Опыт организации приемных семей в Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:16, статья

Описание работы

В данной статье проанализирована динамика формирования приемных семей и эффективность этого института в Самарской области. Эмпирической базой являются данные статистического учета, ежегодно предоставляемого Областным социально-реабилитационным центром (формы учета разработаны В.Б. Тасеевьгм), результаты опроса 170 приемных матерей (2003 г.) в г. Тольятти, Красноармейском, Больше-Черниговском, Клявлинском и Кошкинском районах Самарской области, а также 30 интервью с приемными матерями.

Работа содержит 1 файл

DOC.doc

— 424.83 Кб (Скачать)

лишенных родителей. Это позволило, несмотря на^начйтёльное увеличение числен-

ности детей, оставшихся  без попечения в Самарской области, не увеличить числен-

ность воспитанников детских домов. В последние за рассматриваемый период годы 

  стало уменьшаться число детей, взятых из домов ребенка, детских домов, школ-интер-

  натов. Это обстоятельство можно объяснить тем, что дети, находящиеся в государ-

  ственных учреждениях, имеют значительные отклонения в физическом и умственном

  развитии. Специалисты комитетов и отделов по вопросам семьи, материнства и дет-

  ства передают детей в государственные учреждения в тех случаях, когда ребенку не-

  обходима коррекция. В остальных же случаях детей стараются передавать в семьи.

  Значительная часть детей поступает из социально-реабилитационных центров. Име№

  по там они проходят необходимую психологическую и/или медицинскую реабилита-

  цию и лишь потом направляются в семьи.

     В отличие от усыновителей, которые предпочитают и чаще всего усыновляют ма-

  леньких детей (в Самарской области более 70% усыновленных детей младше 3 лет), в

  приемные семьи поступают дети разного возраста. В  возрасте младше 3 лет было

  4,5%. 3-4 года - 8.7%, 5-7 лет - 17,6%, 8-9 лет - 22.8%. 10-12 лет - 18.7%. 13-15 лет -

  15.4%. старше 15 лет - 12.3%. Среди приемных детей достаточно многочисленна груп-

  па детей раннего и среднего подросткового возраста. Таким образом, приемная семья

  выполняет важную роль в ресоциолизаиыи подростков.

    В отличие от "семейных детских домов", которые были учреждены еще в совет-

  ское время, приемная семья "не лимитируется" количеством детей. Это  зависит от

  возможностей и желания супругов или не состоящих в браке. Созданная в Самарской

  области модель приемной семьи  была изначально ориентирована на передачу в семьи

  1-2 детей. В реальной же ситуации 64% семей имели одного приемного ребенка, 29% -

  двоих, 4% - троих и2%- пять и более приемных детей.

    Поскольку заключение договора о приемном родительстве возможно при наличии

  необходимых жилищных условий, а горожане, как правило, не имеют дополнительно-

  го пространства, формирование приемных семей происходит наиболее активно в сель-

  ской местности. 572 семьи (734 ребенка) проживали в городах, остальные 1212 семей

(1838 приемных детей) в  сельской местности. В процентном отношении "сельские"

 приемные семьи составляют 68%. Проживание в сельской местности, с одной сторо-

 ны, достаточно позитивный фактор - дети растут в общении с природой, обучаются

 необходимым  хозяйственным навыкам. Есть необходимая пространственная свобода

 в отличие от городской среды. Проблемы для сельских приемных детей появляются

 позже: с наступлением совершеннолетия возникает вопрос: продолжать учебу или

 работать и где. В случае наличия закрепленного жилья в городе эта проблема пое-

 одолима.                                                                ^

    По возрасту и образованию приемные родители достаточно "равномерно" репре-

 зентируют основные группы населения. Приемных родителей в возрасте: 20-30 лет -

15%, 31^0 лет - 34,4%. 41-50 лет - 44%, старше 50 лет - 9%. Имеют высшее образо-

 вание 23.3%, среднее  специальное - 29%. среднее техническое - 25%. среднее - 20%

 незаконченное среднее - 2,4%.

