Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:16, статья
В данной статье проанализирована динамика формирования приемных семей и эффективность этого института в Самарской области. Эмпирической базой являются данные статистического учета, ежегодно предоставляемого Областным социально-реабилитационным центром (формы учета разработаны В.Б. Тасеевьгм), результаты опроса 170 приемных матерей (2003 г.) в г. Тольятти, Красноармейском, Больше-Черниговском, Клявлинском и Кошкинском районах Самарской области, а также 30 интервью с приемными матерями.
лишенных родителей. Это позволило, несмотря на^начйтёльное увеличение числен-
ности детей, оставшихся без попечения в Самарской области, не увеличить числен-
ность воспитанников
детских домов. В последние за рассматриваемый
период годы
стало уменьшаться число детей, взятых из домов ребенка, детских домов, школ-интер-
натов. Это обстоятельство можно объяснить тем, что дети, находящиеся в государ-
ственных учреждениях, имеют значительные отклонения в физическом и умственном
развитии. Специалисты комитетов и отделов по вопросам семьи, материнства и дет-
ства передают детей в государственные учреждения в тех случаях, когда ребенку не-
обходима коррекция. В остальных же случаях детей стараются передавать в семьи.
Значительная часть детей поступает из социально-реабилитационных центров. Име№
по там они проходят необходимую психологическую и/или медицинскую реабилита-
цию и лишь потом направляются в семьи.
В отличие от усыновителей, которые предпочитают и чаще всего усыновляют ма-
леньких детей (в Самарской области более 70% усыновленных детей младше 3 лет), в
приемные семьи поступают дети разного возраста. В возрасте младше 3 лет было
4,5%. 3-4 года - 8.7%, 5-7 лет - 17,6%, 8-9 лет - 22.8%. 10-12 лет - 18.7%. 13-15 лет -
15.4%. старше 15 лет - 12.3%. Среди приемных детей достаточно многочисленна груп-
па детей раннего и среднего подросткового возраста. Таким образом, приемная семья
выполняет важную роль в ресоциолизаиыи подростков.
В отличие от "семейных детских домов", которые были учреждены еще в совет-
ское время, приемная семья "не лимитируется" количеством детей. Это зависит от
возможностей и желания супругов или не состоящих в браке. Созданная в Самарской
области модель приемной семьи была изначально ориентирована на передачу в семьи
1-2 детей. В реальной же ситуации 64% семей имели одного приемного ребенка, 29% -
двоих, 4% - троих и2%- пять и более приемных детей.
Поскольку заключение договора о приемном родительстве возможно при наличии
необходимых жилищных условий, а горожане, как правило, не имеют дополнительно-
го пространства, формирование приемных семей происходит наиболее активно в сель-
ской местности. 572 семьи (734 ребенка) проживали в городах, остальные 1212 семей
(1838 приемных детей) в сельской местности. В процентном отношении "сельские"
приемные семьи составляют 68%. Проживание в сельской местности, с одной сторо-
ны, достаточно позитивный фактор - дети растут в общении с природой, обучаются
необходимым хозяйственным навыкам. Есть необходимая пространственная свобода
в отличие от городской среды. Проблемы для сельских приемных детей появляются
позже: с наступлением совершеннолетия возникает вопрос: продолжать учебу или
работать и где. В случае наличия закрепленного жилья в городе эта проблема пое-
одолима.
По возрасту и образованию приемные родители достаточно "равномерно" репре-
зентируют основные группы населения. Приемных родителей в возрасте: 20-30 лет -
15%, 31^0 лет - 34,4%. 41-50 лет - 44%, старше 50 лет - 9%. Имеют высшее образо-
вание 23.3%, среднее специальное - 29%. среднее техническое - 25%. среднее - 20%
незаконченное среднее - 2,4%.
Анализ процесса социализации (по признакам динамики улучшения "здоровья" и
"успеваемости") детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специали-
стами областного социально реабилитационного центра свидетельствует, что наибо-
лее успешными являются семьи, где возраст родителей 30-45 лет, с высшим или сред-
ним специальным образованием, проживают в сельской местности, имеют одного-
двух биологических детей.
Важным аспектом приемного родительства является мотивация принятия детей в
семью, что в значительной степени и определяет успешность воспитания и психологи-
ческой реабилитации детей. 56% приемных родителей на момент оформления догово-
ра имели родных несовершеннолетних детей. 24% - взрослых. 20% - не имели их. Из
ежегодно формирующихся семей примерно 20% - материнские семьи. Таким образом.
можно считать, что потенциальными приемными родителями являются супружеские
и материнские семьи в "стадии пустого гнезда", бездетные супруги и одинокие жеащ*.
&1
ны. Мотив "нет своих детей" является наиболее распространенным. На это указывали
не только бесплодные пары, но и те, которые потеряли ребенка. Такое горе часто
"компенсируется" усыновлением малыша, либо, когда родители уже немолоды или
уровень их дохода невелик, - принятием в семью ребенка.
"Жалость и сострадание" часто возникают у женщин в процессе непосредственно-
го общения с детьми, например, в детском доме. "Работала долгое арелш в саДике вос-
питателем, лотол* аосмытателел* в бетскол* Дол*е. И я поняла, что наДо что-то .ме-
нять... # когДа еышел закон, что можно офорлшть, - решилась" (жена - воспита-
тель в детдоме, муж хорошо зарабатывает, двое биологических детей).
