Опасность вовлечения человека в тоталитарную секту

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:53, реферат

Описание работы

Сектантство – одна из основных опасностей, подстерегающих современного человека. В первую очередь от этой напасти страдают молодые люди и подростки от двенадцати до шестнадцати лет, однако и взрослые очень часто попадают в лапы различных проповедников. «Секта» — слово латинское, но его этимология не ясна. Варианта два: secare - отсекать, разделять и sequi - следовать за лидером.

Содержание

I ДИАГНОСТИКА ОПАСНОСТИ
Определение понятия «секта»
Классификация сект
Категории лиц, вовлеченных в секты
Мотивы вхождения граждан в религиозные секты
Вербовка в тоталитарные секты
Методы воздействия на человека в секте

II ПРОФИЛАКТИКА ОПАСНОСТИ
Законодательная база
Информирование населения

III ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Декомпозиция
Дерево причин и опасностей
Определение целей
Прогнозирование и планирование мероприятий
Приемлемые методы и средства
Определение эффективности мероприятий

IV ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Работа содержит 1 файл

Тоталитарные секты.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

Неопятидесятники тоже специализируются на молодежи. От того безумия, которое творится на их собраниях, кровь стынет в жилах. Сотни людей часами то бьются в конвульсиях, то без перерыва хохочут.

Образовательный уровень участников большинства религиозных тоталитарных организаций имеет следующую структуру:                                                                                                                                                  - лица с высшим образованием - 26,7% (преобладающее большинство из них имеют образование гуманитарной направленности);                                            - среднее специальное образование - 14,8%                                                                                   - среднее - около 60%.

По  семейному положению:                                                                                             23,7% женаты (замужем)                                                                                                  76,3% холосты (не замужем)

В социальном отношении также весьма разные категории подвержены вовлечению в секты.                                                                                                                                     Род деятельности адептов зависит от принадлежности к той или иной религиозной организации. Так, в секте «Свидетели Иеговы» подавляющее число лиц (67,8%) заняты трудом, не требующим большой временной отдачи, здесь преобладают профессии низкого социального статуса, и 28,3% пенсионеров. В сектах мормонов и сайентологов, напротив, преобладающее количество участников имеют профессии, требующие высокого интеллектуального уровня, профессиональной подготовки, социально значимы. 37,2% работают в управленческих государственных структурах, 44,6% занимаются частным предпринимательством, остальные 18,2% приходятся на работников образовательных учреждений и военнослужащих.

У каждой секты свои предпочтения. Сайентологи - одна из самых зловещих сект, вербуют менеджерскую и инженерно-техническую  молодежь. Это богатейшая организация  с чистым дневным доходом от 3 до 5 миллионов долларов. К "сайентологической церкви" относятся десятки центров и организаций, в том числе Международная гражданская комиссия по правам человека и Международный центр детоксикации - очистки крови.

К сожалению, весьма подвержена влиянию  сект интеллигенция.

Довольно уязвимыми для вовлечения в тоталитарные секты оказываются студенты первого-третьего курсов. Они испытывают возрастной стресс, переход от детской к взрослой жизни. Плюс первые разочарования, поиск смысла жизни… Вторая группа – люди предпенсионного и пенсионного возраста. Человек чувствует себя невостребованным, одиноким. Появляется свободное время. Человек задумывается о вечном (1).

               Мотивы вхождения граждан в религиозные секты.

1. Трудная жизненная ситуация - эту категорию составляют люди, которые находятся в кризисной ситуации на момент вхождения в организацию. Преобладающими являются следующие мотивы: развод, семейное неблагополучие, тяжелая болезнь (инвалидность), потеря работы, тяжелое материальное положение, смерть близкого человека, переезд из другого региона, приобщение близкого человека к наркотикам или попадание его в места лишения свободы.

2. Уход от одиночества - основные мотивы людей, которые по тем или иным причинам ведут одинокий образ жизни, считают себя никому не нужными, в связи с чем пытаются найти эмоциональную поддержку тех, кто может оказать им психологическую помощь и избавить от одиночества.

3. Поиск себя - мотивы тех людей, которые еще не определились в жизни, ищут смысл своего существования, пытаются ответить для себя на вопросы бытия.

4. Влияние близких людей - родителей, родственников, друзей.

5. Под влиянием людей посторонних - членов каких-либо религиозных организаций (6).

Характерно то, что  прослеживается неравномерность распределения  процентного соотношения выделенных мотивов среди лиц различных возрастных групп(2).

