Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:16, статья
В данной статье проанализирована динамика формирования приемных семей и эффективность этого института в Самарской области. Эмпирической базой являются данные статистического учета, ежегодно предоставляемого Областным социально-реабилитационным центром (формы учета разработаны В.Б. Тасеевьгм), результаты опроса 170 приемных матерей (2003 г.) в г. Тольятти, Красноармейском, Больше-Черниговском, Клявлинском и Кошкинском районах Самарской области, а также 30 интервью с приемными матерями.
Социология семьи
@ 2007 г.
ТА. ГУРКО, В.Б. ТАСЕЕВ
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ
В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ЛУРЛТО Татьяна Алгксинбробма - канбыбат философскш: наук, заагйуюи^дя секторов со-
циологии сел<ьи и геноерньи отношений института социологии РЛЯ. ТЛСЕЕВ Диктор 5о-
рисоаич - лрелобаадтель кафеорь; теории и технологии соилииьмой работы Самарского го-
В Семейном кодексе РФ институт приемной семьи прописан с 1996 г. Приемная се-
мья отличается договорным характером отношений и оплатой со стороны государ-
ства не только содержания ребенка, но и родительского труда. Это принципиально но-
вый институт, демонстрирующий возможность и необходимость оплаты "репродук-
тивного труда" и еще один показатель переориентации социальной политики от
преимущественно государственных форм социализации детей к семейным.
На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения ро-
дителей: сироты; дети, родители которых неизвестны или лишены родительских прав,
ограничены в правах, признаны в судебном порядке недееспособными; осуждены; де-
ти, родители которых по состоянию здоровья не могут их воспитывать и содержать; а
также дети, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждени-
ях, социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. Таким обра-
зом, уже в законодательстве предполагается возможность как временного, так и по-
стоянного (до совершеннолетия) пребывания ребенка в приемной семье. Приоритет
семейных форм устройства детей (согласно праву ребенка на семью, записанному в
Конвенции ООН), включая приемные семьи, заложен в законодательстве как феде-
рального, так и регионального уровня.
Интервью, проведенные учеными с экспертами федерального и регионального
уровня (в частности, в Краснодарском крае) с представителями некоммерческих орга-
низаций (НКО), свидетельствуют, что приоритет семейного устройства детей, остав-
шихся без родительского попечения, разделяют далеко не все. Существуют объектив-
ные сложности, связанные с необходимостью пересмотра статей бюджетного финан-
сирования, выделения средств для приемных семей, чего крайне сложно добиться в
дотационных регионах. В условиях большой загрузки работников социальной сферы,
несогласованности действий органов власти регионального и муниципального уров-
ней местные власти не проявляют особой активности в этом вопросе. У инспекторов
по опеке и попечительству нет соответствующей мотивации из-за сложности процес-
са, требующего индивидуального подхода в подборе приемной семьи, ее последующе-
го "сопровождения". Гораздо проще отправить ребенка в государственное учрежде-
ние и снять с себя всякую ответственность. В заключении договора о приемном роди-
тельстве отказывают даже тем супругам, которые взяли несколько посторонних
детей под опеку и
в соответствии с федеральным законодательством
имеют право
быть оформлены как приемная семья и получать материальное вознаграждение за
родительский труд.
С 1996 г. институт приемной семьи был закреплен Федеральным законодатель-
ством - в Семейном кодексе и постановлении Правительства РФ.
Лрактыка соз^амш; лры&имыл с&ией была апробирована в Самарской области.
Несмотря на развитие этой формы устройства детей в России, значительная доля
приемных семей (почти 1/3) приходилась на Самарскую область. Уже в начале 90-х
годов функции опеки и попечительства были переданы из органов образования в
комитеты по вопросам семьи, материнства и детства, которые созданы во всех муни-
ципальных администрациях области. Комитет по вопросам семьи, материнства и
детства администрации Самарской области стал аккумулировать и распределять
бюджетные ассигнования на решение проблем детства и координировать работу
других ведомств - главного управления образования, соцзащиты и т.д. Созданы -
областной центр усыновления, опеки и попечительства, областной социально-реа-
билитационный центр для несовершеннолетних и сеть муниципальных центров
(приютов), а также территориальные центры социальной помощи семье и детям
"Семья". В функции последних входит, в частности, выявление неблагополучных се-
мей, детей, оставшихся без родительского попечения, сопровождение приемных се-
мей. В 1995 г. постановлением губернатора области было утверждено "Временное
положение о приемных семьях".