Часто решение принять ребенка является совместным. А сострадание исходит не
только от взрослых, но и от старших кровных детей. В небольших населенных пунк-
тах люди знают друг друга, общаются и реагируют на горе, возникающее рядом с ни-
ми. "Лниныдс робы/лелей мы знали, потому что Лнл в саДик ходила. /7отол* оте[(
ул«ер, лшть ужерла. Брали ее родственники .матери куба-то 8 Дальнюю-Дальнюю Де-
ревню. Гол* боже школь/ нет... Сначала этот вопрос возник у Детей. Старший сын
сказал,- "Давайте ее к нал*, чего она там буДет Делать"? (жена работала в сельском
детском саду, муж - механизатор, трое биологических детей).
Интервью, проведенные с незамужними приемными матерями, показали, что они
вполне успешно реализуются именно в материнской, а не супружеской роли. Часть
из них, рано разведясь с мужьями, к моменту принятия приемных детей уже вырас-
тили своего ребенка и были готовы отдать неистраченную материнскую заботу дру-
гим детям. Мотивы "желания продолжать воспитывать детей" и "одиночества" чаще
всего переживаются незамужними матерями в стадии "пустого гнезда". "Всю жизнь
л работала с Детьми. И .мне это нравилось. ВиДела сломанные суДьо"ы. # всегДа
жне лготелось ил пожалеть, пригреть. У .меня 6"ыл класс. В основное реб"ята из
Детского Долю. Я приглашала их Домой. Л потом разрешили брать Детей в семьи...
Н я пригласила Девочку... Л лотом... ОДни взрослели, прш:оДилы новые.- Всего ил:
выросло у л*енл еосел«ь" (разведена, дочь живет отдельно). "Мне было очень ллодо.
Я, оказывается, не люгу соасел: нохоДилгься оДна... лолДня на работе, а лотол* оД-
нд, оДна и оДна. Мне стало очень ллодго. АГ л решила взять Детей" (вдова, дочь за-
мужем, сын в армии).
Фрагмент интервью, иллюстрирующий мотив "желания воспитывать ребенка дру-
гого пола" у разведенной женщины: "Он у нас главная .мужская сила в Доме. Всё зна-
ет, асе аыДыт. Никаких поДсказок ел«у не на До. Он еще лше поДсказывает. наДо забор
сменить в этол* гоДу, оказался более хозяйственным, чел* Девчонки. Все свое свобод-
ное время - на хозяйстве" (вдова, дочь замужем).
Анализ показал, что в процессе воспитания приемных детей рефлексируются и до-
полнительные мотивы. Например, понимание, что единственный ребенок в семье рас-
тет "кумиром": "Мы разошлись с мужем, когДа Дочери было Два гоДа. И, разумеется,
все мое внимание, люжет я еще и зол*уж поэтому не вышла, было сконцентрировано
на Дочке. Для нее жила. # аДруг появляются Другие Дети. ^ я Даже лотам наверное
уже почувствовала, что, может быть, лишнее внимание уДеляла ей. /7оэтол*у и Де-
тей л еще взяла, чтобы она почувствовала, что не о Дна" (разведена, живет со своей
матерью, дочь замужем).
В следующем интервью можно уловить первоначальный достаточно меркантиль-
ный мотив - принять ребенка в качестве помощника (даже среди некоторых опрошен-
ных нами экспертов бытует стереотип, что детей берут в семьи в качестве работни-
ков). Однако потом возникает и другой мотив - совершить благородный поступок,
оказать ответную помощь. «гДолго была эта л*ысль у л*еня. Но л не осуществила ее До
операции. СДелали лше операцию, лежала совсем никуДышноя, как говорится, ни к
чел«у не приспособленная. Дочь точно такая же. Кто-то же Должген быть у нас по-
мощником... Л лотол* ужерассужДения Другие пошли. Уже с точки зрения ееры, что
очень грехов лшого, аборт Делала... Поэтому я решила частично искупить свой
грел:... Дочь вначале
была против. #о я говорила ей. "РаДи
этого ребенка Вог Даст
лше зДороеье и тебе от этого буДет хорошо". Я взяла благословение у батюшки, *#
тол<у что цель у меня уже не стояла такая, чтобы она стала помоишицей. У л*жм*
Другая цель -хотя бы частично свой грех искупить, вырастить ребенка* (разводе*
на, рабочая, дочь-инвалид живет вместе с матерью).
Возможно, для части семей, которых нам, к сожалению, не удалось опросит*,*
проинтервьюировать, материальные мотивы изначально играли первостепенную
роль. В принципе деньги небольшие, особенно в сельской местности. Фактически
приемное родительство - это надомный труд, однако такой труд, к которому нужно
иметь призвание как ни к какому другому, и особый психологический склад. По сви-
детельству экспертов, часть приемных семей образовалась в результате безработи-
цы, особенно в сельской местности, где возможности трудоустройства для женщин
ограничены. И именно в тех случаях, когда решение о принятии ребенка в семью
было вынужденным, происходили "срывы" и досрочное расторжение договоров.
В приемной семье неизбежно возникают вопросы: кто они? Воспитатели или роди-
тели? Как называть приемную мать? Вопрос этот решается по-разному. *Мол*а, я счи-
таю, это тот человек, который роДил. Л когДа нероДного человека называют л*а-
люй, л*не кажется в этом какая-то есть неискренность. Я ил* сразу сказала.- "Ребя-
тишки, у вас л*ал*ы свои есть. Они из заключения вал* пишут письлиг". И они так л*ал*
своих любили и жалели. И так они их жДали из тюрьл*ы. ВыйДут из тюрьмы, при-
еДут за нил*и и заберут в саои сел*ьи, хотя л лонилюлд прекрасно, что они не лри-
еДут и не заберут. Сколько писел* перечитала/ Сколько Детей жДали л*ал* и не До-
жДались/ /7оэтол*у л ил* сразу и сказала. "Меня как хотите, так и называйте - #ика
Информация о работе Опыт организации приемных семей в Самарской области