Возрастная группа

Влияние близких людей

Влияние членов религиозных  организаций 

Трудная жизненная ситуация

Поиск себя

Уход от одиночества

15 - 20 лет

43,6%;

24,5%;

15,5%;

12,2%

4,2%.

20 - 30 лет

1,2%

17,3%;

27,5%;

46,7%;

7,4%;

30-50 лет

0,2%

3,4%;

63,8%;

2,2%

30,4%;

50 лет и выше

 

11%

18,7 %;

 

70,3%;


 

В секты людей приводит любопытство, духовные искания, поиск  смысла жизни. И, как правило, в секте  человек удовлетворяет свою любопытство, обретает смысл жизни… но потом теряет всё – семью, работу, социальный статус, друзей, здоровье.

 

Вербовка в  тоталитарные секты

Обыкновенно люди не ищут секту, чтобы в нее попасть. Секты  ищут людей, чтобы завербовать их. Вовсе не обязательно переживать состояние потерянности, депрессии или неуверенности в себе, чтобы попасться на вербовочные приемы секты.

Люди обычно попадают в секту, потому что они не знают, чем эта группа является на самом деле; вербовщики не говорят им честно и искренне об истинной природе секты; вербовщики не сообщают им обо всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы; вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным; вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас.

Типичные методы вербовки  в секту(8):

 •  К вам подходят на улице или приходят домой, и спрашивают о Вашем отношении к Богу, предлагают бесплатное изучение Библии, или других священных книг, дарят бесплатную литературу. Если Вы пойдете на контакт, например, возьмете литературу, то дальше Вас не оставят в покое, и постараются развить Ваш “интерес”.

 •  Еще одна возможная форма первого контакта – кто-то из знакомых, пригласит Вас в ДК, или на квартиру, «посмотреть на хороших верующих людей».

   • Другой вариант вербовки, свойственный эзотерическим сектам – это обещания посвятить Вас в тайные знания, возможно это и через приглашение на лекции.

   • Многие секты организовывают бесплатные курсы английского, компьютеров, менеджмента. Помимо основного, на этих курсах обязательно преподается и религиозный предмет (например, изучение Библии), через который ведется вербовка. При этом Вам скажут, что никто Вас не будет принуждать к участию в той, или иной секте, просто Вам расскажут про Библию и все. Но уже тут есть ложь – ведь курсы то и созданы для вовлечения в секту, а вовсе не для развития знания английского у населения.

   • Церковь Сайентологии вербует людей через анкеты, которые предлагают заполнить для оценки Вашего уровня интеллекта и психики (потом на основе полученных данных сайентологи могут шантажировать Вас), потом Вам расскажут, что Ваш уровень нуждается в усовершенствовании на соответствующих сайентологических курсах (кстати, платных) – так начнется Ваш путь в одну из самых опасных в мире сект. При этом собственно о «Церкви сайетологии» вербовщики Вам ничего, до поры, до времени, не скажут.

•  Сектанты начали распространять свои идеи через бесплатные театрализованные представления в детских садах, школах, клубах, домах культуры.

• На детей можно воздействовать и через родителей. Те дети, которые будут находиться рядом с взрослыми, попавшими под влияние секты, также попадут под это влияние.

• Секты уделяют самое серьёзное внимание средствам массовой информации - мощному рычагу для формирования менталитета. На общероссийском уровне это вылилось в утренние радио - и телепроповеди различных "евангелистов", псевдохристианские мультфильмы, которые с подачи секты "Дети Бога" транслировало "Останкино", а также целую серию "познавательных" протестантских программ на канале "Российские университеты". Уже не первый год в России ведет работу спутниковый телеканал «ТБН-Россия», учрежденный религиозным объединением "Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» («АХЦ»). Телеканал, в основном, специализируется на трансляции проповедей и «служений» российских и зарубежных лидеров харизматических сект, многими специалистами -сектоведами признанных деструктивными. Уже второй год «АХЦ» посредством своих региональных представителей осуществляет установку спутниковых антенн, транслирующих «ТБН» в детских домах и местах лишения свободы.  
В настоящее время объединением «АХЦ» учрежден и начал действовать детский телеканал «Улыбка ребенка» 
Сектанты утверждают, что проект по установке спутниковых антенн для детских учреждений России осуществляется «Ассамблеей гуманности» при поддержке партии «Единая Россия».

