Опыт организации приемных семей в Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:16, статья

Описание работы

В данной статье проанализирована динамика формирования приемных семей и эффективность этого института в Самарской области. Эмпирической базой являются данные статистического учета, ежегодно предоставляемого Областным социально-реабилитационным центром (формы учета разработаны В.Б. Тасеевьгм), результаты опроса 170 приемных матерей (2003 г.) в г. Тольятти, Красноармейском, Больше-Черниговском, Клявлинском и Кошкинском районах Самарской области, а также 30 интервью с приемными матерями.

Работа содержит 1 файл

DOC.doc

— 424.83 Кб (Скачать)

Социология  семьи

@ 2007 г. 

ТА. ГУРКО, В.Б. ТАСЕЕВ 

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ

В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

   ЛУРЛТО Татьяна Алгксинбробма - канбыбат философскш: наук, заагйуюи^дя секторов со-

циологии сел<ьи и геноерньи отношений института социологии РЛЯ. ТЛСЕЕВ Диктор 5о-

рисоаич - лрелобаадтель кафеорь; теории и технологии соилииьмой работы Самарского го-

   В Семейном кодексе РФ институт приемной семьи прописан с 1996 г. Приемная се-

мья отличается договорным характером отношений и оплатой со стороны государ-

ства не только содержания ребенка, но и родительского труда. Это принципиально но-

вый институт, демонстрирующий возможность и необходимость оплаты "репродук-

тивного труда" и еще один показатель  переориентации социальной политики от

преимущественно государственных форм социализации детей к семейным.

   На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения ро-

дителей: сироты; дети, родители которых неизвестны или лишены родительских прав,

ограничены в правах, признаны в судебном порядке недееспособными; осуждены; де-

ти, родители которых по состоянию здоровья не могут их воспитывать и содержать; а

также дети, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждени-

ях, социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. Таким обра-

зом, уже в законодательстве предполагается возможность как временного, так и по-

стоянного (до совершеннолетия) пребывания ребенка в приемной семье. Приоритет

семейных форм устройства детей (согласно праву ребенка на  семью, записанному в

Конвенции ООН), включая приемные семьи, заложен в законодательстве как феде-

рального, так и регионального уровня.

   Интервью, проведенные учеными  с экспертами федерального и регионального

уровня (в частности, в Краснодарском крае) с представителями  некоммерческих орга-

низаций (НКО), свидетельствуют, что приоритет семейного  устройства детей, остав-

шихся без родительского попечения, разделяют далеко не все. Существуют объектив-

ные сложности, связанные с необходимостью пересмотра статей бюджетного финан-

сирования, выделения средств для  приемных семей, чего крайне сложно добиться в

дотационных регионах. В условиях большой загрузки работников социальной сферы,

несогласованности действий органов власти регионального  и муниципального уров-

ней местные власти не проявляют особой активности в этом вопросе. У инспекторов

по опеке и попечительству нет соответствующей мотивации  из-за сложности процес-

са, требующего индивидуального подхода в подборе приемной семьи, ее последующе-

го "сопровождения". Гораздо проще отправить ребенка в государственное учрежде-

ние и снять с себя всякую ответственность. В заключении договора о приемном роди-

тельстве  отказывают даже тем супругам, которые взяли  несколько посторонних

детей под опеку и в соответствии с федеральным законодательством имеют право 

 быть оформлены как приемная семья и получать материальное вознаграждение за

 родительский труд.

    С 1996 г. институт приемной семьи был закреплен Федеральным законодатель-

 ством - в Семейном кодексе и постановлении Правительства РФ.

    Лрактыка соз^амш; лры&имыл с&ией была апробирована в Самарской области.

 Несмотря на развитие этой формы устройства детей в России,  значительная доля

 приемных семей (почти 1/3) приходилась на Самарскую область. Уже в начале 90-х

 годов функции опеки и попечительства были переданы из органов образования в

 комитеты по вопросам семьи, материнства и детства, которые созданы во всех муни-

 ципальных администрациях области. Комитет по вопросам семьи, материнства  и

 детства администрации Самарской области стал  аккумулировать  и  распределять

 бюджетные ассигнования  на решение  проблем детства и координировать работу

 других  ведомств - главного управления образования, соцзащиты и т.д. Созданы  -

 областной центр усыновления, опеки и попечительства, областной социально-реа-

 билитационный центр для несовершеннолетних  и сеть муниципальных центров

(приютов), а также территориальные центры социальной помощи семье и детям

"Семья". В функции последних входит, в частности, выявление неблагополучных се-

 мей, детей, оставшихся без родительского попечения, сопровождение приемных се-

 мей. В  1995 г. постановлением губернатора области было утверждено "Временное

 положение о приемных семьях".