   Анализ процесса социализации (по признакам динамики улучшения "здоровья" и

"успеваемости") детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, специали-

 стами областного социально реабилитационного центра свидетельствует, что наибо-

 лее успешными являются семьи, где возраст родителей 30-45 лет, с высшим или сред-

 ним специальным образованием,  проживают в сельской местности, имеют одного-

 двух биологических детей.

   Важным аспектом приемного родительства является мотивация принятия детей в

 семью, что в значительной степени и определяет успешность воспитания и психологи-

 ческой реабилитации детей. 56% приемных родителей на момент оформления догово-

ра имели родных несовершеннолетних детей. 24% - взрослых. 20% - не имели их. Из

ежегодно формирующихся семей примерно 20% - материнские семьи. Таким образом.

можно считать, что потенциальными приемными родителями являются супружеские

и материнские семьи в "стадии пустого гнезда", бездетные супруги и одинокие жеащ*.

&1

ны. Мотив "нет своих детей" является наиболее распространенным. На это указывали

 

 не только бесплодные пары, но и те, которые потеряли ребенка. Такое горе часто

"компенсируется" усыновлением малыша, либо, когда родители уже немолоды или

 уровень их дохода невелик, - принятием в семью ребенка.

   "Жалость и сострадание" часто возникают у женщин в процессе непосредственно-

 го общения с детьми, например, в детском доме. "Работала долгое арелш в саДике вос-

  питателем, лотол* аосмытателел* в бетскол* Дол*е. И я поняла, что наДо что-то .ме-

  нять... # когДа еышел закон, что можно офорлшть, - решилась" (жена - воспита-

 тель в детдоме, муж хорошо зарабатывает, двое биологических детей).

   Часто решение принять ребенка является совместным. А сострадание исходит не

 только от взрослых, но и от старших кровных детей. В небольших населенных пунк-

 тах люди знают друг друга, общаются и реагируют на горе, возникающее рядом с ни-

 ми. "Лниныдс робы/лелей мы знали, потому что Лнл в  саДик ходила. /7отол* оте[(

 ул«ер, лшть ужерла. Брали ее родственники .матери куба-то 8 Дальнюю-Дальнюю Де-

 ревню. Гол* боже школь/ нет... Сначала этот вопрос возник у Детей. Старший сын

 сказал,- "Давайте ее к нал*, чего она там буДет Делать"? (жена работала в сельском

 детском саду, муж - механизатор, трое биологических детей).

   Интервью, проведенные с незамужними приемными матерями, показали, что они

 вполне успешно реализуются именно в материнской, а не супружеской роли. Часть

 из них, рано разведясь с мужьями, к моменту принятия приемных детей уже вырас-

 тили своего ребенка и были готовы отдать неистраченную материнскую заботу дру-

 гим детям. Мотивы "желания продолжать воспитывать детей" и "одиночества" чаще

 всего переживаются незамужними матерями в стадии "пустого гнезда". "Всю жизнь

 л работала с Детьми. И .мне это нравилось. ВиДела сломанные суДьо"ы. # всегДа

 жне лготелось  ил пожалеть, пригреть. У .меня 6"ыл класс. В основное реб"ята из

 Детского Долю. Я приглашала их Домой. Л потом разрешили брать Детей в семьи...

 Н я пригласила Девочку... Л лотом... ОДни взрослели,  прш:оДилы новые.- Всего ил:

 выросло у л*енл еосел«ь" (разведена, дочь живет отдельно). "Мне было очень ллодо.

 Я, оказывается, не люгу соасел: нохоДилгься оДна... лолДня на работе, а лотол* оД-

 нд, оДна и оДна. Мне стало очень ллодго. АГ л решила взять Детей" (вдова, дочь за-

 мужем, сын в армии).