 

Методы воздействия на человека в секте

 

    Нельзя не согласиться с мнением американских исследователей, которые считают, что люди присоединяются к культам не потому, что они делают разумный выбор, а потому, что их обманули. Этот процесс является обольщением, а не свободным выбором, сделанным на основе необходимой и достаточной информации.

    Процесс присоединения к культам соответствует психотехнологии формирования DDD синдрома, который был одним из объяснений того, что в США принято называть «промыванием мозгов»(10).

  DDD синдром (deception, dependency, dread - обман, зависимость, страх) соответственно состоит в сокрытии действительных целей культа, в камуфлировании первоначальной «бомбардировкой любовью» и последующей жесткой эксплуатации, в подавлении собственной личности с полным подчинением культу и в страхе как главном инструменте манипулирования, основанным на постоянно поддерживаемом чувстве вины.

Авторы фундаментальных исследований тоталитарных культов М. Т. Сингер и Р. Д. Лифтон описали восемь элементов, применяемых для тоталитарного воздействия на личность, которые при одновременном и систематическом их использовании приводят к «катастрофическому изменению самосознания». Эта «психотехнология» стала характерным методом «работы» в тоталитарных сектах:

1) Форсированная интеграция в  культовую модель верований и  систему межличностных отношений,  их жесткое структурирование, регуляция  поведения и использования времени,  контроль за потоком информации: постоянная загрузка культовой и полная изоляция от какой-либо иной.

С помощью этого происходит психологическая и поведенческая идентификация с группой.

2) Мистическое манипулирование  - использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа».

3) Требование резкого деления  мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Неокультовая организация - хорошая и чистая, все остальное - плохое и грязное.

4) Обязательность непрерывной  исповеди и чистосердечных признаний  для того, чтобы не оставить  адепту ничего личного, сокровенного и поддерживать в нем чувство вины.

5) «Святая наука» - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой «абсолютной истине», считается ложной.

6) Нагруженный культовым смыслом  язык - создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой возможности для самостоятельного и критического мышления.

7) Доктрина выше личности - доктрина  более реальна и истинна, чем  личность и ее индивидуальный  опыт.

8) Разделение права на существование - члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет, и примат принципа «цель оправдывает любые средства».

 Следует отметить, что в некоторых сектах применяются методы прямого гипнотического и скрытого внушения, нейролингвистического программирования, трансцендентальных медитаций.

    Изначально, любой человек обладает определённой системой психологической защиты личности, обеспечивающей ему иммунитет от деструктивных влияний, как группы, так и другого человека. Сила защиты варьируется в зависимости от личностных особенностей человека и его знаний. Так осведомлённость о действии определённых групповых феноменов может повысить уровень психологической защищённости личности.

   Взломать психологическую защиту личности, действуя простым убеждением, в большинстве случаев не удаётся. Чтобы проникнуть во внутренний мир человека, в секте организуется специальная ситуация (ситуации), в рамках которой выработанные раннее личностью защитные механизмы не эффективны.

      М. Т. Сингер и Р. Д. Лифтон выделили следующие параметры ситуаций, с помощью которых, можно достичь ослабления защитных механизмов нового человека, включившегося в жизнь тоталитарной секты:

1. Тотальный контроль над временем (в том числе и временем размышления); практикуется физически и эмоционально напряжённая деятельность, при этом даётся мало времени на её осмысление и в целом на уединение;

2. Содержание новичков в состоянии  неведения и неспособности отдавать  себе отчёт в том, что с  ними делают;

3. Создание жёстко контролируемой  директивными лидерами системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя дискомфортно, подталкивая их к мысли о том, что они, к примеру, врождённо неполноценные. Активная эксплуатация группового давления;

4. Создание у новичка ощущения беспомощности и снятие этого неприятного переживания с помощью обеспечения его моделями нового поведения - удобного группе;

5. Подавление прежнего социального  поведения и, за счёт манипулирования  наградами и наказаниями, достижение  нового состояния сознания. Далее использование нового состояния сознания для создания желаемого восприятия прежнего жизненного опыта (его переоценки);

6. Использование методик,  тормозящих процесс мышления (медитация,  трансы) ((7).

     Подростки являются наиболее лёгкой добычей, так как переживают сложный биологический криз. Используются особенности подросткового возраста с его поведенческими реакциями (9):                                                                                                а) эмансипации - стремление к независимости, самоутверждению, свободе от опеки старших облегчает новым «учителям» осуществить отрыв от семьи, школы, друзей;

Информация о работе Опасность вовлечения человека в тоталитарную секту