Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:53, реферат
Сектантство – одна из основных опасностей, подстерегающих современного человека. В первую очередь от этой напасти страдают молодые люди и подростки от двенадцати до шестнадцати лет, однако и взрослые очень часто попадают в лапы различных проповедников. «Секта» — слово латинское, но его этимология не ясна. Варианта два: secare - отсекать, разделять и sequi - следовать за лидером.
I ДИАГНОСТИКА ОПАСНОСТИ
Определение понятия «секта»
Классификация сект
Категории лиц, вовлеченных в секты
Мотивы вхождения граждан в религиозные секты
Вербовка в тоталитарные секты
Методы воздействия на человека в секте
II ПРОФИЛАКТИКА ОПАСНОСТИ
Законодательная база
Информирование населения
III ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Декомпозиция
Дерево причин и опасностей
Определение целей
Прогнозирование и планирование мероприятий
Приемлемые методы и средства
Определение эффективности мероприятий
IV ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Неопятидесятники тоже специализируются на молодежи. От того безумия, которое творится на их собраниях, кровь стынет в жилах. Сотни людей часами то бьются в конвульсиях, то без перерыва хохочут.
Образовательный
уровень участников большинства религиозных
тоталитарных организаций имеет следующую
структуру:
По
семейному положению:
В социальном
отношении также весьма разные категории подвержены
вовлечению в секты.
У каждой секты свои предпочтения. Сайентологи - одна из самых зловещих сект, вербуют менеджерскую и инженерно-техническую молодежь. Это богатейшая организация с чистым дневным доходом от 3 до 5 миллионов долларов. К "сайентологической церкви" относятся десятки центров и организаций, в том числе Международная гражданская комиссия по правам человека и Международный центр детоксикации - очистки крови.
К сожалению, весьма подвержена влиянию сект интеллигенция.
Довольно уязвимыми для вовлечения в тоталитарные секты оказываются студенты первого-третьего курсов. Они испытывают возрастной стресс, переход от детской к взрослой жизни. Плюс первые разочарования, поиск смысла жизни… Вторая группа – люди предпенсионного и пенсионного возраста. Человек чувствует себя невостребованным, одиноким. Появляется свободное время. Человек задумывается о вечном (1).
Мотивы вхождения граждан в религиозные секты.
1. Трудная жизненная ситуация - эту категорию составляют люди, которые находятся в кризисной ситуации на момент вхождения в организацию. Преобладающими являются следующие мотивы: развод, семейное неблагополучие, тяжелая болезнь (инвалидность), потеря работы, тяжелое материальное положение, смерть близкого человека, переезд из другого региона, приобщение близкого человека к наркотикам или попадание его в места лишения свободы.
2. Уход от одиночества - основные мотивы людей, которые по тем или иным причинам ведут одинокий образ жизни, считают себя никому не нужными, в связи с чем пытаются найти эмоциональную поддержку тех, кто может оказать им психологическую помощь и избавить от одиночества.
3. Поиск себя - мотивы тех людей, которые еще не определились в жизни, ищут смысл своего существования, пытаются ответить для себя на вопросы бытия.
4. Влияние близких людей - родителей, родственников, друзей.
5. Под влиянием людей посторонних - членов каких-либо религиозных организаций (6).
Характерно то, что
прослеживается неравномерность распределения
процентного соотношения
Возрастная группа |
Влияние близких людей |
Влияние членов религиозных организаций |
Трудная жизненная ситуация |
Поиск себя |
Уход от одиночества |
15 - 20 лет |
43,6%; |
24,5%; |
15,5%; |
12,2% |
4,2%. |
20 - 30 лет |
1,2% |
17,3%; |
27,5%; |
46,7%; |
7,4%; |
30-50 лет |
0,2% |
3,4%; |
63,8%; |
2,2% |
30,4%; |
50 лет и выше |
11% |
18,7 %; |
70,3%; |
В секты людей приводит любопытство, духовные искания, поиск смысла жизни. И, как правило, в секте человек удовлетворяет свою любопытство, обретает смысл жизни… но потом теряет всё – семью, работу, социальный статус, друзей, здоровье.
Вербовка в тоталитарные секты
Обыкновенно люди не ищут секту, чтобы в нее попасть. Секты ищут людей, чтобы завербовать их. Вовсе не обязательно переживать состояние потерянности, депрессии или неуверенности в себе, чтобы попасться на вербовочные приемы секты.
Люди обычно попадают в секту, потому что они не знают, чем эта группа является на самом деле; вербовщики не говорят им честно и искренне об истинной природе секты; вербовщики не сообщают им обо всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы; вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным; вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас.
Типичные методы вербовки в секту(8):
• К вам подходят на улице или приходят домой, и спрашивают о Вашем отношении к Богу, предлагают бесплатное изучение Библии, или других священных книг, дарят бесплатную литературу. Если Вы пойдете на контакт, например, возьмете литературу, то дальше Вас не оставят в покое, и постараются развить Ваш “интерес”.
• Еще одна возможная форма первого контакта – кто-то из знакомых, пригласит Вас в ДК, или на квартиру, «посмотреть на хороших верующих людей».
• Другой вариант вербовки, свойственный эзотерическим сектам – это обещания посвятить Вас в тайные знания, возможно это и через приглашение на лекции.
