше я вас любить не буДу. И вы ко лше хуже относиться не бу-
Дете"» (мать двоих биологических и четверых приемных детей, в прошлом сотрудни-
ца детского дома). В следующем фрагменте можно увидеть реакцию окружающих на
нетипичную семейную ситуацию: «ДТ нал* родственники собрались на юбилей. Спра-
шивают.- "Мальчик, ты чей?" Он говорит. "#вдш лриелшый ллел*янник". "Это что
такое, приемный ллелтнник?" У нас все родственники из Жигулевска. Ну них нет
такого понятлил, как приемная семья».
Мысль о том, что "приемный родитель" все-таки скорее "воспитатель", а не мать
или отец, звучала в большинстве интервью. Хотя в других семьях приемная мать,
причем вероятнее там, где она воспитывает детей без мужа и не имеет своих биоло-
гических детей, идентифицировала себя с мамой, и дети соответственно называли ее
так. Подтвердился и достаточно очевидный факт: чем младше ребенок, тем вероят-
нее, что он будет называть приемную мать мамой - тут важна не юридическая сто-
рона отношений, а возраст. Есть и исключения. "Мы взяли Ниночку, когДа ей было
/4 лет. ДГ тол*у времени она была сиротой. Она сразу стала л*еня л*ал*ой называть,
л*ужа малой" (у супружеской пары четверо биологических детей и одна приемная
дочь).
В полных семьях отцы также стараются участвовать в воспитании. Отсутствие
собственных сыновей позволяет более полно реализоваться в родительской роли, в
случае приемного сына, «г У них наверно еще ближе Даже эти отношения в эл*оцио-
нальном плане. Л сейчас он взрослеет и больше ЛлексанДру Михайловичу заДает во-
просы. Они Даже о выборе оДежДы советуются. ЛлексанДр Михаилович говорит.
"Мь« с нил* сами разберемся, схоДил*. купил*". .Хорошо они общаются» (в семье три
биологических дочери, жена не работает, муж - руководитель фирмы). Мужья прини-
мают участие и в воспитании приемных дочерей. "Как муж помогает ухаживать за
Детьлш? Все на нем Держится. Потому что в основном он бывает Дома" (муж -
охранник, она - продавец, биологические дети живут отдельно, приемные - девочка и
мальчик).
Опрос экспертов, анализ прессы по теме приемного водительства свидетельству-
ют, что существует устойчивое предубеждение в отношении приемных семей. В
первую очередь это предубеждение связано с тем, что дети якобы "кочуют из семьи в
семью", что их берут в семьи исключительно из меркантильных соображений. В ре-
альной жизни они нивелируются эффективностью подготовки и отбора приемных ро-
дителей, успешным "сопровождением" приемных семей. Договора в основном прекра-
щаются при переводе ребенка на полное государственное обеспечение в связи с даль-
нейшим профессиональным обучением, переезде на новое место жительства,
изменении брачного статуса приемного родителя, смерти приемного родителя.
Как показали интервью, приемные родители ответственны и терпеливы, они зара-
нее настроены на то, что в семью придет "непростой" ребенок. И в ситуации психоло-
гической несовместимости они преодолевают возникающие проблемы. «С Игорел*
нет никдкш: проблел*. Ом, ког&а пришел а машу с&мью, .мне кажется, боже внес что-
то ноеое 8 отношения. То деть с Досей как бы постоянное лрнсутстзке посторон-
него оибуи^ллось.''" Да. #л«енл это беспокоило, все время болноаал вопрос, как он аз
школы примет, как 6"ы не подрался... Терпение. Терпение» (мать двоих биологических
и троих приемных детей, не работает, муж - водитель).
В выборочном исследовании выяснялось, с чем связано желание продлить договор
и общая удовлетворенность родителей фактом нахождения ребенка в семье. Это сле-
дующие эмпирические факторы - улучшение школьной успеваемости, изменение по-
ведения в процессе воспитания (в соответствии с предъявляемыми требованиями), хо-
рошие отношения приемного ребенка с членами семьи (психологическая совмести-
мость), наличие хорошо оплачиваемой работы у отца (ранжировано по степени
статистической значимости). Очевидно, что последний фактор значим для благополу-
чия в большинстве семей. Однако в случае приемной семьи этот факт, вероятно, при-
обретает особое значение. Жены в таких семьях в большей мере ориентированы на
выполнение домашних ролей. Размер же оплаты "родительского труда" не компенси-
рует даже уровень невысоких потребностей в собственном комфортном существова-
нии. По данным исследования, подавляющее большинство отцов (88%) и более поло-
вины матерей (58%) работают, около б% - пенсионеры, остальные не работают. До-
машняя и воспитательная работа выполняется преимущественно женщинами.