В марте 1998 г. Самарской Губернской Думой был принят Закон Самарской обла-
сти "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Са-
марской области", в котором предусмотрено, что размер оплаты труда приемных ро-
дителей устанавливается на каждого воспитываемого ребенка из расчета 3,5 мини-
мального размера оплаты труда. 27 октября 2006 г. Губернской Думой принят Закон
Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области "Об организа-
ции деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области"»,
который зафиксировал заработную плату приемных родителей, воспитывающих де-
тей с нормой в развитии в размере 2500 рублей, воспитывающих детей с отклонения-
ми в развитии в размере 3750 рублей, детей-инвалидов - 5000 рублей.
Руководствуясь Законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите де-
тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", районные администрации
оказывают посильную помощь комитетам и отделам по вопросам семьи, материнства
и детства в организации работы с приемными семьями. В течение 2006 г. в городах и
районах Самарской области приемным семьям были выделены дополнительные сред-
ства на оздоровление, лечение детей, оплату коммунальных услуг и др.
Так, например, в городском округе Тольятти постановлением мэра от 3 февраля
2006 г. утвержден "Перечень мероприятий по оказанию помощи детям, находящимся
под опекой, попечительством, в приемных семьях, другим категориям детей и семьям,
находящимся в трудной жизненной ситуации", в котором за счет средств бюджета го-
родского округа предусмотрены различные выплаты приемным семьям (в дополнение
к выплатам из областного бюджета).
В данной статье мы проанализировали динамику формирования приемных семей и
эффективность этого института в Самарской области. Эмпирической базой являются
данные статистического учета, ежегодно предоставляемого Областным социально-
реабилитационным центром (формы учета разработаны В.Б. Тасеевьгм), результаты
опроса 170 приемных матерей (2003 г.) в г. Тольятти, Красноармейском, Больше-Чер-
ниговском, Клявлинском и Кошкинском районах Самарской области, а также 30 ин-
тервью с приемными матерями.
Анализ и оценка опыта Самарской области по работе с приемными семьями край-
не важны для применения в других регионах России. Это стало особенно актуально в
связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г., в соответствии с кото-
рым "к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федера-
|
итвлиевсемьи | |||||
Годы | з1р%^2- | учреждений | %%%г | «мы, | :=«,, | всего |
ных центров | ||||||
1994 | _ | _ | 13 | - | - | 13 |
1995 | - | - | - | - | - | - |
1996 | 12 | 78 | 62 | 37 | 12 | 201 |
1997 |
|
51 | 49 | 31 | 8 | 140 |
1998 | 13 | 122 | 41 | 39 | 8 | 223 |
1999 | 45 | 191 | 223 | 95 | 41 | 595 |
2000 | 56 | 122 | 260 | 113 | 37 | 588 |
2001 | 24 | 47 | 292 | 132 | 22 | 517 |
2002 | 31 | 91 | 217 | 85 | 17 | 441 |
2003 | 43 | 100 | 230 | 103 | 30 | 506 |
2004 | 24 | 87 | 226 | 133 | 32 | 502 |
2005 | 36 | 72 | 209 | 120 | 38 | 475 |
2006 | 53 | 99 | 332 | 87 | 41 | 612 |
ции на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реа-
лизация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной
поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попече-
ния родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных
учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов".
На 1 января 2007 г. в 2106 приемных семьях Самарской области воспитывается
3138 приемных детей. Этому обстоятельству в значительной мере способствовала как
базовая инфраструктура для устройства детей, лишенных родительского попечения,
так и постоянная информационная работа среди населения, формирование обще-
ственного мнения о значимости труда приемных родителей. Для этого использовались
все имеющиеся средства - телевидение, радио, звуковая реклама в городском транс-
порте, размещение фотографий детей на местных сайтах Интернета, специальные ак-
ции.
Значительную помощь приемным семьям оказывают районные администрации,
что способствует поднятию их престижа. Она выражается в выделении дополнитель-
ных средств на оздоровление, лечение приемных детей, оплату коммунальных услуг,
проезд в общественном транспорте. Важную роль для эффективного функционирова-
ния института приемной семьи имеют специальные "службы сопровождения". Основ-
ная нагрузка по непосредственному общению с приемными семьями ложится на цен-
тры "Семья",
а также на специальные центры психолого-медико-
гностики и консультирования. И эти службы востребованы. Так, при опросе
приемных матерей на вопрос: "Нужна ли Вам помощь педагогов, психологов?" 43%
ответили, что "время от времени нужна". Вот фрагмент из интервью: "# начали женя
учить аоспитыаать Детей. Я сначала не понижала, почел*)' лее нас-то не учили своих
Детей аослитыеать. Как .иного полезного одет иентр "Семья"/ Сколько тал* полез-
ных соастоа/".
В приемные семьи передаются, в основном, воспитанники учреждений для детей,
Информация о работе Опыт организации приемных семей в Самарской области