• Многие секты организовывают бесплатные курсы английского, компьютеров, менеджмента. Помимо основного, на этих курсах обязательно преподается и религиозный предмет (например, изучение Библии), через который ведется вербовка. При этом Вам скажут, что никто Вас не будет принуждать к участию в той, или иной секте, просто Вам расскажут про Библию и все. Но уже тут есть ложь – ведь курсы то и созданы для вовлечения в секту, а вовсе не для развития знания английского у населения.
• Церковь Сайентологии вербует людей через анкеты, которые предлагают заполнить для оценки Вашего уровня интеллекта и психики (потом на основе полученных данных сайентологи могут шантажировать Вас), потом Вам расскажут, что Ваш уровень нуждается в усовершенствовании на соответствующих сайентологических курсах (кстати, платных) – так начнется Ваш путь в одну из самых опасных в мире сект. При этом собственно о «Церкви сайетологии» вербовщики Вам ничего, до поры, до времени, не скажут.
• Сектанты начали распространять свои идеи через бесплатные театрализованные представления в детских садах, школах, клубах, домах культуры.
• На детей можно воздействовать и через родителей. Те дети, которые будут находиться рядом с взрослыми, попавшими под влияние секты, также попадут под это влияние.
• Секты уделяют самое серьёзное внимание
средствам массовой информации - мощному
рычагу для формирования менталитета.
На общероссийском уровне это вылилось
в утренние радио - и телепроповеди различных
"евангелистов", псевдохристианские
мультфильмы, которые с подачи секты "Дети
Бога" транслировало "Останкино",
а также целую серию "познавательных"
протестантских программ на канале "Российские
университеты". Уже не первый год в России
ведет работу спутниковый телеканал «ТБН-Россия»,
учрежденный религиозным объединением
"Ассоциация христианских церквей «Союз
христиан» («АХЦ»). Телеканал, в основном,
специализируется на трансляции проповедей
и «служений» российских и зарубежных
лидеров харизматических сект, многими
специалистами -сектоведами признанных
деструктивными. Уже второй год «АХЦ»
посредством своих региональных представителей
осуществляет установку спутниковых антенн,
транслирующих «ТБН» в детских домах и
местах лишения свободы.
В настоящее время объединением «АХЦ»
учрежден и начал действовать детский
телеканал «Улыбка ребенка»
Сектанты утверждают, что проект по установке
спутниковых антенн для детских учреждений
России осуществляется «Ассамблеей гуманности»
при поддержке партии «Единая Россия».
Методы воздействия на человека в секте
Нельзя не согласиться с мнением американских исследователей, которые считают, что люди присоединяются к культам не потому, что они делают разумный выбор, а потому, что их обманули. Этот процесс является обольщением, а не свободным выбором, сделанным на основе необходимой и достаточной информации.
Процесс присоединения к культам соответствует психотехнологии формирования DDD синдрома, который был одним из объяснений того, что в США принято называть «промыванием мозгов»(10).
DDD синдром (deception, dependency, dread - обман, зависимость, страх) соответственно состоит в сокрытии действительных целей культа, в камуфлировании первоначальной «бомбардировкой любовью» и последующей жесткой эксплуатации, в подавлении собственной личности с полным подчинением культу и в страхе как главном инструменте манипулирования, основанным на постоянно поддерживаемом чувстве вины.
Авторы фундаментальных исследований тоталитарных культов М. Т. Сингер и Р. Д. Лифтон описали восемь элементов, применяемых для тоталитарного воздействия на личность, которые при одновременном и систематическом их использовании приводят к «катастрофическому изменению самосознания». Эта «психотехнология» стала характерным методом «работы» в тоталитарных сектах:
1) Форсированная интеграция в
культовую модель верований и
систему межличностных
С помощью этого происходит психологическая и поведенческая идентификация с группой.
2) Мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа».
3) Требование резкого деления мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Неокультовая организация - хорошая и чистая, все остальное - плохое и грязное.
4) Обязательность непрерывной
исповеди и чистосердечных
5) «Святая наука» - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой «абсолютной истине», считается ложной.
6) Нагруженный культовым смыслом
язык - создание специального
7) Доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт.
8) Разделение права на
Следует отметить, что в некоторых сектах применяются методы прямого гипнотического и скрытого внушения, нейролингвистического программирования, трансцендентальных медитаций.
Изначально, любой человек обладает определённой системой психологической защиты личности, обеспечивающей ему иммунитет от деструктивных влияний, как группы, так и другого человека. Сила защиты варьируется в зависимости от личностных особенностей человека и его знаний. Так осведомлённость о действии определённых групповых феноменов может повысить уровень психологической защищённости личности.
Взломать психологическую защиту личности, действуя простым убеждением, в большинстве случаев не удаётся. Чтобы проникнуть во внутренний мир человека, в секте организуется специальная ситуация (ситуации), в рамках которой выработанные раннее личностью защитные механизмы не эффективны.
М. Т. Сингер и Р. Д. Лифтон выделили следующие параметры ситуаций, с помощью которых, можно достичь ослабления защитных механизмов нового человека, включившегося в жизнь тоталитарной секты:
1. Тотальный контроль над
2. Содержание новичков в
3. Создание жёстко
4. Создание у новичка ощущения беспомощности и снятие этого неприятного переживания с помощью обеспечения его моделями нового поведения - удобного группе;
5. Подавление прежнего
6. Использование методик, тормозящих процесс мышления (медитация, трансы) ((7).
Подростки являются наиболее
лёгкой добычей, так как переживают сложный
биологический криз. Используются особенности
подросткового возраста с его поведенческими
реакциями (9):
Информация о работе Опасность вовлечения человека в тоталитарную секту