В значительной степени достаточно высокий удельный вес расторгаемых догово-
ров связан с недоработками "служб сопровождения". Существуют организационные
проблемы в сложившейся практике работы с приемными семьями со стороны отде-
лов, комитетов по вопросам семьи, материнства и детства, не решаемые годами и не
способствующие развитию содержательной стороны этого института. Дети, принимае-
мые в семьи, как правило, подбираются будущими родителями без участия работни-
ков социальных служб. В таких случаях не всегда получается объективная, достовер-
ная информация о ребенке: его состоянии здоровья, умственном и физическом разви-
тии и т.д. Практически сразу же заключается договор о создании приемной семьи,
минуя этап адаптации, привыкания, что в дальнейшем ведет к расторжению отноше-
ний, часто в завуалированной форме: неожиданное "заболевание" родителей, их пере-
езд в другую местность, просто окончание договора по времени.
25% детей при поступлении в приемные семьи имеют диагноз ЗПР (задержка
психического развития) и частично УО (умственное отставание). В свою очередь
лишь 25% из них имеют возможность обучаться по специальным программам, по-
скольку на селе нет таких школ. Ни органы опеки, ни органы образования с первого
дня существования института приемных семей не предпринимали конкретных шагов
для решения этой задачи. Успехи детей, которые в конечном итоге начинают успеш-
но обучаться по общеобразовательной программе, заслуга преимущественно прием-
ных родителей.
Слабо налажена работа по ранней профилактике возникающих проблем между
детьми и их приемными родителями со стороны центров "Семья", отделов по вопро-
сам семьи, материнства и детства. Как правило, после расторжения договоров с их
стороны идет лишь
констатация произошедшего. А ведь приемные
родители - наем-
ные работники, работающие по договору, ил* ш)ет труооаой стаж. И с ними должна
быть налаженная постоянная работа, а не эпизодические встречи, в частности, на "па-
радных" мероприятиях.
В ходе исследования его участникам, к сожалению, не удалось поговорить с
детьми. А вопрос: как они себя ощущают в приемных семьях, требует специального
анализа. Вот только один фрагмент детского самоощущения со слов приемной мате-
ри: *Л еи*е он .мне говорит. "Д постоянно хотел тал* есть. Лучше стдкдн люлока с
%лебол«. но е любое врелт, чел* этот йогурт, который нал* рулят по насоли».
Приемная семья имеет то преимущество, что при условии работы социальных
служб с биологическими родителями ребенок может вернуться к ним. Особенно это
касается случаев, когда из биологической семьи ребенок изъят на время. Тогда суще-
ствует вероятность вернуть его из приемной семьи в биологическую, минуя государ-
ственные учреждения. Пока же проблемой является тот факт, что в большинстве слу-
чаев в жилье, закрепленном за несовершеннолетними, чаще всего остаются прожи-
вать родители, лишенные родительских прав. Биологические семьи продолжают
прежний образ жизни. Поэтому условий для проживания детям, вернувшимся из при-
емных семей, нет. Часто "закрепленное" жилье вообще не пригодно для проживания.
Проблема стоит так же остро, как и для выпускников государственных учреждений.
Преимуществом приемной семьи остается тот факт, что приемные родители более
эффективно отстаивают права детей и патронируют их после достижения ими совер-
шеннолетия, нежели представители государственных детских учреждений. По нашим
данным, около 70% приемных детей, достигших совершеннолетия, продолжают жить
в приемных семьях, а остальные живут отдельно, но поддерживают отношения с при-
емными родителями.
Типичная реакция по поводу взрослых приемных детей: "Договор с Ядоей закон-
чился, но общение, конечно, не закончилось. Она давно совершеннолетняя, здлуасел*.
Она как робнал. Как же оно закончится". А вот фрагмент интервью с матерью, у ко-
торой два приемных сына пока несовершеннолетние: «77ерео этилш оетьлш у л«енл
еи;е большая ответственность. # знаю, чтобы аылуслштб их в жизнь, они болжны
очень л*ногол«у научиться. Л им сказала. "Ды не бул<айте, что когба я вас еылущу.
вы больше никогда со л«ной не встретитесь. Вы так же, как и л*оы бети, бубете со
лшой видеться, и, если что, я асегба вал* помогу"».
Выросшие в одной приемной семье дети поддерживают тесные отношения не
только с приемными родителями, но и друг с другом. Например, у одной из матерей
совершеннолетняя приемная дочь получила квартиру от администрации в г. Самаре.
Другая приемная дочь поступила в училище, где нет общежития. Теперь младшая при-
емная дочь живет вместе со старшей. Таким образом, приемная семья решает не толь-
ко проблему воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей,
но и их адаптации к взрослой жизни.
Институт приемной семьи наряду с другими семейными формами устройства детей,
лишенных родительского попечения, является одной из перспективных для России
форм. По нашему мнению, такая модель пригодна именно в настоящий момент, когда
многие, в том числе, и бездетные супруги, и одинокие женщины, не могут усыновить
детей и даже просто оформить опеку в силу материальных трудностей.
Существует и еще ряд проблем, которые выявил самарский опыт. Вся инфра-
структура, обеспечивающая устройство детей в семьи, должна состоять из людей не-
Информация о работе Опыт организации приемных семей в Самарской области