    В марте 1998 г. Самарской Губернской Думой был принят Закон Самарской обла-

 сти "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Са-

 марской области", в котором предусмотрено, что размер оплаты труда приемных ро-

 дителей устанавливается  на каждого воспитываемого ребенка из расчета  3,5 мини-

 мального размера оплаты труда. 27 октября 2006 г. Губернской Думой принят Закон

 Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области "Об организа-

 ции деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области"»,

 который зафиксировал заработную плату приемных родителей, воспитывающих де-

 тей с нормой в развитии в размере 2500 рублей, воспитывающих детей с отклонения-

 ми в развитии в размере 3750 рублей, детей-инвалидов - 5000 рублей.

    Руководствуясь Законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите де-

 тей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей", районные администрации

 оказывают посильную помощь комитетам и отделам по вопросам семьи, материнства

 и детства в организации работы с приемными семьями. В течение 2006 г. в городах и

 районах Самарской области приемным семьям были выделены дополнительные сред-

 ства на оздоровление, лечение детей, оплату коммунальных услуг и др.

   Так,  например, в городском округе Тольятти постановлением мэра от 3 февраля

2006 г. утвержден "Перечень мероприятий по оказанию помощи детям, находящимся

 под опекой, попечительством, в приемных семьях, другим категориям детей и семьям,

 находящимся в трудной жизненной ситуации", в котором за счет средств бюджета го-

 родского округа предусмотрены различные выплаты приемным семьям (в дополнение

 к выплатам из областного бюджета).

   В данной статье мы проанализировали динамику формирования приемных семей и

 эффективность этого института в Самарской области. Эмпирической базой являются

данные  статистического учета, ежегодно предоставляемого Областным социально-

реабилитационным центром (формы учета разработаны В.Б. Тасеевьгм), результаты

опроса 170 приемных матерей (2003 г.) в г. Тольятти, Красноармейском, Больше-Чер-

ниговском, Клявлинском и Кошкинском районах Самарской области, а также 30 ин-

тервью с приемными матерями.

   Анализ и оценка опыта Самарской области по работе с приемными семьями край-

не важны для применения в других регионах России. Это стало особенно актуально в

связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г., в соответствии с кото-

рым "к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федера-

 

 

   
    Пе
  итвлиевсемьи    
Годы з1р%^2- учреждений %%%г «мы, :=«,, всего
      ных центров      
1994 _ _ 13 - - 13
1995 - - - - - -
1996 12 78 62 37 12 201
1997
    1
51 49 31 8 140
1998 13 122 41 39 8 223
1999 45 191 223 95 41 595
2000 56 122 260 113 37 588
2001 24 47 292 132 22 517
2002 31 91 217 85 17 441
2003 43 100 230 103 30 506
2004 24 87 226 133 32 502
2005 36 72 209 120 38 475
2006 53 99 332 87 41 612
 

ции на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реа-

лизация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной

поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попече-

ния родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных

учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов".

   На 1 января 2007 г. в 2106 приемных семьях Самарской области воспитывается

3138 приемных детей. Этому обстоятельству в значительной мере способствовала как

базовая инфраструктура  для устройства детей, лишенных родительского попечения,

так и постоянная информационная работа среди населения, формирование  обще-

ственного мнения о значимости труда приемных родителей. Для этого использовались

все имеющиеся средства  - телевидение, радио, звуковая реклама в городском  транс-

порте, размещение фотографий детей на местных сайтах Интернета, специальные ак-

ции.

   Значительную помощь приемным семьям оказывают районные администрации,

что способствует поднятию их престижа. Она выражается в выделении дополнитель-

ных средств на оздоровление, лечение приемных детей, оплату коммунальных услуг,

проезд в общественном транспорте. Важную роль для эффективного функционирова-

ния института приемной семьи имеют специальные "службы сопровождения". Основ-

ная нагрузка по непосредственному общению с приемными семьями ложится на цен-

тры "Семья",  а также на специальные центры психолого-медико-педагогической диа-

гностики  и  консультирования. И эти службы востребованы. Так, при опросе

приемных матерей на вопрос: "Нужна ли Вам помощь педагогов, психологов?" 43%

ответили, что "время от времени нужна". Вот фрагмент из интервью: "# начали женя

учить аоспитыаать Детей. Я сначала не понижала, почел*)' лее нас-то не учили своих

Детей аослитыеать. Как .иного полезного одет иентр "Семья"/ Сколько тал*  полез-

ных соастоа/".

   В приемные семьи передаются, в основном, воспитанники учреждений для  детей,

Информация о работе Опыт организации приемных семей в Самарской области