   Фрагмент интервью, иллюстрирующий мотив "желания воспитывать ребенка дру-

 гого пола" у разведенной женщины: "Он у нас главная .мужская сила в Доме. Всё зна-

 ет, асе аыДыт. Никаких поДсказок ел«у не на До. Он еще лше поДсказывает. наДо забор

 сменить в этол* гоДу, оказался более хозяйственным, чел* Девчонки. Все свое свобод-

 ное время - на хозяйстве" (вдова, дочь замужем).

   Анализ показал, что в процессе воспитания приемных детей рефлексируются и до-

 полнительные мотивы. Например, понимание, что единственный ребенок в семье рас-

 тет "кумиром": "Мы разошлись с мужем, когДа Дочери было Два гоДа. И, разумеется,

 все мое внимание, люжет я еще и зол*уж поэтому не вышла, было сконцентрировано

 на Дочке. Для нее жила. # аДруг появляются Другие Дети. ^ я Даже лотам наверное

уже почувствовала, что, может быть, лишнее внимание уДеляла ей. /7оэтол*у и Де-

тей л еще взяла, чтобы она почувствовала, что не о Дна" (разведена, живет со своей

 матерью, дочь замужем).

   В следующем интервью можно уловить первоначальный достаточно меркантиль-

ный мотив - принять ребенка в качестве помощника (даже среди некоторых опрошен-

ных нами экспертов бытует стереотип, что детей берут в семьи в качестве работни-

ков). Однако потом возникает и другой мотив - совершить благородный поступок,

оказать ответную помощь. «гДолго была эта л*ысль у л*еня. Но л не осуществила ее До

операции. СДелали лше операцию, лежала совсем никуДышноя, как говорится, ни к

 чел«у не приспособленная. Дочь точно такая же. Кто-то же Должген быть у нас по-

мощником... Л лотол* ужерассужДения Другие пошли. Уже с точки зрения ееры, что

очень грехов лшого, аборт Делала... Поэтому я решила частично искупить свой

грел:... Дочь вначале была против. #о я говорила ей. "РаДи этого ребенка Вог Даст 

 лше зДороеье и тебе от этого буДет хорошо". Я взяла благословение у батюшки, *#

 тол<у что цель у меня уже не стояла такая, чтобы она стала помоишицей. У л*жм*

 Другая цель -хотя бы частично свой грех искупить, вырастить ребенка* (разводе*

 на, рабочая, дочь-инвалид живет вместе с матерью).

    Возможно,  для части семей, которых  нам, к сожалению, не удалось опросит*,*

 проинтервьюировать, материальные  мотивы изначально играли первостепенную

 роль. В принципе деньги небольшие, особенно в сельской местности. Фактически

 приемное родительство - это надомный труд, однако такой труд, к которому нужно

 иметь призвание как ни к какому другому, и особый психологический склад. По сви-

 детельству экспертов, часть приемных семей образовалась в результате безработи-

 цы, особенно в сельской местности, где возможности трудоустройства для женщин

 ограничены. И именно  в тех случаях, когда решение о принятии ребенка в семью

 было вынужденным, происходили "срывы" и досрочное расторжение договоров.

    В приемной семье неизбежно возникают вопросы: кто они? Воспитатели или роди-

 тели? Как называть приемную мать? Вопрос этот решается по-разному. *Мол*а, я счи-

 таю, это тот человек, который роДил. Л когДа нероДного человека называют л*а-

 люй, л*не кажется в этом какая-то есть неискренность. Я ил* сразу сказала.- "Ребя-

 тишки, у вас л*ал*ы свои есть. Они из заключения вал* пишут письлиг". И они так л*ал*

 своих любили и жалели. И так они  их жДали из тюрьл*ы. ВыйДут из тюрьмы, при-

 еДут за нил*и и заберут в саои сел*ьи, хотя л лонилюлд прекрасно, что они не лри-

 еДут и не заберут. Сколько писел* перечитала/ Сколько Детей жДали л*ал* и не До-

 жДались/ /7оэтол*у л ил* сразу и сказала. "Меня как хотите, так и называйте - #ика

Информация о работе Опыт организации приемных семей в Самарской области